Трофименко, Т. Маргарита - пьеса стихах

                ТАТЬЯНА ТРОФИМЕНКО
    
    
                МАРГАРИТА
    
                Пьеса-фантазия в стихах
                в пяти действиях
    
                (по мотивам романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

    
      
                ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
    
     АВТОР – финальное авторское слово.
     МАРГАРИТА – главная героиня, женщина в поиске себя.
     МАСТЕР – писатель, автор романа, одержимый идеей познать через него себя и осно-вы Мира, чтобы перевернуть его.
     ВОЛАНД – представитель Высших Сил, управляющих миром. Его сущность – вне добра или зла.
     ГЕЛЛА – демоница, спутница и фаворитка ВОЛАНДА (певица Варьете).
     КОТ БЕГЕМОТ – личный слуга ВОЛАНДА и член его свиты (основной комментатор происходящего).
     КОРОВЬЕВ – один из слуг и членов свиты ВОЛАНДА, приятель КОТА БЕГЕМОТА.
     АЗАЗЕЛЛО – слуга ВОЛАНДА и член его свиты (действие пьесы происходит под его музыкальное сопровождение).
     ФРИДА – несчастная девушка, соблазненная КАЗАНОВОЙ, и избавившаяся от «плода любви».
     КАЗАНОВА – соблазнитель ФРИДЫ, гость на Балу Воланда.
     ГОСТИ на Балу Воланда:
     1. ЛОЛИТА – героиня романа В. Набокова.
     2. АЙСЕДОРА ДУНКАН – танцовщица и хореограф.
     3. ДЖЕК-ПОТРОШИТЕЛЬ – псевдоним серийного убийцы.
    
                Музыкальное сопровождение
                (используемые музыкальные произведения):
    
1.       «Flohwalzer» – «Собачий вальс» в низком регистре.
2.       «Silver Chains» – саунтрек к игре.
3.       Бетховен Л. – «Лунная соната».
4.       Бетховен Л. –5-я Симфония.
5.       Кузьняк Х. – Регтайм из к/ф «Ва-банк».
6.       Маркевич А. – песня «Маргарита».
7.       Морриконе Э. – «Chi Mai».
8.       Солдатов В. – песня «Старый рояль».
9.       Циполи Д. – «Прелюдия».
10.       Шейко Н. – «Мгновение».
      

                ПЕРЕЧЕНЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ НОМЕРОВ
    
     ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
    
1.       Песня Солдатова В. «Старый рояль» – Гелла, Азазелло.
2.       Кузьняк Х., Регтайм из к/ф «Ва-банк» – Азазелло.
3.       Кузьняк Х., Регтайм из к/ф «Ва-банк» – Азазелло.
4.       Песня Маркевича А. «Маргарита» – Гелла, Азазелло.
5.       Бетховен Л., «Лунная соната» – Азазелло.
6.       Кузьняк Х., Регтайм из к/ф «Ва-банк» – Азазелло.
    
     ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
    
     7. Шейко Н., «Мгновение» – Азазелло.
     8. Бетховен Л. – 5-я Симфония – Азазелло.
     9. Морриконе Э. – «Chi Mai» – Азазелло.
     10. Циполи Д., «Прелюдия» – Азазелло.
    
     ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
    
     11. «Flohwalzer» – «Собачий вальс» в низком регистре – Азазелло.
     12. Бетховен Л. – «Лунная соната» – Азазелло.
    
     ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
    
     13. «Лунная соната» Л. Бетховена – Азазелло.
    
     ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ
    
     14. «Silver Chains», саунтрек к игре – Азазелло.
      

                ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ. СВЕТСКАЯ ЛЬВИЦА.
    
     СЦЕНА 1
     Пустой зал Варьете. Столики, стулья, барная стойка, танцпол, фортепьяно, в сто-роне – трон Воланда.
     Входит КОТ БЕГЕМОТ, осматривает и обнюхивает сцену. Следом входит КОРОВЬ-ЕВ.
    
     Коровьев
     Наконец-то я дошёл – Свиты ВОЛАНДА посол.
     И с чего, ТУТ, наш Мессир, ПОВЕЛЕЛ устроить ПИР?
     Чем людишки на Земле привлекли его к себе?
     МАСТЕР, ФРИДА, МАРГАРИТА – ЧТО ТАКОГО В НИХ СОКРЫТО?
     ВОВЛЕКАЕТ ИХ В ИГРУ – С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? НЕ ПОЙМУ!
     НА ПУТИ К СВОЕЙ СУДЬБЕ, КАК ОТПОР ДАДУТ БЕДЕ?
     Впрочем, суть – не мой вопрос – ни к чему совать мне нос.
     Счас проверю, все ль готово, действа создана основа?
     (Осматривается.)
     О-О-О-О!
     (Бегемоту.)
     Гран мерси, к выступленью всё висит!!!
    
