Dum spiro spero с лат. пока дышу, надеюсь
ПРОЛОГ
Памяти Володи Пономаренко
Вадим Дикан http://proza.ru/2009/02/20/107
Уходят достойные люди раньше срока. Больно и горько об этом говорить. Молчать – значит, предать. Человек жив, пока о нём помнят. Хочу сказать несколько слов об одном из них, ушедших от нас навсегда, о своём друге Володе Пономаренко.
Курсантская жизнь - качели. Но явно не детские. Кого-то подбрасывают вверх, кого-то грубо кидают вниз. Особенность обучения в лётном училище состояла в том, что за 4 года надо было дважды доказывать Богу, что достоин быть к нему ближе: на первом курсе, при освоении учебного реактивного самолёта Л-29, и на третьем - при освоении сверхзвукового самолёта Су-7, участника многих конфликтов на Ближнем Востоке в 70-х годах. Володя без проблем выполнил первую половину этой крайне сложной задачи, но споткнулся на второй части.
Весной 1985г., перед началом полётов в Будённовске, Володя обручился. Будущая супруга поставила условие: распишемся, если вылетишь на Су-7. Мол, мама, за лётчика пойду...
Вова не вылетел... Хотел, безумно хотел, не смог. Не рулетка, просто не повезло. Так бывает, увы. Бросила...
Вова не сломался, выбрав жизнь на земле. Правда, как потом выяснилось, недолгую. Наверное, и не такую яркую, на метеора, не похожую...
Красивая баба была. Реально красивая. Роковая... Или ... расчётливая? Глаза её в Вову и попали. Подстрелила в самое яблочко. Не попасть нельзя, наш брат доверчив как пионер... Вова нырнул в омут, не умея плавать, одним словом. Это вообще - удел всех гениев. Вова был одним из них. Когда нам всего по 20 и будущее не имеет границ априори...
Сказать, что он был в шоке от её решения – значит, ничего не сказать. Я его успокаивал, говорил всякую хрень, что, мол, типа "жизнь только начинается, не переживай, их всё равно больше, чем нас, выбор без границ..." и прочую лабуду.
Увы, не началась. Жизнь не началась. Там, в Будённовске, она для него сразу и закончилась. Потому что больше терять всё равно уже нечего...
СТРАННОЕ СОВПАДЕНИЕ
Получив вчера это сообщение от своего первого командира звена в боевом полку на ИЛ-28 подполковника в запасе, Анатолия Крохина, какая-то непонятная сила заставила перечитать вновь рассказ Вадима Дикана, начало которого я разместил в ПРОЛОГЕ своего опуса – Боль Вадима за своего друга, который не смог вылететь в училище на СУ-7б, и впоследствии рано ушёл из жизни, я ощутил как свою и поразился схожести наших переживаний…
Печальная весть три дня назад пришла в наш «кишлак»: [21.12.2024 21:56] Анатолий Крохин: Василий, привет! С наступающим Новым годом! Здоровья тебе и еще раз здоровья! Будь счастлив. Ил-28. Капитана Быкова за воздушное хулиганство над посёлком Теренсай в Оренбургской области отстранили от летной работы и в последующем уволили из армии. Скончался, в городе Хабаровске.
[24.12.2024 15:18] Василий Чечельницкий: ЭХ, ЖАЛЬ МУЖИКА. Осенью 1968 года как-то довелось ехать с ним поездом в одном купе из Орска в Челябинск. Я – курсант, он уже офицер, лейтенант, со своей девушкой. Душевно посидели за бокалом вина, вспомнили нашего тренера в Уссурийске, Руслана Хабисова...
Как тренер три раза норматив МС СССР по боксу выполнял (два раза это звание с него снимали, якобы, за драку, а он всего лишь оба раза вступался за честь незнакомых женщин, когда к тем приставали хулиганы...
Когда прощались, Виктор мне свои сшитые на заказ, чёрные боксёрские трусы, с вшитой тройной резинкой подарил, (такие только у него в нашей секции были), со словами: "Я уже закончил выступать, а тебе они ещё пригодятся!" Как в воду смотрел - я, спустя 10 лет, когда бокс был медициной запрещён, как вид спорта для занятий лётному составу, в этих трусах вырубил 1-ое место на Первенстве ВВС БФ, в чине комэска в 57 мрад в гарнизоне Быхов, (Белоруссия)...
Из Челябы я тогда полетел в Читу, оттуда на ЛИ-2 в Борзю (Забайкалье), где служил мой отец, а Быков помчался куда-то дальше в Сибирь...
