Хакасские сказки

---
      Из проекта Самоглядное Зеркало, Самогляд Родаруса. Энциклопедия сказок Русского мира, сказок народов России, сказок родственных народов. Это сказки, когда-то переведенные, но со временем стали сказываться на русском языке. 
============
     Хакасы являются народом с тюркскими корнями, поживаютщий в Южной Сибири на левобережье Хакасско-Минусинской котловины.
     Занимаются полукочевым скотоводством. Хакасы содержали лошадей, крупный рогатый скот и овец. Значительное место в хозяйстве хакасов занимала охота в тайге, саянских горах, земледелием.
     Жили в аалах, общины полукочевого образа жизни по несколько роднородственных домов юртового типа.
     Еда в основном мясная и молочная, супы на ячменной крупе, колбаса.
     Сильно развито общественные моления небу, горам, воде, священному дереву - березе. Во время моления в жертву приносили нечётное количество белых ягнят с чёрными головами. Женщины и дети к обряду не допускались.
     В сказках много героического эпоса, который мог содержать до 30 тысяч стихотворных строк. В них всего 2-3 героя в разных поколениях, защищающих свою семью, род, народ и скот собственного владения и страдавших от врагов-завоевателей народов и стран.
     ++++++++++++++++++++++
------
     Адычах и Кечох. Хакасские сказки!!
------
     Жили два парня. Были они большими друзьями. Одного звали Адычах, другого - Кечох. Дали они клятву не покидать друг друга в беде.
     — Мой отец очень храбрый. Я весь в него пошел. Ты, Кечох, со мной не пропадешь, — говорил Адычах.
     Кечох молча выслушал своего друга и хорошо запомнил его слова.
     Как-то шли они по тайге. Навстречу им медведь. Адычах мигом оказался на дереве. Кечох упал на землю и притворился мертвым. Медведь подошел к нему, обнюхал лицо и заковылял в тайгу - мертвых медведи не трогают. Адычах подождал, пока медведь ушел, слез с дерева и спросил у товарища:
     — Что тебе медведь говорил?
     — Он сказал: никогда не ходи в тайгу с другом, который только о себе думает...
     С тех пор появилась у хакасов пословица: «Без беды друга не узнаешь».
     ++++++++++++++++++++++
------
     Бай и охотник. Хакасские сказки!!
------
     В одном большом улусе жил жадный и злой бай по имени Хара-хан. Он облагал народ данью, разорял. На другом конце этого улуса, в плохонькой юрте, жил сирота охотник. Ничего у него не было, кроме лука, из которого бил он зверей, да игреневой лошадки, на которой он ездил на охоту. В феврале - месяце «запаса» - много добывал охотник пушнины, потому что был сильным и ловким.
     Невзлюбил бай охотника, теснил его, забирал всю добычу. Чем удачней бывала охота, тем большую дань накладывал Хара-хан. Время шло. Случилось так, что не смог охотник заплатить дани. Тогда бай забрал у него игреневую лошадь. Совсем стало трудно жить.
     Была в улусе у бедных стариков дочь. Очень любил ее охотник, и она его любила. Решили они пожениться, уйти из улуса и жить в тайге. Так и сделали.
     Поставили юрту в глухом месте. Охотник бьет зверей и птиц, домой их на себе носит, живут спокойно. Жена охотника была очень красивой.
     Однажды сын бая Хара-Пидекей поехал в тайгу. Наткнулся на жилье охотника. Подъехал байский сын к юрте и бросил в дымоход стрелу. Подождал немного и говорит:
     — Вынесите мне стрелу.
     — Зайди и возьми, — ответила в юрте жена охотника. Сам хозяин на охоте был.
     Хара-Пидекей слез с лошади, вошел в юрту за стрелой и остановился: глаз от женщины оторвать не может. Потом взял стрелу и вышел.
     Сел байский сын на коня и про охоту забыл. По дороге в улус ругал себя: где раньше глаза были, такую девушку проглядел!
     Дома Хара-Пидекей сказал отцу:
     — Возьми жену охотника для меня.
     — Коня мы у него за ясак отняли, а вот как жену взять? — ответил Хара-хан.
     — Ты - бай, ты - начальник, как хочешь, так и отбери.
     Охотник вечером вернулся домой. Жена ему ничего не сказала про встречу с байским сыном. Приняла добычу, накормила мужа и легла спать. Наутро приходит в юрту слуга Хара-хана и говорит:
     — Бай велел к нему явиться.
     — Ладно, приду, — ответил охотник. Слуга ушел, а охотник спрашивает жену:
     — Зачем меня Хара-хан зовет?
     — Пойди - уенаешь, — сказала жена.
     Пришел охотник в улус. Открыл дверь в байскую юрту - поздоровался, перешагнул порог, поклонился.
     — По какому делу вызвал, начальник мой? — спросил охотник.
     — Будешь с моим сыном в прятки играть. Завтра, как придешь утром, ищи его. Не найдешь - голову отрублю, — ответил бай.
     Выслушал охотник и пошел домой. Сидел в юрте повеся голову. Жена спросила:
     — По какому делу бай вызывал?
     — В прятки со своим сыном заставляет играть. Голову грозится отрубить, если сына не найду. А к чему зто - не пойму.
     Жена сразу сообразила, в чем тут дело, сказала:
     — Ты не печалься. Ложись спать. Утром я научу, как в прятки играть.
     На рассвете она разбудила мужа и, пока он ел, поучала :
     — Ты, как зайдешь в дом бая, не здоровайся. Все, что есть в доме, переворачивай. Посуду на пол сбрасывай - пусть бьется. Во все углы заглядывай. Когда все перевернешь вверх дном, иди во двор. У коновязи увидишь трех одинаковых коней под седлом. Ты на них внимательно посмотри - у одного коня будет левый глаз чуть прикрыт, а конец удил ржавый. Ты на этого коня садись, посильней повод дергай, рот до крови ему раздери и плеткой по глазам, не жалея, бей.
     Дальше сам увидишь, что будет. Только смотри - бей посильнее.
     Пришел охотник в юрту Хара-хана. Ни здравствуй, ни прощай не говорит. Молча все вверх дном перевернул, всю посуду переколотил и на двор вышел.
     На дворе прямо к коновязи пошел. Стоят у коновязи три коня один на другого похожи. Охотник внимательно посмотрел и видит: глаз у среднего коня веком наполовину прикрыт, а конец удил ржавый. Сел охотник верхом на этого коня. Рвет повод, бьет изо всех сил плеткой по глазам. Конь под ним завертелся, на дыбы встал и вдруг в сына Хара-хана обратился - глаза у него распухли и изо рта кровь идет.
     — Вот он, твой сын, — сказал охотник Хара-хану.
     — Ладно, ступай домой. Завтра мой сын придет тебя искать. Если найдет, я тебе голову отрублю.
