Фестиваль дружбы народов. Юля. Рассказы
В окно кабинета лился яркий солнечный свет, золотистые листья деревьев, заглядывающих в школьные окна, переливались, слегка колышась на тёплом ещё ветру, зовя радостно побегать на осеннем школьном дворе. Младшеклассники, беззаботно болтая друг с другом, разложили тетради и учебники на партах, дожидаясь начала урока.
Прозвенел звонок. Двери открылись и вошла молодая учительница. Ребята дружно встали.
Усадив всех, Юля дождалась тишины.
- Ребята, скоро у нас состоится ежегодный Фестиваль дружбы народов, - сказала она. - В прошлом году мы с вами представляли на фестивале эстонский танец, в этом году будем представлять русскую национальность. От нас требуется песня, танец, сказка или обряд. Мы с вами будем делать постановку «Снегурочка». Там будут и песни, и обряд встречи весны. Поднимите руку, кто хочет участвовать.
В воздух взметнулся радостный лес рук.
- Очень хорошо, - улыбнулась Юля. – Все, кто поднял руку, все будут участвовать.
- А разве все поместятся в спектакле, - робко спросила Юлию Николаевну отличница Ксюша.
Ребята остановили на учительнице тревожно-вопросительный взгляд.
- Поместятся, - успокоила детей Юля. – У нас будет много берендеев. У всех будут костюмы. А вот запевать будут те, кто сможет, у кого есть хорошие вокальные данные.
- Ура! – захлопали в ладоши ребята, улыбаясь и радостно переглядываясь друг с другом.
После уроков Юля прослушала детей и выбрала запевалами двух девочек: Ирину, она смогла сходу запомнить сложную мелодию, и Бахтыгуль – очень сильный голос и изумительный слух. Каждая девочка оказалась способной вести свою партию самостоятельно. По итогу получалось замечательное чистое и сильное звучание первого и второго голоса.
Двери открылись и в класс заглянули вожатые.
- Юлия Николаевна, возьмите нас к себе тоже. Нам надо поставить цыганский танец или обряд.
- Но ведь у вас есть свой классный руководитель, подошла к двери Юля.
Она вышла в коридор и увидела стоящую за ребятами улыбающуюся Ирину Павловну.
- Юлия Николаевна, возьми детей, помоги, пожалуйста, - сдерживая улыбку сказала она. - Честное слово, не умею ни петь, ни танцевать.
- Ну, ладно, - согласилась Юля. – Завтра приходите после уроков, что-нибудь придумаем.
Ночью Юля проснулась от «творческой чесотки». В голове звучала музыка из кинофильма Никиты Михалкова «Жестокий романс» по пьесе Островского «Бесприданница».
Она встала и под музыку, звучащую в голове, медленно пошла в центр зала.
Воображение рисовало табор, сидящий у костра на заднем плане сцены. В роли взрослых цыган она видела своих выпускников-вожатых. В роли цыганят – самых мелких своих младшеклассников.
«Так. А где взять костюмы цыган? – на ходу соображала она. - Пожалуй, подойдут испанские костюмы, которые мы в прошлый раз брали в клубе. Всё равно, конкурс будет проводиться там. Адаптировать их под цыганские. На яркие юбки накинуть платки с кистями. У парней тоже сделать костюмы более цыганскими. И будет нормально»
Мысли волной захлёстывали её.
Представляя, как дальше будет разыгрываться действо, она увидела девчонок, выходящих группой с правой стороны сцены. Впереди идущую Катюшу Пересветову. Девочки смеялись и о чём-то говорили. Выйдя на передний план сцены, Катюша начинала медленные пританцовывания. Девочки начинали подражать ей, словно отсвечивая сзади. Катя должны была выделяться.
С другой стороны сцены Юля мысленно увидела выходящую группу парней. Они играли в какую-то игру. «В какую?» - задумалась Юля.
«Угадай, кто?» - пришла в голову игра мальчишек на перемене. Один парень стоит спиной, а те, кто сзади, ударяют его по плечу или по спине, выставляя перед собой кулаки с поднятым вверх большим пальцем. Водящий должен повернуться и угадать, кто его хлопнул.
Парни смеялись, и вдруг один из них, она увидела в этой роли Костю, обращает внимание на девушек-цыганок, любуется ими, подходит к Кате и начинает парный танец.
