Трофименко, Т. Маргарита - пьеса стихах
МАРГАРИТА
Пьеса-фантазия в стихах
в пяти действиях
(по мотивам романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
АВТОР – финальное авторское слово.
МАРГАРИТА – главная героиня, женщина в поиске себя.
МАСТЕР – писатель, автор романа, одержимый идеей познать через него себя и осно-вы Мира, чтобы перевернуть его.
ВОЛАНД – представитель Высших Сил, управляющих миром. Его сущность – вне добра или зла.
ГЕЛЛА – демоница, спутница и фаворитка ВОЛАНДА (певица Варьете).
КОТ БЕГЕМОТ – личный слуга ВОЛАНДА и член его свиты (основной комментатор происходящего).
КОРОВЬЕВ – один из слуг и членов свиты ВОЛАНДА, приятель КОТА БЕГЕМОТА.
АЗАЗЕЛЛО – слуга ВОЛАНДА и член его свиты (действие пьесы происходит под его музыкальное сопровождение).
ФРИДА – несчастная девушка, соблазненная КАЗАНОВОЙ, и избавившаяся от «плода любви».
КАЗАНОВА – соблазнитель ФРИДЫ, гость на Балу Воланда.
ГОСТИ на Балу Воланда:
1. ЛОЛИТА – героиня романа В. Набокова.
2. АЙСЕДОРА ДУНКАН – танцовщица и хореограф.
3. ДЖЕК-ПОТРОШИТЕЛЬ – псевдоним серийного убийцы.
Музыкальное сопровождение
(используемые музыкальные произведения):
1. «Flohwalzer» – «Собачий вальс» в низком регистре.
2. «Silver Chains» – саунтрек к игре.
3. Бетховен Л. – «Лунная соната».
4. Бетховен Л. –5-я Симфония.
5. Кузьняк Х. – Регтайм из к/ф «Ва-банк».
6. Маркевич А. – песня «Маргарита».
7. Морриконе Э. – «Chi Mai».
8. Солдатов В. – песня «Старый рояль».
9. Циполи Д. – «Прелюдия».
10. Шейко Н. – «Мгновение».
ПЕРЕЧЕНЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ НОМЕРОВ
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
1. Песня Солдатова В. «Старый рояль» – Гелла, Азазелло.
2. Кузьняк Х., Регтайм из к/ф «Ва-банк» – Азазелло.
3. Кузьняк Х., Регтайм из к/ф «Ва-банк» – Азазелло.
4. Песня Маркевича А. «Маргарита» – Гелла, Азазелло.
5. Бетховен Л., «Лунная соната» – Азазелло.
6. Кузьняк Х., Регтайм из к/ф «Ва-банк» – Азазелло.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
7. Шейко Н., «Мгновение» – Азазелло.
8. Бетховен Л. – 5-я Симфония – Азазелло.
9. Морриконе Э. – «Chi Mai» – Азазелло.
10. Циполи Д., «Прелюдия» – Азазелло.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
11. «Flohwalzer» – «Собачий вальс» в низком регистре – Азазелло.
12. Бетховен Л. – «Лунная соната» – Азазелло.
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
13. «Лунная соната» Л. Бетховена – Азазелло.
ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ
14. «Silver Chains», саунтрек к игре – Азазелло.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ. СВЕТСКАЯ ЛЬВИЦА.
СЦЕНА 1
Пустой зал Варьете. Столики, стулья, барная стойка, танцпол, фортепьяно, в сто-роне – трон Воланда.
Входит КОТ БЕГЕМОТ, осматривает и обнюхивает сцену. Следом входит КОРОВЬ-ЕВ.
Коровьев
Наконец-то я дошёл – Свиты ВОЛАНДА посол.
И с чего, ТУТ, наш Мессир, ПОВЕЛЕЛ устроить ПИР?
Чем людишки на Земле привлекли его к себе?
МАСТЕР, ФРИДА, МАРГАРИТА – ЧТО ТАКОГО В НИХ СОКРЫТО?
ВОВЛЕКАЕТ ИХ В ИГРУ – С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? НЕ ПОЙМУ!