     Пришел охотник домой невеселый. Жена стала расспрашивать. Рассказал ей все, как было.
     — Не печалься раньше времени. Садись покушай и спать ложись.
     На другое утро проснулись, слышат конский топот. Забегал охотник: где в юрте спрячешься? А сын Хара-хана уже с лошади слезает. Жена, ничего не говоря, превратила мужа в ножницы, взяла в руки и что-то режет. В юрту вошел байский сын, все перевернул- нет никого. Растерялся. Стоит, по сторонам смотрит.
     — Нашел? — спрашивает его жена охотника.
     — Нет, не нашел, — ответил Хара-Пидекей.
     Когда он отвернулся, жена ножницы уронила. Оглянулся Хара-Пидекей, а охотник посреди юрты стоит и вместе с женой над ним смеется.
     Вернулся Хара-Пидекей к отцу и говорит:
     — Ты здесь самый главный. Как хочешь, а жену охотника забери, иначе я тебе не сын, ты мне не отец.
     Хара-хан снова охотника вызвал и сказал ему:
     — В черной тайге живет черный медведь. Пойди к этому медведю и спроси, сколько ему лет.
     Вернулся охотник домой, голову повесил. Жене говорит :
     — Решил меня бай жизни лишить, к черному медведю посылает.
     — Ничего, ложись и отдыхай, а я в улус схожу, — сказала жена.
     Пошла в улус, собрала на свалке разных лоскутков от шкур и вернулась в тайгу. Всю ночь просидела,
     Из тряпья семь шапок сшила. На рассвете разбудила мужа, сказала:
     — Вот тебе семь шапок. В черной тайге увидишь три тополя. Под ними будет логово медведя. Ты подойди без страха, ляг на спину. Две шапки надень на ступни, две - на колени, две - на руки и одну - на голову. Так и лежи, и смотри, что будет.
     Охотник собрался и ушел. Долго ли, мало ли шел, дошел до черной тайги. Идет по тайге и видит три тополя. Подошел к ним, лег на землю перед берлогой и сделал все так, как велела жена.
     Выскочил из берлоги медведь, зарычал. Никак не может понять, что за семиголовое чудо перед ним лежит. Ходит вокруг, сам с собой рассуждает:
     — Триста лет стоят тополя. Я под ними в берлоге шестьдесят лет прожил, а такого еще не видел.
     Подумал медведь и убежал в лес подальше от беды.
     Пришел охотник к Хара-хану.
     — Узнал, что я тебе велел? — спросил Хара-хан.
     — Узнал, — ответил охотник. — Тополя над берлогой триста лет стоят. А медведь шестьдесят лет на свете живет.
     Взял Хара-хан черную книгу, раскрыл ее и читает. Все оказалось так, как сказал охотник.
     Ушел охотник домой, а Хара-хан начал сына уговаривать :
     — Зачем тебе обязательно жена охотника понадобилась? Возьми другую - девушку. Разве мало их?
     Сын на своем уперся:
     — Какой же ты бай, если не можешь заставить охотника отдать жену?
     Махнул рукой Хара-хан, сказал:
     — Ладно, завтра опять его вызовем.
     Наутро охотник явился к Хара-хану. Дверь открыл - поздоровался, через порог ступил - поклонился, спросил:
     — Зачем звал, начальник?
     — С тех пор, как умерли мои мать и отец, прошло тридцать лет, — сказал Хара-хан. — Когда умер отец, я надел на него черную шубу. Когда умерла мать, я покрыл ее черным шелковым платком. Ты сходи в царство дьявола Эрлик-хана, разыщи отца с матерью - пусть отдадут платок с шубой. Если за полмесяца не управишься, голову отрублю.
     Вернулся охотник домой, голову повесил, не ест, не пьет. Жена его принялась расспрашивать. Рассказал ей муж все, как было.
     — Ты вот что сделай, — сказала жена. — Найди череп собаки, возьми вот этот клубок ниток и брось перед собой. Клубок покатится, а ты за ним иди. Он тебя очень далеко заведет. Попадешь в темноту. Страшно тебе станет. Ты брось череп собаки и дальше иди. А там сам увидишь, что надо делать. Ну иди, дорогой.
     Бросил охотник перед собой клубок. Клубок покатился, а он за ним пошел. Долго ли, мало ли шел, покатился клубок в пещеру. Кругом темнота, страшно стало. Охотник бросил череп собаки и дальше пошел. Шел, шел, и вдруг почудилось ему, что бродят кругом какие-то тени. Потом голос слышит:
     — За делом ли ты пришел, сирота? Рассказал охотник, за каким делом он пришел. Тогда одна из теней говорит:
     — Жадный Хара-хан. Мы ему оставили скот, богатую юрту, деньги. Все ему мало. Теперь последний платок и шубу у матери и отца требует. Иди к нему и скажи: «Из-за своей жадности превратись в черного дятла. Жена твоя Кокей-Пурчун пусть обратится в синего дятла. День и ночь долбите клювами черное дерево. А сын ваш Хара-Пидекей пусть превратится в сороку и роется в навозе. Передай: так пожелали твои умершие отец с матерью. На обратном пути собачий череп не забудь. Он день и ночь лает, покоя нам не дает».
     Пошел охотник домой. Мимо черепа прошел, но брать его не стал: «Пусть лает».
     Долго ли, мало ли шел, дошел за клубком до своего дома. Смотрит: пустая юрта - одна зола да пепел в очаге. Побежал охотник к Хара-хану. А в улусе ханский сын на его жене женится, свадьбу собираются справлять.
     Зашел охотник потихоньку в юрту к Хара-хану, слышит, жена говорит:
     — Подождите, срок ведь еще не вышел...
     — Он все равно не придет, — ответил ханский сын.
     — Я уже пришел, — сказал охотник.
     Хара-хан оглянулся. Видит: охотник цел и невредим стоит.
     — Прийти-то ты пришел. А принес ли, что я тебе велел? — спросил Хара-хан.
     — Я тебе принес привет от отца с матерью, — ответил охотник. — Сказали они так: «Пусть Хара-хан из-за своей жадности обратится в черного дятла, а его жена - в синего дятла. Пусть оба день и ночь долбят черное дерево. Сын Хара-хана пусть обратится в сороку и всю жизнь роется в навозе».
     Только он так сказал, как Хара-хан с женой обратились в дятлов, а сын их - в сороку. Все трое улетели из юрты.
     Богатые гости Хара-хана в испуге разбежались, а охотника бедняки выбрали на место Хара-хана и весь байский скот поделили между собой.
     ++++++++++++++++++++++
------
     Батрак Торсых. Хакасские сказки!!
