Путь в медицину
Родился Алексей в семье биологов. Мама – доцент кафедры биологии мединститута, отец – доцент кафедры зоологии позвоночных университета, соответственно с детства он вращался в среде биологов, дружил с их детьми, разделял увлечения, впитывал знания, которые ненавязчиво передавались в детский ум родителями и окружающими. С раннего детства все летние месяцы Алексей проводил на Нарочанской биологической станции, где его отец проводил летнюю практику студентов – биологов и руководил подготовкой их дипломных работ. Отец водил студентов по окрестным лесам и полям, показывал птиц и животных, встречавшихся во время экскурсий, учил различать птичьи трели и гнезда. Алексей часто сопровождал отца и вскоре его знания в области полевой зоологии были лучше, чем у любого студента. Помимо экскурсий с отцом, он любил ходить по окрестностям с сачком и морилкой в сопровождении коллеги отца – энтомолога и ее детей, собирая коллекцию насекомых. Ему нравилось обрабатывать отловленные экземпляры на расправилках, детально рассматривать их в лупу, помещать в застекленные коробки, любоваться красотой и совершенством бабочек и жуков. Отец Алексея специализируясь на ихтиологии, проводил научный лов рыбы в озерах Нарочанской группы, замерял и вскрывал экземпляры, определял возраст и пол рыб, чем питаются они и так далее. Участвовать и помогать отцу в этой работе доставляло мальцу огромное удовольствие. Дома у Алексея постоянно были какие-то животные: кошки, собаки, черепахи, хомячки, белые мыши, ежи, лягушки, тритоны, аквариумные рыбки и в то время, как его сверстники строили модели самолетов, возились с конструкторами и паяльниками, он ухаживал за своими питомцами, получая от этого огромное удовольствие. На балконе он установил деревянный ящик с решеткой, который вскоре самостоятельно заселили сизые голуби и наблюдал их жизненный цикл начиная со строительства гнезда до вылета птенцов. Сизари совершенно его не боялись, позволяли себя трогать и брать в руки птенцов.
У родителей Алексея была обширная библиотека биологической литературы, где помимо справочников, определителей, учебников и сборников статей нашлось место популярным книгам знаменитых натуралистов, которые запоем читал мальчик. Особенно он любил книги Бианки, Сладкова, Пришвина, Сетона-Томпсона, Спангенберга, Сабанеева, что несомненно повлияло на формирование его мировоззрения. Любимыми предметами в школе естественно были биология, в ряде разделов которой его знания превосходили учительские и литература. Учился Алексей хорошо, но отличником никогда не был. В детстве он часто болел простудными заболеваниями и довольно много пропускал, что не могло не влиять на успеваемость в школе с углубленным изучением английского языка, а вот с математикой была проблема. Несмотря на то, что дед и бабушка подростка были учителями математики, а дед в соавторстве с коллегой даже написал учебник по ней, мальчик был в ней полный профан. Подтвердилось выражение «на детях гениев природа отдыхает». В общем, Алексей в детстве, как говорят сейчас, был «ботан».
В начале учебы Алексея в девятом классе их семья переехала в новую квартиру вдали от школы. Целый год подросток ежедневно тратил на дорогу в школу и обратно около трех часов, а нагрузка в спецшколе была колоссальная. Стала падать успеваемость, хотя Алексей не ленился и в десятый класс он пошел уже в другую школу рядом с домом. Учиться стало легче, успеваемость повысилась по всем предметам, кроме ненавистной математики.
Выпускной класс. Стал вопрос куда поступать. Алексей всегда хотел на биофак университета, но там надо было сдавать математику и у него были большие сомнения, что это ему по силам. Альтернативный вариант – мединститут, математику сдавать не надо, да только не тянуло Лешу в медицину, не смотря на то, что с удовольствием читал повести Германа. Не хотелось лечить людей. В это же время попалась в руки Алексею повесть А. Шарова «Против смерти» о борцах с болезнями – эпидемиологах, что заставило его задуматься. В беседе с родителями он высказал предположение, что заняться эпидемиологией возможно будет ему по душе. Мама договорилась о встрече с известным гигиенистом, работавшим до перехода на преподавательскую работу на разных должностях в профилактической медицине и тот за чаем у себя дома за три часа убедил молодого человека, что поступать на санитарно-гигиенический факультет дело стоящее. Особенно впечатлил юношу полный романтики рассказ о службе врачом гигиенистом-эпидемиологом на Новой Земле – российском ядерном полигоне.
Выбор был сделан. Позанимавшись с репетиторами по химии и физике, Алексей легко поступил на сан-гиг в мединститут, имея в запасе два балла. Несмотря на сложность программы, шестилетняя студенческая пора с ее картошками, стройотрядами, вечерами с самодеятельностью вспоминается как лучшее время жизни.
По распределению Алексей попал в районный центр недалеко от столицы на должность врача-эпидемиолога, как и хотел. Работа нравилась. Как раз в сентябре в школах района началась эпидемия вирусного гепатита, и вся организация противоэпидемических мероприятий легла на плечи молодого специалиста. Коллектив помощников был хороший. Отношение главврача доброжелательное. Пару месяцев Алексей ежедневно ездил на работу на электричке и возвращался ночевать домой в столицу, а затем главврач выбил ему место в заводском общежитии. В комнате было очень холодно. Отопление работало плохо, из окон дуло и Алексей заболел. Лечился недели три, а в это время в минздрав обратилась врач – эпидемиолог – жена военного направленного служить в часть района, где работал Алексей с требованием трудоустроить ее по месту службы мужа в районную санстанцию. Последовал звонок из минздрава с предложением Алексею открепиться и устраивать свою дальнейшую трудовую деятельность по своему усмотрению, чему он был несказанно рад. Хотя работа и нравилась, но неустроенный быт все перечеркивал.