     Бегемот
                Ах, Коровьев, пустяки, валерья-ночку неси.
     Зал пустой и Геллы нет, перерыв нам на обед.
    
     Коровьев
                Я согласен, давай, пью!
     Вот настойка – счас налью!!!
    
     (БЕГЕМОТ и КОРОВЬЕВ идут в центр, к барной стойке, пьют настойку на брудер-шафт, целуются. Входит АЗАЗЕЛЛО, они его зовут к себе.)
    
     Коровьев
     Азазелло!!. СЮДА, брат!
    
     Азазелло
                Да идите вы все в АД!!! (Машет на них рукой и проходит ми-мо, садится за инструмент.)
    
     (КОРОВЬЕВ и КОТ продолжают беседовать и выпивать.)
    
     СЦЕНА 2
     Слышится стук трости.
    
     Коровьев (Бегемоту)
     Смотри, Мессир ВОЛАНД!
     Бегемот
     И Гелла, наша звезда,
     Она всех сегодня заманит сюда?!!
    
     (По проходу идёт ВОЛАНД, под руку с ГЕЛЛОЙ. У него в петлице на лацкане – буке-тик жёлтых цветов. АЗАЗЕЛЛО вскакивает, и вместе с КОРОВЬЕВЫМ и БЕГЕМОТОМ замирает в почтительном поклоне пока он идет.)
    
     Воланд (Гелле, оглядывая зал и всматриваясь в лица присутствующих)
     Страсти земные, страсти небесные.
     Всё на себя люди сами навесили.
     Души свои нагрузили до края.
     Их путь теперь вниз – за ключами от Рая.
     (Садится на трон. ГЕЛЛА становится за ним. Взмахивает тростью и команду-ет.)
     ПЕРВЫЙ КОН, ПОШЛА ИГРА!
     НАЧИНАЕМ, ВСЁ, ПОРА.
    
     СЦЕНА 3
    
      (БЕГЕМОТ и КОРОВЬЕВ отмирают, прячут настойку, начинают готовить бокалы к Балу. После этого, КОТ крутится вокруг ВОЛАНДА.)
     АЗАЗЕЛЛО начинает играть мелодию песни «Старый рояль» А. Макаревича.
     (ГЕЛЛА выходит в центр зала и поёт песню «Старый рояль». По завершению испол-нения, посылает публике воздушный поцелуй, садится за свободный столик в центре, зажигает свечи, посылает улыбку ВОЛАНДУ, и далее делает расклад карт Таро.)
    
     СЦЕНА 4
    
     Азазелло (закончив играть мелодию «Старого рояля», встаёт, выходит в центр как конферансье)
     Рад приветствовать Вас, господа!
     Позвольте представиться: Я – Азазелло, из свиты МЕССИРА ВОЛАНДА. И отве-чаю сегодня за музыку в Варьете, под которую Вы будете танцевать!!! Или не буде-те – выбор за Вами!!!
     (Садится обратно за инструмент, начинает играть в качестве ВСТУПЛЕНИЯ Рег-тайм Кузьняк Х. из к/ф «Ва-банк»)
    
     (МАСТЕР заходит в Варьете. Идет по проходу.)
    
     Бегемот (Воланду)
     Ба-а-а, вот и первый идет неприкаянный,
     Что смысл жизни всем ищет отчаянно!
    
     (МАСТЕРУ улыбается ГЕЛЛА, но он смотрит на неё равнодушно.)
    
     Коровьев (готовя напиток, и на последних словах поднося его Воланду)
     ДА это же МАСТЕР.
     Он пишет роман для тех, кто считает:
     – К чёрту подробности!
     – Кто мы,
     И где мы?
     – Это для жизни – не главные темы!
     Что рассуждают в свой век на бегу,
     Судьбы сгибая в крутую дугу.
     Им времени нет рассмотреть свои лица,
     Даже, когда наклонились напиться!
     (Возвращается к стойке вместе с КОТОМ)
    
     (МАСТЕР оглядывает пустой зал, проходит сквозь него и уходит из Варьете.)
    