НА ПУТИ К СВОЕЙ СУДЬБЕ, КАК ОТПОР ДАДУТ БЕДЕ?
Впрочем, суть – не мой вопрос – ни к чему совать мне нос.
Счас проверю, все ль готово, действа создана основа?
(Осматривается.)
О-О-О-О!
(Бегемоту.)
Гран мерси, к выступленью всё висит!!!
Бегемот
Ах, Коровьев, пустяки, валерья-ночку неси.
Зал пустой и Геллы нет, перерыв нам на обед.
Коровьев
Я согласен, давай, пью!
Вот настойка – счас налью!!!
(БЕГЕМОТ и КОРОВЬЕВ идут в центр, к барной стойке, пьют настойку на брудер-шафт, целуются. Входит АЗАЗЕЛЛО, они его зовут к себе.)
Коровьев
Азазелло!!. СЮДА, брат!
Азазелло
Да идите вы все в АД!!! (Машет на них рукой и проходит ми-мо, садится за инструмент.)
(КОРОВЬЕВ и КОТ продолжают беседовать и выпивать.)
СЦЕНА 2
Слышится стук трости.
Коровьев (Бегемоту)
Смотри, Мессир ВОЛАНД!
Бегемот
И Гелла, наша звезда,
Она всех сегодня заманит сюда?!!
(По проходу идёт ВОЛАНД, под руку с ГЕЛЛОЙ. У него в петлице на лацкане – буке-тик жёлтых цветов. АЗАЗЕЛЛО вскакивает, и вместе с КОРОВЬЕВЫМ и БЕГЕМОТОМ замирает в почтительном поклоне пока он идет.)
Воланд (Гелле, оглядывая зал и всматриваясь в лица присутствующих)
Страсти земные, страсти небесные.
Всё на себя люди сами навесили.
Души свои нагрузили до края.
Их путь теперь вниз – за ключами от Рая.
(Садится на трон. ГЕЛЛА становится за ним. Взмахивает тростью и команду-ет.)
ПЕРВЫЙ КОН, ПОШЛА ИГРА!
НАЧИНАЕМ, ВСЁ, ПОРА.
СЦЕНА 3
(БЕГЕМОТ и КОРОВЬЕВ отмирают, прячут настойку, начинают готовить бокалы к Балу. После этого, КОТ крутится вокруг ВОЛАНДА.)
АЗАЗЕЛЛО начинает играть мелодию песни «Старый рояль» А. Макаревича.
(ГЕЛЛА выходит в центр зала и поёт песню «Старый рояль». По завершению испол-нения, посылает публике воздушный поцелуй, садится за свободный столик в центре, зажигает свечи, посылает улыбку ВОЛАНДУ, и далее делает расклад карт Таро.)
СЦЕНА 4
Азазелло (закончив играть мелодию «Старого рояля», встаёт, выходит в центр как конферансье)
Рад приветствовать Вас, господа!
Позвольте представиться: Я – Азазелло, из свиты МЕССИРА ВОЛАНДА. И отве-чаю сегодня за музыку в Варьете, под которую Вы будете танцевать!!! Или не буде-те – выбор за Вами!!!
(Садится обратно за инструмент, начинает играть в качестве ВСТУПЛЕНИЯ Рег-тайм Кузьняк Х. из к/ф «Ва-банк»)
(МАСТЕР заходит в Варьете. Идет по проходу.)
Бегемот (Воланду)
Ба-а-а, вот и первый идет неприкаянный,
Что смысл жизни всем ищет отчаянно!
(МАСТЕРУ улыбается ГЕЛЛА, но он смотрит на неё равнодушно.)
Коровьев (готовя напиток, и на последних словах поднося его Воланду)
ДА это же МАСТЕР.
Он пишет роман для тех, кто считает:
– К чёрту подробности!
– Кто мы,
И где мы?
– Это для жизни – не главные темы!
Что рассуждают в свой век на бегу,
Судьбы сгибая в крутую дугу.
Им времени нет рассмотреть свои лица,
Даже, когда наклонились напиться!
(Возвращается к стойке вместе с КОТОМ)
(МАСТЕР оглядывает пустой зал, проходит сквозь него и уходит из Варьете.)
