Мысли на заметку. 20 января 2022 года

      В ночь прочёл весьма интересную фразу:

      «В XIX веке, безусловно под влиянием Великой французской революции, принцип историзма, пожалуй, закрепляется в качестве главной социально-философской идеи. История, таким образом, становится предпочтительным «предметом» человеческих усилий».

       Это написал Суходуб. Не знаю, кто это.

       Он описывает человеческое желание быть субъектом истории, а не объектом. Простыми словами, желание человека делать историю самому, а не плыть по историческому течению. И это везде видно, когда слушаешь политических экспертов. Они пропитаны этой идеей субъективности насквозь. На Украине прямо говорят, только поставь правильного субъекта управлять нами, и всё наладится. То есть субъектность исторического процесса подразумевается сама собой. И практика ничему их не учит. Начиная с Ленина и кончая Зеленским, все их обманывают и ведут не туда. И они не задаются вопросом, что, быть может, тут дело вовсе не в персоналиях. Но подняться до обобщающего взгляда со стороны — очень сложно. Я-то вижу как раз объективность человека в истории. Отсюда классическое: Богу — богово, Кесарю — кесарево. Человек субъектен в понимании, в осознании, в духе, но объектен в материальном мире, который живёт по своим, материальным законам.
(Это к исторической концепции Толстого в «Войне и мире».)
       _________________

       [...]. Попил цикорию и вышел чистить. Серость и небольшой минус, работалось очень приятно. Особенно, когда думаешь о предстоящем после всего горячем душе.

       Когда чистил возле веранды, лес за забором, до этого молчаливый, вдруг начинал волноваться вершинами и угрожающе шуметь. Даже не по себе становилось. Но как-то радостно не по себе.
       _________________

       Думал опять об изменах. Вспомнились слова одной женщины, которая утверждала, что мужчины всё равно мечтают в глубине души «прищучить» женщину, поймать с поличным, уличить. Это, мол, обратная сторона ревности. А ревность неотъемлемая часть обладания.
 
       И я с ней согласен. Как богач, который боится разорения и представляет себе, как его обворовывают и он ловит и наказывает жуликов, так и ревнивец представляет себе, как жена ему наставляет рога, а он её уличает и жизнь ту наказывает.

       И мне вдруг почудилось, что «Анна Каренина» выросла из этого психологического эффекта. Кити и Левин — женщина может отвергнуть с самого начала, Анна и Каренин — женщина может изменить. И в том, и в другом случае женщина наказывается провидением. «Мне отмщение, и аз воздам». Обобщающий взгляд на возможность измены в браке. Но как бы он ни обобщал, а платонический роман Софьи Андреевны с Танеевым ударил его по его самости, и ударил пребольно. Роман — решение вопроса ревности.
       _________________

       Суходуб Татьяна Дмитриевна — это философ из Донецка. Прочитал в «Википедии». [...].
       _________________

       Вечером додумывал сексуальную тему у Толстого. [...].
       _________________

      О Толстом. Исследование (художественное) половой любви проходит через все произведения, почти все произведения Толстого. От «Семейного счастья», через «Войну и мир», «Анну Каренину» и до «Дьявола» и «Отца Сергия». И он прошёл путь от обоготворения любви к женщине до признания её дьявольским искушением. Он сделал это в художественных произведениях. А параллельно он прожил семейную жизнь: от влюбленности, что готов был застрелиться, до бегства от жены, как от прокажённой. Через счастливую семейную жизнь. И в этом нет противоречия. Это естественное развитие человека. Половая любовь превращается в эгоизм, который разрушает любые отношения и порождает ненависть.

       А когда тобой управляет ненависть, тобой управляет дьявол.

       Но больше всего меня заинтересовало, каким образом развитие абстрагирования меняет отношение человека к половому влечению. Очевидно, что монашеское отношение отличается от обывательского, а обывательское — от толстовского. Как? Об этом я и думал. Тут очень помогает обучение сексуальным приёмам и освоение сексуальной техники получения удовольствия. Таким нехитрым способом разум убивает, вытравливает из процесса чувственную, эмоциональную составляющую.


Рецензии