Юля протянула руку, как это должен был сделать юноша, чтобы взять за руку девушку. Потом представила, как он привлекает её к себе, девушка делает пируэт… Каждое движение она прорабатывала так, чтобы не нарушалась логика танца двоих. По замыслу танца юноша сначала показывает свою стать, затем пытается привлечь красавицу к себе, но она вырывается, эффектно выдёргивает свою руку, демонстративно отворачивается и, гордо вскинув голову, уходит.
Костя кидает головной убор оземь, парни подходят его утешают.
Отвергнутый жених в танце идёт к отцу Катерины, сидящему у костра, кидает ему звонкий красный мешочек, набитый монетами. Отец взвешивает на ладони массивный мешочек с деньгами, встаёт, берёт свою дочь за руку и кидает её в ноги Косте. Делая очередной пируэт, девушка падает к ногам парня. Широкая цыганская юбка красиво ложится вокруг неё. Девушка униженно закрывает лицо руками.
Костя бережно поднимает её. Начинается свадебный обряд.
«Так. А по обряду завтра же буду искать информацию», - подумала Юля, укладываясь в постель после отпустившего её танца. - Вот ведь явно меня поцеловала богиня танца Терпсихора», - улыбалась удовлетворенно она, закрывая глаза.
Придя в школу, Юля зашла к своим старшеклассникам.
- Так, дорогие мои. Ставить будем свадебный обряд. Есть возражения?
- Нет! – радостно повставали с мест ребята. – А кто будет жених и невеста? А кто будет участвовать? – перебивали друг друга они.
- Тихо! – слегка повысила голос Юля. – Участвовать будут все.
- Как все? – хлопали глазами ребята.
- Так. Там нужен табор.
- Ура! – загремели ребята.
- А костюмы? – вскинулась отличница Оксана, прижав руку к подбородку.
- Костюмы возьмём, как всегда, в клубе, - успокоила Юля. – Там есть испанские, адаптируем их под цыганские.
Девчонки весело переглянулись, представив себя в пышных юбках, с огромными серёжками, кольцами и красочными бусами.
- А я у мамы серьги попрошу! У неё есть такие большие, кольцами! – хлопала в ладоши Нина.
- А я у бабушки бусы возьму! – улыбалась Чинара.
- А у нас такой большой платок с кистями есть!
- А у меня такая красная роза есть, её можно заколоть в волосы!
- А я!... А у нас!...
- А у меня тоже есть!...
Девчонки весело сообщали друг другу о том, какие наденут украшения и аксессуары.
Юля смотрела на них и улыбалась: как зажглись радостью детские глаза! Какое, всё-таки, разнообразие в их монотонной школьной жизни эти фестивали! Всё-таки, школьные годы – это не только учёба. Это и дружба, и весёлые репетиции, и совместное участие в конкурсах, и командная борьба за первенство, и изготовление декораций…
- По поводу декораций, - продолжала Юля. - Костёр сделаем сами из картона. Казан принесём настоящий. Подставку для него или то, на что его повесить, мальчишки возьмут на себя.
Мальчишки закивали.
- Всё остальное скажу на репетиции, - Юля открыла двери и подмигнула на прощание.
2
После уроков ребята все как один прибежали в класс своей первой учительницы.
Попрощавшись с уходившей после репетиции малышнёй, Юля занялась вожатыми.
- Ну, что? – задумчиво посмотрела Юля на ребят. – На ведущую женскую роль я предлагаю попробоваться Катюше, - посмотрела она на ученицу. - На роль жениха Костю.
- А что это я? – пряча улыбку, произнёс Костя.
- Потому что ты самый высокий, у тебя хороший слух и пластика, - разъяснила Юля.
- А Вы невестой Нину сделайте, - как бы невзначай заметила отличница Оксана. – Он тогда сразу согласится.
Белокурая Нина смутилась и покраснела.
- Так вы всё равно на репетициях все вместе присутствовать будете. Просто, Нина ярковыраженная блондинка, - словно, не замечая смущения девочки, ответила Юля. – Ей очень хорошо подошла бы роль Снегурочки. А нам нужна тёмненькая актриса, хотя бы отдалённо напоминающая цыганку. Вот у Кати не только гибкость и темперамент, но и южная красота, длинные волнистые волосы. А нарядим, так и совсем цыганка будет.
