Народные училища

Образование в Пензенском крае до революции было начальным и средним, как платным, так и бесплатным. Обязательной программы обучения не существовало, хотя образовательные учреждения регулярно инспектировались Единым образовательным округом, во главе с университетом. Здесь же преподаватели проходили аттестацию. До 1870-х годов таким Учебным округом был Казанский, а позднее – Харьковский.

Вопреки расхожему во времена СССР мнению, местное самоуправление всячески стремилось вовлечь всех детей в учебный процесс. При городской управе действовало благотворительное общество содействия образованию. Для поддержки желающих учиться детей из бедных семей, с 1877 года в Пензе существовали Правления обществ вспомоществования бедным ученикам и ученицам Пензенских гимназий, прогимназий, городских четырехклассных и др. училищ. Общества занималось сбором средств и организацией попечения учеников, нуждающихся в оплате за обучение, в книгах и других учебных пособиях, в обеспечении их одеждой, пищей, квартирой и др.

На рубеже XIX - XX веков стабильную финансовую базу и солидный опыт в деле развития народного образования уже имели земские учреждения. Значительную часть финансовых средств они направляли на реализацию программы введения всеобщего начального образования. Пензенское земство занималось учреждением земских народных библиотек, земских стипендий в различных учебных заведениях, повторительных курсов, в оказании финансовой помощи различным обществам, благотворительности.

В Уездах за счёт благотворителей строились бесплатные всесословные народные училища различных ступеней. Мальчики и девочки учились раздельно, по разным программам. Кроме того, существовали церковно-приходские школы. При этом не забываем, что храмы в городах и сёлах строились тоже на пожертвования православных местных жителей всех сословий. После пожаров, которых в XIX веке было не мало, восстанавливали, первым делом, школы. Дети из бедных семей учились бесплатно, а более зажиточные родители вносили плату, согласованную с попечителем. На одежду и школьные пособия нуждающимся детям тоже собирали деньги, иногда дарили, иногда обеспечение шло за счёт попечителя: всё фиксировали протоколами собраний, с которыми можно ознакомиться в архивах.

В уездах много создавалось школ сельскохозяйственных; в Пензе – ремесленных, технических училищ, чтобы готовить грамотных рабочих и крестьян.

Например, с 1896 года в Краснослободске Пензенской губернии существовала бесплатная сельхозшкола - приют для детей-сирот всех сословий с собственным большим огородом, садом, хозяйственными постройками и мастерскими. Она была построена на средства купца И.Д. Голова, пожертвовавшего земству 558 десятин земли, а потом содержалась за счёт министерства. Выпускники получали работу в агрономических организациях земства, в имениях крупных землевладельцев. Школа сыграла большую роль по распространению в крае передового опыта обработки земли, борьбы с вредителями и улучшения сортов семян.

В училищах Нижнеломовского уезда, как и ряда других, практиковалась система выплаты степендий учащимся. Степендии шли как премия за хорошую учёбу и выплачивались с процентов от частных капиталов. Так, при Ломовском училище были учреждены стипендии Ермиловой в виде процентов с капитала в 1000 рублей, имени бывшего губернского гласного В.Н. Кузьмина в процентах с 500 рублей. В Покровско-Варежском сельском училище Н. Ломовского уезда начисляли стипендию Евлохина в виде процентов с 600 рублей. В этом же селе вкладывали средства в поддержку образования Ермолов – проценты с 100 рублей и Сазонов – проценты с 500 рублей и.т.д.

Весьма известный в научных кругах профессор А. Д. Захарьин после окончания университета всю жизнь работал преподавателем в Пензенской гимназии №1. Его предметами были латынь, математика, русская словесность. Дополнительно он занимался репетиторством, готовил гимназистов к экзаменам. Все проценты с капитала А.Д. Захарьина шли на поддержку сельских учителей и на содержание церковно-приходских школ в с. Кедо-Мельситовка, Старой и Новой Толковке.

