Студент прохладной жизни

Начало  нового  учебного  года,  сентябрь  1962 год.  Сенька  впервые 
идёт  в  школу  с  новеньким   портфелем   из  кожзаменителя, 
пахнущим   то  ли   какими-то  красками,  то  ли  лаком, 
или  специальным  пропитывающим  составом.  Короче   чем-то   
приятным  и  свежим.   
Это   первый,   настоящий    портфель   за   все   его    школьные   годы.
 До  пятого  класса    он   учился  в  начальной  школе  и  носил   сумку      
   сшитую,   из   обрезков    чёрного   халата,    которым   была   
покрыта   старая   фуфайка,   служившая    ему   вместо   пальто.   
А  из  обрезков,  оставшихся  от  халата,  и  была  сшита  сумка,  с  которой 
он   и  проходил    все  годы,  когда  учился  в  начальной   школе.   
  Первые    полгода,   когда      пошёл   в   первый   класс,   вообще   носил      
школьные   принадлежности   в   платке,   которым   женщины   покрывают   
головы.   
Мамка   выделила   из   своего   скудного   гардероба.      Так   и   ходил,   пока   
не   была   сшита   эта  сумка   с   одной   перегородкой   и   с   накладным   
карманом   с   лицевой   стороны.   В   сумку   он   укладывал   и   книги,  и   
тетради,   и карандаши,   и  пенал,  и  чернильницу  - непроливайку,   и  всё   
остальное,   необходимое   для   школьных  занятий.
 А  так,  как  чернильница  частенько  переворачивалась  в  сумке,   поэтому 
тетради  были  в  кляксах,  руки  измазаны,  да  и  сумка  была  вся  пропитана 
чернилами. 
А   теперь   у   него   новенький  портфель,   настоящий   портфель,   как   у   
всех   ребят,    с   металлической   застёжкой   и   с   тремя   перегородками,   
куда   он   мог   отдельно   укладывать   книги,    тетради,   цветные 
карандаши  «Радуга»,  линейка,  пенал,  в  котором  лежали  две  ручки, 
несколько  перьев  со  звёздочками   резинка -  ластик, и  два  простых 
карандаша.   
Лёнька   шёл   в   школу   гордо,   с   высоко   приподнятой   головой,   
помахивая   новым   портфелем,   который      искрился     в   ярких    
лучах   осеннего   яркого  солнышка. 
 Но   недолго   ему   пришлось   ходить   в   школу   с   новеньким   портфелем.
Он  учился  теперь  в  основной  центральной  средней  школе,   в  которую   
ходили  не  только  местные,    но  и   ребята  из  всех   
ближайших   деревень,  хуторов   и   посёлков.   
Во  многих  деревнях  и  посёлках  дети  учились  до  пятого,  а  в  некоторых  и   
до  девятого  класса,   а   остальные   годы    доучивались,  кто  имел такое  желание,   в  основной  сельской  школе  села    Никольского.
Однажды   на   большой   перемене   ребята,    постарше   из    восьмых,  девятых  классов,   стали   хвастаться   боевыми   патронами.   По   их   словам,   они   нашли   их   в   лесу.   Каждому    из   ребят   так   хотелось   подержать   в   руках   
и  почувствовать   холодок      взрывоопасного  металла.   
Патроны  были    гладкие   и    сверкали   на   солнце   как   будто    бы  только 
что  сошли  с  конвейера   на  заводе   всего   несколько     часов   назад. 
  Сеньке    так   захотелось   иметь   у   себя   хотя   бы   один   настоящий   боевой   патрон.   И    он  обменял   коробку  -  семь  новых   цветных  карандашей, 
которые   были   с   трудом   куплены   на   деньги,    
выделенные   из   скромного   семейного   бюджета, -  на   три   боевых   патрона.   
Сенька   понимал,   что   ему   очень   сильно   влетит   дома,   но   удержаться   от   соблазна   не   мог.   Его   примеру    последовали   другие   ребята.   Они   тоже   стали  менять.     У   одного   парня   был   новенький   складной   нож,   у   другого  -  красивая   ручка.    Короче,   у   кого  что   было,   то  он  и  предлагал  для  обмена. 
 Вовремя   уроков   Сенька   частенько  засовывал  руку  в  карман,  чтобы 
ещё  разок  ощутить  холодок   опасного  металла. 