- Ну, пожалуйста, пусть с кем хочет танцует, - встала в позу Катя.
- Так. Всё понятно. Ставить обряды вам ещё рано, - в раздумии сказала Юля.
- Нет, Юлия Николаевна! Давайте тогда других кого-нибудь выберем, - запротестовали ребята. – Мы уже взрослые!
- Ладно. Я согласен! – сдался Костя. – Пошли, Катюха.
Катя обиженно глянула на него, но всё-таки подошла к партнёру.
«Страсти-то кипят, - подумала про себя Юля. – Прямо, как когда-то в нашем классе. А Костя, похоже, нарасхват» Она мысленно улыбнулась.
Она поставила медленную цыганскую музыку, по пути объясняя ребятам ход мини-спектакля и расставляя их на позиции. Ребята заинтересованно улыбались, попав под очарование плавного напева. Глаза их всё больше горели, и они уже готовы были кинуться в пляс под взвившуюся цыганочку.
- Так. Тихо-тихо, - успокоила всех Юля, выключив музыку. – Это только черновой набросок. Вы должны знать общую схему действа, которое будет происходить на сцене.
- Да-да, - внимательно слушали ребята.
Дни летели за днями.
Каждый день после уроков ребята шумной толпой приходили на репетицию. И, едва отпустив малышню, Юля принималась за работу с вожатыми. Радости и желанию готовиться к фестивалю у ребят не было границ. На репетициях царил весёлый смех, что, в принципе, не мешало работе.
- Тихо! – успокаивала иной раз Юля весело хохочущих учеников. – Всё, успокоились. Работаем, - улыбалась она, сама иной раз еле сдерживаясь от смеха.
И ребята снова со всей серьёзностью погружались в работу.
Под страстную цыганскую музыку ребята зажигали от всей души, с каждым разом всё больше оттачивая плавность и правильность движений.
На всю школу после уроков неслась задорная музыка.
- Что хоть у вас тут? – заглядывали в класс улыбающиеся преподаватели и любопытные школьники.
- Мы готовимся к фестивалю, - весело сообщали ребята.
3
И вот долгожданный Фестиваль дружбы народов.
Огромный зал клуба забит до отказа. На первом ряду расположилось жюри с приставленными близко к стульям столами.
Следующие за ними ряды заполнены школьниками и их родителями, бабушками и дедушками.
Зал, весь украшенный разноцветными воздушными шарами, флагами и плакатами, жужжит как улей в ожидании начала мероприятия. Дружный гул перекрывает льющаяся из репродукторов весёлая музыка:
«Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг».
Ребята волнуются. С ними волнуются и их родители, принёсшие отглаженные национальные костюмы и помогающие за кулисами переодеться своим чадам.
И вот… Бьют барабаны, звучат горны.
- Мы рады приветствовать вас, дорогие друзья, на очередном ежегодном Фестивале дружбы народов! - объявляет вышедшая на сцену старшая пионерская вожатая Ирина.
Она произносит вступительную речь.
Зал взрывается аплодисментами.
- На сцену приглашается 7А класс с молдавским танцем «Молдовеняска».
Под зажигательную молдавскую мелодию на сцену вылетают четыре пары семиклассников. Музыка, под которую они танцуют, настолько весёлая, что под неё не усидеть спокойно и зал подключается к танцу ритмичными аплодисментами.
- Наверное, они победят, - глядя на них, произносит Катюша.
- Ничего, - успокаивает её Юля. – У вас не менее зажигательный танец.
- На цену приглашается 8 класс «А».
Под не менее ритмичную лезгинку в национальных грузинский костюмах на сцену выходят три парня. Они гордо, по-кавказски, проходят по кругу, а потом мастерски начинают показывать чудеса техники танца.
- Я бы тоже смог показать лезгинку, - глядя на них, произносит Рустик Эсамбаев.
- Уж что-то, а танцуешь ты великолепно, - улыбается Юля. – Но лезгинку вы танцевали в прошлом году. В этом танцуют другие.
После лезгинки под звуки барабана выходят танцевать в полосатых платьях, тюбетейках и штанишках чуть длиннее платьев с узбекским танцем девочки из 6 класса «Б».
Глядя на этот танец, не может удержаться и Юля. Она с детства обожает его. Заслышав звуки барабана, и сама начинает пританцовывать.