     Воланд (вслед Мастеру)
     Вижу на нем плащ, раздутый ГОРДЫНЕЙ
     Попробуем снять, что под нею увидим…
    
     СЦЕНА 5
    
     АЗАЗЕЛЛО продолжает играть Регтайм Кузьняк Х. из к/ф «Ва-банк».
     (По проходу идут ФРИДА и КАЗАНОВА. Они увлечены друг другом и кокетничают.
     КАЗАНОВА выводит ФРИДУ танцевать в центр сцены под мелодию регтайма.)
    
     Коровьев (Бегемоту)
     Смотри – это Фрида, а с ней?
     Бегемот (Коровьеву)
                Казанова. Опять он готов к соблазненью!
     Коровьев (Бегемоту)
                Снова?
     Бегемот (Коровьеву)
                Она мотылёк, его клятвы ей новы.
     Коровьев (Бегемоту)
     А плод от любви принять будет готова?
    
     (КОРОВЬЕВ и БЕГЕМОТ злорадно хохочут.)
    
     Казанова (Фриде)
     Я подарю тебе с неба звезду!
     Пленила меня, без тебя не уйду,
     Я горы сверну, поднимусь в облака,
     Я верность тебе сохраню НАВЕКА!
    
     (ФРИДА стекает к ногам КАЗАНОВЫ. Он её поднимает. Они присаживаются за столик и болтают. КОРОВЬЕВ подносит им бокалы.)
    
     Воланд
     Да, капельки БЛУДА – нам здесь не хватало.
     Его как попробуешь – всё тебе мало…
     (Взмахивает тростью в сторону АЗАЗЕЛЛО, кивает ГЕЛЛЕ.)
    
     (ГЕЛЛА исполняет песню «Маргарита» А. Макаревича под аккомпанемент АЗАЗЕЛ-ЛО. АЗАЗЕЛЛО, замерев, внимательно слушает ГЕЛЛУ.)
    
     Азазелло (в конце песни, с восторгом)
     БРАВО!
    
     СЦЕНА 6
     Слышаться стук женских каблуков.
     По проходу, как звезда на подиуме премии Оскар, идет МАРГАРИТА.
     АЗАЗЕЛЛО начинает играть «Лунную сонату» Л. Бетховена.
     (ФРИДА и КАЗАНОВА идут танцевать медленный танец, тесно сближаясь друг с другом.)
    
     Бегемот (Воланду, указывая на входящую Маргариту)
     Рита, Марго, Маргарита, женщина в самом цвету,
     Не знает от мужа отказа, в деньгах – на свою красоту.
     Дети не терпят ей нервы, не надо работать в износ.
     Носить лишь красивые платья, что кутюрье преподнёс.
    
     Воланд
     Пресыщена Дамочка жизнью сверх меры.
     Погрузим ее мы в беды атмосферу.
    
     (МАРГАРИТА доходит до центра сцены, садится на переднем плане на свободный стул рядом с ГЕЛЛОЙ, поднимает руку в сторону КОРОВЬЕВА).
    
     Коровьев (подносит Маргарите коктейль и произносит с восхищением)
     «Маргарита» для МАРГАРИТЫ!
    
     Маргарита (осматривается, обращается к Гелле, вопросительно показывая на кар-ты)
     Что же такое – женское счастье?
     Шуба в шкафу и браслет на запястье?
     Взлёт ли карьеры, брендовый look?
     100 тысяч взглядов поклонников, ну-у-у-у?
     А кто-то считает: зачем мишура?
     В истинном счастье – всегда тишина.
    
     СЦЕНА 7
    
     (ВОЛАНД заинтересован МАРГАРИТОЙ. Подзывает КОТА и посылает с ним ей букет из своей петлички. КОТ, с поклоном, передает МАРГАРИТЕ букет жёлтых цветов. Ука-зывает на ВОЛАНДА – от кого они. МАГАРИТА и ВОЛАНД кивают друг другу. МАРГА-РИТА с равнодушием принимает цветы.)
    
     Гелла (видя, что жест Воланда не произвел на Маргариту должного впечатления, с бокалом в руках отвечает Маргарите, перемигиваясь с Воландом, выводя её из задум-чивости, с целью вовлечь в бессмысленный поиск веселья с алкоголем и случайными зна-комствами)
     А может быть счастье – всего лишь мираж,
     Ярких картинок, сведенных в коллаж,
     Что закрывают собой пустоту
     Жизни, в попытке нести красоту?
    