После   уроков,    он  вместе  с  ребятами  - Иваном   Шумаковым   и   
Виталиком  Жигуновым,   -  выйдя   из   школы,   направился   по   тропинке,   
которая   шла      около   домов   и   сворачивала   к   речке.   По   этой   тропинке   они   каждый   день   ходили   в   школу   и   из   школы, - а    взрослые   по  своим  делам:    в  магазин,  на  почту  и  на  работу.    Поэтому   она   была   всем   очень   знакома.    А  главное,     на  много  сокращала  путь  до  школы.   
Дойдя   до   кустов   жёлтой   акации,  ребята   остановились,  набрали   сухих   
веток   и   недалеко  от   тропинки   развели   костёр.   Каждый     выделил   по   одному   патрону.   Три   патрона   они   положили   в   костёр,  который  разгорался  очень  плохо    да   к   тому   же   ещё   мешал    боковой   ветер. 
 И   тогда   Сенька   рядом   с   костром   с   той   стороны,   откуда   дул   ветер,   поставил   свой   новенький  портфель.
«Учительница»,-   вдруг   прокричал   Виталик   Жигунов,   и   все,   как   по   
Команде,   рванули   за   кусты  акации.  Все  ребята,  в  том  числе  и  Сенька, 
испугались  учительницы.   Он  даже  забыл  взять  свой  портфель,  которым 
прикрывал   костёр  от  ветра.  А  когда  вспомнил,   было  поздно,  Галина  Семёновна  была  уже  рядом  с  костром.  Она   тоже   шла   домой   после   школьных   занятий.   И  так  же,  как  и  все,  ходила  в  школу  по  этой  тропинке.    В   школе   она  вела  уроки   истории   и   рисования.    Галина  Семёновна,  проходя  мимо,   даже   не   обратила   внимания   ни  на   костёр,   который   уже   вовсю    полыхал,   ни   на   портфель   стоявший   рядом.   
Видимо,   её  в тот  момент  тревожили  совсем  другие   мысли,  она   думала,      
возможно,   о   чем-то   своём,  может,  даже  о  школьной  работе. 
   И   только   когда   она   ушла  далеко  и  скрылась   за   поворотом,   
ребята   вышли   из    укрытия.   Но   подходить    к   костру  боялись,   вдруг   
начнут   взрываться   патроны.   А   когда   Сенька   увидел   свой   
полыхающий   новенький   портфель,   он   рванулся   со   всех   ног, 
пренебрегая    страхом,   схватил   портфель   и   стал   сбивать   пламя.   
Но    всё  это  было  уже  не  к  чему,   задняя   стенка    прогорела   
полностью   и   уже   начали   чадить   книги.
  Сеньку   обуял    такой   страх,   что   он   даже   потерял  дар  речи,     не   
осознавая   сразу,   что   же   произошло   на   самом   деле   и   что   же   ему   
теперь   делать.   «Это   же   катастрофа!» -  промелькнула   у  него  в   голове   
мысль.  А  ребята  тем  временем  умирали  со  смеху.  Им  то   что  не  смеяться,  у  них  портфели  в  полном  порядке. 
 Он   переложил   книги   в   среднее   отделение   портфеля,   чтобы   они   не   
вываливались    на   землю,  если    это   можно    назвать    тем   
портфелем,    с   которым   он   сегодня,   утром    гордо   помахивая,   шёл   в   
школу.    Ребята   тем   временем   разбирали   потухающий   костёр.   
В   земле   под   костром  было   углубление,  и   патроны   провалились   в   
это    углубление,    возможно,   поэтому   и   не   взорвались.  Они   достали   патроны,   которые   были   чуть   тёпленькие.   
Сенька   отказался   брать   свой   патрон   и   остальные   два   патрона   
отдал    ребятам.   Тут   хотя   бы    с   одним    делом    разобраться,   не   дай   
Бог,   ещё   патроны   найдут   родители,   тогда  считай,   вообще   пропало   
дело.   Особенно   после   того   случая,   который   произошёл   в  селе  не 
так  давно.   Сельские   ребята   ходили   в   лес   за   грушами,   а  когда      
возвращались   домой,    нашли   противотанковый   снаряд.   
Решение   созрело   мгновенно.   Один   мешок   груш   высыпали    в   лесу,  а 
снаряд   положили   в   мешок  и   принесли   домой,   и   спрятали   под   
мостом   около   речки.    А   вечером,   на  пяточок,  где   всегда
собиралась   молодёжь,  пришли  взрослые   парни  лет  девятнадцати – двадцати -   Мишка   Жилкин,   Вадик   Трошкин,  жившие   по   соседству   с   Сенькой     и  работавшие   в   колхозе     прицепщиками.   Они  были  слегка   под  хмельком  (это  был   день  получки)  и  стали  приставать  к  подросткам.   