Кстати, Толя, ты не помнишь, как сложилась его жизнь после ухода из армии, хотя бы в общих чертах: где жил, чем занимался, почему похоронили в Хабаровске, сколько было лет на момент ухода и т.д.?»
В общем, не знаю – почему это сообщение о судьбе Виктора, товарища по спортивной секции бокса в городе Уссурийске и кашника по Оренбургскому ВВАКУЛ им. И.С. Полбина меня так затронуло? Ведь я жил в селе Занадворовка Хасанского района Приморского края, а в Уссурийск приезжал только на сборы и на соревнования. Виктор был старше, опытнее, мы не дружили, общались только на тренировках, но Витя как-то незаметно стал меня опекать.
А когда оказалось, что учимся в одном училище, хотя и на разных курсах, (я на 1-ом, он на 3-ем), но выступаем за одну сборную и на первенство ПРИВО в город Куйбышев поехали уже вместе, вот тогда дружеские отношения старшего курсанта с младшим возникли у нас уже по-настоящему.
Кстати, в 1966 году честь сборной ОВВАКУЛ по боксу доверили защищать: с 1-го курса: мне в полулёгком весе (54 – 57 кг), Славе Лукашевичу «Самаре» в лёгком (57 – 60 кг).
Виктору Быкову, 3-й курс, в первом или втором полусреднем (60 – 63,5 или 63,5 – 67 кг, счас уже точно не помню); а в первом среднем (67 – 72 кг) Валере Уткину с 4-го курса, остальных помню не очень, но как сидели после окончания соревнований в сауне почему-то врезалось память. И как Уткин, сидя в простыне на верхней полке «парилки», выставил на показ обе свои конечности и с гордостью произнёс:
«Демонстрирую - самые красивые мужские ноги Москвы и Московской области!» И вы знаете, вся наша боксёрская команда + нач.физ училища майор Шохирев, который, как «старший», отвечал за доставку «элиты» Оренбургского бокса в Куйбышев, с этим согласилась. «По слухам», Валера после выпуска попал на ТОФ в Елизово на БЕ-12, и дальнейшая его судьба мне неизвестна…
Но вот за Быкова как-то по-особенному горько стало. Ведь если Пономаренко у Дикана полетал только на Л-29, а на СУ-7б вылететь смог – списали «по нелётной», то Виктор наслаждение от полётов познал полное, при этом дослужился до капитана, энное количество курсантов научил летать, стал Военным лётчиком 1-го класса, и единственное, что их объединяет – и тот, и тот пострадали из-за женщины!
От Пономаренко жена ушла, узнав, что лётчиком он никогда не станет. Как было у Быкова, я не знаю, но видимо не случайно он принял решение, пройти вдоль улицы в посёлке Теренсай, где жила его любимая женщина (жена) на высоте 8 – 10 метров. Но увы - ему фатально не повезло. На этой же улице жил председатель колхоза, который в срочную службу летал на ИЛ-28 вср (воздушным стрелком – радистом).
Поскольку проход Виктора «шороху наделал» сильно: куры с перепугу перестали нестись, коровы перестали временно давать молоко, а некоторые дети стали даже заикаться, председатель, злой на пилота, тут же позвонил в штаб училища, назвав № борта и время, в которое был выполнен этот хулиганский проход.
Дальше экипаж капитана Быкова вычислили – Штурману и радисту объявили НСС (служебное несоответствие должности), а командира сняли с лётной работы и уволили из армии. Я уже не помню, кто из однокашников инструктора-«хулигана» вкратце рассказал мне эти «нюансы», и когда это было?
Возможно, в 1974 году при приёме Гос.экзаменов у курсантов – выпускников ОВВАКУЛ по технике пилотирования, где мне довелось с ними летать и на ас Чебеньки, и на ас в Орске; или кто-то позднее, т.к. у меня тёща первой жены жила в 13-ом городке на ул. Челюскинцев рядом с училищем, и не было ни одного года, чтобы, прилетев в Оренбург в отпуск, я не встретил кого-нибудь из офицеров – инструкторов с Л-29 или ИЛ-28.
Единственное, что мне не сказали ничего о дальнейшей судьбе Виктора: куда он уехал после увольнения из армии, удалось ли ему потом летать в ГА или аэроклубе, как повела себя жена, из-за которой он и совершил этот «геройский» в кавычках полёт? Может они сами ничего об этом не знали, а, возможно, просто пощадили мою психику? Чтобы вы поняли суть, приведу пример:
На нашем курсе был курсант Слава Герасименко, с которым меня свела в одном экипаже у одного инструктора на ИЛ-28 – капитана Алексея Ивановича Латыш. Славик был из «местных». В училище поступил из «Детской школы космонавтов», (была тогда такая при ОВВАКУЛ). Мы подружились, он был надёжным другом, сильно и хорошо летал, назначили командиром отделения, дали мл. сержанта, но распи…е замашки проявлялись уже тогда.
