В Рай входят святой милостыней
Собирают ли с терновника виноград
или с репейника смоквы?»
Евангелие от Матфея
Древнейшей формой благотворительности на Руси была милостыня и призрение нищих, главным образом, при церквях и монастырях. Благотворительная деятельность Русской церкви осуществлялась на основе православного учения о милосердии.
У глубоко верующих русских людей особенно ценилось оказание помощи ближнему из рук в руки, в тайне от постороннего взгляда. Православная пословица гласила: «В рай входят святой милостыней, нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается».
Благотворители приносили свои подаяния в церкви и монастыри, которые создавали богадельни для престарелых, приюты для сирот, и бесплатные больницы.
Накануне больших праздников тайные обходы тюрем и богаделен совершали Великие князья, а затем Цари. Они раздавали милостыню убогим людям из собственных рук. Этой традиции придерживались и рядовые горожане.
Со времен царя Федора Алексеевича (1661 — 1682 гг.) издается ряд указов против праздного нищенства и частной русской милостыни. Считалось, что такая благотворительность только плодит бездельников.
В конце ХVII в. Я.П. Козельский в работе «Философские предложения» разделяет общество на следующие типы людей: «богатых», «достаточных», «недостаточных» и «убогих». Например, убогий – тот, у которого «нет столько имения, сколько надобно на пищу и одежду».
Козельский Я.П. пишет, что помогать не нужно тому, кто сам может что-то делать, иначе такие добрые поступки сформируют такие социальные патологии, как тунеядство и беспутство. И еще одно ценное замечание Козельского: «Мы считаем себя богатыми и убогими не по количеству вещей, а по сравнению с другими людьми». Он считал, что быть добрым христианином, конечно, хорошо, вот только «непутёвый» народ, получая регулярные подачки, трудиться совсем отучится.
Однако, при Екатерине Второй частная благотворительность снова вводится в обиход. Высокие идеалы христианства вдохновляют правящие круги на создание целой системы общественного призрения, которая становится важной частью государственной политики. Важную роль в благотворительности продолжают оказывать церкви и монастыри.
С отменой крепостного права и развитием городов нищих становится все больше. Согласно первой всероссийской переписи 1897 г., нищих в стране насчитывалось около полумиллиона. Чтобы понять, как бороться с нищенством, проводились исследования этого явления.
Например, некоторые исследователи делили нищих на городских и сельских, а юрист А.Ф. Кони выделял из них четыре группы: «ищущие труда, бегущие от него, неспособные к нему, испорченные для него».
К концу Х1Х в. складывается сельское и волостное призрение. Престарелые и больные призревались за счет родственников или общины, практиковалось поочередное кормление по домам, их помещали в приюты. Но не редко старики, особенно те, которым отказывали в поддержке родственники, предпочитали жить самостоятельно, на воле – милостыней.
В этот период времени в Пензе, как и прежде, практикуется, так называемый, «кружечный сбор» небольших частных пожертвований. Жертвенные кружки выставляются в храмах в годы войны, во времена эпидемий и засухи. В более спокойное время, средства от сборов идут на лечение неимущих и на другие общественные нужды.
Эта давняя традиция как нельзя лучше отвечала православному учению, что добрые дела тогда особенно угодны Богу, когда совершаются тайно.
Непосредственно церковным учреждениям частная благотворительность православных граждан Пензы не редко выражалась в более крупных размерах. Так, практически все церкви в губернии были выстроены на средства местного дворянства и купечества, помогали по мере сил и мещане с крестьянами. На пожертвования в честь победы над Наполеоном был построен и Кафедральный Спасский собор.
Главным лицом, ответственным за внешний вид и хозяйственное обеспечение храмов лежало на старостах – ктиторах. Они планировали расходы, собирали добровольные взносы с богатых прихожан, приобретали необходимых для службы принадлежности, вносили личные пожертвования.
При каждом церковном приходе была своя попечительница от Пензенского Губернского попечительства о бедных, основанного в 1846 году. На приходы выделялось для помощи нуждающимся по 130 рублей серебром. Попечительство имело свой устав, в одном из пунктов было записано: «Отличительная цель сего учреждения состоит в том, чтобы открывать людей, поистине нуждающихся в помощи, особенно стыдящихся спросить подаяние и оказывать им сообразно обстоятельствам и по мере возможности такого рода пособия, которые приносили бы им существенную прочную пользу…».
