Спасение

Рассказ из недавно опубликованного в 2024 году сборника "Где-то не здесь".
 


— Ведь было же сказано: "Не берите на себя больше того, что вы способны вынести”, — заключил свою программную речь на конгрессе главный устроитель, он же, — президент Всемирного совета по безопасности, призывая мировую общественность в лице участников конгресса к урегулированию общей напряжённости в мире. Его речи, построенные на основе дипломатической обтекаемости формулировок, всегда отличались своей недосказанностью и служили поводом для широкой интерпретации. Понимай, как хочешь. Поэтому он и занимал бесконфликтно свой пост  продолжительное время.

Президент Всемирного совета по безопасности Густаво Маркес — 54-ёх лет, видный мужчина, с философским складом ума, когда-то — профессор  общественных наук университета в Буэнос-Айресе, построил свою политическую карьеру, завоевав репутацию целеустремлённого и здравомыслящего человека. Он был доброжелателен и деловит, не принадлежал ни к каким политическим сообществам и выделялся своей взвешенной рассудительностью в вопросах мирового правопорядка. Он умел  сочетать разумный конформизм и взвешенный пацифизм, занимая, в основном, центристскую позицию в вопросах оценки происходящих событий.

В кулуарах конгресса к нему подошёл человек, представившись специалистом в области биоэнергетики, физико-химических технологий, и попросил о встрече. На вопрос президента о предмете разговора, он многозначительно сообщил, что считает своим долгом обсудить будущее цивилизации. Ни больше и ни меньше, а именно это. — Не много ли ты на себя берёшь? — подумал Густаво Маркес, но назначил ему встречу на завтра. Уж, слишком проникновенно и интригующе звучала просьба. 