------
     На берегу быстрой реки жил бай Хырым. У него была жена Хырха. Летняя юрта их стояла у самой воды. Жил у бая в батраках бедный человек по имени Торсых. Бай не позволял ему ставить юрту близко к реке, боялся, что будет бедняк воду бесплатно брать. Всего в хозяйстве у Торсыха были одна коровенка, одна овца и одна собака - все черной масти. Жил Торсых с женой и двумя детьми. Сорок лет работал на бая, ничего заработать не мог и уйти от него не мог. Пройдет год - придет Торсых за расчетом, и он же должен остается. Всё подсчитают: сколько жена Торсыха в речке брала воды, сколько навозу спалила. За долги снова работать заставляют.
     Так и в этом году случилось. Всю зиму пас Торсых байские табуны и опять в должниках остался.
     Весной прилетели ласточки. Попробовали вить гнезда у бая, но жена бая прогнала их.
     — «Нечего мусор около жилья разводить», — сказала она птицам.
     Ласточки поселились в юрте Торсыха. Жена бедняка никогда их не ругала, еще и подкармливала.
     Как-то рано утром ласточки сидели на юрте и между собой разговаривали: «Никогда мы не сорили возле жилья бая, а его жена нас выгнала, гнезда наши разорила. Зато здесь, хоть и насорим иногда, никто не ругает, а еще и покормят». Услышала сорока их разговор, и зависть ее взяла.
     — Я, — говорит, — у бедных ничего не ем, брезгую. Вот у богатых - другое дело.
     А ласточки ей отвечают:
     — Ты нечистая птица. Ты самая плохая из всех птиц. Ты отбросами богатых кормишься, лягушек и змей ешь. Ты в жаркие страны летать не можешь.
     — Я чистая, я чистая! — закричала сорока.
     — Мы к тебе и близко не хотим подходить. Ты лгунья. Ты летом смеешься, а зимой плачешь, — ответили ласточки.
     Не вытерпела сорока и со злостью улетела. Однажды Хырха и Хырым увидели детей Торсыха и рассуждают между собой.
     — Торсыха мы крепко держим, — сказала Хырха. — А вот его дети вырастут и не станут на нас работать.
     — Надо юрту Торсыха спалить, тогда и его детей в кабалу заберем. Новую юрту нелегко построить, — сказал Хырым.
     Как решили, так и сделали. Ночью проснулся Торсых - двор горит. Разбудил он жену, детей, схватили они ведра и побежали на речку. Хырым и Хырха уже там стоят, воду не дают.
     — Вы и так уже задолжали, — сказали они Тор-сыху.
     Ласточки полетели к реке, воду в рот набирают и заливают пожар, а сорока сухой травы в огонь подбрасывает и хохочет:
     — Ха-ха-ха, как горит весело! Пусть все горит! В степи на кургане волк завыл:
     — Так и надо Торсыху: ни одного жеребенка не дал нам съесть, пусть дотла сгорит двор его. А корову с овцой мы задерем.
     Собака Торсыха вокруг юрты бегает, просит:
     — Хоть бы дождь пошел, хоть бы дождь пошел. В табуне чалый жеребец заржал:
     — Торсых нас днем и ночью никому в обиду не давал, пусть хлынет дождь и зальет пожар.
     Сорока хохочет:
     — Ха-ха-ха... Если волк у Торсыха корову съест, мне кишки останутся.
     Ласточки, летая, кричали:
     — Пусть дождь польет... Пусть дождь польет... Подул ветер, нагнал черную тучу, и полил дождь.
     Дождем быстро залило пожар...
     Волк подкрался к чалому жеребцу:
     — За то, что ты просил дождь, я съем тебя, — сказал волк.
     — Ты сначала посчитай, сколько у меня волос в хвосте, — ответил жеребец и повернулся задом.
     — Ну что же, посчитаю, — согласился волк. Подобрался к жеребцу, а жеребец как ударил задними ногами, так волчью голову на две части и расколол.
     Дождь лил все сильнее. Хырха и Хырым в свою юрту спрятались. Тут речка из берегов вышла. Хлынула волна, смыла юрту, и Хырха с Хырымом захлебнулись. Уцелела только юрта Торсыха, потому что стояла она на бугре, вдали от реки.
     Смотрит утром Торсых, а от байских дворов и следа не осталось.
     Ласточки поют, радуются, а сорока плачет:
     — Свила я себе гнездо на низкой иве. Вода поднялась и унесла моих бедных детенышей.
     Ласточки ей в ответ кричат:
     — С черными мыслями сорока на черной иве плачет! У нас нет злых мыслей, и мы радуемся. Сегодня радуемся, и завтра, и послезавтра, и всегда будем радоваться.
     Торсых собрал батраков. Они поделили между собой байский скот, поставили на берегу новые юрты и стали жить хорошо.
     ++++++++++++++++++++++
------
     Волшебный чатхан. Хакасские сказки!!
------
     Давным-давно жил старик пастух. Звали его Чат-хан. Много скота было у хана. Много было и пастухов. Трудная служба у пастуха: одни заботы, и совсем нет радостей.
     Долго думал Чатхан, чем бы облегчить жизнь пастухов, и придумал: сбил из дощечек длинный и узкий ящик, натянул на нем волосяные струны и начал играть на них. По вечерам к нему приходили послушать музыку пастухи. Так красиво звенели семь волосяных струн, что у людей сладко замирало сердце, птицы складывали крылья в полете, звери останавливали свой бег. Очарованные рыбы замирали в реках и озерах, в степи слушали волшебную музыку табуны коней. Легкой стала работа пастухов. Стоило разбиться стаду, как Чатхан брал свой музыкальный ящик, трогал струны, и стада снова собирались. Чатхан один управлялся с бесчисленными стадами хана.
     Однажды случилась беда. О волшебном инструменте узнали одноглазые разбойники. Они пришли из-за гор, убили старика, унесли музыкальный ящик, угнали скот бедняков. Только ханские стада остались в степи.
     Был у старика внук. Рос он не по дням, а по часам. Когда подрос, сказал матери:
     — Сделайте мне лук и стрелы.
     Мать сделала ему лук из табылки, нарезала из тальника стрелы. Хорошим стрелком стал внук Чатха-на. Направо пустит стрелу - тридцать птиц падает, налево пустит - сорок птиц убивает. Мать строго-настрого запретила сыну ходить за большую гору. А мальчику любопытно, что же там есть, за высокой горой. Однажды он поднялся на вершину и увидел возле
     Пещеры большой дом без окон. Мальчик подкрался к дому и прислушался. За стеной людские голоса, как пчелы, жужжали. Один говорил:
     — Еда кончилась... Другой добавил:
     — Нужно яловую кобылицу вызвать. Третий предложил:
     — Хорошо бы яловую корову и яловую овцу заколоть.
     Вдруг в доме все притихло и послышалась чудесная музыка. Закачались леса, затрепетали на деревьях листья. Легко и весело стало кругом. Заржала кобылица, замычала корова, заблеяла овца. Они подбежали прямо к дому и остановились. Мальчик спрятался за большой камень и стал смотреть, что будет дальше.
