Восп-я на остановках моей жизни. Кн. 3. Гл. 15
Сейчас хочу немного упомянуть о наряде по кухне, в котором побывал наш взвод в феврале-марте 1974 года. Через этот наряд, наверняка, прошел каждый уважающий себя солдат Советской Армии. Быть в этом наряде свято, желанно и почетно, но совсем не для нас молодых курсантов. Нас, конечно, там - в качестве "пушечного мяса" не использовали.
Но было весьма непривычно и трудновато, всю "грязную" работу должны были выполнять мы. А больше и некому, чаять не рестораторами и официантами призвала нас Родина служить - кому-то надо и картошку чистить и связь армейскую обеспечивать!
А на место тех же поваров призывались служить военнообязанные, которые на гражданке уже приобрели необходимые знания и умения, обучаясь в пищевых техникумах и училищах. Или уже, имеющие опыт работы на предприятиях общепита. Надо честно сказать, что хорошими поварами сразу не рождаются, ими становятся.
И армия в этом деле не является препятствием, скорее наоборот: служба в ней помогает набраться необходимого опыта для раскрытия таланта (или сразу или потом в дальнейшем).
Одним словом, хороший повар - ценное приобретение для всех. Во все времена и у всех народов. И является по жизни очень уважаемым человеком. Даже и не пытайтесь утверждать обратное!
Думаю повторять предшествующие процедуры заступлению в наряд нет нужды. Наверняка, запомнили их по моим ярким предыдущим воспоминаниям, изложенные кратко, только несколько ранее. Кратко значит талантливо. Самого себя, иногда, хочется просто похвалить, что и сделал под бурные Ваши аплодисменты.
Единственное, что вспомнилось, - в день наряда я получил извещение на получение посылки из дома и решил, что потом отпрошусь и схожу, получу ее на почте! Эти два события одного дня застряли у меня в голове на всю жизнь! Ладно, немного отвлекся, сейчас продолжаю.
Для несения суточного наряда нам приказано было переодеться в рабочую/подменную форму образца 1943 года, что незамедлительно и сделали. Чуть было не вырвалось - под звуки полкового оркестра. И если память не изменяет, по-моему, тут же на плацу фельдшер медсанчасти проверил наши руки на предмет наличия экземы и прочих гадостей.
Естественно, дежурным по кухне был назначен зам. командира нашего взвода ст. сержант Утарбеков. Остальные два сержанта были его помощниками. Почему я здесь не упомянул о командире взвода капитане Баскакове, да просто нет необходимости - лишний "балласт" нам не к чему.
Ну, в самом деле, трудно себе представить, чтобы 120 кг веса мыла вместе с нами посуду, чистила картошку или расставляла бачки на столы. И лишний едок нам тоже не к чему, выгоды для нас ни какой. 120 кг веса - это я так о капитане. Ха-ха!
И вот мы в столовой. Нам всем, включая и сержантов, шеф-повар провел короткий инструктаж по сдаче и приему наряда. Указывал при этом на что надо обратить особое внимание. Мы вместе с сержантами (скорее всего наоборот) стали занимались необходимыми делами по приему чистоты посуды, столов, полов в самом столовом зале и в других помещениях, ну и т.д.
Отдельно пересчитали всю посуду (бачки, ложки, тарелки, кружки, термосы) по их количеству и согласно списку. Ладно, хоть большая часть их уже стояла на столах. Это упрощало процедуру подсчета. Если все совпадало по количеству и чистота не вызывала у нас никаких нареканий и сомнений, то предыдущий наряд по кухни свою суточную миссию считал законченной.
И уставший вдрызг отряд бойцов, но неимоверно счастливый с чувством глубокого удовлетворения и исполненного долга со всех ног и без всякого достоинства вприпрыжку покидал столовую под нашу зависть. Не легкое это дело - тащить слона из болота! Образно говорю, но зато верно!