     АЗАЗЕЛЛО начинает играть регтайм Кузьняк Х. из к/ф «Ва-банк».
     (ГЕЛЛА подает МАРГАРИТЕ руку, приглашая за собой, чтобы закружить её в водо-вороте пустой суеты танца. Они встают и идут на танцпол. Но в МАРГАРИТЕ уже заронено зерно сомнения о своём образе жизни. Она в раздумьях, и не может рассла-биться. Она берет паузу в танце. Звучит резкий завершающий аккорд, и все остальные тоже замирают. МАРГАРИТА покидает танцпол, берёт в руки букет, и идёт гулять на улицу, размышляя о своём. Потом присаживается на уличную скамейку.)
      

     ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ. СУДЬБОНОСНАЯ ВСТРЕЧА.
    
     СЦЕНА 8
    
     АЗАЗЕЛЛО начинает играть «Мгновение» Шейко Н.
     (Когда начинает звучать музыка, появляется МАСТЕР с романом в руках. Он вышел на прогулку. Заметив МАРГАРИТУ, он откладывает роман на свободный столик, и со-средотачивает всё своё внимание на ней. Потом идёт к МАРГАРИТЕ.
     ВОЛАНД идет к столику, где МАСТЕР оставил свой роман. По пути он, жестом от-пускает с танцпола замерших персонажей. ГЕЛЛА идёт вслед за ВОЛАНДОМ. Присев на стул возле столика, где лежит книга МАСТЕРА, ВОЛАНД листает роман и перегова-ривается с ГЕЛЛОЙ. И при этом, следит за МАСТЕРОМ и МАРГАРИТОЙ).
    
     Коровьев (комментируя прогулку Мастера)
     О, снова Мужчина, понурый писатель-фанатик, гуляет один он – философ-романтик.
     Случайно им пойманный, взгляд Маргариты, сердце пронзил он её. Ей открытый.
     Он в ней растворился в едином моменте, так могут любить лишь собачки и дети.
    
     (МАСТЕР и МАРГАРИТА встречаются взглядами и понимают, что это любовь с пер-вого взгляда, и вступают в диалог друг с другом.)
    
     Мастер (пораженный внезапно накрывшим его чувством, и не надеясь на взаимность со стороны Маргариты)
     К недугу шёл я неотложно, тобой болею безнадежно,
     Душа терзается безбожно. Мне излечиться – невозможно,
     Пусть лихорадит, сердце крутит, пусть боль навеки не отпустит.
     Её терпеть совсем не сложно, она становится ничтожна,
     Когда, мне ежедневно можно быть просто рядом, осторожно.
    
     Маргарита (потрясенная образом Мастера и эмоциями, что в ней откликаются в ответ к его чувствам)
     В пути земном бывают встречи,
     Что предназначены судьбой,
     Дорога к ним всегда конечна
     Моя свела меня с тобой!
     Люблю тебя! Давно ли? Вечность!
     Ты в моём сердце жил всегда!
     Тебе я Небом подвенечна, за все, что прожиты года!
     (Встает навстречу МАСТЕРУ, протягивая ему цветы, но он отбрасывает их в сто-рону. МАСТЕР и МАРГАРИТА, бросившись навстречу к друг другу замирают в объяти-ях.)
    
     СЦЕНА 9
     АЗАЗЕЛЛО начинает брать первые аккорды 5-й Симфонии Л. Бетховена.
    
     (За всем происходящим пристально наблюдает ВОЛАНД со своей свитой.
     МАСТЕР любуется МАРГАРИТОЙ. Он вдохновлён ею. Накидывает ей на плечи широ-кий плащ, и расправляет его как крылья).
    
     Воланд (Гелле, с насмешкой, показывая на Маргариту)
     Во власти чувств и буйной страсти, прочь отступают все напасти.
     Глаза горят и сердце пляшет. И миг за мигом – ты всё краше.
     К тебе прикованы все взоры, лишь для тебя срывают розы.
     Ты – совершенство, ты – права для всех: во всём и навсегда.
    
     АЗАЗЕЛЛО начинает играть «Chi Mai» Э. Морриконе.
    