Воланд (вслед Мастеру)
Вижу на нем плащ, раздутый ГОРДЫНЕЙ
Попробуем снять, что под нею увидим…
СЦЕНА 5
АЗАЗЕЛЛО продолжает играть Регтайм Кузьняк Х. из к/ф «Ва-банк».
(По проходу идут ФРИДА и КАЗАНОВА. Они увлечены друг другом и кокетничают.
КАЗАНОВА выводит ФРИДУ танцевать в центр сцены под мелодию регтайма.)
Коровьев (Бегемоту)
Смотри – это Фрида, а с ней?
Бегемот (Коровьеву)
Казанова. Опять он готов к соблазненью!
Коровьев (Бегемоту)
Снова?
Бегемот (Коровьеву)
Она мотылёк, его клятвы ей новы.
Коровьев (Бегемоту)
А плод от любви принять будет готова?
(КОРОВЬЕВ и БЕГЕМОТ злорадно хохочут.)
Казанова (Фриде)
Я подарю тебе с неба звезду!
Пленила меня, без тебя не уйду,
Я горы сверну, поднимусь в облака,
Я верность тебе сохраню НАВЕКА!
(ФРИДА стекает к ногам КАЗАНОВЫ. Он её поднимает. Они присаживаются за столик и болтают. КОРОВЬЕВ подносит им бокалы.)
Воланд
Да, капельки БЛУДА – нам здесь не хватало.
Его как попробуешь – всё тебе мало…
(Взмахивает тростью в сторону АЗАЗЕЛЛО, кивает ГЕЛЛЕ.)
(ГЕЛЛА исполняет песню «Маргарита» А. Макаревича под аккомпанемент АЗАЗЕЛ-ЛО. АЗАЗЕЛЛО, замерев, внимательно слушает ГЕЛЛУ.)
Азазелло (в конце песни, с восторгом)
БРАВО!
СЦЕНА 6
Слышаться стук женских каблуков.
По проходу, как звезда на подиуме премии Оскар, идет МАРГАРИТА.
АЗАЗЕЛЛО начинает играть «Лунную сонату» Л. Бетховена.
(ФРИДА и КАЗАНОВА идут танцевать медленный танец, тесно сближаясь друг с другом.)
Бегемот (Воланду, указывая на входящую Маргариту)
Рита, Марго, Маргарита, женщина в самом цвету,
Не знает от мужа отказа, в деньгах – на свою красоту.
Дети не терпят ей нервы, не надо работать в износ.
Носить лишь красивые платья, что кутюрье преподнёс.
Воланд
Пресыщена Дамочка жизнью сверх меры.
Погрузим ее мы в беды атмосферу.
(МАРГАРИТА доходит до центра сцены, садится на переднем плане на свободный стул рядом с ГЕЛЛОЙ, поднимает руку в сторону КОРОВЬЕВА).
Коровьев (подносит Маргарите коктейль и произносит с восхищением)
«Маргарита» для МАРГАРИТЫ!
Маргарита (осматривается, обращается к Гелле, вопросительно показывая на кар-ты)
Что же такое – женское счастье?
Шуба в шкафу и браслет на запястье?
Взлёт ли карьеры, брендовый look?
100 тысяч взглядов поклонников, ну-у-у-у?
А кто-то считает: зачем мишура?
В истинном счастье – всегда тишина.
СЦЕНА 7
(ВОЛАНД заинтересован МАРГАРИТОЙ. Подзывает КОТА и посылает с ним ей букет из своей петлички. КОТ, с поклоном, передает МАРГАРИТЕ букет жёлтых цветов. Ука-зывает на ВОЛАНДА – от кого они. МАГАРИТА и ВОЛАНД кивают друг другу. МАРГА-РИТА с равнодушием принимает цветы.)
Гелла (видя, что жест Воланда не произвел на Маргариту должного впечатления, с бокалом в руках отвечает Маргарите, перемигиваясь с Воландом, выводя её из задум-чивости, с целью вовлечь в бессмысленный поиск веселья с алкоголем и случайными зна-комствами)
А может быть счастье – всего лишь мираж,
Ярких картинок, сведенных в коллаж,
Что закрывают собой пустоту
Жизни, в попытке нести красоту?