И вот, наконец, объявляют композицию 7 «В» класса.
- Ну, от винта! – напутствует ребят Юля.
Ребята улыбаются, кивают головами.
Раздаётся щемящая сердце цыганская мелодия из кинофильма «Жестокий романс».
На сцену медленно выходит табор. Взрослые цыгане, таща за руки цыганят, располагаются вокруг костра, разговаривают, кашеварят, воспитывают детей, бегающих вокруг костра, угомоняя их жестами.
А на переднем плане сцены начинает разыгрываться главное действо.
Жюри и заинтригованный зал с любопытством следят за развитием событий в музыкальном мини-спектакле, за вспыхивающей на глазах публики любовью.
Не отводя взгляда, публика ловит каждое движение юных актёров. Вот девушка смеётся над парнем. Вот отвергнутый и высмеянный жених бросает деньги сидящему у костра отцу возлюбленной. Вот отец кидает дочь к ногам молодого цыгана. Вот проданная девушка беспомощно падает у ног будущего мужа и закрывает лицо руками. Он нежно поднимает её и начинается свадебный обряд, в котором отец связывает руки молодых полотенцем и трижды проводит их вокруг костра.
Начинается всеобщая зажигательная цыганская свадьба - пляска, венчающая весь спектакль.
Действо, происходящее на сцене, настолько заводит публику, что люди, аплодируя, встают с мест и едва ли не пляшет у кресел. Жюри тоже присоединяется к аплодисментам.
Вишенкой на торте становится окончание мини-спектакля: под звуки скрипки табор медленно встаёт, гасит костёр, берёт в руки принесённый казан и медленно покидает сцену, как бы случайно забыв ребёнка, маленькую девочку-цыганку, которая, не видя, что все ушли, продолжает танцевать и после ухода табора.
Зрители недоумённо смотрят на забытую и продолжающую танцевать девочку. Но тут
со словами «Ай, чаюри!», разводя руками и качая головой, выходит из-за кулис её «мать» и уводит девочку за руку.
Разразившись хохотом, публика в восторге аплодирует стоя.
До самого окончания фестивали превзойти постановку цыганского обряда с пляской и затмить их не смог никто из выступающих.
И когда, казалось бы, победитель был определён, из-за кулис раздались звонкие детские голоса с неимоверно сложной мелодией веснянки, разложенной на несколько голосов.
На сцену вышли одетые в сарафаны и косоворотки маленькие берендеи.
Они, блистательно исполняя народное многоголосье необычных русских и древнерусских до этого момента никем никогда не слышанных мелодий, пели веснянки, водили хороводы вокруг обрядового дерева, украшенного лентами, бумажными цветами, колокольчиками:
Пришла Весна
Пришла-красна
Все девушки
Нарядные
Они идут
На реченьку
Встречать Весну,
Топить в лесу.
Хоровод перетёк в весёлую игру «Ручеёк» - старинную игру-обряд, которая символизировала таяние снега.
Затем быстро и чётко затеяли старинную детскую игру:
- А мы просо сеяли, сеяли!
Ой, дидладо, сеяли, сеяли!
- А мы просо вытопчем, вытопчем!
Ой, дидладо, вытопчем, вытопчем!..
Провожая зиму, дети запели весёлую песню, взятую из масленичного обряда:
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели
Ой, блины мои блины,
Ой блиночки мои…
И напоследок ребята, подхватив многоголосьем запетую Ириной весёлую плясовую «Ой, ты Порушка, Параня», пустились в пляс.
При этом всё, что они пели, исполнялось акапельно, без музыкального сопровождения.
Зал разразился аплодисментами.
Шокированное жюри растерялось.
Затейливую веснянку, исполняемую малышами невозможно было просто так повторить ни одному опытному музыканту.
В зале возникла напряжённая тишина. Долго совещающиеся между собой члены жюри, наконец пришли к общему мнению.
- Мы бы попросили запевал из данной фольклорной группы запеть на наших глазах веснянку, - встал председатель жюри. – Ещё раз запеть. Прямо здесь, на сцене.
«Что это? – подумала Юля. – Зачем?»
- Не верят! – зашептали взволнованные родители детей. - Они не верят, что дети сами могли запеть такую сложную мелодию!
- Тихо, - повернулся к публике представитель жюри.