     Из дома вышли семь черных людей. На левой половине головы у них было по одному глазу. Вместо лиц был один огромный рот с двумя клыками. Они зарезали животных и стали носить в дом мясо.
     Давно не ел мальчик домашних животных. Он протянул из-за камня стрелу и наколол наконечником конскую, коровью и овечью грудинки. Одноглазые разбойники ничего не заметили.
     Мальчик притащил свою добычу матери. Сильно она обрадовалась, так как тоже давно не ела мяса. Скот ведь остался только у хана, а у пастухов ничего не было.
     Но когда мать узнала, куда ходил сын и откуда достал грудинку, она опечалилась и сильно поругала его.
     — Эти разбойники убили твоего деда. Я боюсь: не было бы новой беды. Зачем ты туда ходил? — сказала мать.
     — Ничего не бойся, — ответил мальчик.
     На другой день он взял лук и стрелы и снова отправился за гору.
     Подкрался к дому и стал прислушиваться. В доме сильно спорили.
     — Кто съел грудинку? — спрашивал один.
     — Сам, наверное, и съел, — отвечал другой.
     — Ни коровьей, ни бараньей грудинки не было, вы всё потихоньку съели, — говорил третий.
     Спорили они, спорили и решили пересчитать кости. Посчитали - нет грудинок. Тогда один сказал:
     — Все вы ничего не понимаете. Вырос внук Чатхана. Это его рук дело. Надо убить его,
     Выбежали одноглазые из дома, спешат, толкаются. Были они почти совсем слепые. Взялись за руки и пошли с горы.
     Мальчик переждал немного и пробрался в дом. Перед дверью он вырыл глубокую яму, прикрыл ее ветками, присыпал ветки землею. После этого он взял инструмент деда и заиграл.
     Одноглазые услышали и побежали обратно. Только кинулись к двери, как все провалились в яму. Мальчик всех их камнями побил, а яму закопал.
     Взял он чудесный ящик и заиграл на нем. Открылась пещера, заржали кони, замычали коровы, заблеяли овцы. Пошел мальчик с горы, перебирая струны, а за ним шли стада.
     Мальчик играл на чудесном инструменте и пел им о злых ханах, о добрых и могучих богатырях.
     С тех пор в народе волшебный ящик назвали чатхан в честь старика, а мальчика прозвали Хайджи.
     ++++++++++++++++++++++
------
     Два брата. Хакасские сказки!!
------
     Жили-были два брата: один бедный, другой богатый. Однажды пришел богатый брат к бедному и говорит :
     — Иди ко мне работать. Как отработаешь день от солнца до солнца, так мешок хлеба получишь.
     — Ладно, — согласился бедный брат. Проработал день от зари до зари, пришел плату получать.
     — День, — говорит, — кончился. Плати.
     — Нет, день еще не кончился, — ответил богатый. — У солнца младший брат есть, видишь, на небе светит? Вот когда месяц зайдет, приходи.
     Проработал бедный брат всю ночь. Перед тем как солнцу взойти, пришел домой, взял мешок с распоро-тым дном и внизу к нему второй мешок подставил. Приходит к богатому брату.
     — Постой-ка... Да ведь у тебя, кажется, два мешка? — спросил богатый брат.
     — Если у солнца есть младший брат, так почему бы мешку младшего брата не иметь? — ответил бедный.
     Делать нечего. Пришлось богатому два мешка зерна отдать - перехитрил его бедный брат.
     ++++++++++++++++++++++
------
     Как бедняк бая обманул. Хакасские сказки!!
     Бай Сатин считал себя самым умным и самым хитрым на всю округу. Как-то пошла по улусам молва, что появился пастух, который всех богатых обманывает.
     — Не знаю, как он других обманывает, но меня ему не обмануть, — сказал бай Сатин, и все, кто сидел в его юрте, ел и пил за его столом, закричали:
     — Куда ему тягаться с мудрым Сатином!..
     Бай довольно разгладил бороду и приказал батраку разыскать и привести бедного пастуха.
     В это время мимо юрты как раз проезжал Айдо-лай на своей кляче.
     — Эй ты, — крикнул бай, — ты, говорят, всех бсга-тых обманываешь!.. Попробуй обмануть меня, бая Сатина...
     Оглянулся пастух на бая и его гостей и молча едэт дальше, клячу свою плеткой поторапливает.
     — Боится, — захохотал бай. — Еще не родился тот человек, кто бы меня обманул.
     — Обмануть тебя ничего не стоит, — ответил пастух. — Только я сейчас тороплюсь. Красное озеро, что в трех километрах от твоей юрты, за ночь высохло, я спешу рыбу собрать, на зиму запас сделать... Вот на обратном пути я тебя обману, если захочешь.
     Услышали гости о рыбе и кинулись к своим коням, а бай закричал на батраков:
     — Чего смотрите, берите мешки, запрягайте под-еоды, несите лопаты!
     Немного времени прошло. Из улуса по дороге к озеру поскакали всадники, помчались подводы. Обогнали пастуха Айдолая, а озеро как было, так и есть.
     Даже как будто в нем после осенних дождей еще прибавилось. Стоят все и не поймут ничего. Смотрят, а Айдолай по дороге мимо едет, ни на кого не смотрит.
     — Эй ты, врун на сивой кляче, какая мать тебя родила? Какой отец человеком вырастил?.. — закричал ему бай.
     — Зачем ругаешься? Ведь ты сам просил, чтобы я тебя обманул, — сказал бедняк пастух и проехал мимо.
     С тех пор рассказывают в народе, как мудрый бедняк проучил хвастливого бая.
     ++++++++++++++++++++++
------
     Как мальчик заставил Смерть на себя работать. Хакасские сказки!!
------
     Жил-был мальчик-сирота. Плохо жил, со дня на день еле-еле перебивался. Однажды сказал он сам себе: «Пойду-ка я куда-нибудь, наймусь в работники. Может, хорошо жить начну». И вот пошел. Попалась ему речка, и он направился вдоль нее по берегу. Шел, шел и видит: под ногами батожок валяется - красивый. Мальчик взял его и пошел дальше. Подошел к развилке. Одна дорога идет налево, другая - направо. Подумал мальчик и решил направо идти, а батожок говорит:
     — Не ходи по правой дороге: смерть тебе встретится. Если пойдешь по левой дороге, бая с семью дочерьми встретишь.
     Мальчик пошел по левой дороге. Вскоре байское жилье попалось. Заходит мальчик и видит: сидит толстый бай с женой и семью дочерьми. Бай с женой старые, а дочери молодые и красивые.
     — Куда идешь, что надо? — спросил бай.
     — Иду, работу ищу.
     — Нанимайся ко мне. Есть у меня работа. Но одно условие тебе ставлю. Если управишься с работой, сколько хочешь платы проси. А не управишься, я тебя изобью и выгоню.
