Основа и причина

Основа - то, на чем всё держится, что всё держит, от чего можно оттолкнуться (опора), с чего всё только начинается или вокруг чего крутится (точка отсчёта, центр, база, суть, сущность), короче, то, ЧТО само всегда ЕСТЬ и даёт возможность двигаться (другим) - это объект Покоя.

Причина - то, почему двигается, - это явление Движения (в разных словарях это - явление, обстоятельство, порождающее или обусловливающее другое явление, называемое следствием; основание, повод, предлог для действий). Это может быть любое явление Бытия: и количество, и качество, и необходимость, и достаточность, и давление, и стремление, и связь и прочее. Это может быть даже "начало" (как у Аристотеля), но только не в смысле "основы", а в смысле "начинания", поскольку "начинать" (что делать), значит, каким-либо образом "действовать". В любом случае, причин нет во Вселенной, а есть причина лишь в Бытии. Ведь явление означает "то, что является субъекту", или "явь, которую ощущает, осознаёт, запоминает субъект". То есть, говоря о реальности, мы подразумеваем Вселенную и объекты Вселенной, а говоря о явлении, мы имеем в виду реальность явленную, реальность ощущаемую, сознаваемую, понимаемую.

Таким образом, мы можем говорить, например, что воздействие на объект является причиной восприятия объекта, но это не значит, что воздействие есть причина. Это значит, что мы в своём Бытии представляем себе воздействие явлением. А в реальности воздействие есть вид Отношения, и можно говорить лишь о трёх видах, или способах, Отношения объектов во Вселенной - это воздействие, восприятие и сохранение. Любое отношение мы можем представлять как явление, то есть любое отношение также можем представить причиной, хотя в реальности, повторюсь, оно причиной являться не будет.


Рецензии