Это нам пришлось вскоре самим испытать на своей шкуре. Тяжеловато, оказалось, быть в кухонном наряде, когда ртов или едоков немерено. Аж под целых две тыщи!
И началась подготовка к ужину. Одни пошли со штатными работниками армейского общепита в продуктовые склады и получали продукты для приготовления ужина, которые тут же доставлялись нами в разные отделения готовки еды. Было несколько секций и ячеек в складах, где хранились по отдельности - овощи и хлеб, крупы и макаронные изделия. Сахар и сухофрукты. Мясо, консервы, специи, масло, чай и т.д.
Наши глаза разбегались от увиденного изобилия и вызывали слюноотделение, которое каждый из нас неумело пытался скрыть. Напоминаю, что мы все еще чувствовали себя и постоянно находились в стадии голода. Есть постоянно хотелось и днем и ночью. Да и щас бы слоном не побрезговали. Находиться у колодца и не напиться. Ну уж - увольте!
Это нонсенс, противоестественно и даже, в какой-то степени, аморально и омерзительно. Да и вредно для наших растущих организмов! А слюнки нескончаемым потоком потекли у каждого из нас.
И мы всем взводом решили, что нам не надо доводить ситуацию до абсурда и надлежит на славу воспользоваться этой халявой прямо здесь и сейчас! Хотя нам и грозили гауптвахтой, дисбатом и чуть ли не расстрелом, нас это не могло уже остановить и мы умудрялись припрятать и стырить такое как: брикеты фруктового киселя, хлеб само собой, сухофрукты тоже разумеется.
А кто-то отдавал предпочтение и капусте, луку и моркови. Почему бы и нет: не все зайцам же есть. Нам тоже витаминчики будут полезны, и Советская Армия от этого только выиграет и будет еще могущественнее.
"Тырили" продукты, но с головой. Тут без нее военной хитрости никак нельзя, а то бы не спалились! Что можно было, сразу поглощали наши рты на ходу. Чтобы незаметна была пропажа шли на разные ухищрения. Действуя по принципу голь на выдумки хитра! Жаль в ячейки, где хранились сахар, масло и тушенка нас не допускали.
Надеюсь, эти мои столь откровенные признания за давностью лет не потянут на статью и мне не грозит гауптвахта. Ха-ха. И для меня до сих пор не понятно, а что другие наряды по кухне были такими белыми и пушистыми и не позволяли себе то, что мы с успехом делали? Как-то трудно в это поверить.
Менталитет-то у нас один: где что плохо лежит надо обязательно прибрать к рукам. Вспомните хотя бы 1917 год, когда большевики тоже прибрали власть, которая плохо "лежала". Но захвата, то по большему счету не было. Вот откуда и растут наши исторические корни, связанные с определенными проявлениями русского нрава. Не взыщите, но доля правдивости, то в этой шутке есть!
После того как мы обеспечили поваров всеми необходимыми продуктами они приступили к приготовлению ужина в варочном отделении. Убей меня, но не помню на чем, работали варочные плиты? Но точно уж не на дровах. Возможно, и скорее всего они, дрова, были в резерве, так сказать на всякий пожарный и военный случай!
Алексей Миллер нынешний глава Газпрома, тогда еще под стол пешком ходил. А значит и газ отсутствовал. Остается одно - варочные плиты работали на электричестве. Значит, большая слава току!
Кто-то из нас попал в хлеборезку и искусно ровными кусочками нарезал хлеб. Кто-то вовсю шинковал капусту, резал морковь и лук. Кто-то уже ставил на плиты огромные чаны и сковороды. Значит и нам Всем честь и хвала!
Под руководством поваров в чанах производилась отварка свинины, в другие чаны засыпалась крупа с водой, а в сковороды поддавали подсолнечное масло для тушения капусты, лука и моркови. Подлива на основе томатной пасты со специями готовилась тут же. За разогревом и температурным режимом плит следили штатные повара.