     Мастер (делится своими сокровенными мыслями с Маргаритой)
     Ангел-хранитель дал каждому крылья – против беды, над ненастьем, бессильем.
     Но сложены смирно они за спиной. Всё от того, что ты слышишь: «Постой!
     Так же нельзя: вот возьму всё и брошу! Ты должен смиренно нести свою но-шу!!.»
     Но мир посмотреть, где никто ещё не был, можно лишь с ветром, кочуя по небу.
     Туда не доехать, туда не дойти, туда можно вечность, скитаясь, брести.
     Туда пробираясь по топям болот – раз оступился, и всё: ты – утоп.
     Стань вне укоризн, летай вольно и страстно.
     И время, и жизнь – не теряй понапрасну!
     (Подталкивает МАРГАРИТУ в полёт.)
    
     МАРГАРИТА – в изумлении. Рассматривает крылья, и немного отстраняется от МАСТЕРА. Она поглощена своим новым состоянием.
     За всем этим наблюдает ВОЛАНД.
    
     Воланд (делая повелительный жест)
     ИНТЕРЕСНАЯ ИГРА!
     КОН ВТОРОЙ.
     ВЗЯТЬ, ФАС – ПОРА!
    
     СЦЕНА 10
    
     АЗАЗЕЛЛО начинает играть «Прелюдию» Д. Циполи.
     (МАСТЕРА под руки, в сторону уводит КОРОВЬЕВ, предъявив ему красное удостове-рение. МАСТЕР не сопротивляется и только смотрит, не отрываясь на МАРГАРИТУ. На то, как она радуется и счастлива.)
     (МАРГАРИТА – в ощущении полёта. Она увлечена и ничего вокруг не замечает: как и отсутствия МАСТЕРА, так и пристальных взглядов ВОЛАНДА.)
    
     Маргарита
     Как хочется порой свободы!
     Чтобы самой:
     Окрасить неба голубого своды,
     Водить в лесах зелёных хороводы,
     Быть светом солнечной погоды.
     Любви и трепета
     Почувствовать исходы.
     Стать частью и Душой Природы!
    
     Вдруг МАРГАРИТА начинает чувствовать, что что-то не так. Озирается с немым вопросом: «Где мой Мастер?». И спотыкается о взгляд сидящего за столиком ВО-ЛАНДА. Видит плененного МАСТЕРА.
     (ВОЛАНД встаёт, выходит в центр сцены вместе с ГЕЛЛОЙ и БЕГЕМОТОМ, и при-стально смотрит на МАРГАРИТУ…)
    
      

     ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ. БАЛ ВОЛАНДА.
    
     СЦЕНА 11
     Воланд (Маргарите, с искренним восхищением, делает ей предложение – стать Ко-ролевой его Бала)
     Закат над городом горит, день суету свою оставил.
     Но ночь тебя не усыпит. Настало время новых правил:
     Рабочий темп, проблемы дня, сменит азарт ночных гуляний.
     В часовне зря горит свеча – душе здесь не до покаяний!
    
     (МАРГАРИТА не смущаясь, и не склоняя взора, царственной походкой направляется к ВОЛАНДУ, понимая, что МАСТЕР в его власти, и что она готова на всё, чтобы его вер-нуть. БЕГЕМОТ подносит Королевскую корону ГЕЛЛЕ, она передаёт её в реверансе ВОЛАНДУ, он жестом предлагает её МАРГАРИТЕ. Она гордо слегка склоняет голову, принимая корону. ВОЛАНД, водрузив корону, снимает с неё плащ.)
     (БЕГЕМОТ подхватывает плащ и вешает на спинку трона.
     МАРГАРИТА принимает руку ВОЛАНДА, и шествует с ним. Сделав круг вокруг сце-ны, они подходят к месту приема гостей – на передний план в центре сцены.
     БЕГЕМОТ в это время отцентровывает трон ВОЛАНДА, и они с ГЕЛЛОЙ обознача-ют место МАРГАРИТЫ.)
     (Плененный МАСТЕР провожает взглядом шествие ВОЛАНДА с МАРГАРИТОЙ.)
    
     Мастер (Говорит в зал, с печальной обреченностью. ГЕЛЛА заинтересовано его слу-шает.)
     Шепот сплетен слышит каждый, крик души – почти никто.
     Тоска гложет зверем жадным, тело просится в окно.
     Взрывом боли ты наполнен, сердце в клочья разорвал.
     Демон Балберит доволен: тебя в ад к себе позвал.
     С ним на пару по глоточку – боли жажду утоли.
     Выпив чарку кипяточку, взвар расплавленной смолы.
     Троектратным поцелуем,
     Смерть смягчила свой оскал,
     И от Воланда вручила
     Приглашение на Бал.
    