После выпуска попал на ТОФ. Быстро на способного лейтенанта обратили внимание – поставили в числе первых с нашего выпуска командиром корабля ТУ-16к, затем командиром отряда и отправили на переучивание в 33 ЦБП города Николаева на сверхзвуковой ТУ-22м2. Всё шло, вроде, «абге махт», на «сатана не дремлет» - на 8 марта послал Славику «искушение» - встречу с «роковой женщиной»!
И он его не выдержал – ушёл в «запой», и три дня лётчик не появлялся на службе. Итог – сняли с должности, с лётной работы и отправили обратно в Монгохту техником - «колёса в ТЭЧи катать». В 1983 г я прилетел в этот гарнизон старшим группы, забрать три ТУ-16к и перегнать на Балтику. Встретив на аэродроме Славу, я его не узнал – желчный, полный злобы на всех, в грязном замасленном комбензоне офицер, неопределённого возраста…
Я его по старой памяти хотел пригласить в кафешку на центральной улице гарнизона «Театральная», посидеть, вспомнить молодость, но, услышав, как Славик кроет матом всех, кто так или иначе причастен к изменению его статуса: замполитов, которые его «заложили» верхнему начальству; командиров, снявших его с должности; друзей, которые вроде могли удержать его от «запоя», но не удержали…
Короче, я понял, что общих тем для разговора у нас не будет, и удивился своей «прозорливости мысли» ещё тогда в марте 1969 года. Нас троих с одного экипажа поставили в наряд на КПП. Слава вызвался дежурить с 22.00 до 24.00, а когда передал его мне, молвил: «В 4.00 утра я появлюсь, если что, адрес такой-то, я у своей девушки, на Майке», и исчез с «горизонта».
В 4.00 утра кашник не появился, в 5.00 тоже, а в начале 6-го на КПП прибыл проверкой наш инструктор, капитан Латыш, который на сутки заступил в наряд «Дежурным по части». Не найдя Герасименко, он, не слушая мою «лабуду», которой я пытался объяснить отсутствие 3-го курсанта, сурово молвил: «Чечельницкий, даю Вам 40 минут. Не приведёте мне «самовольщика», пеняйте на себя, оба».
Я помчался на всех «парах» вниз, на «Майку» - так назывался пригород г Орска, прилегающий к аэродрому. Нашёл дом с голубыми ставнями, как только постучал в окно, в ту же секунду вышел Славик. Ни грамма удивления или попытки извинения, за то, что вовремя, как обещал, к 4.00 утра не прибыл. Или хотя бы сказал мне «спасибо» - ведь в мои обязанности не входило бегать за ним по адресам, я счас спать должен…
Ничего подобного – Слава нам всё это «простил»! И вот тогда я подумал: «Да, брат, вряд ли твоя карьера будет успешной и долгой, раз ты так относишься к службе и к дружбе!!!» И, как видите, оказался прав!
Но вернёмся к горькой доле Виктора Быкова, который будучи инструктором, по собственной глупости, был отлучён от Неба. И мне хочется верить, что Виктору на «гражданке» удалось устроится на лётную работу, и он покинул этот мир с чувством БлагоДарности – «Будь же ты вовек благословенно, что пришлось процвесть и умереть…(Сергей Есенин), а не так как ушёл из него друг и однокашник Вячеслав Герасименко….
«Пока человек жив, он на всё должен надеяться»
(«Omnia homini, dum vivit, speranda sunt»)
пер. С.Ошерова.
Эта фраза также является лозунгом подводного спецназа — боевых пловцов ВМФ СССР (впоследствии России).
РЕЦЕНЗИЯ на «Жизнь и смерть Владимира Минеева» (Полковник Чечель)
Захватывающе написано, хотя моряки и лётчики любят "загнуть". Рассказ по насыщенности событиями можно превратить в повесть и не одну. Понравился. Жаль незаурядного человека. У каждого своя судьба.
С дружеским приветом, Владимир
Владимир Врубель 23.12.2024 11:08
Виктор Мамонов
https://dzen.ru/video/watch/676b7b02f405b90b52683c45
Свидетельство о публикации №224122701577
Искренне с теплом, А.Г.
Александр Грунский 28.12.2024 12:16 Заявить о нарушении
Полковник Чечель 28.12.2024 15:37 Заявить о нарушении