Нартский эпос. Определения и ссылки

---------
Нартский эпос
http://proza.ru/2024/12/26/983
---------
Адыгейские нарты
http://proza.ru/2024/07/14/765
=========
Кабардинские нарты
http://proza.ru/2024/12/17/953
============
Нартский эпос
http://proza.ru/2024/12/26/983
---------
Адыгейские нарты
http://proza.ru/2024/07/14/765
=========
Кабардинские нарты
http://proza.ru/2024/12/17/953
============
Осетинские нарты. Проза
http://proza.ru/2024/12/26/1338
==============
Осетинские нарты. Стихи
http://proza.ru/2024/12/26/1364
============
Осетинские нарты. Словарь терминов
http://proza.ru/2024/12/26/1396
===============


      Основу нартовского эпоса составляют сказания о происхождении и приключениях героев-богатырей-нартов.
      Нарты существуют в у осетин, адыгов, абазин, абхазов, чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев. Каждый из этих народов приписывает себе историю происхождения нартовских сказаний.
      Эпос передаётся в прозаической и стихотворной форме. О нартах упоминают Геродот, Марцеллин, он есть в хрониках Армении и Грузии.
---
      В нартовских сказаниях отразилась история кавказских народов. Основу эпоса составляет история скифо-сарматского этноса 6-8 веков по Рождеству Христову. В 13-14 века Христовой Веры нартские сказания стали объединяться в циклы и группы по событиям или героям.
      В нартовских сюжетах отразились отношения с монголами в 13-14 века Новой Эры. В эпосе появляются монгольские и монголоидные имена и слова. В это время и возникает термин «нарт», вероятно, восходящий к монгольскому корню нара «солнце». К тому же многие герои нартского эпоса этой эпохи связываются с солярными мифами.
      Согласно другой версии, есть сходство с иранским словом нар-мужчина, с осетинским н;арт-наш огонь, древнеиндийским корнем нрт-плясать. Имена Уархаг, Ахсар, Ахсартаг, Урузмаг, женское имя Ацырухс, название чудесной чаши Уацамонга имеют иранское происхождение.
      Некоторые нартовские сюжеты имеют полную аналогию в быте и обычаях отдалённых предков осетин, скифо-сарматских племён.
---
      Имя главной героини Сатаны (Шатана) восходит к имени аланской принцессы Сатеник. Это имя упоминается в армянских расподах о походах алан в Закавказье во II веке. Житие святых Армянской Апостольской Церкви упоминает о святых мучениках во главе с аланом Сукиасом, которые сопровождали принцессу Сатеник в Армению.
      Имя Сослан, тюркско-ногайского происхождения, свидетельствуется на осетинской почве с 12 века н. э. Был такой герой муж царицы Тамары Давид-Сослан, осетинский владетель. Имя Сосруко представляет «адыгизацию» имени Сослан с закономерным перебоем между л и р.
      Имя Батрадз образовано из Батыр-ас и означает «асский (аланский) богатырь».
      Имя Кусаг, означающее «чаша», принадлежит герою, который основал род Кусагонта, являющегося родоначальником древних аристократических фамилий Осетии: Гассиевых,Саракаевых, Ботоевых и др.
      Имена большей части нартов имеют выраженное иранское происхождение.
---
      Многочисленные сказы о нартах группируются вокруг имён основных персонажей эпоса, образуя, тем самым, своеобразные циклы. В каждой национальной версии эпоса те или иные циклы занимают сравнительно большее или меньшее место.
      В абхазском нартовском эпосе главный цикл сказов о Сатаней, матери нартов. В абхазских сказаниях есть есть уникальные герои: — Цвицв, Нарджхеу.
      У адыгов обширное место в нартовском цикле сказов занимает сказ о младшем нарте Сосруко, символе солнца и света.В адыгском нартовском эпосе есть уникальные герои: — Адиюх, Ахумида, Бадыноко.
---
      Нартский эпос есть у некоторых грузинских этнических групп, таких как рачинцы, сваны, хевсуры. Встречаются нарты у них только в сказках. Это безымянные богатыри-великаны, обладающие огромной силой.
      Нарты упоминаются у народов Дагестана. У народов Дагестана в сказках обычно не один, но семь нартов. Они живут в лесах, в башнях, упирающихся верхушкой в небо. Огорожены их жилища железным забором.
      У кабардинцев нартовский эпос схож с эпосом других народов-носителей эпоса. Самым крупным собирателем кабардинских сказаний был Кази Атажукин, человек, составивший в 1864 году кабардинский алфавит. Он первый в кабардинской истории выпустил книгу с некоторыми сказаниями о нартах. В кабардинском эпосе существует герой — Бадыноко. Ещё в детстве предвиделось его героическое будущее.
---
      У карачаево-балкарцев нарты - бесстрашный народ воинов-богатырей, потомки бога кузнечного дела Золотого Дебета. Они созданы Великим Тейри с определенной целью — установить на земле порядок, истребить эмегенов и драконов, очистить мир от всего, что мешает людям. Поэтому главное занятие нартов — война. Конечно, они воюют не только с чудовищами, но и с другими народами, случается, сталкиваются и между собой.
      В осетинской версии нарты делятся на три фамилии: Ахсартагката, Бората и Алагата. Первые — воины. Их род небогат, но обладает силой и отвагой. Второй род, Бората, постоянно враждует с Ахсартагката. Они богаты, но именно они послужили причиной гибели нартов. Род Алагата редко упоминается в эпосе; Алагата — хранители всех ритуальных предметов, необходимых для обрядов. Ни один праздник, посвящённый духам и богам, не обходится без них. В осетинском нартовском эпосе есть уникальные герои: — Ахсар, Ахсартаг, Уархаг.
---
      У вайнахов нарты чаще всего изображаются могучими воинами. Они — позитивные персонажи, несущие добро. Но в чечено-ингушской версии, сохранившейся фрагментарно, есть отличие от других. Нарты разделяются на две группы: благородные, высоконравственные нарты и подлые, коварные.
      +++++++++++++++++++++++++++++++
      


Рецензии