З. К. Пряхина. - Горжусь званием учителя

       Размышления Пряхиной Зои Кузьминичны - учителя, Героя Социалистического Труда о миссии педагога.
       

       Почти сорок лет я учитель. Это и много, и … мало? Опыт опытом, но приходится признать, что мои всегда беспокойные воспитанники нет-нет, да и ставят меня в тупик неожиданными вопросами, поступками. Приходится сомневаться в себе, мучиться, не спать ночей, пытаться предвидеть, как сложится судьба того или иного ребенка, испытывать нервное напряжение, все свое личное время посвящать вновь и вновь им! И все-таки, если бы меня спросили, не жалею ли, что выбрала эту нелегкую профессию, я бы ответила : я счастлива своей судьбой.
       Как же ответственно это – быть учителем, формировать поколение молодых! Мы не можем, не должны допускать брака в своей деятельности. Она потому и особая, что предъявляет очень большие требования: у педагога должны быть богатые знания и неугасимая энергия, мудрость, и вечная молодость, требовательность и справедливость, простота и богатая внутренняя культура, строгость и сердечная доброта. В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» подчеркивается: «Эта благороднейшая и труднейшая профессия требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мыслей, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу».
Должна сказать, что в нашей школе работает сплоченный, дружный, мобильный коллектив педагогов. И вот что примечательно: ребята  уже любят во всем подражать  своим учителям и  нередко выбирают дальнейший жизненный  путь как и у них! Это и есть высокая оценка кропотливому труду , самая большая гордость. Вот факт: восемнадцать учителей нашей школы – ее выпускники.
        29 лет преподает в Мокроусской средней школе химию и биологию Ирина Романовна Сокирко, выпускница этой школы. А свою дорогу в будущее начинала, посоветовавшись с нами, своими учителями, пионервожатой. Этот опыт ей очень пригодился, когда стала организатором внеклассной работы. Вот уже три года Ирина Романовна возглавляет коллектив, она – директор. Сумела привить любовь к учительской профессии и своей дочери, которая после окончания Саратовского пединститута возвратилась в "родную гавань". Глубокие и прочные знания дает  учитель физики Валентина Григорьевна Заковрягина, секретарь партийной организации. Только на 4 и 5 училась в Мокроусской школе Валентина Васильевна Коваль, а теперь  не один десяток лет сама занимается творческим делом. Уроки ее всегда открытие.
        Заканчивая школу, наши выпускницы сейчас получают профессию швеи-мотористки. И в этом заслуга бывшей ее воспитанницы, ныне учительницы обслуживающего труда Антонины Васильевны Голиковой. Достаточно долго работает преподавателем математики Алла Николаевна Васильева, энергичная, беспокойная, отзывчивая.
        Однако хотелось бы обратить внимание на такую проблему: в сельских школах педагогических кадров все-таки не хватает. Несмотря на то, что многие молодые люди выбирают профессию педагога, а вузы области готовят достаточное количество специалистов. Даже в нашем учебном заведении в течении года не было преподавателя истории, а позднее прибыл на несколько месяцев студент четвертого курса госуниверситета и уехал. На 1984-85 учебный год опять открываются вакансии на пять человек. Причина в том, что выпускники педагогических вузов, и особенно СГУ, уже традиционно не доезжают до места распределения. Так, только по нашему району ежегодно 30-40 процентов молодых специалистов не прибывают  для занятий. Думается, пришла пора изучить эту проблему досконально и принять необходимые решения для комплектования сельских школ молодыми специалистами, а партийной организации Саратовского университета следует уделить особое внимание вопросу о его выпускниках.
        Часто молодые учителя говорят о том, что они – горожане – не могут жить в селе, в новых для них условиях. Очевидно, делая набор в вуз, нужно заранее предусматривать и это, делать льготы абитуриентам из сельских школ, которые получат диплом и вернутся домой. Очень правильное решение есть в Основных направлениях – «Практиковать прием в педагогические учебные заведения по рекомендации педагогических советов школ…». Так давайте его воплощать в жизнь!
        Скажу поподробнее о мужчинах Мокроусской  школы. Иван Егорович Степанов - тоже её выпускник , работает учителем русского языка год и уже сумел покорить своих пятиклассников. Молодой, обаятельный, всегда с доброй улыбкой на лице, объясняет новый материал у доски, а на него устремлены взоры сорока влюбленных учеников. И в перемену у стола - рой мальчишек, и после уроков они рядом. Даже родители начали  жаловаться, что дети не приходят из школы домой вовремя. А у них-то «мужские» беседы, то занятия кружка.
         Уже не новичок  Игорь Васильевич Чичеров, преподаватель физики, организатор внеклассной и внешкольной работы, сын потомственных учителей, сразу сумел завоевать авторитет у так называемых трудных подростков. Сейчас эти ребята – активные участники  агитбригады, хорошие помощники в подготовке и проведении комсомольских вечеров.
         Не пришлось долго адаптироваться  молодым учителям-мужчинам в родной  школе, потому как выросли в ней. В их творческой  работе  часто чувствуется почерк старших наставников, у которых когда-то учились сами.
         И все-таки мужчин-педагогов в школе не хватает. В нашей и вообще по области. А ведь в основных направлениях подчеркивается: «Нужно значительно расширить прием юношей на учебу по педагогическим специальностям». И вузам необходимо обратить внимание на этот момент.
         Очень непросто педагогу быть постоянно на уровне высоких требований времени. Будем откровенны:  бывает у нас усталость, личные обстоятельства… Но в том-то и особенность  профессии -  нельзя делать себе скидок, слишком дорого обходятся наши ошибки. Об этом должны знать и помнить те, кто пока только выбрал путь педагога. И мои коллеги-ветераны тоже. В  работе не должно быть «привыкания», притупления чувств. Каждый день в школе, каждый час урока - бой за человека высоких нравственных качеств, это рост новых граждан Страны Советов.

       

                ПРИМЕЧАНИЯ:
   
    - Пряхина Зоя Кузьминична(1927-1994) – Герой Социалистического Труда, учитель Мокроусской средней школы №1 Саратовской области.
    - Источник: газета «Коммунист»(Саратов) - №152 от 06.06.1984 г.
    - На снимке: Пряхина  Зоя Кузьминична с учениками. Фото 1981г. Личный архив.


Рецензии