     Некуда мальчику деваться. Согласился он год у бая работать. Мальчику во всем батожок помогал. Что бы ни сказал бай, все делалось.
     Младшая дочь очень мальчику понравилась, и он по душе ей пришелся.
     Год прошел. Настало время плату получать. Бай спрашивает мальчика:
     — Что дать - денег или одежды?
     — Отдай мне на работу свою младшую дочь, — ответил мальчик.
     Рассердился бай, приказал мальчика избить и ня с чем выгнать. Мальчик взял свой батожок и пошел правду искать. По дороге встретил дряхлого старика. Идет старик, спотыкается, а зубы у него во рту молодые, как у волка.
     — Что ты, дедушка, и куда идешь?
     — О, о, мальчик, я Смерть. Иду к богам, чтобы узнать, кого мне есть.
     — А где они - боги? — спросил мальчик.
     — Очень далеко боги. Устал я, пока иду, а еще и половины не прошел. Надо все прямо по этой дороге идти, пока лестница на небо не встретится. Эта лестница прямо к богам и приведет. Но и по ней путь долог. Очень она высокая, не знаю, как и доберусь.
     — А зачем тебе идти, мучиться? Ты садись и отдыхай. Я за тебя сбегаю.
     — Ладно, сынок, сходи...
     Пошел мальчик, и все так было, как Смерть рассказала. Взобрался он на небо и видит: все там, как на земле, только теплее. Трава круглый год зеленая и не вянет, листья с деревьев не падают, белые цветы растут, и юрты больше, чем на земле. Зашел мальчик в самую нарядную юрту и видит: сидят за столом десять богов и большие книги просматривают.
     — Меня к вам Смерть послала. Кого ей есть, спрашивает, — сказал мальчик.
     — Пусть три года ест она худых стариков, — ответили боги и отпустили мальчика.
     Жалко стало мальчику стариков.
     — «Раз старик худой, значит, бедный, — подумал мальчик, — зачем бедного человека жизни лишать?» Спустился мальчик на землю и пошел. На батожок обопрется - сразу пять земель за спиной оставляет.
     За один день мальчик в оба конца сбегал. Пришел к Смерти и говорит:
     — Боги сказали, чтобы ты три года древесную кору в тайге ела.
     Повздыхал старик - делать нечего. Отправился в тайгу.
     Через три года мальчик опять Смерть встретил. Идет старик едва живой. Увидел мальчика, заохал, стал жаловаться:
     — Зубы я об эту кору обломал, живот испортил... За что боги на меня рассердились?
     — Ничего, дедушка, может, на этот раз боги добрей будут. Ты посиди, отдохни, я к ним сбегаю.
     Пришел мальчик к богам и говорит:
     — Смерть от стариков сама чуть не умерла. Зубы обломала, живот испортила. Кого ей теперь есть?
     — Пусть она теперь три года детей ест, — сказали боги и отпустили мальчика.
     Жалко ему стало детей, вернулся он к Смерти и сказал ей:
     — Я передал богам жалобу. Они сказали, чтобы ты три года водоросли ела. Они мягкие и сочные.
     Прошли и эти три года. А вместе шесть лет миновало, и никто из людей в степи не умирал. А мальчик ходит себе с батожком, все правду ищет.
     Всю землю обошел - нет правды. Вот на дороге снова старика встречает.
     Идет старик, распух весь, позеленел от водорослей. Увидел мальчика, стал жаловаться:
     — Совсем меня боги решили уморить. Сил больше нет. Видно, мне пришло время умирать...
     — Ты посиди, на солнышке погрейся, а я на небо сбегаю, твои жалобы передам, — сказал мальчик, а сам подумал: «Правды я не нашел, так хоть Смерть из-Ееду».
     — Нет, — ответил старик. — Я сам к богам схожу. Пусть посмотрят, какой я стал.
     Пошел старик по дороге, а мальчик впереди него отправился. Дошли до лестницы, стали наверх взбираться. Проползет Смерть немного и сидит отдыхает. Когда Смерть отдыхала, мальчик тоже останавливался.
     Была у него табакерка с табаком. Как остановятся они, так мальчик табак нюхает.
     Старик спрашивает:
     — Что ты ешь, мальчик?
     — Да вот тут у меня сушеное человечье мясо. Я и закусываю потихоньку.
     — Дай мне поесть. Совсем я ослаб...
     — Дать можно. Почему не дать! Но ведь ты, дедушка, не достанешь так, как я у тебя пальцы толстые. Обратись в комара, залезь в табакерку и кушай сколько хочешь.
     Старик так и сделал. Влез в табакерку, а мальчик ее крышкой закрыл и спустился на землю. Сел и думает, что дальше делать.
     Батожок ему говорит:
     — Иди теперь к хану. Там у него все баи пируют, и твой бывший хозяин с ними. Там ты свою правду найдешь.
     Пошел мальчик к хану. Обопрется на батожок - сразу десять земель за спиной оставляет. Пришел он в улус хана, в самую большую юрту.
     Пир у хана богатый был. Толстый бай тоже пировал. Увидел мальчика и зашептал хану:
     — Гони этого чертенка. От него горя наберешься.
     Старик в табакерке услыхал запах пищи, завозился, пищит тонким голоском так, что один мальчик слышит:
     — Выпусти меня поесть, — я для тебя что хочешь сделаю.
     А хан тем временем грозно мальчика спрашивает:
     — Ты кто такой? Откуда пришел?
     — Пришел я к тебе как к главному в степи - правду искать. Обманул меня вот этот человек. — Мальчик на толстого бая рукой показал. — Прикажи ему заплатить за мою работу тем, что я сам выбрал.
     Рассердила хана дерзость сироты, приказал он гнать его и палками бить.
     Тогда мальчик зашептал в табакерку:
     — Я тебя, дедушка, выпущу, только ты всех толстых людей, которых увидишь в юрте, должен съесть.
     — Съем, съем... всех съем, — застонал старик. Кинулись ханские слуги к мальчику, а он открыл
     Табакерку, вылетел из нее комар, ударился об пол и обратился в Смерть.
     Кинулась Смерть подряд жирных баев глотать. Хану первому конец пришел.
     Много было батраков у хана. Мальчик всех отпустил. У кого не было одежды - того одел. У кого не было денег - тому дал деньги. Весь ханский скот поровну поделил. С тех пор началась в степи счастливая жизнь.
     ++++++++++++++++++++++
------
     Как птицы царя выбирали. Хакасские сказки!!
------
     Собрались птицы со всех концов и решили:
     — Давайте выберем царя, чтоб он был самым сильным, самым умным и самым долговечным среди нас.
     Тут Галка прошлась важно и говорит:
     — Я думаю, надо нам царя такого, чтобы у него хвост был длинный и чтоб шарф был на шее. Засмеялись птицы:
     — Уж не тебя ли в цари выбрать? Обиделась Галка:
     — Раз вы смеетесь надо мной, улечу я от вас. И улетела.
