Христианский взгляд на философию Эпикура
Какие «упрёки» можно было бы выдвинуть философии Эпикура, осмысляя её с христианских позиций?
1. Согласно атомисту Эпикуру, душа телесна, то есть, в сущности, вовсе не противоположна телу, и в философии сына Неокла и Херестраты между «телом» (corpus) и «душой» (anima) нет никакого принципиального различия. Психосоматический дуализм истолкован у Эпикура sub specie corporalitatis («с точки зрения телесности») – и потому является не дуализмом, а психосоматическим монизмом.
2. Душа, по Эпикуру, смертна. По мысли этого греческого философа, насколько разрушается тело, настолько разрушается и телесная, состоящая из атомов душа.
3. В онтологии (учении о сущем) Эпикура главенствующее место занимает идея того, что везде и повсюду царит «непостоянный случай» (inconstans casus).
4. В теологии Эпикура присутствует идея невмешательства богов в мирские, дольние дела людей.
5. В антропологии этого греческого мыслителя очерчена как идеал идея «безмятежности», к которой может и должен стремиться смертный человек, претендующий на счастье.
Таковы пять главных «упрёков», выдвигаемых христианством философии Эпикура (и шире, философии эпикуреизма); таковы пять главных «укоров», в той или иной степени прозвучавших в русле христианства, критически взирающего на наследие этого мыслителя эпохи эллинизма.
* * * * *
Свидетельство о публикации №224122700105