А в это время в столовом зале кто-то производил сервировку столов теми предметами, которых не хватало. В-общем, дым стоял коромыслом, и он валил из всех наших дыр, никто без дела не оставался и тем более не сидел, сложа руки и свесив ножки. На ужин готовилась самая любимая всем народом и из всех круп - перловая каша с добавлением в нее свинины и капусты с морковью и луком.
Повара в свою очередь уже за дело брались всерьез! Тут уже было не до шуток, ведь процесс пошел! Наступал их звездный час. И они большими деревянными ложками в чанах перемешивали кашу, свинину и тушеные овощи с подливкой. Одним словом колдовали на глаз и запах над приготовлением столь необычного гастрономического блюда. Который личный состав, не будучи гурманами, срубает с удовольствием за обе щеки.
А не потекли ли у Вас уже, мои дорогие, слюнки от столь прелестного во всех отношениях - блюда? Пикантность блюду, несомненно, придает перловая каша, именуемая в народе "Шрапнелью". После столь моего умелого анонсирования продукта быстро выстраивайтесь в очередь за покупкой перловки! Берите на вооружение: готовьте и пробуйте, уверяю Вас, не пожалеете!
А время неуклонно приближалось к ужину. Вот и он наступил. Перед началом ужина пробу обязательно снимает дежурный офицер части. И если он остался жив, то все - можно однозначно запускать на ужин весь остальной состав полка! Здорово я прошелся по дежурному?
Но так в армии было принято на счет снятия первой пробы. Ни чё не поделаешь, - армейская система была в действии! Дежурный дает добро на прием пищи и личный состав занимает свои места в столовом зале.
А мы в это время уже заканчиваем работать конвейером: когда, повара наполняли огромными ковшами этим "варевом" бачки/казаны (как хотите) мы быстро чуть ли не бегом их ставили на раздачу. Тут же другие наши товарищи подхватывали и быстро их разносили и расставляли по столам. Точно также поступали с хлебом и ставили на столы большие чайники. В них, по-моему, в тот день на ужин был кисель.
Понятное дело на этом наши дела заканчивались. Дальше уже дело было самих едоков. Еще нам не хватало, чтобы мы им в рот пищу положили. Еще чего доброго так и без пальца останешься. Откусят за милую душу ведь солдаты голодные как волки все же!
Раздачу пищи за столом выполняет "легитимный" раздатчик пищи, назначенный самим командиром отделения. И все понеслась! Потом в столовой на короткое время устанавливается тишина, наполненная только быстрым лязгом и скрежетом зубов и стуком ложек о тарелки и чавканьем всего личного состава за обе щеки. Аппетитно, что и говорить! Бррр!
Я решил воспользоваться этим, раз личный состав пока чавкает и уже хотел спросить у сержанта: "Можно ли мне сбегать на почту?" Но во время остановился. Тут, же вспомнив, что сержант непременно мне ответит на это:
- Можно только Вальку за ляжку на гражданке, а в армии надо говорить:
- Разрешите товарищ сержант! Это нам вдалбливали с первых дней службы. Как же мог забыть столь важный этикет поведения между курсантом и командиром?
Правильно спросив и получив утвердительный ответ быстро сбегал на почту и получил посылку из дома. Распустил и бежал на всех своих крыльях. Все же весточка, да какая еще из дому пришла. Вообще, надо сказать, в армии получение любой корреспонденции становиться целым событием для каждого.
Ведь не случайно надо даже сплясать было прежде, чем ребята отдадут тебе ее. В посылке, находилось и письмо для меня. И кроме конвертов, ручек, тетрадей и т.д. родители собрали в посылку и съестное. И В ней оказалось: сгущенное молоко аж целых три литра в двух полиэтиленовых мешках, два кольца копченой колбасы, вкусные домашние печенья разной формы и сделанные с любовью моей мамой, много конфет и хороший кусок голландского сыра.