АЗАЗЕЛЛО начинает играть регтайм Кузьняк Х. из к/ф «Ва-банк».
(ГЕЛЛА подает МАРГАРИТЕ руку, приглашая за собой, чтобы закружить её в водо-вороте пустой суеты танца. Они встают и идут на танцпол. Но в МАРГАРИТЕ уже заронено зерно сомнения о своём образе жизни. Она в раздумьях, и не может рассла-биться. Она берет паузу в танце. Звучит резкий завершающий аккорд, и все остальные тоже замирают. МАРГАРИТА покидает танцпол, берёт в руки букет, и идёт гулять на улицу, размышляя о своём. Потом присаживается на уличную скамейку.)
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ. СУДЬБОНОСНАЯ ВСТРЕЧА.
СЦЕНА 8
АЗАЗЕЛЛО начинает играть «Мгновение» Шейко Н.
(Когда начинает звучать музыка, появляется МАСТЕР с романом в руках. Он вышел на прогулку. Заметив МАРГАРИТУ, он откладывает роман на свободный столик, и со-средотачивает всё своё внимание на ней. Потом идёт к МАРГАРИТЕ.
ВОЛАНД идет к столику, где МАСТЕР оставил свой роман. По пути он, жестом от-пускает с танцпола замерших персонажей. ГЕЛЛА идёт вслед за ВОЛАНДОМ. Присев на стул возле столика, где лежит книга МАСТЕРА, ВОЛАНД листает роман и перегова-ривается с ГЕЛЛОЙ. И при этом, следит за МАСТЕРОМ и МАРГАРИТОЙ).
Коровьев (комментируя прогулку Мастера)
О, снова Мужчина, понурый писатель-фанатик, гуляет один он – философ-романтик.
Случайно им пойманный, взгляд Маргариты, сердце пронзил он её. Ей открытый.
Он в ней растворился в едином моменте, так могут любить лишь собачки и дети.
(МАСТЕР и МАРГАРИТА встречаются взглядами и понимают, что это любовь с пер-вого взгляда, и вступают в диалог друг с другом.)
Мастер (пораженный внезапно накрывшим его чувством, и не надеясь на взаимность со стороны Маргариты)
К недугу шёл я неотложно, тобой болею безнадежно,
Душа терзается безбожно. Мне излечиться – невозможно,
Пусть лихорадит, сердце крутит, пусть боль навеки не отпустит.
Её терпеть совсем не сложно, она становится ничтожна,
Когда, мне ежедневно можно быть просто рядом, осторожно.
Маргарита (потрясенная образом Мастера и эмоциями, что в ней откликаются в ответ к его чувствам)
В пути земном бывают встречи,
Что предназначены судьбой,
Дорога к ним всегда конечна
Моя свела меня с тобой!
Люблю тебя! Давно ли? Вечность!
Ты в моём сердце жил всегда!
Тебе я Небом подвенечна, за все, что прожиты года!
(Встает навстречу МАСТЕРУ, протягивая ему цветы, но он отбрасывает их в сто-рону. МАСТЕР и МАРГАРИТА, бросившись навстречу к друг другу замирают в объяти-ях.)
СЦЕНА 9
АЗАЗЕЛЛО начинает брать первые аккорды 5-й Симфонии Л. Бетховена.
(За всем происходящим пристально наблюдает ВОЛАНД со своей свитой.
МАСТЕР любуется МАРГАРИТОЙ. Он вдохновлён ею. Накидывает ей на плечи широ-кий плащ, и расправляет его как крылья).
Воланд (Гелле, с насмешкой, показывая на Маргариту)
Во власти чувств и буйной страсти, прочь отступают все напасти.
Глаза горят и сердце пляшет. И миг за мигом – ты всё краше.
К тебе прикованы все взоры, лишь для тебя срывают розы.
Ты – совершенство, ты – права для всех: во всём и навсегда.
АЗАЗЕЛЛО начинает играть «Chi Mai» Э. Морриконе.
Мастер (делится своими сокровенными мыслями с Маргаритой)
Ангел-хранитель дал каждому крылья – против беды, над ненастьем, бессильем.
