Театры
Сначала хлебная, торгующая Пенза была увлечена ярмарочными балаганами, затем славу ей составили любительские помещичьи театры с крепостными актёрами. После отмены крепостного права театральные сцены заполнили, с подачи анторпринёров, приезжие артисты. И, наконец, в конце XIX века популярность пришла к любительским молодёжным кружкам.
Пензенские театры постоянно требовали меценатских вложений, чем и занимались сначала дворяне, а затем и местные купцы, размещая их в собственных домах.
Театры на своих городских усадьбах и в имениях организовывали дворяне-помещики Горихвостовы, Бекетовы, Панчулидзевы, Бахметевы, Кожины, Голицыны, Мацневы, Чемесовы, Струйские, Араповы, Куракины, Долгорукие, Татищевы, Гладковы. Их театральные труппы состояли из крепостных актёров, из любителей или из приглашённых профессионалов. Иные труппы были смешанными. Ставили оперы и балеты, драмы и комедии популярных авторов. Ещё в конце 18 века вице-губернатор И. М. Долгорукий, владелиц небольшого здания камерного театра на 100 зрителей, вспоминал: «Всякий день театр полон. Никто не спрашивает, что играют...».
Так, четверо братьев-дворян Араповых (Иван, Сергей, Николай, Пётр) в начале XIX столетия унаследовали в Пензенской губернии поместья, где развивали сельское хозяйство, коневодство и строили винокуренные заводы.
Развивали братья в крае не только экономику, но и прививали народу культуру: создавали театры, собирали библиотеки, продвигали талантливых художников. Особой популярностью пользовался Крепостной театр Араповых, где эстафету меценатства от отцов, вместе с имениями, приняли и сыновья.
Большой известностью в театральных кругах России пользовался Арапов Пимен Николаевич (1796, с. Ягановка Пенз. губ. –1861, СПб.). В совместном владении с братьями и сестрами ему в Наровчатском, Мокшанском, Керенском, Городищенском и Сердобском уездах принадлежали 2135 душ. Постоянно занятый по государственной службе, он всё же находил время иногда гостить у брата в Проказне.
Увлечённый театром с детства, после окончания Московского университета, Пимен Николаевич служил секретарём театральной конторы московского генерала - губернатора князя Голицына и участвовал в строительстве императорских театров (Большого оперного и Малого драматического).
Как драматург, П.Н. Арапов стал автором более 20 комедий и водевилей, которые с успехом шли во многих театрах, в том числе и в Пензе. Был издателем музыкально – литературного альбома «Радуга», «Драматического альбома» и парижского альбом «Драматический букет», популяризирующего в Европе русское драматическое искусство и балет.
Будучи вице-губернатором в Саратове, Пимен Николаевич Арапов работал как историограф над своим главным трудом «Летопись русского театра», которая вышла в год его смерти. Материалы для хроники русского театра автор книги собирал в течение многих лет и составил обзор «всего, что произошло от начала мистерий в России до настоящего времени в нашей театральной сфере».
Большой популярностью пользовался в Пензе театр семьи Гладковых на 25 лож и 300 мест в партере, примыкающий к хозяйскому дому с видом на реку Сура. После смерти Григория Гладкова в 1821 году, театром управлял его сын Василий, славившийся своим дурным нравом. О деятельности этого театра восторженно откликался В. Г. Белинский. А вот поэт П.А. Вяземский, посетив театр, в 1828 году писал: «Театр, как тростник от ветра колыхаясь, — ветхий и холодный, род землянки. В ложи сходишь по лестнице крючковатой. Освещение сальными свечами, кажется, поголовное по числу зрителей». Постановки в театре Гладкова были не плохими, но владелец очень жёстко обращался со своими крепостными актёрами. По воспоминанию сына губернатора Ф. Ф. Вигеля: «На эту сцену выгонял он всю дворню свою: от дворецкого до конюха и от горничной до портомойки». Это, конечно, не могло не вызывать всенародного возмущения, и в 1829 году театр был закрыт, а здание Василий Гладков продал с публичных торгов, что положило начало временного театрального простоя в Пензе.
В 1844 году ветхое здание театра Гладковых приобретает и ремонтирует под театр бывший декабрист, офицер, дворянин и пензенский помещик Иван Николаевич Горсткин.
Отбыв ссылку в Вятке за причастность к делу о декабристах, И.Н. Горсткину с 1827 года было разрешено под секретным наблюдением полиции проживание в собственном имении Голодяевка Чембарского уезда. А в конце 1828 года он получил разрешение проживать в Пензе, хотя учреждённый над ним полицейский надзор продолжался до 1848 года.