     (МАРГАРИТА становится для приема гостей в центр сцены, ВОЛАНД садится сзади неё на свой трон.)
    
     Воланд (смотря на Мастера)
     ГОРДЫНЯ снята, а под нею – УНЫНЬЕ.
     Барахтаться будет, погрязший в ПУЧИНЕ?
    
     СЦЕНА 12
    
     АЗАЗЕЛЛО начинает играть «Flohwalzer» – «Собачий вальс» в низком регистре.
     Вереницей идут разнообразные гости приветствовать МАРГАРИТУ поцелуем руки и поклоном.
     МАРГАРИТА, во время церемонии, с волнением, эпизодически смотрит на плененного МАСТЕРА. В это время КОТ и ГЕЛЛА рассказывают МАРГАРИТЕ о гостях.
    
     Гелла (Маргарите)
     Позвольте представить вам – дон Казанова.
     Коварный любовник, сметает основы.
     Он верности, чести, достоинства в браке,
     Блудить завлекает в альков полумрака. 
     Изломом улыбки, чарующей лестью
     Он души и мысли склоняет к бесчестью.
     Со всей грациозностью чёрного барса,
     Умело плетёт сеть любовного фарса.
    
     (Одновременно с этим, КАЗАНОВА шествует, демонстрируя себя – как он хорош. Целует руку МАРГАРИТЕ, кланяется ВОЛАНДУ.)
     Казанова
     Пленен КОРОЛЕВОЙ (берёт бокал и садится на скамью).
    
     СЦЕНА 13
    
     АЗАЗЕЛЛО продолжает играть «Flohwalzer».
    
     Бегемот (Маргарите)
     Это девочка – Лолита,
     В ней любовь к себе убита.
     Мужчин взрослых завлекает,
     В них найти отца желает...
     Ох, наивное дитя... 
     Боль творит, ища себя...
    
     (В это время ЛОЛИТА скачет пританцовывая, целует руку МАРГАРИТЕ, кланяется ВОЛАНДУ.)
    
     Лолита (Воланду)
     Я – красива, я – мила,
     Я – всем нравится должна.
     Ни один тогда мужчина
     Не пройдёт, так просто, мимо.
     Мною будет поражен,
     И желанием сражён
     Меня тут же – приласкать.
     И к себе на ручки взять.
     Чтобы понял мой отец -
     Кого бросил, он – подлец!
     (Уходит в гостевую зону. КАЗАНОВА вскакивает ей навстречу с попытками оболь-щения.)
    
     СЦЕНА 14
    
     АЗАЗЕЛЛО продолжает играть «Flohwalzer».
    
     Бегемот (Маргарите)
     Смотрите, смотрите – летит Айседора,
     Что в танце страстей закружить всех готова.
     В ней Танец манИт, и с ней танец тревОжит,
     Он всех закружИт, он нас всех заворОжит.
     В тесных объятьях страсти и гнева.
     Сплетением рук, ритмом импульсов тела.
     Горькая смесь: из любви и тревоги.
     Экспрессия танца бьёт в голову, в ноги.
     Из танго и сАльсы, милонги и вальса.
     Живи лишь собой, ни о чём не печалься.
    
     (Айседора движется в танце, целует руку МАРГАРИТЕ, кланяется ВОЛАНДУ.)
    
     Айседора
     Живи лишь собой, ни о чём не печалься.
     (Уходит к гостям, пытается отвлечь внимание КАЗАНОВЫ на себя.)
    
     СЦЕНА 15
    
     Гелла (Маргарите)
     О-О-О! Джек-потрошитель, с душой кровожадной.
     Наполнен он яростью к женщинам жадной.
     Гулящих девиц за жизнь – вырезал стадо.
     И твёрдо уверен, так всем им и надо.
    
     (В это время ДЖЕК идет твердым шагам, припечатывая зонтом, улыбается публи-ке, целует руку МАРГАРИТЕ, кланяется.)
    
     Иуда идёт ковыляя. Он Душу продАл, это тело.
     Ветер его подгоняет – то вправо качнет, то влево.
     Звоном монет и червонцев путь его обозначен.
     Что Люди в своей гордыне за душу другого назначат.
    