А вот, как описывалось в газете «Пензенские губернские ведомости» за 1895 год проведение ёлки в Наровчате: «Инициатором проведения Ёлки в Наровчате была попечительница женского приходского училища купчиха Д. С. Коробкова. На устройство Ёлки была открыта подписка. Главным жертвователем стал И. А. Арапов (25 руб.). Ёлка проходила в здании городского училища, где присутствовало 250 учеников и 200 взрослых. При вручении подарков предпочтение было отдано беднейшим. Роздано 84 рубашки, 34 платья, 5 тёплых валяных сапог, 10 экз., красок, 15 перочинных ножей, 50 ручек, 42 карандаша, 27 чернильниц, 12 пеналов и конфеты. Хор спел «Боже, царя храни», «Коль славен». Гимн сопровождался криками «Ура!». Затем – несколько русских песен». Из архивных документов следует, что накануне октябрьских событий 1917 год в городе Наровчат дети учились в Наровчатском городском техническом училище МНП; Наровчатском высшем женском начальное училище МНП; Приходском 1-м мужском училище; Приходском 2-м мужское училище; Приходском женском училище; частном учебном заведении 3-го разряда Е. Г. Борисовой. Попечителями учебных заведений были дворянин, генерал-лейтинант И.А. Арапов, дворянин Г.С. Унковский и купцы П.И. Митрофанов и С.А. Ерофеева.
Так почему всё же при таких возможностях до революции в Пензенской губернии был большой процент безграмотности? Напомню, что образование было не обязательным, крестьяне своих детей отдавали в школу очень неохотно: «Землю пахать можно и без грамоты. Старики без грамоты жили, и мы так век проживём», - объясняли они. Считалось, что все необходимые навыки, и даже родовые секреты для успешного ведения хозяйства детям передадут родители, а многодетная семья нуждается в постоянном взаимодействии всех членов семьи. Сложность ещё заключалась и в многоязычии населения края. Остро ставился, например, вопрос о подготовке сельских учителей со знанием мордовского языка. Этим вопросом занимался лично инспектор народных училищ Пензенской губернии, основатель и директор Учительской семинарии в Пензе, крупнейший историк – краевед В.Х. Хохряков.

В Пензе до революции дети имели возможность учиться в следующих учебных заведениях: Пензенской духовной семинарии (1800 год), 1-я Пензенской мужской гимназия (1804 год), Дворянском институте (1844 год), Епархиальном женском училище (1846 год), училище трудолюбия для девочек (1847 год), в 1-й женской гимназии (1870 год), 2-й мужской гимназии (1871 год), учительской семинарии (1874 год), Татищевской женской ремесленной школе (1874 год), землемерном училище (1875 год), железнодорожном училище (1880 год), реальном и музыкальном училище (1882 год ), ремесленной школе Ф.Е. Швецова (1884 год), рисовальном училище (1898 год), 2-й женской гимназии (1902 год), учительском институте (1916 год). При Пензенском Губернском попечительстве о бедных действовало училище трудолюбия для девочек, где детей учили читать, писать, вязать, печь. Все эти учебные заведения имели своих попечителей[1] и благотворителей.

В конце XIX века благотворительная деятельность развивалась именно в среде купечества, проявляясь в многочисленных пожертвованиях деньгами и строениями, в организации фондов и учебных заведений, где они оставались попечителями. Местные купцы-промышленники понимали, что в капиталистической Пензе успех предприятий напрямую зависит от обеспечения их новейшим оборудованием, для работы с которым нужны образованные рабочие. А значит, детям необходимо получение знаний. В условиях пополнения рабочего класса после отмены крепостного права малограмотными крестьянами, выпускники этих учебных заведений всегда находили хорошо оплачиваемую работу.
 
Крупным благотворителем в Пензе конца XIX века был пензенский городской голова, директор Александровского детского приюта, купец 1-й гильдии Фёдор Егорович Швецов.

Свой капитал, приносивший ему миллионные обороты, Ф.Е. Швецов пополнял с 1850-х годов за счёт торговли бакалейными и колониальными товарами, ценными бумагами.
Усилиями головы в городе были открыты 5-е начальное мужское и 2-е начальное женское училища, аукционная камера. Швецов оказывал материальную поддержку Александровской богадельне, обществу Красного Креста, приходским попечительствам, обществам вспомоществования мужской гимназии и женской прогимназии.

В 1879 году он был избран директором Александринского детского приюта, на содержание которого вносил крупные ежегодные пожертвования. Неоднократно избираясь ктитором Духосошественской церкви, Фёдор Егорович жертвовал средства не её убранство, а для руководства церковным хором пригласил композитора В.П. Войдёнова.