В назначенное время  Оливер Олдин явился в офис мистера Маркеса. — Скажу по правде, я был вами заинтригован, — дружелюбно приветствовал Маркес посетителя. Олдин: — Я бы не смел побеспокоить вас, мистер Маркес, если бы не чрезвычайные обстоятельства. — Вы меня пугаете, — озабоченно произнёс Маркес вспоминая. Честно говоря, время от времени, он сталкивался с разными индивидуумами, — "спасителями мира", как они пафосно сами себя называли. Каждый пытался быть полезен в деле мироустройства, но в конце-концов, это выливалось опять и опять в изобретение "вечного двигателя"*, по меткому сравнению самого мистера Маркеса. Фантазиям "спасителей" не было предела: то это были программы по искоренению милитаристской скверны путём общественных трибуналов; то — запрещения  производства вооружения в глобальном масштабе; то — эвакуации землян на другие неосвоенные планеты, пригодные для проживания и ещё очень многого, от чего у президента Маркеса, порой, вообще терялось ощущение непреложного чувства веры в человечество, как совокупности разумных созданий.
— Я и не думал вас пугать, — вернул его снова к реальности Оливер Олдин, — Разрешите пояснить мою озабоченность? — спросил он и посмотрел на Маркеса испытующе. — У меня для вас имеется пол-часа, — согласился президент Всемирного совета по безопасности. — Спасибо.
— Я представляю целый конгломерат научно-исследовательских институтов, поручивших мне поговорить с вами, мистер Маркес. Я возглавляю направление, которое соединяя в своей работе теоретическое обоснование с практическим решением задачи может, наконец, способствовать бесповоротному решению тех проблем, которыми занимаетесь вы, уважаемый президент, — проблем мироустройства без конфликтов и войн. В своей работе по исследованию и разработке необходимых средств и материалов мы, наконец, приблизились вплотную к реализации нашего кардинального, как нам это кажется, проекта. — Вы хотите оставить меня и моих людей без работы? — мягко улыбаясь, пошутил  Маркес. — Мы могли бы сотрудничать сообща в перспективе, — продолжил с улыбкой учёный, оставляя надежду президенту. — Продолжайте, это интересно, — согласился Маркес, отвечая улыбкой на улыбку.
— Если позволите, мистер Маркес, я начну с теоретического обоснования, — произнёс Олдин. Маркес поощрительно кивнул. Олдин продолжил: — У нас накоплен значительный экспериментальный и фактологический материал развития исторического поведения человечества. Здесь, мы говорим на одном с вами языке, мистер президент, поэтому сказанное мною, надеюсь, будет воспринято с пониманием, — заметил Олдин, намекая на предшествующий род занятий профессора Маркеса, — Мы будем говорить о психологии масс и их лидеров. Итак, природой человека движет опасное высокомерие. Каждый из нас считает, что он — это истина в последней инстанции. Альтернативные взгляды не принимаются. Это распространенное явление в поведении психология называет "иллюзией объективности". Отсюда проистекает и классификация народонаселения на "наших" и "не наших", на своих и чужих, с последующим его разделением на противостоящие части, чаще воинствующие, порой с кровопролитием. Фундаментальные авторитетные исследования учёного ХХ-го века сэра Исайи Берлина** инициируют то, о чём я вам говорю. Обладатели, как они считают, — "волшебного глаза", претендуют на абсолютную убеждённость в  своей правоте, без шанса уступок противоположной точке зрения. “Галлюцинотворчество мозга”, как следствие — это еще не самое худшее. Куда страшнее социально-психологические последствия "иллюзии объективности" для понимания мотивов и хода мыслей других людей. Человеческая эволюция вложила в нас глубинные нейропрограммы. "Иллюзия объективности" — это когнитивное искажение, обладающее  широчайшим спектром влияния на наше сознание. Это значит, что на уровне встроенного в каждого из нас нейрокода природа предусмотрела лишь единственный путь разрешения противоречий, кардинальный в своём решении, — если “другая сторона” не сдается, то её уничтожают.
"Иллюзия объективности", встраиваясь во все наши инфопотоки, становится главным фактором роста поляризации общества. И неважно, о чём идёт речь: о вопросе ли цвета забора, высоты ли каблуков обуви, величины ли процентной ставки или выбора президента страны. — Значит, — заметил Маркес, когда он услышал упоминание о президенте, — Нет никакой альтернативы нейрокоду "иллюзии объективности" в нашем сознании? — Я рад, что вы следуете логике моих мыслей, господин президент, — промолвил учёный, — Природа устроена мудрее: на каждое возмущение находится соответствующий успокоитель — закон всеобщего равновесия — основа основ мироздания. Итак, что касается того, о чём вы спросили. Так называемые культурные коды, надстроенные в мозге много выше нейрокодов, встроенных эволюцией, способны как-то сдерживать общество от взаимного уничтожения. Однако, превалирование культурного кода не прогнозируемо, зыбко. В любой момент единоборство разных по своей направленности нейрокодов может качнуться то в одну, то в другую сторону, как маятник, что мы и можем наблюдать не только оглянувшись назад — в историю, но наблюдая и наше неспокойное время. Недаром ведь сказано: "Когда говорят пушки, музы молчат". — "…Закон молчит", —  уточнил Маркес первоначальное высказывание Цицерона***. — Да, это так. Но более поздняя трактовка этого выражения, о которой я упомянул актуальней в контексте нашего разговора. В этом выражении ещё Цицероном была установлена доминанта войны. Надеяться и уповать на это иллюзорное равновесие между нейрокодом "иллюзии объективности" и кодом культуры по меньшей мере безответственно. На карту поставлена судьба цивилизации! Это то, о чём я и сказал вам, господин президент при первой нашей встрече.
Маркес слушал собеседника с повышенным интересом. Похоже, тот знал, о чём говорил. Да, и до изобретения "вечного двигателя" в его речах было далековато. — Ну, а теперь я бы перешёл к самой сути предложения. — Пожалуйста, я весь во внимании, — поощрительно заметил Маркес. Время, отпущенное для беседы было исчерпано, но когда решается вопрос такого уровня — “музы молчат”…
 — Нами изобретён препарат, подавляющий код "иллюзии объективности"! — с выражением крайнего возбуждения произнёс учёный, делая паузу и проверяя реакцию собеседника. Маркес хранил молчание. Ни один мускул не дрогнул на его лице.
— Препарат получил предварительное наименование "Спаситель". Мы завершили нашу работу и хотели бы попробовать его реализовать на практике. — Надеюсь, что вся необходимая документация подготовлена и сертифицирована, а вместе с ней и сам препарат? — задал вопрос президент, — Кстати, что он из себя представляет? — Это порошкообразное вещество, в чём-то аналогично мелкодисперсной по консистенции, грубо говоря, природе сельскохозяйственных удобрений. Уже налажен выпуск препарата в необходимых количествах и для этого имеются достаточные производственные мощности. Как и удобрения, препарат можно без помех распыливать с помощью лёгкомоторной авиации с большой высоты. Это не какая-нибудь трудоёмкая вакцинация, а легко реализуемая процедура опыления населённых пунктов, как мелких так и крупных. Продукт безвреден для человека и остального животного мира, не имеет запаха, цвета и не может быть даже различим визуально по осадочности частиц. В этом случае, во избежание  паники среди населения, можно вполне это делать негласно. Мы проводили уже соответствующие опыты, неоднократно моделируя описанные мною процедуры при полном сохранении тайны экспериментов. Результаты технологии опыления превысили все наши положительные ожидания. Что же касается испытания действия препарата на эффективность в реальных условиях, то и тут мы готовы к непосредственной проверке. Хоть сейчас!
Учёный продолжал: — Осознавая эволюционную длительность процесса видоизменения вышеуказанного кода, мы сделаем широкий шаг в будущее с помощью неоднократно апробированной и успешно применяемой установки телепортации во времени, с последующим изучением вновь сложившегося поведения общества. В этом случае мы сделаем исключение, так как по теории наших мудрецов путешествия в будущее могут привести к нежелательным последствиям. В прошлое, — пожалуйста. Но не в будущее.  Это чревато тем же, к примеру, что и знание отпущенного нам для жизни времени, — никто не должен этого знать заранее, иначе ... Сами понимаете, к чему это может привести. Взгляд в будущее вынесет вердикт нашим предположениям и, вероятно, подтвердит наши надежды на благоприятные изменения в обществе. Мы в это верим! Вот и всё, что я хотел вам сказать, мистер президент. — Что же требуется от меня и моей службы? — спросил мистер Маркес. — Требуется ваше согласие, мистер президент, и максимальное содействие в реализации наших планов во имя будущих поколений!