     Джек-потрошитель (Воланду)
     Общество чищу от скверны и драмы,
     Чтоб верные жены не плакали (кланяется в зал). Дамы!!.
     (Берет бокал и уходит к гостям, где начинает плотоядно посматривать на ЛОЛИ-ТУ с АЙСЕДОРОЙ.)
    
     Воланд (Маргарите, показывая на Потрошителя)
     Вот к чему приводит ГНЕВ,
     Коль откажешься от мер.
    
     СЦЕНА 16
    
     АЗАЗЕЛЛО продолжает играть «Flohwalzer» – «Собачий вальс» в низком регистре.
    
     Маргарита (повернувшись полубоком, смотря на гостей)
     В Ночь Последнюю в безумстве,
     На приёме Сатаны,
     Одержимые распутством
     Гости истинно честны.
     От того здесь все нагие,
     Всё открыто без прикрас.
     Тело, чувства, мысли злые,
     Подлость к ближнему, экстаз.
     Скинув белые одежды,
     Гниль своей явив души,
     Лицемерные невежды
     Смотрят в Рай разинув рты.
    
     Воланд:
     ПРОДОЛЖАЕТСЯ ИГРА.
     ЗАВИСТЬ – РАЗОБРАЧЕНА!
    
     СЦЕНА 17
     АЗАЗЕЛЛО начинает играть «Лунную сонату» Л. Бетховена в обычном регистре.
     (Выходит ФРИДА. Она идет, подавленная горем, робко оглядываясь по сторонам ища сочувствующий взгляд. ГОСТИ начинают шептаться и злорадствовать, показывая на неё пальцем.)
    
     Гости (издевательски хохоча)
     Ах смотри, смотри, смотри, кого черти принесли.
    
     Бегемот (Маргарите)
     Это Фрида – раз, два, три. Вся пуста теперь внутри.
    
     (МАРГАРИТА смотрит на ФРИДУ. БЕГЕМОТ видит в её взгляде не призрение, а жа-лость и сочувствие. Он не может допустить сопереживания на Балу Воланда, даже к грешнице. И закрывает собой ФРИДУ, оттесняя её от взгляда МАРГАРИТЫ. А затем кричит, обращаясь к публике.)
    
     Бегемот (Фриде)
     Куда дела плод любви? Не забыла? Вот возьми! (Кидает Фриде платок, оттал-кивает на стул.)
     (В зал.)
     БАЛ ОКОНЧЕН!!!
     ВИВАТ КОРОЛЕВЕ!!!
    
      

     ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ. ПРОЩЕНИЕ.
    
     СЦЕНА 18
     АЗАЗЕЛЛО продолжает играть в обычном регистре «Лунную сонату» Л. Бетховена.
    
     Воланд (Маргарите с восхищением.)
     Как ты уникальна, другим не понять, тебя не разложишь в основы, на «ять».
     Душа, как пространство, как искра вселенной, в бессмертие вводит тебя посте-пенно.
     Вдоль жизненных граней, по граням миров, сквозь грани реальности – гранями снов.
     Ты так импульсивна, ты сгоряча, способна рубить всё наотмашь, с плеча.
    
     (По ходу его речи МАРГАРИТА начинает смотреть на ВОЛАНДА заинтересовано. Новым взглядом, проявляя неподдельный интерес к нему.
     ФРИДА повязывает платок на шею, и стоит немного в отдалении. Затем садится на пол. Смотрит с мольбой и надеждой на МАРГАРИТУ.
     В стороне стоит МАСТЕР. Он не отрываясь смотрит на МАРГАРИТУ, его удержи-вает ГЕЛЛА.)
    
     Я – чистое чувство: в нём ярость, любовь.
     И я не приемлю: границы и боль.
    
     (МАРГАРИТА ловит взгляд ФРИДЫ, взгляд её меняется, и решительным жестом она манит её к себе. Когда ФРИДА приближается, МАРГАРИТА срывает платок с её шеи и бросает его в сторону МАСТЕРА с криком).
    
     Маргарита (кричит)
     Прощена!!!
    
     Воланд
     Что ж ей двигает здесь, ДА-А-А-А-А-А.
     Алчность власти? Доброта?
    
     СЦЕНА 19
    
     (ГЕЛЛА бросается за платком, отпуская МАСТЕРА. Но он продолжает стоять по-прежнему, не отрываясь глядя на МАРГАРИТУ. Освобожденная ФРИДА на секунду за-думываясь, вскидывает голову.)
    
