Рассчитайся с долгами поджогом

Противостояние с Украиной в последние дни вышло на новый уровень. К дестабилизации обстановки в РФ с помощью почти террористических методов стали массово привлекаться россияне. Ведомые неизвестными по телефону, они поджигают и подрывают указанные им объекты, совершенно не заботясь о последствиях. В том числе и для себя лично. Не пора ли завести в стране «карательную психиатрию», с удивлением вопрошают комментаторы в Сети, глядя на этих отчаянных людей.
Среди последних «подвигов» — два поджога отделений Сбербанка в Перми. В одном случае, по словам местных жителей, был слышен громкий взрыв — второй и третий этажи здания «прилично тряхнуло». В другом обычный поджог.

Обоих злоумышленников — мужчину и женщину — задержали, пожар потушили, ущерб подсчитывают, следствие ведётся. А ведь от действий этих Бонни и Клайда с прикамской спецификой могли погибнуть ни в чём не повинные люди — оба банка расположены в жилых домах.
Другая пара действовала в подмосковном Реутове. Там одна старушка совершила ложный вызов полиции к себе на дом под предлогом якобы кражи шубы, а вторая караулила полицейскую машину на улице. Когда лейтенант поднялся в квартиру, сожгла авто. Экие затейницы…
В эти же дни старые и малые упоённо жгли по всей стране, помимо машин и банкоматов, здания почты, МФЦ, военкоматы, используя для этого «коктейли Молотова», бензин, петарды и прочую пиротехнику. Пути отхода никто особенно не продумывал.
Итог такой активности закономерен. В зависимости от обстоятельств, суммы ущерба, общественной опасности, показаний, которые давали задержанные по горячим следам, их мотивов, возбуждаются уголовные дела.

Главное отличие новой волны гражданских диверсий от уже случавшихся поджогов и подрывов — бессознательный, судя по всему, характер действий новоявленных вандалов и террористов.
Если раньше их вербовали, обещая хорошо заплатить, организовать убежище на Украине или на Западе (хотя чаще всего «кидали»), то теперь людей «заряжают» на диверсию втёмную, часто от имени правоохранителей, спецслужб или банковских служащих, умалчивая об уголовном характере поступка.
Самая распространённая общая схема совершения акта вандализма, диверсии или теракта предполагает работу с тем, кто уже попался на удочку мошенников и отдал им под тем или иным предлогом свои деньги.
Используется стандартный алгоритм манипуляции сознанием жертвы. Сначала человека цепляют важной для него информацией, для убедительности называя знакомые имена, адреса, факты, перебрасывая звонок от одного «сотрудника» к другому, имитируя шум работы офиса и т. п.

Затем жертву пугают тяжёлыми последствиями и предлагают чёткий набор действий, чтобы их избежать. В условиях цейтнота, критическое мышление (даже если оно есть) отключается, воля к сопротивлению подавляется и… чёрное дело сделано.
Нужен честный диагноз. Следует признать, что значительная часть россиян, к сожалению, ведёт себя при попытках установить с ними контакт с криминальными перспективами, как наивные дети. Что тому причиной, можно гадать. То ли привычка к патернализму, воспитанная за десятилетия советской власти и, кажется, передаваемая по наследству. А может неоправданно сильное доверие к государству, которое долгое время вело себя относительно честно и дружелюбно к людям? А теперь это выходит боком.

Так или иначе, проблему надо решать и делать это системно. Если раньше можно было игнорировать потерю россиянами десятков миллиардов рублей в год из-за мошенников (сами виноваты, да и деньги эти личные, не казённые — не наше, чиновников, дело), то теперь частная проблема стала общей, государственной. Если поджоги и теракты станут происходить впредь с той же интенсивностью, то речь зайдёт уже об антитеррористической безопасности страны. Хочешь — не хочешь, придётся напрягаться.

В первую очередь государству надо полюбить своих граждан. Осознать, что они — свои, не чужие, не население, не подданные и даже не электорат, а те, на ком держится страна. Да, если низы будут тёмные, забитые, но послушные, управлять ими будет легче, но счастье верхов будет недолговечно. Три последних года, наверное, убедили их в шаткости своего положения. А значит, народ нужно развивать, обучать, а не отмахиваться от него, как от назойливых мух.


Рецензии