     Филин повертел головой в разные стороны и сказал:
     — А по-моему, царь должен быть чуткий и чтоб ночью мог видеть.
     Снова засмеялись птицы:
     — У тебя, Филин, уши длинные, ночью глаза зоркие. Не ты ли царь? Обиделся Филин.
     — Что вы смеетесь? Я вам не Галка-вертихвостка. Улечу от вас в тайгу, но берегитесь: все ваши тайные речи подслушаю и царю донесу.
     И улетел.
     Поднялся с места Кулик.
     — Без голоса царь - не царь. Нам надо такого царя, чтобы как крикнет, так всем на душе сразу тоскливо стало.
     Пуще прежнего захохотали птицы:
     — Кричать-то ты мастер, Кулик! Да вот ростом невелик!
     Не вынес насмешки Кулик и улетел. Слово взял Журавль.
     — Я, дорогие птицы-сестрицы, так думаю, что все эти Кулики да Галки - смех один. Ну что это за птицы, когда я их перешагнуть могу! Нам надо, я думаю, царя с длинными ногами, такими, чтоб его никто перешагнуть не мог!
     Тут все птицы от хохота так и покатились:
     — Эх, Журавль, хороший ты мужик, да вот умом невелик. Иди-ка ты на свое болото и командуй там над лягушками.
     — И на том спасибо, — ответил Журавль, — я и лягушками сыт. Мне ваша слава ни к чему.
     И улетел.
     Посмеялись птицы, но все же смех смехом, а царя выбирать надо. Видят: сидит в стороне Сокол - ростом небольшой, но телом крепкий и гордый-прегордый.
     — Вот Сокол, он в цари подходит, — заговорили птицы. — В полете он быстрее ветра, грудью крепче камня, глаз имеет зоркий. Чем не царь?
     Ворона и Сорока рядом с Орлом сидели. Орел птичью болтовню не слушал, клевал себе мясо, а Ворона и Сорока подбирали объедки, но за спором следили.
     — Ор-р-рла, Ор-р-рла! — закричала Ворона. — Пр-р-равильно, пр-р-равильно! — подхватила Сорока.
     Тут все птицы на Орла взглянули и выбрали его царем.
     А Сокол от обиды взмыл вверх и стал грозить:
     — Позора этого я вам вовек не прощу! Достанется от меня и внукам, и правнукам вашим!
     Так с тех пор и живет Сокол в злобе на всех птиц и мстит им за обиду. А Орла и ныне птичьим царем называют. И за услугу эту прикармливает он Ворону и Сороку объедками со своего стола.
     ++++++++++++++++++++++
------
     Ленивый мальчик и синичка. Хакасские сказки!!
------
     Ленивый мальчик сидел на берегу реки.
     Мальчику было жарко. Его тянуло в воду. Но было лень раздеваться. Больше того, лень было двигаться с места.
     — Ох, как жарко! — вздыхал мальчик. — Искупаться бы теперь. В воде, наверно, хорошо-хорошо!..
     Услышала это синичка, сидевшая на ветке, склонила голову и посмотрела вниз на мальчика.
     — Искупайся, друг мой, — посоветовала она. — Ведь тебе никто и ничто не мешает.
     — Да, хорошо тебе говорить «искупайся», — обиделся мальчик. — А если я утону?
     — Держись за осоку, что растет на берегу, — сказала синичка и спрыгнула на ветку пониже. — Вот за эту осоку.
     — Да, хорошо тебе говорить «держись за осоку»... А если я руку порежу?
     — Надень кожаные рукавицы, — продолжала советовать синичка.
     — Да, кожаные рукавицы... А если они промокнут?
     — Ты их на солнце высушишь.
     — Я высушу, а они порвутся.
     — Ну, если порвутся, ты их починишь, — не унималась синичка.
     — Ты научишь... — обиделся мальчик. — Начну починять да уколю себе палец...
     — А ты надень наперсток...
     Мальчик рассердился. Такая маленькая, совсем незаметная птичка, а смеется над ним! Он схватил камень.
     — Сейчас я тебя проучу...
     Но в это время ноги его поскользнулись, и он упал в реку.
     Синичка улетела.
     Мальчик вылез из воды и лег на солнечную полянку. Он лежал и долго ругал синичку за то, что ему приходится сушить на себе мокрую одежду.
     А синичка летала по кустам и посмеивалась над ним.
     ++++++++++++++++++++++
------
     Лисица и колонки. Хакасские сказки!!
------
     На вершине высокой лиственницы жили колонки. Были у них маленькие дети. Повадилась ходить под лиственницу лиса. Придет и говорит:
     — Колонки, колонки, вот я пришла. Сбросьте мне одного детеныша.
     — Пошла прочь. Не дадим тебе наших детей, — отвечали колонки.
     — Не дадите? А я все равно возьму.
     — Где тебе нас на дереве достать!
     — А вот и достану, — сказала хитрая лиса, — разбегусь, прыгну на облака и оттуда на вас упаду. А уж тогда не только ваших детенышей, но и вас самих съем.
     Колонки испугались, поверили лисе и одного детеныша ей сбросили. Лиса подхватила его и в лес убежала. Сидят колонки на дереве, плачут.
     На другой день лиса вновь пришла. Опять требует:
     — Кидайте его быстрей, а то прыгну на луну, с луны к вам спущусь и всех вас съем.
     Пришлось глупым колонкам еще одного детеныша лисе отдать.
     Загрустили колонки, плачут. Прилетели журавли, сели на лиственницу, спрашивают:
     — Бы чего плачете?
     — Лиса повадилась к нам ходить. Пугает, детенышей наших уносит.
     — Как же вас лиса пугает?
     — На дерево грозится прыгнуть и всех нас съесть. Засмеялись журавли:
     — Никогда лиса на дерево не залезет. Да она выше березового пня и не прыгнет. А если еще будет вас пугать, вы ей скажите: «Ну-ка, прыгни» - и посмотрите, что получится.
     Журавли поднялись с дерева и низко полетели вдоль косогора. Колонки сидят, лису ждут. На другой день лиса прибежала, запыхалась, детеныша требует.
     — Кидайте его поскорей, а то мне сегодня некогда, — сказала лиса и облизнулась.
     Колонки сидят и молчат, на лису испуганно косятся.
     — Ну чего же вы? — торопит лиса... — А то вот прыгну на дерево - худо будет.
     Тогда колонок-отец набрался смелости и говорит:
     — Прыгни попробуй...
     Лиса от злости хвостом замахала, разбежалась, все силы напрягла, но выше березового пня не прыгнула... Упала и лежит.
     Колонки глядят на нее и смеются. Стыдно стало лисе, начала она вокруг дерева бегать. Долго ли, мало ли бегала, спрашивает колонков:
     — Кто вам сказал, что я лазить по деревьям не умею?
     — Журавли сказали.
     — А где они?