К деятельности церкви подключаются более зажиточные слои населения (дворяне, купцы), они вносят пожертвования на оказание материальной, медицинской помощи бедным, помогают им в полевых работах. Помимо денег, подаяния были хлебом, солью, зерном, одеждою.
По реформе Александра Второго в 1864 году в Пензенской губернии появились Земства. Они следили за состоянием дорог, тюремных замков; отвечали за образование, медицинское обслуживание, торговлю, промышленность, организацию общественных работ и т.д. Земские учреждения проводили профилактику обнищания, для чего были созданы ссудно-благотворительные капиталы и эмеритальные кассы. Из них же выплачивались пенсии земским служащим и сельским учителям, и даже погашались долги недоимщиков, чтобы те не разорились окончательно. Земства осуществляли выдачу единовременных пособий к праздникам (Рождество, Пасха и т. д.), часто вносили плату за обучение студентов в мужских и женских гимназиях.
А в 1870 году в России проводится Городская реформа, которая предусматривает создание выборной городской Думы. Думы должны отвечать за продовольственное снабжение городов, строительство лечебных заведений и школ.
При Пензенской Думе стали создаваться социальные службы, комитеты и благотворительные общества, главным образом для оказания адресной помощи нуждающимся. В 1876 г. Священный Синод обсудив проблемы, связанные с особым видом нищенства – церковными сборщиками, решил, что теперь заниматься сборами на строительство церквей могут только местные жители по решению благотворительного общества при городских Думах.
Таким образом, в Пензенской губернии благотворительность XIX века оказывалась как целенаправленно, так и посредством членских взносов и пожертвований в соответствующие фонды благотворительных обществ и комитетов. К ним относились: «Пензенский Губернский попечительский комитет о тюрьмах», «Пензенское губернское попечительство детских приютов», «Пензенское Губернское попечительство о бедных», «Общество вспомоществования бедным ученицам Пензенских женских гимназий и прогимназий», «Комитет общества поощрения трудолюбия», «Совет попечительства императрицы Марии Александровны о слепых Пензенской губернии», «Общество вспоможения неимущим», «Пензенский губернский благотворительный комитет», «Пензенское вспомогательное общество торгово-промышленных служащих» и другие.
Борьба с нищенством ведётся двумя путями:
1. Правильной постановкой призрения поистине нуждающихся нищих (созданием благотворительных комитетов, обществ; организацией сбора пожертвований, их учёта и грамотного распределения; организацией бесплатных и дешёвых столовых, помощь в приюте, лечении, обучении и трудоустройстве).
2. Преследование и наказание профессиональных нищих.
По первому пути благотворители шли, когда подопечными становились люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию, вызванную: болезнью, невозможностью найти работу, старостью, увечьем, потерей кормильца.
В то же время преступное нищенство преследовалось по закону и наказывалось. К профессиональным нищим относили тех, кто исключительно по своей лени и привычке к праздности, будучи трудоспособным, занимался прошением подаяния постоянно под предлогом болезни, бедности или какого-либо вымышленного несчастья. Такие лица выселялись из города или ссылались на поселение под надзор полиции.
К преступникам относили: нищих, грубивших представителю власти; имевших при себе оружие или отмычки; отцов, которые не кормят свои семьи с детьми, принуждая их прибегать к подаянию; нищенок с ребёнком, особенно с чужим, которого покупали либо крали специально для получения заработка. Пристальное внимание было к цыганам, которые имели особую склонность к обману и бродяжничеству.
О том, как грамотно была организована благотворительная деятельность в конце XIX века в Пензенской губернии и пойдет речь в данной книге. А ещё об этом можно судить по одной заметке в «Пензенских губернских ведомостях», представленной как сенсация, что в городе постоянно, то тут, то там встречают нищенку, сидящую с просьбой о подаянии.
*
Старая Пенза. Улица Московская. худ. Денис Коробков
Продолжение:http://proza.ru/2024/12/28/360
Свидетельство о публикации №224122701195