Но сложены смирно они за спиной. Всё от того, что ты слышишь: «Постой!
Так же нельзя: вот возьму всё и брошу! Ты должен смиренно нести свою но-шу!!.»
Но мир посмотреть, где никто ещё не был, можно лишь с ветром, кочуя по небу.
Туда не доехать, туда не дойти, туда можно вечность, скитаясь, брести.
Туда пробираясь по топям болот – раз оступился, и всё: ты – утоп.
Стань вне укоризн, летай вольно и страстно.
И время, и жизнь – не теряй понапрасну!
(Подталкивает МАРГАРИТУ в полёт.)
МАРГАРИТА – в изумлении. Рассматривает крылья, и немного отстраняется от МАСТЕРА. Она поглощена своим новым состоянием.
За всем этим наблюдает ВОЛАНД.
Воланд (делая повелительный жест)
ИНТЕРЕСНАЯ ИГРА!
КОН ВТОРОЙ.
ВЗЯТЬ, ФАС – ПОРА!
СЦЕНА 10
АЗАЗЕЛЛО начинает играть «Прелюдию» Д. Циполи.
(МАСТЕРА под руки, в сторону уводит КОРОВЬЕВ, предъявив ему красное удостове-рение. МАСТЕР не сопротивляется и только смотрит, не отрываясь на МАРГАРИТУ. На то, как она радуется и счастлива.)
(МАРГАРИТА – в ощущении полёта. Она увлечена и ничего вокруг не замечает: как и отсутствия МАСТЕРА, так и пристальных взглядов ВОЛАНДА.)
Маргарита
Как хочется порой свободы!
Чтобы самой:
Окрасить неба голубого своды,
Водить в лесах зелёных хороводы,
Быть светом солнечной погоды.
Любви и трепета
Почувствовать исходы.
Стать частью и Душой Природы!
Вдруг МАРГАРИТА начинает чувствовать, что что-то не так. Озирается с немым вопросом: «Где мой Мастер?». И спотыкается о взгляд сидящего за столиком ВО-ЛАНДА. Видит плененного МАСТЕРА.
(ВОЛАНД встаёт, выходит в центр сцены вместе с ГЕЛЛОЙ и БЕГЕМОТОМ, и при-стально смотрит на МАРГАРИТУ…)
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ. БАЛ ВОЛАНДА.
СЦЕНА 11
Воланд (Маргарите, с искренним восхищением, делает ей предложение – стать Ко-ролевой его Бала)
Закат над городом горит, день суету свою оставил.
Но ночь тебя не усыпит. Настало время новых правил:
Рабочий темп, проблемы дня, сменит азарт ночных гуляний.
В часовне зря горит свеча – душе здесь не до покаяний!
(МАРГАРИТА не смущаясь, и не склоняя взора, царственной походкой направляется к ВОЛАНДУ, понимая, что МАСТЕР в его власти, и что она готова на всё, чтобы его вер-нуть. БЕГЕМОТ подносит Королевскую корону ГЕЛЛЕ, она передаёт её в реверансе ВОЛАНДУ, он жестом предлагает её МАРГАРИТЕ. Она гордо слегка склоняет голову, принимая корону. ВОЛАНД, водрузив корону, снимает с неё плащ.)
(БЕГЕМОТ подхватывает плащ и вешает на спинку трона.
МАРГАРИТА принимает руку ВОЛАНДА, и шествует с ним. Сделав круг вокруг сце-ны, они подходят к месту приема гостей – на передний план в центре сцены.
БЕГЕМОТ в это время отцентровывает трон ВОЛАНДА, и они с ГЕЛЛОЙ обознача-ют место МАРГАРИТЫ.)
(Плененный МАСТЕР провожает взглядом шествие ВОЛАНДА с МАРГАРИТОЙ.)
Мастер (Говорит в зал, с печальной обреченностью. ГЕЛЛА заинтересовано его слу-шает.)
Шепот сплетен слышит каждый, крик души – почти никто.
Тоска гложет зверем жадным, тело просится в окно.
Взрывом боли ты наполнен, сердце в клочья разорвал.
Демон Балберит доволен: тебя в ад к себе позвал.
С ним на пару по глоточку – боли жажду утоли.