     — Вниз по косогору улетели.
     «Ну ладно же. Я с ними рассчитаюсь», — подумала лиса и побежала журавлей искать. Долго ли, мало ли бежала, видит: низко летят журавли. Позади них закат полнеба захватил. Крикнула лиса:
     — Оглянитесь, журавли, пожар! Бежим ко мне в нору спасаться.
     Лиса побежала. Журавли за ней полетели. Прилетели к норе. Стали спорить, кому вперед в нору лезть.
     — Лезьте вы, — сказала лиса, — а я у входа стоять буду; если большой пожар сюда дойдет, я вам крикну.
     Посовещались журавли и полезли в нору. Лиса тут же у входа села.
     — Ну-у... что вы сказали колонкам? — ехидно спросила лиса. — Что-то вы теперь скажете?
     Журавли говорят:
     — Чего уж теперь говорить. Виноваты. Ты хоть дай нам перед смертью на свет взглянуть, хотя бы из-под твоих ног.
     Лиса не выдержала, подняла одну ногу. Журавли собрались будто на свет глядеть, а сами как навалились на лису, столкнули ее и улетели. Два молоденьких журавля не успели улететь: лиса выход им загородила.
     — Вот я вам покажу свет, — сказала лиса.
     — Ты на нас не сердись. Хочешь, мы тебя на крыльях перенесем через море и ты всю стаю догонишь? — сказали молодые журавли.
     — Ладно, несите, — согласилась лиса.
     Оба журавля присели, соединили крылья между собой, лису на них посадили и полетели. Летели, летели, прилетели к морю. Наверху небо, внизу вода. Залетели журавли на середину моря. Над самым глубоким местом разлетелись в стороны. Лиса упала в море и утонула.
     ++++++++++++++++++++++
------
     Мальчик в бочке. Хакасские сказки!!
------
     Не в наши дни, но и не в далекую старину у подножия Черной горы, около Черной реки, жили три бездетных рыбака.
     Однажды рыбачили они, и как закинут невод, так рыбы полно. До краев лодку рыбой завалили. В последний раз невод пустым вытащили - ни одной рыбешки, только обнаружили в нем наглухо заколоченный бочонок.
     Стали делить улов.
     — Дайте мне этот бочонок и больше ничего не надо, — сказал один старик. И когда отдали ему бочонок, он отнес его домой и осторожно открыл. В бочке оказался ребенок.
     Растил старик найденного в бочке мальчика, как родного сына. Рос мальчик не по дням, а по часам. Немного времени прошло, а он вырос в сильного юношу. Стал старик его с собой на работу брать. Как-то нанялся старик рыбачить к царю и юношу с собой взял.
     И вот случилось так, что царь увидел юношу и стал требовать его у старика. Много хлеба, скота и товаров предлагал царь взамен, но старик от всего отказывался : очень юноша ему полюбился, родней родного стал.
     Отобрал юношу царь силою, привез в свой дворец и всю работу определил делать; на побегушках держал да безо всякого повода тумаками награждал. А между тем видел царь, что юноша умный и смышленый.
     Однажды в той земле исчезли луна и солнце. Во всем царстве темно стало. Царь вызвал юношу, приказал ему:
     — Иди луну с солнцем искать. Смотри, на землю без них не возвращайся.
     Юноша заплакал и вышел. Подбежал к нему чалый жеребенок и спрашивает:
     — О чем ты плачешь?..
     Юноша рассказал, какую службу задал ему царь. Жеребенок успокоил его:
     — Если мы луну с солнцем не найдем, то кому их найти? Иди попроси пять саженей красного материала. По дороге встретится нам озеро. Возле озера - маленькая избушка. В той избушке живет мать солнца. Она-то нам все, что надо, и расскажет.
     Взял юноша у царя пять саженей красного материала, сел верхом на чалого жеребенка и поехал. Плеткой не погоняет, поводом не управляет, а жеребенок бежит куда надо.
     Долго ли, коротко, а доехали до большого озера и маленькой избушки. Зашел юноша в избушку и увидел : на лавке старушка лежит - одно ухо под головой, а другим ухом прикрыта. Увидела старуха юношу, спросила:
     — Откуда и куда путь держишь?
     — Луна и солнце в нашей земле пропали, ищу их, — ответил мальчик.
     — Иди расстели красную материю на берегу озера: сядут на нее гуси с золотыми перьями на крыльях. Ты поймай гуся, выдерни у него золотое перо, сделай кольцо и надень на палец. Дома брось кольцо на землю, тогда луна с солнцем в ваше царство вернутся, — сказала старуха.
     Сказано - сделано. Расстелил юноша материю на берегу и сам под ней спрятался, лежит, ждет. Прилетели гуси.
     Изловчился юноша, поймал одного гуся и выдернул перо. Приложил перо к пальцу, а из него само по себе кольцо сделалось. Зашел юноша к матери солнца проститься.
     — Ну как, выдернул перо? — спросила она.
     — Выдернул, — ответил юноша. Попрощался, сел на чалого жеребца и поехал в обратный путь.
     Недолго они ехали, скоро домой приехали.
     — Нашел то, за чем ездил? — спросил царь. Юноша снял с пальца кольцо и бросил его на пол.
     Не успело кольцо упасть, как луна с солнцем на небе появились, тепло и светло стало.
     Царь юношу хвалил, народ радовался. Юноша и поесть не успел с дороги - зовет его к себе царь и новую службу назначает.
     — Иди, найди мне жену, да смотри, чтобы хороша была, по душе мне пришлась. Привезешь плохую - убью!
     Вышел юноша на царский двор, стоит плачет. Прибежал чалый жеребец, спросил:
     — О чем плачешь?
     — Как же не плакать? Царь послал жену ему найти, красивую и чтобы по душе ему пришлась.
     — Не плачь, — успокоил жеребец. — Если мы не найдем, кому же найти? Иди проси пять саженей красной материи.
     Взял юноша материю, сел на чалого жеребца и отправился в путь. Ехали, ехали и доехали до той же избушки. Переступил юноша порог, мать солнца на лавке лежит.
     Поздоровались.
     — По какому делу? — спросила старушка. Юноша рассказал обо всем.
     — Иди к тому же месту, — говорит старушка, — добудь золотое перо.
     Сказано - сделано. Расстелил юноша материю на берегу озера и сам под нее спрятался, лежит, ждет. Прилетели гуси. Вырвал юноша у одного перо золотое, обмотал его вокруг пальца, перо в кольцо обернулось.
     Поблагодарил юноша старушку, простился с ней и поехал домой.
     Приехал домой, пошел во дворец и бросил кольцо на пол. Поднялась с пола красавица краше луны и солнца. Пошла по залу. В дверях остановилась и сказала царю:
     — Если привезешь мой золотой гребень, стану твоей женой.