  Один   из   ребят,   Вадик   Кустов,  чтобы  они  от  них  отстали,  показал  этим   двум   парням   снаряд,   который   лежал   под   мостом,    он   же    принёс   топор   из   дома.   Парни   взяли  снаряд,  и  топор   к   ним   ещё   присоединился   Славик   Жигунов,   старший  брат  Виталика.  Они   жили   тут   же   недалеко   от   речки.    Славик  уже   учился  в   седьмом   классе.     На  берегу   речки   они  стали   бить   по   головке    снаряда   топором.   Буквально   через   несколько   мгновений   снаряд   так   ахнул,   что   из   ближайших   домов   стали   выбегать   люди,   не   понявшие,   что   же   произошло.    Они   только   слышали   крик,   это   кричал   Вадик   Кустов.  Во  время   взрыва  он   находился   на   расстоянии   
двадцати   метров,   видимо   ждал,   что   же   может   произойти.   
Он  был   самый   младший,   но   оказался   самым   хитрым,   а   возможно,   и   
умным.   Осколки   при   взрыве   долетели   и   до   него,   у   
него   оторвало   несколько   пальцев   на   руке.   И   он   вероятно   от   боли   
очень   сильно   кричал:  « Ой,   убило,   ой,   убило!»    Двое   из   погибших, -    Сенькины   соседи,   Мишка   Жилкин   и   Вадик  Трошкин, - погибли   мгновенно,   их   тела   были   очень   сильно   повреждены.   А   у   Славика   Жигунова,  - похоже,   он   прятался  за  спинами  этих  ребят,  была   повреждена   осколками   только   одна   голова,   возможно,   он   выглянул   вовремя   взрыва.   Он   был   ещё  жив.    Подбежал   отец,   взял   его   на   руки,   чтобы   отнести   в   больницу,    но,   пробежав  несколько  десятков   метров,   он   понял,   что   сын   был   уже   мертв.   
Сенька     видел,   как   на   другой  день,   ранним   солнечным   тёплым   
утром  на   брезенте,   раскинутом   на   лужайке   около   дома,  под  кронами 
разлапистых  огромных   ракит,  дед   Игнат  обмывал   тело   своего   внука,   
прикладывая   части,   оторванные   при   взрыве.   Это   горе   зацепило   
каждую   семью,  и   никто   не   остался   равнодушным   к   чужому   
горю.   
Ребят   провожали   в   последний   путь   всем   селом,   в   том   числе   
большое   участие   принимала   и   школа.   
Около  двух  лет,  а  точнее  двадцать  два  месяца  хозяйничали   в   селе   
фашисты,   топтали  любимую  землю  своими  кованными  сапогами,
 много    крови   попили   у   сельчан.   
Жестокие   бои   шли   за   освобождение   села   Никольское  от   этих   
иродов.   
Поэтому  очень,   много   было   оставлено   боеприпасов   советского  образца,  и  немецкого  в   сельской   земле,   особенно   в   лесах    и   оврагах.
    Столько   лет   уже   прошло,   как   отгремели   последние   военные   залпы,   а   война   всё   даёт   о   себе   знать. 
 Был   ещё   случай,   с  одним   из   школьников. 
Ученик   шестого   класса   Семён   Ракитин,  нашёл   несколько   снарядов,   
и   стал   снарядом  долбить   другой.   Произошёл  такой   сильный   взрыв,   взметнувший   вверх   огромный  столб,  образовавший  большое   облако   дыма,  гари     и   пыли.     Неподалеку   пастух   пас   коров,   он   всё   это   видел,   как   после   взрыва    из   дымового   облака   вышел,   покачиваясь,  человек,   
шёл,   шёл,  а потом  упал.   Благодаря   этому   пастуху,   он    был   доставлен   в   больницу,   возможно,   поэтому   и   остался   жить  ещё  на   этом   белом   свете.   
Целый   год   он   пролежал   в   больнице  под  наблюдением  врачей.      
Не   окажись  поблизости    пастуха,   результат  мог   бы  быть  совсем   
иным.     Сенька   Ракитин   был   оставлен   в   школе   на   второй   год. 