Выпив чарку кипяточку, взвар расплавленной смолы.
Троектратным поцелуем,
Смерть смягчила свой оскал,
И от Воланда вручила
Приглашение на Бал.
(МАРГАРИТА становится для приема гостей в центр сцены, ВОЛАНД садится сзади неё на свой трон.)
Воланд (смотря на Мастера)
ГОРДЫНЯ снята, а под нею – УНЫНЬЕ.
Барахтаться будет, погрязший в ПУЧИНЕ?
СЦЕНА 12
АЗАЗЕЛЛО начинает играть «Flohwalzer» – «Собачий вальс» в низком регистре.
Вереницей идут разнообразные гости приветствовать МАРГАРИТУ поцелуем руки и поклоном.
МАРГАРИТА, во время церемонии, с волнением, эпизодически смотрит на плененного МАСТЕРА. В это время КОТ и ГЕЛЛА рассказывают МАРГАРИТЕ о гостях.
Гелла (Маргарите)
Позвольте представить вам – дон Казанова.
Коварный любовник, сметает основы.
Он верности, чести, достоинства в браке,
Блудить завлекает в альков полумрака.
Изломом улыбки, чарующей лестью
Он души и мысли склоняет к бесчестью.
Со всей грациозностью чёрного барса,
Умело плетёт сеть любовного фарса.
(Одновременно с этим, КАЗАНОВА шествует, демонстрируя себя – как он хорош. Целует руку МАРГАРИТЕ, кланяется ВОЛАНДУ.)
Казанова
Пленен КОРОЛЕВОЙ (берёт бокал и садится на скамью).
СЦЕНА 13
АЗАЗЕЛЛО продолжает играть «Flohwalzer».
Бегемот (Маргарите)
Это девочка – Лолита,
В ней любовь к себе убита.
Мужчин взрослых завлекает,
В них найти отца желает...
Ох, наивное дитя...
Боль творит, ища себя...
(В это время ЛОЛИТА скачет пританцовывая, целует руку МАРГАРИТЕ, кланяется ВОЛАНДУ.)
Лолита (Воланду)
Я – красива, я – мила,
Я – всем нравится должна.
Ни один тогда мужчина
Не пройдёт, так просто, мимо.
Мною будет поражен,
И желанием сражён
Меня тут же – приласкать.
И к себе на ручки взять.
Чтобы понял мой отец -
Кого бросил, он – подлец!
(Уходит в гостевую зону. КАЗАНОВА вскакивает ей навстречу с попытками оболь-щения.)
СЦЕНА 14
АЗАЗЕЛЛО продолжает играть «Flohwalzer».
Бегемот (Маргарите)
Смотрите, смотрите – летит Айседора,
Что в танце страстей закружить всех готова.
В ней Танец манИт, и с ней танец тревОжит,
Он всех закружИт, он нас всех заворОжит.
В тесных объятьях страсти и гнева.
Сплетением рук, ритмом импульсов тела.
Горькая смесь: из любви и тревоги.
Экспрессия танца бьёт в голову, в ноги.
Из танго и сАльсы, милонги и вальса.
Живи лишь собой, ни о чём не печалься.
(Айседора движется в танце, целует руку МАРГАРИТЕ, кланяется ВОЛАНДУ.)
Айседора
Живи лишь собой, ни о чём не печалься.
(Уходит к гостям, пытается отвлечь внимание КАЗАНОВЫ на себя.)
СЦЕНА 15
Гелла (Маргарите)
О-О-О! Джек-потрошитель, с душой кровожадной.
Наполнен он яростью к женщинам жадной.
Гулящих девиц за жизнь – вырезал стадо.
И твёрдо уверен, так всем им и надо.
(В это время ДЖЕК идет твердым шагам, припечатывая зонтом, улыбается публи-ке, целует руку МАРГАРИТЕ, кланяется.)
Иуда идёт ковыляя. Он Душу продАл, это тело.
Ветер его подгоняет – то вправо качнет, то влево.
Звоном монет и червонцев путь его обозначен.
Что Люди в своей гордыне за душу другого назначат.
