Старый Тобольск. Будни и праздники 3
«Чай, хотя и сам по себе не может считаться предметом пищи, но тем не менее значение его не маловажно», писала в 1882 году газета «Тобольские губернские ведомости».
Впервые русские люди познакомились с чаем в 1640 г., когда члены русского посольства привезли из Монгольской орды среди прочих подарков царю Михаилу Федоровичу 200 пачек чая. Первоначально чай употребляли как лекарство, способное «освежать и очищать кровь». Было замечено, что чай удерживал от сна во время долгих церковных служб.
В XVIII в. чай прочно вошел в быт русского человека и стал национальным напитком. За чаем решались семейные дела, беседовали, вели деловые переговоры.
До сих пор угощение чаем считается в России признаком гостеприимства.
В Россию из Китая ввозилось несколько сортов чая. Прежде всего, байховые чаи, которых было три сорта: торговый, или черный, цветочный и обыкновенный. «Обыкновенный» чай отличался низким качеством, спроса на него почти не было, и он привозился в очень небольшом количестве. Два других сорта байхового чая подразделялись еще на фамильный и сансийский. «Фамильный» чай закупали прямо на чайных плантациях, а сансийский покупали в г. Калгане (ныне Чжанцзякоу) у местных торговцев.
Зеленые чаи делились на высокие, первосортные и простые. Простые чаи не пользовались в России спросом, и их привоз со временем почти прекратился.
Высокие чаи, которые назывались «Пекинские» или «жемчужные» привозились в небольшом количестве и стоили очень дорого.
Самым последним в списке чаев шел кирпичный чай, производство которого наладили в Китае русские, так как в других европейских странах он не употреблялся.
Для русских чай и чаепитие – не просто церемония, а образ домашней жизни и быта, часть русских традиций и менталитета.
Приготовление чая, его заварка, подача и само чаепитие у нашего народа связано со старинными традициями. Прежде всего, воду для чая нужно было кипятить в самоваре.
Предшественником самовара были особые термоса для продажи сбитня (горячего медового напитка с пряностями). У такого термоса (металлического бачка) внутри была труба, в которую засыпали горячие угли. Сбитень напивали из крана.
Затем появились самовары для кипячения воды самой разной формы: круглые, кубические, кубкообразные и прочее. В XVIII в. выработались несколько самых распространенных форм: шарообразные, цилиндрические, конические. Изготавливались и малые самовары на несколько стаканов, семейные – на полведра и ведро, артельные – на несколько ведер. Бытовали дорожные самовары на 3-4 отделения внутри для приготовления каши, супа, кипятка. Универсальные самовары не получили широкого распространения и теперь представляют большую музейную редкость.
Статус «самоварной» столицы получила Тула. Делали самовары и в других городах: Петербурге, Москве, Екатеринбурге и т.д. В Западной Сибири бытовали тульские и уральские самовары.
Самовары изготавливали из меди, латуни и даже железа. Продавали их по весу, на пуды. Мастера снабжали самовары какими-либо украшениями: фигурным краном, затейливыми ручками, медалями и т.д. Но в самоваре ценилась не красота, а экономичность (малый расход топлива), удобство в эксплуатации и вместимость. Ценилась также «музыкальность» своеобразная «песня», которую самовар издавал, когда закипала вода.
Кроме самовара к чаепитью предполагался чайник. Чайники появились еще раньше самоваров. Известно, что у восточных славян бытовали различные сосуды с носиками для хранения и розлива браги, пива, вина. Намного позже они превратились в чайники для заварки чая, фарфоровые или фаянсовые.
Кипятить заваренный чай нельзя, но настоять его в тепле необходимо. Для этой цели наверху самовара выполнено приспособление для установки заварного чайника.
Другая традиция, связанная с чаепитием, это применение сервизов. Веками выработалась удобная и практичная форма чайной посуды: чашек, блюдец, чайников, молочников, сахарниц и т.п.
В XIX в. в. России появились железные дороги. Чай (обязательно в стеклянном стакане с подстаканником) – это одна из особенностей путешествия на поезде.
Особенно любили пить чай сибиряки. Об этом их качестве писали общественные деятели в XIX веке: «Не так важен обед, как чай. Обедом насыщаются, кушанья потребляют в Сибири в ужасном количестве, как, например, знаменитые пельмени. Чай – это уже десерт, лакомство. Хорошая хозяйка около самовара священнодействует». (Затуранский В. Чай и чаепитие в Сибири // Восточное обозрение. 1886. № 19. С. 11-13).
К чайному столу подавали бублики, баранки, сухари, булочки, крендели, пряники, печенье и хворост (пряженики), сладкие пироги, пирожки и другие мучные выпечные изделия. Их выставляли на стол на вазах, керамических и деревянных расписных блюдах, тарелках или специальных сухарницах.
Кроме сахара к чаю подавали варенье, мед, фрукты, сваренные в меду или в сахаре, пастилу и другие сладости. Летом пили чай со свежими ягодами: малиной, клубникой, вишней и т.п. К чаю подавали лимон. Каждый решал сам класть ли его в чай.
Горожане пили чая больше, чем крестьянское сословие. Причем все пили чай по-разному: дворяне «по-английски» (быстро, с молоком и сливками), купцы и мещане – очень медленно, степенно.
В купеческих домах чаепитие проводилось с особым размахом. За столом купцы могли сидеть часами. Бывало, что купец выпивал по двадцать чашек чая.
Русское чаепитие очень часто назвали «купеческим». Существовала даже фраза: «Пьет чай, как купчиха!»
Главное в русском чаепитии - это общение. За чаем люди забывали об обидах, проблемах. За чаем решали вопросы, договаривались и даже обсуждали дела «сердечные». Недаром, фраза «Приходи ко мне на чай!» обозначала у русских приглашение на свидание.
Свидетельство о публикации №224122700268