Публика замерла. На какое-то время над залом повисла тишина.
- Весна-весняночка, где твоя дочка Ульяночка уууууууууу! – не растерявшись, запела чистым поставленным голосом Ирина, подхваченная вторым голосом Бахтыгуль, а затем и всеми берендеями. Дети пели заклички и на весь зал разносился их необычный клик: «Уууууууууу!»
- Мо-ло-дцы! Мо-ло-дцы! – скандировала в восхищении публика.
Члены жюри в восторге встали и начали крутить головами, ища кого-то в зале.
- Нам бы хотелось видеть руководителя фольклорного детского коллектива, - взяв микрофон и повернувшись к залу, объявил председатель жюри.
- Юлия Николаевна! Юлия Николаевна, - зашептали, подталкивая свою учительницу родители малышей. – Вас приглашают к жюри.
- Меня? – удивилась ушедшая в себя Юля.
- Да! Идите! Там хотят Вас видеть!
«Зачем?», -выбираясь из середины ряда, думала Юля.
- Признаться, у нас была дилемма, кому же отдать первое место, - обратился к публике председатель жюри. – Цыганскому табору или берендеям. Но, услышав, как малыши самостоятельно, без помощи руководителя запевают наисложнейшую мелодию, какие у них чистые поставленные голоса и безупречное ведение многоголосья, у нас не осталось сомнений. Итак, лучшим исполнителем на Фестивале дружбы народов мы признаём берендеев!
Зал разразился аплодисментами.
Под марш победителей Юле вручили памятные подарки и приглашение участвовать в Республиканском Фестивале дружбы народов мира, который состоится в театре оперы и балета.
Телевидение не преминуло взять учительницу крупным планом, пригласив коллектив на передачу «Алло, мы ищем таланты».
- Позвольте узнать, Юлия Николаевна, как давно у Вас существует этот творческий коллектив.
- Этот творческий коллектив – мой класс.
- Как?! Так это не отобранные дети, не фольклорный ансамбль со своей историей, а это просто Ваш класс?! Обыкновенные дети?!
- Да, - пожала плечами Юля.
- Ну, удивили, так удивили! – переглядывались члены жюри.
Юля, улыбаясь, отошла в сторону, намереваясь вернуться на своё место. Но тут снова раздалась речь председателя жюри.
- Второе место мы присуждаем цыганскому табору, - повернулся он к публике. – И попросили бы подойти руководителя коллектива, поставившего такую чудесную музыкальную композицию.
- Я, - кивнула Юля.
- Что Вы? – не понял председатель жюри.
- Я руководитель цыганского табора, - улыбнулась Юля.
- Как! Опять Вы?! – удивлённо расцвёл в широкой улыбке председатель жюри.
Юля смущённо пожала плечами.
- Юлия Николаевна не первый год ставит танцы, - присоединился к разговору учитель музыки Олег Иванович. – И все её танцы сразу расхватываются детскими садами.
- Понятно, - прищурился председатель жюри. - Юлия Николаевна, а Вы не рассматриваете смену профессии?
Юля вопросительно подняла брови.
- Я бы хотел предложить Вам - взял он учительницу за руку, - руководство Республиканским юношеским ансамблем песни и танца.
- Что? – распахнула глаза Юля.
- Ну, что Вам делать в школе? – улыбался мужчина. – А должности Вы не бойтесь. У Вас будут балетмейстер, концертмейстер, хормейстер… Вы не будете одна. Вам будет легко работать! В школе учителей полно, а нам нужны такие люди!
Не веря своим ушам, Юля растерянно хлопала глазами.
- Ну мы ещё с Вами поговорим, - улыбнулся председатель жюри, видя, что учительница не в состоянии переварить информацию.
Стараясь собраться с мыслями, Юля брела на своё место в зале.
- Что? Что они Вам сказали? – допытывали учительницу родители.
- Пригласили работать у них, возглавить Республиканский юношеский ансамбль песни и танца.
- А Вы? – забеспокоились родители. – Вы же нас не бросите?
- Нет, конечно, - улыбнулась Юля. – Куда я от Вас?
Родители с облегчением вздохнули.
- Но нас, кстати, пригласили на передачу «Алло, мы ищем таланты».
***
Свидетельство о публикации №224122700172
Инесса Ги 01.01.2025 03:19 Заявить о нарушении