Джек-потрошитель (Воланду)
Общество чищу от скверны и драмы,
Чтоб верные жены не плакали (кланяется в зал). Дамы!!.
(Берет бокал и уходит к гостям, где начинает плотоядно посматривать на ЛОЛИ-ТУ с АЙСЕДОРОЙ.)
Воланд (Маргарите, показывая на Потрошителя)
Вот к чему приводит ГНЕВ,
Коль откажешься от мер.
СЦЕНА 16
АЗАЗЕЛЛО продолжает играть «Flohwalzer» – «Собачий вальс» в низком регистре.
Маргарита (повернувшись полубоком, смотря на гостей)
В Ночь Последнюю в безумстве,
На приёме Сатаны,
Одержимые распутством
Гости истинно честны.
От того здесь все нагие,
Всё открыто без прикрас.
Тело, чувства, мысли злые,
Подлость к ближнему, экстаз.
Скинув белые одежды,
Гниль своей явив души,
Лицемерные невежды
Смотрят в Рай разинув рты.
Воланд:
ПРОДОЛЖАЕТСЯ ИГРА.
ЗАВИСТЬ – РАЗОБРАЧЕНА!
СЦЕНА 17
АЗАЗЕЛЛО начинает играть «Лунную сонату» Л. Бетховена в обычном регистре.
(Выходит ФРИДА. Она идет, подавленная горем, робко оглядываясь по сторонам ища сочувствующий взгляд. ГОСТИ начинают шептаться и злорадствовать, показывая на неё пальцем.)
Гости (издевательски хохоча)
Ах смотри, смотри, смотри, кого черти принесли.
Бегемот (Маргарите)
Это Фрида – раз, два, три. Вся пуста теперь внутри.
(МАРГАРИТА смотрит на ФРИДУ. БЕГЕМОТ видит в её взгляде не призрение, а жа-лость и сочувствие. Он не может допустить сопереживания на Балу Воланда, даже к грешнице. И закрывает собой ФРИДУ, оттесняя её от взгляда МАРГАРИТЫ. А затем кричит, обращаясь к публике.)
Бегемот (Фриде)
Куда дела плод любви? Не забыла? Вот возьми! (Кидает Фриде платок, оттал-кивает на стул.)
(В зал.)
БАЛ ОКОНЧЕН!!!
ВИВАТ КОРОЛЕВЕ!!!
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ. ПРОЩЕНИЕ.
СЦЕНА 18
АЗАЗЕЛЛО продолжает играть в обычном регистре «Лунную сонату» Л. Бетховена.
Воланд (Маргарите с восхищением.)
Как ты уникальна, другим не понять, тебя не разложишь в основы, на «ять».
Душа, как пространство, как искра вселенной, в бессмертие вводит тебя посте-пенно.
Вдоль жизненных граней, по граням миров, сквозь грани реальности – гранями снов.
Ты так импульсивна, ты сгоряча, способна рубить всё наотмашь, с плеча.
(По ходу его речи МАРГАРИТА начинает смотреть на ВОЛАНДА заинтересовано. Новым взглядом, проявляя неподдельный интерес к нему.
ФРИДА повязывает платок на шею, и стоит немного в отдалении. Затем садится на пол. Смотрит с мольбой и надеждой на МАРГАРИТУ.
В стороне стоит МАСТЕР. Он не отрываясь смотрит на МАРГАРИТУ, его удержи-вает ГЕЛЛА.)
Я – чистое чувство: в нём ярость, любовь.
И я не приемлю: границы и боль.
(МАРГАРИТА ловит взгляд ФРИДЫ, взгляд её меняется, и решительным жестом она манит её к себе. Когда ФРИДА приближается, МАРГАРИТА срывает платок с её шеи и бросает его в сторону МАСТЕРА с криком).
Маргарита (кричит)
Прощена!!!
Воланд
Что ж ей двигает здесь, ДА-А-А-А-А-А.
Алчность власти? Доброта?
СЦЕНА 19
(ГЕЛЛА бросается за платком, отпуская МАСТЕРА. Но он продолжает стоять по-прежнему, не отрываясь глядя на МАРГАРИТУ. Освобожденная ФРИДА на секунду за-думываясь, вскидывает голову.)