     Фрида (кричит, ликующе в зал)
     Я свободна от слов,
     От пустых обещаний.
     Больше нет горьких слез
     И душевных терзаний.
     Была духом слаба.
     И глупа в те мгновенья.
     Вечный Крест мне – вина,
     С ним приду я к прощенью.
    
     (Во время монолога ФРИДЫ, МАРГАРИТА переводит взгляд с ВОЛАНДА на МАСТЕ-РА. Она в сомнении выбора. Не может определиться: вернуться к МАСТЕРУ в качестве его Музы и Ангела-хранителя или попробовать новые возможности, которые ей мо-жет дать ВОЛАНД.
     Фрида, по завершению своего монолога, замечает смятение МАРГАРИТЫ.)
    
     Фрида (Маргарите, припадая к её руке, страстно шепчет, глядя ей в глаза)
     Хватит скорби и мук, и сердечных метаний.
     В тебе вихри кружат из осколков желаний.
     Пора! Точка! Выключи мозги!
     Пора выдохнуть,
     Встряхнуться,
     Слушай сердце И... Лети!..
     Над неровною дорогой,
     Над ловушками в пути.
     Слушай сердце и Лети!!!
     Это – новые пути.
     Горизонты в них бескрайни.
     Пешим, в жизни не дойти!
     (Отпускает руку МАРГАРИТЫ и становится за её кресло в её свиту. ВОЛАНД одоб-ряюще, слегка кивает ФРИДЕ.)
     Воланд
     ЗАВЕРШАЕТСЯ ИГРА
     В ЧЁМ ФИНАЛ – УЗНАТЬ ПОРА!
      

     ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ. ЭПИЛОГ.
    
     СЦЕНА 20
    
     АЗАЗЕЛЛО начинает играть «Silver Chains» – саунтрек к игре.
    
     (МАРГАРИТА вскидывает голову, она приняла решение. Сама встает и направляется к ВОЛАНДУ с улыбкой и подает ему руку. АВТОР выходит на авансцену. Начинает чи-тать Эпилог. Одновременно с этим, МАРГАРИТА и ВОЛАНД РАСХОДЯТСЯ в разные стороны. За каждым из них уходит его свита.)
    
     Автор
     В жизни каждого – своя дорога:
     Кто строит её сам,
     Кто ждёт проводника от Бога.
     Кто линию пути проложит твердую рукою,
     Не побоясь, толпу вести по следу за собою.
     Кто ждет путей исхоженных и верных,
     Чтоб принятых вещей достигнуть достоверно.
     Лишь опытный ходок, приходит к главной мысли постепенно:
     Нет правильных дорог. И нет их ложных, в земном пути не так всё односложно.
    
     СЦЕНА 21
     АЗАЗЕЛЛО продолжает играть «Silver Chains» – саунтрек к игре.
    
     (МАСТЕР, понимая, что МАРГАРИТА теперь принадлежит только себе, садится на трон, и не отрываясь смотрит на МАРГАРИТУ. Он замирает с улыбкой и слезами на глазах, провожая её уход с ВОЛАНДОМ, и посылает им вслед воздушный поцелуй. Но тут ГЕЛЛА оборачивается и ловит его поцелуй, и сжав его в руке, как величайшую драгоценность, покидает свиту ВОЛАНДА, и с улыбкой идет к МАСТЕРУ…)
     (ГЕЛЛА кружит вокруг МАСТЕРА с платком, накидывая ему его на шею, и склоняясь над ним. В это время АВТОР читает.)
    
     Автор
     У каждого из нас однажды,
     Завтра – не наступит.
     В тот день, с души упавший груз,
     В полет отпустит, Я, ОБРАТНО К БОГУ
     Земную завершив дорогу!
     Утратят тут же смысл:
     Стремленья, страсти и запреты,
     Потери, Люди, их заветы,
     Боль, Счастье, Прошлое – ЗАБЫТО!
     В гармонии с Вселенной – всё открыто:
     Во сферах бытия кружа циклично.
     Ты – Вечность... В ней – метафорично!
    
     (С последними аккордами, МАСТЕР замирает в кресте. Все остальные начинают вы-ходить строиться на поклон.)
    
     Азазелло (выходит вперёд, и, сняв шляпу, объявляет)
     ЗАНАВЕС!
     (На сцене гаснет свет.)
     Конец пьесы.
    


Рецензии