Для мировоззрения декабристов, которое разделял кроме И.Н. Горсткина - И.И. Пущин, К.Ф. Рылеев и др. был характерен поиск способов служения отечеству на гражданском поприще. Сменив, таким образом, военную службу на гражданскую должность судьи (1821 г.), Иван Николаевич Горсткин, пятью годами позже, показывает на следствии в Петропавловской крепости: «Настоящая цель Общества, мне объявленная: соединение нескольких молодых людей пообразованнее для единодушных занятий в пользу отечества, что и должно было начать с своего собственного образования и усовершенствования; потом улучшение нравов, распространение просвещения, чтоб каждый член подавал в своем кругу пример благочестия <!>, кротости, благородства и строгого исполнения возложенных на него обязанностей, мог со временем склонить все в сторону справедливости, благоразумия, чести».
Вот для осуществления этих своих целей, И.Н. Горсткин и выбирает театральное поприще: развитие сценического искусства в Пензе. А в конце 1842 года губернатор А. А. Панчулидзев уже докладывает в Санкт Петербург, что пензенский театр открыт «в минувшем ноябре, а прежде того постоянного театра здесь не существовало».
С молодых лет современники Горсткина отмечали у него литературные и музыкальные способности. Он писал стихи, пел, аккомпанируя себе на рояле. Был хорошо знаком и с известными литераторами своего времени: с А.С. Грибоедовым, А.С. Пушкиным, и др.
К началу 1846 года переоборудование театрального здания было завершено. В нём был устроен партер, три яруса лож и галерея. Иван Николаевич организовывает любительские благотворительные спектакли в музыкальным сопровождении губернаторского оркестра, оперы, водевили, концерты и публичные чтения с демонстрацией картинок волшебного фонаря. Он тщательно следит за репертуаром и уровнем исполнения, вместе с актёрами играет и сам.
Деятельностью театра Горсткина управляет Дирекция, учреждённая с целью, не рассчитывая на выгоду, „доставления себе и другим жителям Пензы удовольствие от постоянного хорошего театра“. Сборы от всех этих мероприятий направляются на организацию школы при тюремном замке, на нужды Александрийского детского приюта, в пользу женской ремесленной школы «Общество поощрения трудолюбия», в пользу учеников пензенской прогимназии, в пользу инвалидов.
Хозяин театра сдаёт помещения анторпринёрам, которым помогает с организацией спектаклей со столичными и даже иностранными профессионалами.
Не оставляет И. Н. Горсткин и свою главную идею, донести до пензенского зрителя мысль о необходимости воспитания «нового человека». С этой целью приезжают артисты Санкт-Петербургских Императорских Театров с глубоко философской классикой. Даже известный режиссёр и антрепренёр Н. И. Милославский привозил пьесу «Горе от ума», где сам исполнял роль Чацкого.
В 1861 году И.Н. Горсткин принимает участие в организации первого в России товарищества актёров.
С большим интересом жители Пензы ходят и на любительские комедийные спектакли, в которых принимают участие известные деятели губернии и актеры. Им дружно хлопают, преподносят цветы: «Больше бы таких спектаклей; от них бы выиграли и публика, и благотворительство, для которого любители трудятся»,- пишут «Пензенские губернские ведомости». А вот симфоническую музыку, которую исполняли приглашённые Горсткиным столичные музыканты, пензенцы не слушали, и залы были, практически, пустыми. Так, «Пензенские губернские ведомости» писали об одном таком концерте: «Нельзя не пожалеть, что на такой прекрасный вечер публики собралось только 68 человек, и всего удивительнее то, что из Никольского прихода, самого богатого в городе, и для попечительного комитета которого предназначалась часть сбора, на вечере было только одно лицо. Казалось бы, члены попечительства о бедных больше принесли пользы, если бы, доставив себе удовольствие этим вечером, увеличили вместе и кассу бедняков, чем по зову своего председателя часто собирались для одних сердобольных разглагольствований; не мешало бы стоящим во главе попечительства побольше похлопотать о распродаже билетов на упомянутый вечер…»
В связи с событиями на Балканах в сезон 1876/1877 гг. в театре И. Н. Горсткина проходят спектакли в помощь семействам Боснии, Герцеговины, Старой Сербии, пострадавших от восстания. В благотворительный фонд поступают все билетные сборы. Причём, бесплатно играют и артисты, и музыканты, антрепренёр не платит за аренду помещения, да ещё и губернатор В. А. Панчулидзев и некоторые купцы вносят пожертвования братьям-славянам. А позднее объявляется сбор средств на усиление военно-морской базы России, активно идёт сбор пожертвований на строительство крейсеров.
После смерти в 1877 году действительного статского советника, члена Пензенского губернского комитета по крестьянским делам, члена пензенского губернского присутствия по выборам дворянства И. Н. Горсткина, театр переходит сначала к его вдове Александре Николаевне, а в начале 1879 года — к его сыну, отставному майору Льву Ивановичу Горсткину.