     Снова задал царь юноше службу - погнал золотой гребень искать. Вышел юноша на царский двор, стоит плачет. Прибежал жеребец, спросил:
     — О чем плачешь?
     Рассказал юноша. Послал его жеребец к царю за мотком бело-голубых ниток. Принес юноша нитки, и отправились они в путь-дорогу. Скачет жеребец, юношу поучает:
     — Встретим мы в пустынной степи лиственницу, вершиной она до неба выросла. На нее без счастливых бело-голубых ниток не залезешь. Есть на этой лиственнице гнездо белого гуся. Ты подкараулишь его и выдернешь из крыла золотое перо, это и будет девичий гребень.
     Доехали они до лиственницы. Обвязался юноша ниткой и полез. Добрался он до гнезда, спрятался и ждет. Недолго сидел - видит: летит белый гусь в гнездо, а сам плачет, причитает:
     — Уж если взяли мою дочку, зачем же гребень ее золотой не взяли? Ходит она теперь, и нечем ей голову расчесать.
     Сел гусь в гнездо, а юноша вырвал из крыла золотое перо и начал вниз спускаться...
     — Да будет крепок сучок, на который ты ступишь, да будет твердо, как железо, место, где ты ногой упрешься. Дожить тебе до белых волос, до желтых зубов! — закричал обрадованный гусь.
     Не успел юноша домой вернуться, а уж царь его к себе призвал, кричит в гневе:
     — Нашел гребень?
     — Нашел, — ответил юноша. Бросил на стол кольцо, глядь, а на том месте гребень лежит. Царь схватил его и поднес красавице.
     Взяла она гребень и говорит царю:
     — Коль сумел гребень найти, так еще одну просьбу исполни: найди живую и мертвую воду, тогда пойду за тебя замуж.
     Послал царь юношу живую и мертвую воду искать. Вышел юноша на царский двор, стоит плачет. Прибежал чалый жеребец, спрашивает:
     — О чем горюешь? Отчего горькими слезами плачешь?
     Рассказал юноша, в чем дело. Задумался жеребец и говорит:
     — Тяжелая задача. Охраняют живую и мертвую воду сорок голодных волков. Мимо них никому не пройти, одолеть их мало кому под силу. Ну, да делать нечего, пойдем... Только две бутылки вогьми: одну - белую, другую - черную.
     Поехали они к тому месту, где живая и мертвая вода хранилась.
     Напустил жеребец на три дня такой мороз, что скалы на вершинах гор затрещали, кругом вьюга замела, по лощинам туман поднялся. Забегали сорок волков, места себе не находят. А потом жеребец на три дня такой жары напустил, что забились волки в тень да еаснули. Юноша набрал в белую бутылку живую воду, в черную - мертвую и поехал домой.
     Проснулись волки, а юноша уже далеко был, только волчий вой издалека услышал.
     Приехали во дворец. Юноша бутылки с водой царю отдал, а царь - красавице. Взяла она бутылки. На юношу живой водой брызнула, а на царя - мертвой. Царь умер не сходя с места, а юноша стал еще сильнее, еще красивее, чем раньше.
     Вышла за него красавица замуж, и стали они жить и поживать.
     ++++++++++++++++++++++
------
     Шестьдесят небылиц. Хакасские сказки!!
------
     Пошли три брата в тайгу на охоту. Наступила ночь, а костер нечем развести: кресало дома забыли. Видят, неподалеку огонек светится.
     — Пойду огня принесу, — сказал старший брат и ушел.
     Ждали, ждали его, на дождались. Пошел средний брат и тоже пропал.
     Тогда младший отправился посмотреть, что с братьями случилось. Подошел он к костру. Возле него старик лежит, спину греет. К двум большим лиственницам братья привязаны.
     — Ты зачем их, как воров, к лиственницам привязал? — спросил младший брат у старика.
     — Такой уговор был, — ответил старик. — Условились мы небылицы друг другу рассказывать. Кто удивится, того к дереву привязать. Давай с тобой попробуем?
     — Давай, — согласился младший брат и начал: — Помню, родился я утром от отца и матери, к вечеру на охоту пошел. Зашел в тайгу, муха мне на лоб села. Большая муха, с двухголовую телку будет. Хлопнул я себя по лбу, поймал муху. Распорол ей брюхо, потом снял шкуру и удивился: наружного сала на ней было в четверть аршина, внутреннего - на четыре пальца. Снял я с коня седло, привязал повод за пе-
     Нек, потом из снега распалил костер, изо льда вертел сделал и муху поджарил. Жиром ее один чигир смазал, а другой смазать забыл. Лег спать. Утром проснулся, один чигир есть, а другой найти не могу.
     Пошел к своему коню, и того не видно. Повернулся к озеру - конь мой в воде плавает. Оказывается, я его не к пеньку привязал, а к шее лебедя. Плавает лебедь и коня за узду водит. Взял я широкий камень и сделал лодку. Взял плоский камень и сделал весло. Сел в лодку, гребу веслом, за лебедем гонюсь. Гонялся, гонялся по всему озеру, насилу поймал. Отвязал я коня, а лебедя не отпустил: решил с собой взять. Как только отвязал я коня, лебедь взлетел и меня поднял. Летел, летел лебедь и на небо залетел. А на небе жизнь такая же, как на земле. Люди там на нас похожи: одни хлеб сеют, другие со скотом по небу кочуют.
     Отпустил я лебедя и начал пешком ходить в одном чигире. Хожу по небу, второй чигир ищу, нет его нигде. Три года проходил в одном чигире - надоело. Решил домой на землю спуститься. Сплел из соломы веревку, нашел в небе дырку и вылез через нее. Веревки моей до земли не хватило, и я повис в воздухе. Десять лет висел, качался между небом и землей. Потом решил: будь что будет, выпустил аркан, упал вниз головой и в землю по самые пятки ушел.
     Проторчал в земле три года. Как ни старался, не мог выбраться. Думал, думал и догадался: сбегал домой, взял сошник и выкопал себя...
     Младший брат рассказывает, на старика поглядывает, а тот лежит себе, спину греет, бороду гладит, ухмыляется.
     — «Ну ладно, — думает младший брат, — я тебя все равно дойму», — и дальше говорит:
     — Пришел я в улус. В одной юрте пир идет. Я туда. Народу в юрте полно. Все пьют, веселятся. Смотрю, мой пропавший чигир меж гостей ходит, вино каждому подает, а меня мимо обносит. Я ему подмигиваю, а он вроде не замечает. Раз я стерпел, два, а потом как хлопну его по шее, размял руками и надел на ногу... А за тобой, старик, долгу моему отцу шестьсот рублей осталось и матери пятьсот. Когда отдашь эти деньги?
     — Какие деньги?..
     Старик спохватился, да было поздно. Сгреб его младший брат да привязал к дереву. Старших братьев освободил, захватил огня, и пошли они на свою стоянку.
     ++++++++++++++++++++++
------
    


Рецензии