Путешествие в страну, где живут исторические науки
...Был первый день нового века и тысячелетия, 1 января 2001 года. Что можно сделать в такой день? Сходил по традиции в лес на лыжах, собрал дома "ретро-ёлку" из оставшихся на ёлочном базаре никому уже не нужных веток... Идёт самый что ни на есть новогодний снег. На балконе сверкают дополняющие украшение комнаты цветные кирпичики-льдинки, выложенные в цифру "XXI", и вспоминаешь о слове "вечность", которое выкладывал Кай во дворце Снежной королевы. Всё же чего-то не хватает - именно для вечности. И я начал писать давно задуманную книгу.
Замысел этой книги сложился на протяжении ряда лет, когда я постоянно вёл занятия для школьников, знакомя их с понятием исторических источников и различными историческими дисциплинами. Ведь нельзя изучать историю, не зная, благодаря чему у нас есть достоверные сведения о прошлом. Обычно и в моём краеведческом клубе, и в появившемся к тому времени комплексе дополнительного образования сначала мы говорили о том, как изучать историю, а затем уже её изучаем. И знакомство с премудростями музы Клио стало представляться мне занимательным и увлекательным путешествием по её стране. А тут ещё подвернулось пособие преподавателя лицея "Воробьёвы горы" Натальи Георгиевны Петровой "Введение в историю", где Клио руководила своей многочисленной свитой из помощников - Палеографии, Нумизматики, Геральдики и других. Оставалось только поместить их всех в воображаемую страну и распределить между ними её области. Составил карту Страны исторических источников.
И теперь, наконец, всё это должно стать книгой. Образцов для такой книги в нашей литературе довольно много. Ещё моё поколение имело и сказочные миры математики, и блестящую радиопередачу С.Рассадина и Б.Сарнова "В стране литературных героев"... Не знал я только таких примеров с историей. Кстати, в моей стране поселились и литературные герои, важные для понимания прошлого (фольклорные Баба-Яга, Соловей-Разбойник, богатыри и др.), или герои-проводники, ведущие рассказ (Конёк-Горбунок, Золушка).
Все приключения проживают на своих занятиях учитель - Сергей Сергеевич и его четверо учеников - третьеклассники Ваня, Алёша, Даша и Настя. Раскрою маленькие секреты: учителя я назвал по имени одного из своих ранних и наиболее способных питомцев, к тому времени уже помогавшему мне вести занятия, а у школьников были конкретные прототипы. Правда, все они не занимались в одно время в одной группе (примерно так, как не служили вместе прототипы мушкетёров Дюма). Более того, прототипы есть и у почти сказочных археологов Копы и Капы. Это - студенты Дмитрий и Дина, которых я повстречал однажды на раскопках в Борисоглебском монастыре в Торжке. В книжку перекочевал даже чай с мятой, которым мои собеседники меня угощали...
Книга писалась долго - полтора года. За это время в комплексе "Симметрия"
успели пройти новые занятия по введению в историю, где я уже зачитывал свою рукопись или первые публикации в газетном варианте в приложении к изданию "Первое сентября" - "Начальная школа". Кстати, в конце воспроизведено то, что уже давно практиковалось мной на занятиях в комплексе "Симметрия" - награждение ребят грамотами о присвоении звания почётного гражданина Страны исторических источников.
Прошло более десяти лет. И вот - печатная книга. Её можно просто читать с детьми, а можно использовать как учебное пособие. Каждое занятие - новое путешествие. Стоит только закрыть глаза и произнести заклинание:
Вещественные и письменные,
Устные, изобразительные,
Раскройтесь нам, таинственные
Источники удивительные!
2014 г.
Свидетельство о публикации №224122700143