Решил попробовать себя в исследовательской работе и поступил на работу в научно-исследовательский санитарно-гигиенический институт младшим научным сотрудником лаборатории изучения состояния здоровья населения. Возможности устроиться эпидемиологом в столице в то время не оказалось. Ему определили тему для работы «Влияние шума и вибрации от метрополитена на здоровье людей». Тема долгоиграющая, так как метрополитен в городе запустили всего год назад и ожидать его влияния на здоровье в ближайшее время было бы глупо. Съездил на стажировку в Москву, познакомился со специалистами в этой области, обсудил перспективы, которые в общем не обрадовали. Однако вернувшись продолжил работу, которая заключалась в сборе данных исходного состояния здоровья людей по поликлиникам и планировании дальнейших мероприятий. Рутинная работа, которая длилась целый год и не увлекла.
Однажды позвонил старый знакомый матери Алексея, его преподаватель по социальной гигиене и сообщил, что объявлен конкурс на замещение вакантной должности ассистента кафедры эпидемиологии в мединституте. Предложил приехать к нему поговорить. Зная желание Алексея заниматься этой наукой, ему не составило труда убедить парня подать документы на конкурс, в котором он победил. Приступил к работе. Как самого молодого на кафедре завалили часами и постоянно приходилось по восемь часов подряд говорить не смолкая, так что голос к концу дня садился и дома Алексей молчал, давая отдых связкам. Возил студентов на картошку, сдавал кандидатский минимум, занимался общественной работой, одновременно подыскивая тему для кандидатской диссертации. Перелопатил республиканскую медицинскую библиотеку по темам иерсиниозы и гельминтозы, но окончательно не определился. За два с половиной года работы в мединституте у Алексея появилась семья, родилась дочь. Жена находилась в отпуске по уходу за ребенком. Жили на одну мизерную зарплату ассистента кафедры. Денег катастрофически не хватало. В ближайшей перспективе защититься было нереально. Решил вернуться на практическую работу. Однако, работа на кафедре не прошла впустую: научился не бояться аудитории, выступать без бумажки, выработал громкий голос и артикуляцию, что пригодилось в будущем.
Однокурсник Алексея, работавший в городской санэпидслужбе, дал последнему лестную характеристику в беседе с главврачом городской дезинфекционной станции и тот предложил ему должность заместителя главврача по медицинской части. Алексей согласился. Это была желанная практическая эпидемиология и оклад был выше на тридцать рублей, а в те времена это было немало, да еще и премии случались. Будучи хорошо теоретически подготовленным, Алексей легко справлялся с основными обязанностями, был начальником штаба ГО объекта, внештатным инженером по охране труда, председателем профкома учреждения. Подготовил методические рекомендации по дезинфекции при различных инфекциях для сотрудников дезотделов санэпидслужбы. Работал с удовольствием. Отдельный кабинет, новые задачи и требования, замечательный руководитель – учитель по жизни – все это резко контрастировало с преподавательской рутиной, когда изо дня в день приходилось повторять одно и то же бесконечному потоку групп студентов.
Главный врач гор сэс, выдающийся гигиенист того времени организовал обучение резерва кадров на должность главврачей рай сэс и регулярно проводил занятия с отобранными у себя в кабинете, присматривался и лично определял достойную кандидатуру. Алексей Егорович был включен в состав резерва, активно выступал, дебатировал, задавал вопросы, умел козырнуть своими знаниями и вскоре был назначен на должность главного санитарного врача района столицы, в которой проработал двадцать шесть лет. Свою работу главврачом Алексей Егорович не любил, но развитое чувство долга и врожденная добросовестность позволяли работать хорошо и быть на хорошем счету.
Вопрос – а как бы сложилась жизнь, если бы у него были способности в математике зачастую мучает Алексея Егоровича по ночам. Может быть и работа была бы любимая, а это счастье для мужчины.
P. S. О том, как сложилась дальнейшая трудовая биография Алексея Егоровича можно почитать на Прозе в сборниках «Записки санитарного врача» и «Про Алексея Егоровича».
Свидетельство о публикации №224122701222
Говорите, свою работу не любили? Не верится. В любой работе есть своя рутина. И от этого не уйти. Но всё же заниматься тем, к чему тебя готовили в институте (конечно, всегда есть какие-то отклонения в сторону, у кого-то больше, у кого-то меньше) это уже в какой-то мере подарок судьбы в те девяностые, через которые мы прошли.
С наступающим Новым годом. Здоровья и радости. Не грустите о том, что не сложилось. У вас были замечательные родители, и, как я понимаю, хобби стало любимым занятием. Но это же тоже здорово.
Мария Купчинова 28.12.2024 13:15 Заявить о нарушении
Александр Георгиевич Гладкий 28.12.2024 15:03 Заявить о нарушении
Мария Купчинова 28.12.2024 16:54 Заявить о нарушении