Съестное все взял с собой с посылкой в столовую, а остальной так называемый расходный материал оставил в тумбочке в роте. В столовой ужин уже закончился, и она опустела, остались только мы. Сели сами поужинать. Естественно, я как мог содержимое посылки, по-братски, поделил на все три стола, за которыми сидели мои товарищи. Под сгущенку вскипятили и попили чай.
Потом началось самое трудное: уборка столов, мытье посуды и полов в зале и т.д. Для начала все, что осталось после приема пищи на столах и в бачках собиралось в бочки или в чаны с надписью "Отходы". Сюда же выбрасывалось все то, что осталось после очистки капусты, моркови, картофеля и т.д.
Потом все пищевые отходы, выставляли за столовую и по мере их накопления увозились на армейскую свиноферму. Теневая сторона так сказать службы тыла части была в действии.
А после этого наступала пора уборки посуды со всех столов и ее мойка. Также подлежали мытью все чаны, сковороды, чайники и термосы, в которых готовилась пища. Естественно, делалась помывка всех электрических плит и разделочных столов. Всю посуду приносили в посудомоечное отделение.
Даже не смейте думать, что там были посудомоечные машины. Ничего подобного не было, а вместо них стояли большие раковины с горячей и холодной водой. Вот в них то и мыли. Ничего не могу сказать о применении каких-либо специальных химических препаратов и/или растворителей для жира в процессе мойки, просто не помню.
Но мыли тщательно! Штатные повара делали проверки и если обнаруживали плохое качество мытья, то заставляли, безоговорочно все снова перемывать.
Также шла нещадная борьба в варочной и разделочном отделениях с "жирными" полами. Шаг за шагом "противный" (от слова противник) жир метр за метром после затяжных боев сдавал свои позиции и медленно отступал под наши громкие и восторженные крики "Ура". Нам победа доставалась нелегко и трудновата, но зато в этих боях потерь с нашей стороны не было!
Вот, примерно, теперь Вам стали ясны наши тактические действия и наша диспозиция в целом до момента приема пищи и после. Они остаются и останутся неизменными и для завтрашнего дня. Впереди еще - завтрак и обед. Но надо только иметь в виду "масштабность" действий по приготовлению обеда.
К тому, что было приготовлено уже на ужин или завтрак еще надо приготовить и суп. Почти без малого, также на две тыщи ртов. Нагрузка на нас и поваров во всем, включая и расход продуктов на "готовку" к обеденному времени становился реально больше. Вот то-то и оно!
Всему есть начало, а значит, будет и конец. Мы к часам к одиннадцати вечера везде и во всем навели требуемый порядок. Повара уже давно ушли к себе в подразделения и "отбились", т.е. выполнили команду "Отбой". Счастливцы, у них чувство голода точно никогда не было! А чё бы им не поспать после праведных дел и с полным пузом?
А нам, вот ведь "редиски", дали задание начистить картошки к утру и с другими овощами разобраться.
Хорошо помню, картошку чистили алюминиевыми ложками и это очень здорово получалось! Я лично не ожидал, что существует такой "экономный" способ очистки. Очищенную картошку мыли в ваннах (их было две или три не меньше) и потом оставляли ее в них с водой.
Потом повара придумают, что с ней дальше делать, утро вечера мудрее! Часам к двум ночи все наши задания было выполнены. И всем взводом пошли бесшумно в роту отдыхать, чтобы к шести утра опять прибыть и продолжить нелегкие наши дела в столовой.
Ведь суточный наряд для нас не закончился и продолжался: впереди предстояли завтрак и обед. Уйма работы! Как говориться: надо день простоять и ночь продержаться! Впереди нас ожидал действительно трудный день.
И вся трудность, в чем она состояла, Вам стала, несомненно, уже известна! Поэтому, не примените сказать: "Бог в помощь!". Большое солдатское спасибо, дорогие мои читатели, Вам из далекого прошлого!
Продолжение следует...
Свидетельство о публикации №224122700171