Продолжая дело отца, Л.И. Горсткин ставит спектакли по запрещённым цензурой произведениям, отражающим философские воззрения народников («Горя от ума» А. Грибоедова, «Борис Годунов» А.Пушкина), в антрактах проводят литературные чтения: «На восстание Герцеговины» А. Майкова, «По поводу войны» Н. Некрасова.
Но начинаются финансовые трудности. Здание театра снова ветшает. На этом этапе театр выручает содержатель труппы В. П. Долматов[1].
С воспитательной и образовательной целью , В. П. Долматов решается на нововведение: в театре начинают по средам давать народные спектакли по ценам, доступным для небогатых людей и молодежи. Репертуар театральных постановок состоит из «исключительно оригинальных произведений отечественной литературы». После спектаклей устраиваются маскарады, костюмы для которых можно было взять здесь же, в театре. Актеры-любители, как и прежде, дают спектакли, сбор от которых поступает на благотворительные цели.
Позднее усадьба несколько раз меняет владельцев, пока в 1894 году её не приобретает театрал П.М. Вышеславцев.
К этому времени в Пензе выросло уже целое поколение людей, воспитанных театром Горсткина на народнических настроениях, которые начинают проявляться реакционно. В 1907 году после очередного спектакля, террорист А. Гетерман убивает выстрелом из револьвера губернатора С.В. Александровского.
С 1910 года владельцем театрального здания становится сын П.М. Вышеславцева Николай Петрович. Театр Пензы получает название "Театр Вышеславцева", а улица, на которой находится здание театра - Театральной. Театральные сезоны проходят в маленьком зале в два яруса, освещаемом керосиновыми лампами. Небольшую труппу актёров, которые постоянно меняются, продолжают содержать частные антрепренёры.
И вот, группа городской молодёжи (Косхинский, Волков и др.) этот недостаток решила восполнить, организовав в Пензе общество любителей драматического искусства, объединив несколько разрозненных любительских театров. Делами общества ведало выборное правление. В 1896 Пензенский народный театр открывает сезон пьесой Островского «Бедность не порок» по случаю Св. коронования Их Императорских Высочеств. Театральные действия идут на открытой театрально-концертной сцене парка «Верхнее Гуляние», построенной ещё в 1875 г. на средства купца П. Мамонтова. Мероприятия, проводимые на этой сцене, поддерживались Губернским попечительством о бедных.
Сначала артисты-любители, в основном студенты местных учебных заведений, дают спектакли только в летний сезон, и то, лишь в солнечную погоду. Первые спектакли проходят и на сцене, и в павильонах сельскохозяйственной выставки «Верхнего гулянья». Причём, публика сидит на лавках под открытым небом. Но театр - общедоступный, билеты - дешёвые, и горожане на спектакли идут с большим удовольствием. Вскоре появляется крыша и постоянные зрительские места, сделанные под уклоном к сцене.
Так, Пенза обретает два театра, так называемого, «Зимнего», расположенного в капитальном театральном здании Гладкова-Горсткина-Вышеславцева, и «Летнего», построенного на «Верхнем гулянии» (ныне ЦПКО им. В.Г.Белинского). Известный театровед и критик Ю. В. Соболев пишет: «Пензенский театр очень выразителен для провинции той эпохи, ибо Пенза всегда почиталась хорошим провинциальным городом».
Молодые артисты Народного театра оказались очень талантливыми. Из первого состава любителей впоследствии вышло не мало профессионалов: В. Э. Мейерхольд, Д. С. Волков, О. М. Мунт, а уже в XX веке: И. И. Мозжухин, и даже
будущий маршал М. Н. Тухачевский и др. Великим Постом представители правления отправлялись в Москву на театральную биржу, где вербовали профессиональных актёров с заключением договоров. Некоторые артисты столичных театров играли в Пензе по несколько сезонов подряд. Народный театр, по традиции, отчисляет пожертвования с доходов от спектаклей в пользу воскресных школ и читален, погорельцев, неимущих студентов.
1911 год был ознаменован столетней годовщиной со дня рождения известного земляка Виссариона Григорьевича Белинского - пламенного революционного публициста и литературного критика творчества Пушкина, Гоголя, Грибоедова, Лермонтова. В этот же год труппа народного театра праздновала свой 15-летний юбилей и приняла решение о присвоении театру имени В.Г.Белинского. Московские режиссёры К.С.Станиславский и В.И. Немирович-Данченко поздравили труппу народного театра следующим обращением: «Художественный театр приветствует Вас с пятнадцатилетием прекрасной деятельности народного театра, художественная и общественная репутация которого пользуется заслуженной известностью далеко за пределами местных интересов».
