***

150
вещей
* * *
155
De Consol. V, 6.
156
De Trin. IV Ср.: «Наше «теперь» как бы бежит и тем самым создает время и беспрестанность, а божественное «теперь» – постоянное, неподвижное и устойчивое – создает вечность».
157
Octog.Tri.Quaest.,28.
158
De Causis. Ср.: «Бытие, что прежде вечности, есть первая причина... А бытие, что вместе с вечностью, есть ум, так как он есть вторичное бытие... А бытие, что после вечности и над временем, есть душа...».
159
В синодальном переводе: «Господь будет царствовать вовеки и в вечность».
160
De Coelo 1,9. Ср.: «Воистину, древние изрекли это имя (т. е. век) по божественному наитию. Ибо срок, объемлющий время жизни каждого отдельного [существа, срок], вне которого [нельзя найти] ни одну из его естественных [частей], они назвали «веком» каждого».
161
Epis, ad Damasum. XV.
162
DeTrin.XV
163
В синодальном переводе: «Их благоденствие продолжалось бы навсегда» (речь идет о народе Израиля).
164
Metaph. VI, 4. Ср.: «Ведь ложное и истинное не находятся в вещах, так чтобы благо, например, было истинным, а зло непременно ложным, а имеются в [рассуждающей] мысли, в отношении же простого и его сути – даже и не в мысли».
165
Phys. IV, 11. Cp: «...по субстрату «теперь» одно и то же, только бытие его различно. «Теперь» измеряет время, поскольку оно предшествует и следует; само же «теперь» в одном отношении тождественно, в другом – нет: оно различно, поскольку оно всегда в ином и ином времени (в это и состоит его сущность как «теперь»), с другой стороны, «теперь» по субстрату тождественно».
166
Gen. ad Lit. VIII, 22.
167
Здесь имеются в виду также и слова, сказанные несколько выше: «...Премудрость – от Господа, и с Ним пребывает вовек» (Сир.;1,1).
168
De Consol. V, 6. Боэций говорит о «всей протяженности одновременно», что может (с некоторыми оговорками) служить определением того, что называют «веки веков». Далее он пишет о различии веков от вечности: «...одно дело вести бесконечную во времени жизнь..., а другое – быть всеобъемлющим наличием бесконечной жизни, что возможно лишь для божественного разума...».
169
Phys. IV, 12. Cp: «...в каком-то отношении вещи подвергаются воздействию со стороны времени – как мы имеем обыкновение говорить: «точит время», «все стареет от времени», «все со временем забывается», но не говорим: «научился [от времени]» или «сделался от времени молодым и красивым». ибо время само по себе скорее причина уничтожения: оно есть число движения, движение же лишает [существующее] того, что ему присуще. Отсюда ясно, что вечные существа, поскольку они существуют вечно, не находятся во времени, так как они не объемлются временем и бытие их не измеряется временем; доказательством этому [служит] то, что они, не находясь во времени, не подвергаются воздействию со стороны времени».


Рецензии