После своей кончины в 1882 году Фёдор Егорович духовным завещанием оставил городу дом с флигелем и усадебной землей на углу Дворянской и Никольской улиц, шесть лавок на Базарной площади и 20 тыс. рублей с условием употребить их на устройство ремесленной школы. Школа должна была обучать мальчиков-сирот Пензы столярному, токарному, слесарному, резному, сапожному, башмачному и портняжному делу.
Душеприказчиком покойного сына стала мать купца-благотворителя Варвара Яковлевна Швецова.

Строительные работы начались с переоборудования на усадьбе старого двухэтажного здания- бывшей конюшни под мастерские, спальни и кухню, с расчётом на 20 учеников. Затем отремонтировали примыкающее здание, увеличив, таким образом, площади, с расчётом на 40 человек, приспособили бывшие хозяйственные постройки под квартиры для преподавательского состава, хозяйственных служб. И, наконец, к ремесленной школе со стороны улицы Дворянской пристроили ещё двухэтажное каменное здание, сооруженное по проекту губернского инженера Колодко, с домовой церковью во имя Николая Чудотворца.

Эта церковь стала одной из самых лучших домовых церквей в городе. Она помещалась на втором этаже, куда с улицы Дворянской с парадного крыльца вела чугунная лестница, изготовленная на заводе И.М. Лобанова. Паркетный пол в храме и престол из кипариса были сделаны самими воспитанниками ремесленной школы. Резной ореховый иконостас изготовил пензенский мастер Давыдов, иконы для него написал московский художник Сафонов, а внутреннюю отделку церкви выполнил М.А. Рудкевич. Всю церковную утварь — паникадило, хоругви, плащаницу и прочее — приобрела в Самаре завхоз школы Варвара Яковлевна Швецова.

По представлению попечителя Харьковского учебного округа в сентябре 1884 года Пензенскому губернатору было прислано Разрешение г. Министра Народного Просвещения на учреждение в Пензе ремесленной школы. Ремесленная школа Ф.Е. Швецова была включена в ведомство Министерства Народного Просвещения с подчинением директору народных училищ Пензенской губернии.

Деятельность ремесленной школы руководствовалась Уставом, проект которого был выработан с участием следующих лиц: директора Пензенской учительской семинарии действительного статского советника В. X . Хохрякова, начальника технического железнодорожного училища Н. Н. Мещерякова, директора народных училищ Д. В. Ильченко, душеприказчика зав;щателя (Ф.Е. Швецова) Н. А. Алексеева, действующих в Пензе хозяев других ремесленных заведений и гласных Пензенской Городской Думы.
Управлялась школа для сирот комиссией из душеприказчиков завещателя Ф.Е Швецова и 4-х членов, избираемых думою на четыре года. Первыми членами комиссии стали: протоиерей И. П . Бурлуцкий (контроль по приходу и расходу сумм школы), действительный статский советник Б. X. Хохряков (попечитель, зав. педагогической частью), гласные В. А. Вярьвильский (заведующий столярной мастерской) и К. В. Васильев (заведующий сапожной мастерской). В состав комиссии вошли душеприказчики В. Я. Швецова (завхоз) и М. П. Балашов (казначей и заведующий недвижимостью). Кроме членов комиссии в заведывании школой принимали участие представители от Министерства Народного Просвещения.

По выполнению всех подготовительных действий ремесленная школа им. Ф.Е. Швецова была открыта 16 Декабря 1884 года. Спустя два месяца после открытия школы, из-за болезни В. X. Хохрякова попечительство школой перешло В. А. Вярьвильскому, а к окончанию отчётного срока, поменялся и весь остальной состав комиссии.
Первый официальный выпуск ремесленной школы им. Ф.Е. Швецова состоялся в 1895 году и совпал с окончанием строительства и освещением церкви. Сохранился полный отчет о пятилетней деятельности ремесленной школы с её годовой сметой в Пензенскую Городскую Думу от 1895 года. Далее приводится краткое описание содержания отчёта.
Школа имела характер закрытого заведения для сирот-детей беднейших горожан разных сословий. Воспитанники принимались на полное содержание в течение пяти лет и выпускались со знанием мастеров столярного и сапожного дела I или II разряда (для обучения другим специальностям, указанным в завещании Ф.Е. Швецова, средств не хватило) Некоторые оставались на правах мастеров в школе.

Учащимся, выходцем из мещан, цеховых, крестьян, купцов, из солдатских детей и детей священнослужителей, преподавались как общеобразовательные предметы по программе городских приходских училищ (Закон Божий, русский язык, арифметика), так и технические ремёсла.