В тот же год, после долгих уговоров со стороны Давида Васильевича Вярьвильского, заместителя городского головы и редактора журнала «Пензенский городской вестник»[2], Городская Дума принимает решение о строительстве Народного дома. Предложение этого купца, члена Пензенского общества любителей драматического искусства, воспитанного на постоянных посещениях московских театров, гласные Думы долго отклоняют, советуя для воспитания народа строить новые храмы. Из воспоминаний последнего городского головы дореволюционной Пензы: «…старый купец при обсуждении нашего большого проекта строительства во время думского заседания подошёл ко мне и говорит: «А ты, Давид Васильевич, напрасно хочешь строить у нас Народный Дом, ты бы предложил построить в городе церковь, это было бы лучше». На что я, старясь не обидеть уважаемого старика, ответил: «Иван Иванович, у нас церквей-то достаточно, а вот театра ни одного нет; и губернскому городу стыдно не иметь городского театра».
В России, так называемые, Народные дома стали строить с 1880-х годов. Эти общедоступные учреждения предназначались для культурного воспитания народа, организации их досуга и отвлечения от пагубных привычек. В одном здании сосредотачивались театр, кафе, библиотека, лекторий, занятия по интересам. Самым роскошным из них стал Народный дом им. Николая Второго в Санкт – Петербурге.
Дума утверждает проект здания в стиле модерн молодого архитектора А.Е. Яковлева[3], а с целью финансирования проекта, постановила ежегодно из общих городских доходов вносить по 5 тысяч рублей в фонд будущего «Народного Дома». Но, кандидат коммерции Давид Вярьвильский, настаивает на ускорении строительства и берёт в московском коммерческом банке ссуду.
И вот, 19 февраля 1911 года - в день празднования пятидесятилетия освобождения крестьян от крепостной зависимости, началась торжественная закладка Народного Дома им. Александра Второго в Пензе, как памятника Императору-освободителю. Театральную сцену здания предполагалось отдать под народный театр им. В.Г. Белинского.
К этому событию был подготовлен номер журнала «Пензенский городской вестник» в красной обложке (обычно, обложка была жёлтой) с фотографией картины художника Бориса Кустодиева «Чтение манифеста (Освобождение крестьян)», на которой был изображён император Александр II, читающий манифест об отмене крепостного права.
Но праздничные события в этот день были омрачены арестом всего тиража юбилейного журнала по распоряжению губернатора - латыша Лилиенфельд -Тоаля.
Несмотря на то, что после революции 1905 года, согласно манифесту Николая Второго, была объявлена свобода слова и печати, губернатор обладал правом запрета изданий до выяснения обстоятельств дела в суде. Больше всего губернатора насторожил стихотворный эпиграф, обращённый к В.Г. Белинскому к передовице:
Молясь твоей многострадальной тени,
Учитель! перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени!
В те дни, как всё коснело на Руси,
Дремля и раболепствуя позорно,
Твой ум кипел - и новые стези
Прокладывал, работая упорно.
Ты не гнушался никаким трудом:
«Чернорабочий я - не белоручка!» -
Говаривал ты нам - и напролом
Шел к истине, великий самоучка!
Ты нас гуманно мыслить научил,
Едва ль не первый вспомнил о народе,
Едва ль не первый ты заговорил
О равенстве, о братстве, о свободе.
Н. Некрасов
После долгих разбирательств, эпиграф пришлось сократить, убрав два средних абзаца. После этого происшествия Д.В. Вярьвильского стали называть в народе «красным», что не помешало большевикам в 1918 году объявить его врагом и бросить в застенки пензенского тюремного замка.
По окончанию сооружения главного фасада здания, когда должны были начать строительство боковых корпусов для помещений библиотек, читального зала, столовых, музея и другие культурных учреждений, началась Первая мировая война, и финансирование прекратилось. Строительство возобновилось снова лишь в 1916 году, когда дополнительный беспроцентный заем в размере 100 000 рублей внёс купец Алексей Григорьевич Кузнецов - старший. Однако, деньги к купцу не вернулись, а здание завершили наспех, существенно отклоняясь от проекта.
После революции театр им. В.Г. Белинского переименовали в Гарнизонный театр, а в 1920 году он получит имя наркома просвещения А.В. Луначарского.
В обветшавшем здании бывшего тетра Вышеславцева после революции пробовали открыть и клуб, и электротеатр, но, в итоге, просто снесли.
***
[1] В труппе В.П. Долматова играл под псевдонимом В. А. Сологуб будущий московский «король очерка», писатель Владимир Алексеевич Гиляровский.
[2] Вторым редактором журнала был секретарь Управы Петр Ксенофонтович Соколов, как и Д.В. Вярьвильский, после революции активно работавший в МОССОВЕТЕ.
[3] Алексей Евгеньевич Яковлев, отец музы В. Маяковского Татьяны Яковлевой, после революции - главный архитектор в г. Бостон, США.
Продолжение:http://proza.ru/2024/12/27/1226
Свидетельство о публикации №224122701338