На этом расстались. Густаво Маркес обещал созвать экстренное совещание узкого состава соучредителей Всемирного совета по безопасности. Со своей стороны, лично, он согласился с доводами Оливера Олдина, но, честно говоря, не был в восторге от этой идеи из-за некоторого неприкрытого юридического беззакония предлагаемой операции. Всё же, за всем этим просматривалось какое-никакое, но насилие по отношению к людям, своеволие, произвол общепланетного масштаба. Однако, в то же самое время, со всем этим мировым неспокойствием надо было, наконец, что-то делать. Во благо людей! Во благо их детей и всех последующих поколений! Даже, идя на некоторые нарушения закона, заручившись поддержкой того же Цицерона из прошлого, в отношении разумного компромисса правомочности действенности закона в чрезвычайных ситуациях. 
…Это должно было случится в тот сложный период истории, когда цель оправдывала средства...

Были проведены негласные переговоры с главами государств на предмет определения их потребностей и получения согласия на бесконфликтное пересечение границ воздушного пространства с последующим опылением территории по плану всемирной программы мирного оздоровления планеты, — так это теперь называлось. Некоторые диктаторы воспользовались этой возможностью для предполагаемого, по их представлениям, искоренения бунтарства, инакомыслия и установления полной диктатуры. Были и ещё некоторые  непрогнозируемые попытки решения локальных внутригосударственных проблем с помощью предлагаемых действий по опылению. Но, в любом случае, нельзя было осуществить программу оздоровления популяции “Homo sapiens” с абсолютной степенью стерильности и "чистыми руками". “Всегда находятся лазейки для использования мирного атома в военных целях". Автор цитируемого изречения до сих пор неизвестен, но точно можно сказать — это был не Цицерон…

По объективным причинам, всеобщая “обработка” землян не удалась. Возражения пришлось учесть. Остановились на частичной “обработке ”. Что и было сделано незамедлительно. Вроде бы, всё прошло без помех. По крайней мере, все, кто в этом участвовал, праздновали победу. Победу разума — над мракобесием милитаристского угара. Победу логики — над жестокостью, фашизмом, национализмом и человеконенавистничеством. Разделение на "наших" и "не наших" в далёкой перспективе должно было привести к утверждению только лишь категории "наших"...

... Сканирование состояния обработанных территорий в далёком будущем с помощью установки телепортации во времени показало всякое отсутствие каких бы то ни было признаков жизни на территориях, обработанных препаратом "Спаситель". Там лишь остались необжитые пустыни…   


P.S.  "Там лишь остались необжитые пустыни…"  И это, по нашему разумению, случилось совсем не потому, что опыление "Спасителем" извело народонаселение своим отравляющим воздействием. Нет, не в этом дело. А дело в том, что недопустимо вторгаться в условия существования функционального жизнедействия природных образований, одним из частных представителей которых является и человек. Так же, как люди не могут выжить без еды, воды, тепла, так же, они не могут существовать вне борьбы и противоречий между собой. Они от этого только крепнут. И наоборот, вымирают без наличия факторов противостояния. Парадоксальность этого явления, на самом деле, парадоксальностью не является. Это, своего рода, та добавка, которая, может быть, обеспечивает более ни менее устойчивое относительное равновесие системы существования и придаёт ей сбалансированность. Даже, путём кажущегося нарушения принципов гуманности. В отсутствие этой добавки и произошла гуманитарная катастрофа на обработанных "Спасителем" территориях, где был подавлен нейрокод "иллюзии объективности". Но это лишь философские рассуждения в контексте всеобщего закона природной и общественно-исторической действительности — закона единства и борьбы противоположностей, что не имеет обозримого конца в нахождении понимания абсолютного решения.   
Закон естественного отбора превалирует над всеми, субъективно кажущимися единственно верными моральными принципами. А то, о чём здесь шла речь является лишь частными ингредиентами этого закона. Это главный закон живой природы! Так устроен мир! И с этим надо жить!  Мораль: Что нам дано, то так должно и быть! И ещё: Не буди лихо, пока оно тихо... И, если даже оно не тихо, всё равно, дай ему поспать...


*Вечный двигатель — воображаемое неограниченно долго действующее устройство, позволяющее  производить количество полезной работы, эквивалентное количеству сообщённой ему извне энергии. Создать вечный двигатель невозможно, так как его работа противоречила бы соответственно первому и второму закону термодинамики.
**Сэр Исайя Берлин (1909 — 1997) — русско-английский философ, историк идей в Европе с особым вниманием к просвещению, романтизму, социализму и национализму, переводчик русской литературы и философской мысли, один из основателей современной либеральной политической философии. С 1974 по 1978 год был президентом Британской академии.
***Марк Туллий Цицерон (106 год до н. э. — 43 год до н. э.) — римский государственный и политический деятель республиканского периода, оратор, философ, учёный. Одна из величайших фигур в истории западной цивилизации.


Рецензии