 Когда   Сенька   увидел   его   в   школе   первый   раз   после   лечения, то
сразу   и   не  признал  его,  и  пришел  в  ужас.   Его   лицо   было   какое-то   
темно- фиолетовое, видимо, при  взрыве   в  него  попали  различные  инородные  предметы – мелкие  осколки,  порох.   Он   очень   плохо   видел.       
Вот   поэтому   Сенька   отдал   свои   патроны   ребятам.  Он   понимал,   что   за   это   будет   очень   жестоко   наказан.   Особенно   мамкой,   она   так   боялась   всего  этого.   
      Она  тоже  жила   в   селе,   которое   оккупировали    фашисты   
вместе   со   своей   матерью. 
В  мае  1941  года  ей  исполнилось  только  двенадцать  лет.  Её  частенько  прятали  от  этих  иродов,    она   многого   насмотрелась   за   
эти   два   года.     Рассказывала,   как   при   уборке   картофеля   на   полях,   
на   минах   подрывались   и   женщины,   и   дети,  каждая  торчащая  из 
земли  травинка  ей  казалась,    миной,  которая  может  в  любое 
время  взорваться.
  На  её  глазах  подорвалась  знакомая  женщина,  её  разорвало  на  куски,  ноги  отлетели  в  одну  сторону,  а   руки  - в  другую.   И  поэтому   сельские  жители   боялись   выходить   на   огороды,   особенно   дети - подростки,  даже  после  того,  когда  прогнали  фашистов.
    Сенька   шёл   домой   не   спеша,   он   не   знал,   что   можно   
придумать,   как   объяснить   родителям,   почему   сгорел    его   новенький   
портфель.   
Ребята   шли   рядом   и   посмеивались,   но   Сенька   не   обижался,   сам   
виновен   в   этом,   что   произошло. 
 Ему   сейчас   не   до   смеха,   в   голове   были   другие   мысли: 
как  выпутаться  из  этой  ситуации?   Когда   он   пришёл   домой,   никого   не   было,  кроме  старшего  брата  Максима.
  Ему   очень   захотелось   с   кем-то   поделиться   своим   горем,   и  он   решил   обо   всём,   что   случилось,   рассказать   брату,   при   этом   договорились,   что   тайна   останется   между   ними.    Но   когда   вечером   с  работы  пришёл  домой  отец,   он    присел   к   столу   и   потребовал,   чтобы   Сенька   показал   
свои   уроки.     Сенька   щёлкнул   металлической   застёжкой   портфеля,   
взял  дневник,  хотя  мог  его  достать  с  прогоревшей  стороны,  но   
сделал   вид,   что   у   него   всё   в   порядке,   подал   дневник   отцу. 
 - Что   ты   мне   дневник   суёшь,   давай  сюда     неси  портфель.      Только   тут  до  него   дошло,      отец  уже   всё   знает  о   его   несчастье,   видимо,   
старший   брат   не   сдержал   слово   и   успел   уже   наябедничать.
А  может,   ещё  от  кого-то  узнал,  ведь  недаром  говорят:  «Земля  слухами 
полнится».      
Сенька   взял   портфель,   прижимая   сгоревшую   сторону   к   себе,   и   
подошёл    к  отцу.  Взяв  портфель,  отец   сразу   же   стал   его   
рассматривать: 
 - Как   это   произошло?,   - спросил   он.   
 - Разожгли  с   ребятами  костёр,   рядом   с   костром   стоял   мой  портфель. 
- Что   ты   мямлишь? -  вдруг   прикрикнул   отец.  -  Говори   громче. 
-  Костёр   очень   плохо   разгорался.   Мы   отошли,   чтобы   набрать   сухих   веток,   а   когда   вернулись,   то   портфель   уже   полыхал.   
-И   как   ты   теперь   будешь   в   школу   ходить?   
- Я   его   починю,  - пообещал   он   отцу,   хотя   прекрасно   понимал,   что   
это  совершенно  невозможно.   Проще   купить   новый,   но   об   этом   не   могло   быть   и   речи.   
Сенька   получил   хорошую   взбучку    от   родителей.   А  в   школу   после   этого   случая   он  ходил   с   одной    или   двумя   тетрадками.   Одна   была   для   русского   языка,   а   друга ,  общая, - для   остальных   предметов.     В   неё    он  записывал   задания   по    алгебре,   геометрии,   химии,   физике.   
Так  он  и  ходил  в  школу,  имея  при  себе  пару   тетрадей  и  ручку, 
пока  не  закончил  восемь  классов. 
Поэтому   и   прицепилась   к   нему   прозвище   «Студент   прохладной   жизни».
                ***


Рецензии