Фрида (кричит, ликующе в зал)
Я свободна от слов,
От пустых обещаний.
Больше нет горьких слез
И душевных терзаний.
Была духом слаба.
И глупа в те мгновенья.
Вечный Крест мне – вина,
С ним приду я к прощенью.
(Во время монолога ФРИДЫ, МАРГАРИТА переводит взгляд с ВОЛАНДА на МАСТЕ-РА. Она в сомнении выбора. Не может определиться: вернуться к МАСТЕРУ в качестве его Музы и Ангела-хранителя или попробовать новые возможности, которые ей мо-жет дать ВОЛАНД.
Фрида, по завершению своего монолога, замечает смятение МАРГАРИТЫ.)
Фрида (Маргарите, припадая к её руке, страстно шепчет, глядя ей в глаза)
Хватит скорби и мук, и сердечных метаний.
В тебе вихри кружат из осколков желаний.
Пора! Точка! Выключи мозги!
Пора выдохнуть,
Встряхнуться,
Слушай сердце И... Лети!..
Над неровною дорогой,
Над ловушками в пути.
Слушай сердце и Лети!!!
Это – новые пути.
Горизонты в них бескрайни.
Пешим, в жизни не дойти!
(Отпускает руку МАРГАРИТЫ и становится за её кресло в её свиту. ВОЛАНД одоб-ряюще, слегка кивает ФРИДЕ.)
Воланд
ЗАВЕРШАЕТСЯ ИГРА
В ЧЁМ ФИНАЛ – УЗНАТЬ ПОРА!
ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ. ЭПИЛОГ.
СЦЕНА 20
АЗАЗЕЛЛО начинает играть «Silver Chains» – саунтрек к игре.
(МАРГАРИТА вскидывает голову, она приняла решение. Сама встает и направляется к ВОЛАНДУ с улыбкой и подает ему руку. АВТОР выходит на авансцену. Начинает чи-тать Эпилог. Одновременно с этим, МАРГАРИТА и ВОЛАНД РАСХОДЯТСЯ в разные стороны. За каждым из них уходит его свита.)
Автор
В жизни каждого – своя дорога:
Кто строит её сам,
Кто ждёт проводника от Бога.
Кто линию пути проложит твердую рукою,
Не побоясь, толпу вести по следу за собою.
Кто ждет путей исхоженных и верных,
Чтоб принятых вещей достигнуть достоверно.
Лишь опытный ходок, приходит к главной мысли постепенно:
Нет правильных дорог. И нет их ложных, в земном пути не так всё односложно.
СЦЕНА 21
АЗАЗЕЛЛО продолжает играть «Silver Chains» – саунтрек к игре.
(МАСТЕР, понимая, что МАРГАРИТА теперь принадлежит только себе, садится на трон, и не отрываясь смотрит на МАРГАРИТУ. Он замирает с улыбкой и слезами на глазах, провожая её уход с ВОЛАНДОМ, и посылает им вслед воздушный поцелуй. Но тут ГЕЛЛА оборачивается и ловит его поцелуй, и сжав его в руке, как величайшую драгоценность, покидает свиту ВОЛАНДА, и с улыбкой идет к МАСТЕРУ…)
(ГЕЛЛА кружит вокруг МАСТЕРА с платком, накидывая ему его на шею, и склоняясь над ним. В это время АВТОР читает.)
Автор
У каждого из нас однажды,
Завтра – не наступит.
В тот день, с души упавший груз,
В полет отпустит, Я, ОБРАТНО К БОГУ
Земную завершив дорогу!
Утратят тут же смысл:
Стремленья, страсти и запреты,
Потери, Люди, их заветы,
Боль, Счастье, Прошлое – ЗАБЫТО!
В гармонии с Вселенной – всё открыто:
Во сферах бытия кружа циклично.
Ты – Вечность... В ней – метафорично!
(С последними аккордами, МАСТЕР замирает в кресте. Все остальные начинают вы-ходить строиться на поклон.)
Азазелло (выходит вперёд, и, сняв шляпу, объявляет)
ЗАНАВЕС!
(На сцене гаснет свет.)
Конец пьесы.
Свидетельство о публикации №224122701366