Заработанные при получении рабочих навыков средства учащимися расходовались на хозяйственные нужды.
В целом же, содержание школы шло за счёт годовых доходов с завещанного Ф. Е. Швецовым имущества, от закупки стройматериалов у частных лиц в кредит, аренды части помещений (в том числе под квартиры приходского училища и околотка городовых, в 1892-1897гг. под картинную галерею Н.Д. Селиверстова). В трудные финансовые времена школа испрашивала пособие у города (благотворительные взносы горожан).

Прибыль от работ учащихся в учебных мастерских по городским и железнодорожным заказам распределялась между воспитанниками. А их работы были участниками и получали награды на всевозможных ремесленных выставках( в том числе в Москве).
В пользу такого способа обучения говорило то, что ученики сразу видели результаты своего труда, да ещё зарабатывали деньги. Как считали педагоги, это особенно удерживало мальчиков в школе до полного окончания курса.

На выпускном экзамене воспитанники предоставляли членам совета комиссии свои работы, отвечали на теоретические вопросы. И после признания их достойными, получали соответствующий аттестат.
Земляки увековечили память благотворителя Ф.Е. Швецова, назвав в его честь ремесленную школу и одну из улиц города Пензы (в 1937 году переименована в улицу Шевченко).

Большую роль в развитии образования Пензенской губернии в конце XIX –начале XX веков сыграл педагог, археолог, надворный советник Владимир Михайлович Терёхин (1852-1916)[2]. Его педагогический стаж насчитывал более 40 лет, а благотворительная деятельность «на основании Высочайшего повеления» за отлично - усердную службу по Императорскому Человеколюбивому Обществу(3) была отмечена юбилейным знаком Общества и орденом Святого Станислава 3 степени.

Родился В.М. Терёхин в Пензе, в бедной мещанской семье и жил в детстве с матерью и младшим братом. Отец рано умер, поэтому Владимир, как старший мужчина в семье, рос альтруистом и с высоким чувством ответственности. Именно эти качества он пронесёт через всю свою жизнь. Закончив Пензенское уездное училище и выдержав испытания в Императорской академии художеств, В.М. Терёхин был удостоен звания «Учитель рисования в низших учебных заведениях». Как учителя его будут знать и, судя по отзывам и наградам, любить ученики краснослободского уездного училища, саранской женской прогимназии, наровчатского уездного училища, краснослободской женской прогимназии, пензенского реального училища, пензенской 2-й женской гимназии и пензенской учительской семинарии. Занимался В.М. Терёхин и репетиторством – учил детей рисовать, готовил их к поступлению в художественное училище. Своих детей у них с женой не было. Поэтому именно в учениках он видел своё будущее и не жалел на это средств.

Но простое преподавание искусств для Владимира Михайловича послужит лишь началом к его дальнейшей краеведческой, научной, археологической и музейной деятельности. Увлечённо занимаясь изучением истории края, проводя археологические раскопки, приобретая за свой счёт у крестьян древние артефакты для музея, учитель заражал своим делом учеников, передавая, таким образом, им жажду к дальнейшему расширению познания.

*
С 1910 года в Пензе было организовано «Общество содействия внешкольному образованию», целью которого было устройство образовательных курсов, лекции, беседы по вопросам науки, литературы и искусства, открытие библиотек, книжных складов и лавок для продажи книг и учебных пособий. Средства общества образовывались из членских взносов и пожертвований от общественных и частных учреждений и лиц, доходов от продажи изданий общества, книг и учебных пособий, спектаклей и концертов. Делами общества управляло общее собрание. Именно это общество способствовало «повышению квалификации» купцов из народа, выходцев из семей с «домашним воспитанием», как указывалось в формулярах городской управы. Благодаря возможности получения дополнительного образования, уже состоявшиеся купцы до войны потихоньку, вполне успешно благоустраивали эту провинциальную жизнь.


***
[1] Попечитель образовательных учреждений в царской России был руководителем, который оказывал благотворительность в сфере образования, внося безвозмездные пожертвования.

[2] Подробно о жизни В.М. Терёхина в книге Елены Витальевой «Хранитель»

(3)Императорское человеколюбивое общество — крупнейшая благотворительная организация, существовавшая в XIX — начале XX века в Российской империи.



На фото: И.А. Арапов, В.М. Терёхин, Ф.Е.  Швецов, В.Х. Хохряков

Продолжение:http://proza.ru/2024/12/27/1284


Рецензии