О заповеди не вкушать запретный плод
На тему грехопадения Адама и Евы написаны многочисленные труды святых отцов и богословов. Однако нам важно понять, что такое запретный плод, какова его суть и назначение. Поговорим также о древе, на котором он рос. К сожалению, внятных богословских разъяснений на этот счет крайне мало. В Книге Бытия сказано: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:16-17). Я уже говорил, что первый человек в раю не нуждался в пропитании, равно как в органах чувств, ибо жив был благодатью и духовным созерцанием Бога. В таком состоянии он пребывал, получая заповедь «не вкушай!». Не случайно Писание говорит о повеление Божьем в будущем времени – «будешь есть», подчеркивая его безусловный, а не рекомендательный характер, как например: «можешь есть». Господь знает, чем будет питаться Адам в будущем, и в чем не имеет нужды сейчас. Это очень непростой вопрос и с ним нужно разобраться. С одной стороны, Адам не нуждался в пище, пребывая безгрешным в раю, а с другой – Господь предсказывает ему о неизбежности пропитания. Как это объяснить? Ведь после падения прародители были изгнаны из рая, и по определению не могли вкушать тамошних плодов. Объяснение этому может быть только одно: между нарушением заповеди и изгнанием из рая прошло немало времени. С падением праотцов в них вошел не только грех, но и открылись страсти и чувства, присущие человеческой природе: они увидели свою наготу и стали стесняться, начали испытывать чувства голода и стыда, холода и жажды и прочее свойственное нашему естеству. Вот тогда им пришлось питаться от деревьев райского сада, чтобы не умереть с голоду. Плоды им заменили живительную благодать, которая умалилась с преступлением воли Божьей. Представляется, что после нарушения заповеди Бог не сразу появился в раю для разговора с праотцами «во время прохлады дня» (Быт.3:8). Он дал время, необходимое, во-первых, для изменения флоры и фауны земли, в которой предстояло жить людям, а во-вторых, для преобразования бессмертной и бесстрастной природы человека в тленную и страстную; и в-третьих, праотцы должны были в полной мере испытать всю горечь богооставленности, осознать тяжесть совершенного преступления, и, главное, – Бог давал Адаму и Еве возможность покаяться. А для этого нужно было время, в течении которого им предстояло чем-то питаться. Предвидя это, Господь и предрек Адаму: «будешь есть». Кстати, словосочетание «прохлада дня» свидетельствует о том, что после грехопадения первозданная природа начала меняться в сторону тления. Если появилась прохлада, значит ей предшествовала жара, чего раньше в Эдеме быть не могло, ибо жар и холод категории изменчивости, непостоянства и страстности [чувственности], а рай – изменению и тлению не подлежит, ибо вечен, и в нем не может быть ни зноя, ни прохлады. Кроме того жара и холод подразумевают защиту от них, а для этого нужны были «кожаные ризы», то есть человеческие тела, которые праотцы и получили при изгнании.
Деревья, от которых были вынуждены питаться первые люди имели вполне конкретный вид и съедобные плоды, и в данном случае, слова Господа «будешь есть» нужно понимать буквально. Сложнее обстоит дело с древом познания добра и зла. Это не яблоня и не груша, а совершенно иное понятие. Ему посвящены несколько наших бесед и повторяться я не буду. Главный его смысл заключается в том, что древо познания – это метафора, относящаяся к человеческой природе. Об этом же говорит и царь Давид: «И будет он [блажен муж] как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет» (Пс.1:3). Человек познает мир чувствами, а природу вещей – посредством ума. Чувственное познание – ограничено и несет в себе искаженное представление о форме, а умственное – позволяет проникнут в ее содержание, то есть увидеть вещи в их истинном свете. Запретный плод – это символ наслаждения и удовольствия. Таким образом, вкусить от древа познания добра и зла означает поддаться страстям ради удовольствий и наслаждений, приобщиться чувствами и умом к тварному миру, оставив горний. Само познание добра и зла заключается в следующем. При желании удовольствия и во время его получения душа потакает страсти и испытывает наслаждение, а по завершении греха – страх, боль, скорбь и опустошенность. Запретный плод, таким образом, можно рассматривать как опыт познания в одном действии неотделимых друг от друга удовольствия и скорби. Причем, что важно, запретный плод можно вкусить только один раз, как это сделали Адам и Ева, и затем всю жизнь испытывать его губительное действие. Предупредив Адама, что он потеряет нетленное достоинство и будет нуждаться в пище как смертный, Господь предостерегает: «А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Следует обратить внимание на необычное выражение «смертию умрешь», которое означает следующее. Смерть поражает не только тело, но и, будучи порождением греха, убивает душу. Именно поэтому все потомки Адама нисходили в преисподнюю и спасения им не было, пока не пришел на землю Сын Человеческий. Примечательно, что Промыслом Божиим падение праотцов несло в себе спасение будущего человеческого рода, из недр которого по плоти явился миру Сын Божий, сокрушивший главу змия, уничтоживший смерть и грех. Вне изгнания прародителей из рая Воплощение Христа было бы невозможно.
Эта история открывает боголюбивому уму суть нравственного закона: как преслушанием заповеди Бога Отца первые люди впали в смертный грех, получили в наказание смерть и изгнание из рая, а вместе с этим и отлучение от Бога, так через послушание заповеди Богочеловеком Иисусом, они получили воскресение и вечную жизнь, обители превыше райских и вечное блаженство в Царствии Небесном. Как через жену – Еву человек пал, побежденный дьяволом, так и через жену – Деву Марию, он восстал и победил дьявола. Именно для этого Бог и дал заповедь первым людям не вкушать от запретного плода, зная, что награду свою, как бессмертие и пребывание с Богом, они получат через многие тысячелетия в своих потомках. Ибо Божественным промыслом охватывалось спасение не только прародителей, но и всего человеческого рода подобно тому, как заботливый садовник, желая спасти виноград, заботиться не об одной ягоде, а обо всей лозе.
Свидетельство о публикации №224122701002
Показана также безграничность Любви Божьей( агапе) к падшему миру.
Очень яркий пример с заботливым Садовником, который спасает от гибели не одну заражённую ягоду винограда, а всю виноградную лозу.
С искренним уважением,
Вера Шляховер 28.12.2024 08:26 Заявить о нарушении