Основные направления по выводу России из экономиче

Основные направления по выводу России из экономического кризиса и подъёму национальной экономики
 (эскизный проект)

Аннотация

Правда, необычное название у статьи? Ну, о подъёме национальной экономики ещё можно говорить, это всегда актуально. Но о каком ещё кризисе автор хочет вам поведать? А вот это загадка к вам, уважаемые читатели – о каком времени идёт речь: прошлом, настоящем или будущем? Впрочем, там встретятся даты, читайте внимательно. Впрочем, главный вопрос к читающим не о времени, а насколько актуальны предлагаемые меры для сегодняшнего состояния экономики? Данная статья достаточно объёмная и потому я решил разбить её на три части, и в последней я сообщу – когда и где была написана данная работа.
Это будет даже более интересным …

1. Пояснительная записка
1. Введение
Управление экономикой любого государства строится на основе тесного взаимодействия следующих экономических рычагов:
; пропорции распределения национального дохода на потребление, накопление и общественные потребности (налоги);
- номенклатура и объекты налогообложения, налогов в Национальном доходе и каждого из них в общей сумме поступлений в бюджет;
- банковские ставки кредитов на долгосрочные и среднесрочные капитальные вложения;
- степень государственного контроля за уровнем цен, тарифов и оборотов и заработной платы (доходов);
- государственный контроль за уровнем издержек производства, платёжной дисциплины и обращением наличных денег;
- функции, структура, затраты и эффективность управления государственным аппаратом;
- степень защиты отечественного производства (таможенные пошлины) научно- технического и интеллектуального потенциала страны;
- поддержка курса национальной валюты;
- соотношение актива и пассива приватизации между государством и частным сектором и вектор его изменения.
Закон перехода количества в качество наиболее полно проявляет себя при воздействии государства на эти рычаги. И проявляет себя порой так, что государство практически полностью теряет контроль над экономикой, развиваются стихийные процессы её развала. Раз: Павлов отпустил цены - начался спад производства, появилась инфляция. Не поняли. Два: пришёл Гайдар и вовсе отпустил цены на свободу плюс дикая народная приватизация. Войны не было, а народное хозяйство разорено до предела, экономика дошла до дна своего возможного падения.
Экономические рычаги управления государством тесно взаимосвязаны между собой. Нажимая на какой-то один из них, нельзя забывать о том, что одновременно нужно воздействовать и на другие. При этом каждый из рычагов имеет количественную определённость, выраженную одним или совокупностью показателей и нормативов. Изменяя количественные характеристики экономических рычагов государство может ускорить или замедлить развитие народного хозяйства, тех или иных направлений его деятельности. Из этого следует, что если в государстве соблюдается элементарный порядок, когда до экономических рычагов управления им не допускаются непрофессионалы типа Гайдара, Шохина и других, то потрясений быть не должно. А чтобы вывести страну из экономического тупика, необходимо грамотно воздействовать на экономические рычаги путём системы тесно взаимодействующих между собой нормативов, динамика изменения которых направлена на конечный результат - оживление и подъём национальной экономики. Грамотно, значит надо-таки снять шоры догм типа монетарной теории борьбы с инфляцией, шоры рекомендаций МВФ и Запада, интерес которых один - превратить Россию третье разрядное государство.
Адам Смит ещё на заре капиталистического способа производства писал, что для того, чтобы привести любое государство к процветанию, необходимы минимальные налоги и лёгкость в управлении. И обратим внимание - он утверждал, что любое государство. Но также верно и обратное, чтобы развалить экономику любого государства, нужно ввести непомерное налоги и сделать алгоритм управления непомерно большим и неповоротливым. Что, соответственно, мы и имеем на сегодня. В общем, как реформировать и при этом избегать кризисных явлений, известно любому экономисту, мало-мальски знакомому с теорией экономического развития. У нас же взялись её проводить такие авторитетные учёные и политики, что поневоле возникает вопрос: а почему они пренебрегли своими теоретическими знаниями? И даже опытом тех стран, которые успешно преодолели кризисные явления? Я полагаю, что причина та, что породил отказ от коммунистических идей и на тебе, реформы стали проводить те же коммунисты и теми же методами -кавалерийским наскоком и компанейщиной. Однако, что же делать теперь? То же, что и надо было сделать сразу:   
- понизить уровень налогообложения до того уровня, при котором производителю выгодно вкладывать капитал в его развитие; 
- усовершенствовать, рационализировать структуру и систему государственного управления.
Эти условия абсолютно необходимые, но недостаточные. Любой заводской экономист скажет, на чём зиждется эффективность производства - на росте объёмов производства. Оказалось, что остановка многих предприятий промышленности и прежде всего ВПК, уровень производства сельскохозяйственной продукции несёт гораздо большие потери, нежели выпуск ненужной продукции. Тоже самое происходит и с армией и разоружением - сокращение армии и разоружение не сокращали, а увеличивали расходы бюджета, ибо её сокращение и разоружение требует дополнительных затрат, часто несколько раз превышающих экономию от сокращения. Всё зависит от темпов реформирования, то есть количественных показателей, и они не должны резко изменяться. Поясним это на конкретном примере.
Возьмём стоимость 1.000 изделий за 100 при такой структуре себестоимости: 50- условно постоянные расходы, 30 - переменные материалы, (зарплата, энергия и тому подобное) и 20 - прибыль. тогда при падении производства на 30 процентов оно становится убыточным: себестоимость: 50 + 30 х 0,7 = 71; Т = 100 ; 0,7 = 70. Итого: 71>70.  Бюджет полностью лишается своей доходной части за счёт прибыли, а предприятие - возможности развиваться и совершенствовать производство. 
Такова жестокая и неумолимая арифметика экономики. Так что же говорить, если в целом по народному хозяйству объём производства всего за 4 года упал в 2,5 раза, то это катастрофа. Бюджет затрещал по всем швам, и уже в 1989 году Горбачёв ввёл трёх, а потом пятипроцентный налог, уплачиваемый сверх стоимости товара, услуги. Это подорвало производство, началось падение. Не поняли. Бюджет требовал усилить социальную защиту населения и ввели НДС, а НДС, общеизвестно, может использоваться как инструмент фискальной политики исключительно для государства с устойчивой и стабильно развивающейся экономикой. НДС всего лишь технически действующий налоговый инструмент для таких условий, ибо он служит взиманию налогов, ибо препятствуют их сокрытию. Но НДС для нестабильный экономики способен лишь усилить её несбалансированность и ускорить падение общего уровня производства, ибо очень быстро превращает инфляцию спроса в инфляцию издержек. Отсюда вывод – необходимо исключить НДС из числа налогов. Но ни разом, как это принято, что вносит дисбаланс в хозяйственный механизм, а, например, уменьшая его каждые полгода на 5%, и сведя к нулю к 1998 г. 
Вряд ли найдётся экономист, который не знаком с критикуемой Марксом триединой формулы Сэя. Однако при всём уважении к классику политической экономии, формула Сея сохраняет своё значение и для современного уровня развития. Он утверждал, что вновь созданный продукт должен делиться между господином, работником и землёй, сейчас следует понимать так: между собственником, работниками и государством, олицетворяющего собой материнские начало - землю. Проблема лишь в том, в какой пропорции должно происходить это деление. Я не располагаю статистическими данными, но думаю, я не сильно ошибусь, если скажу, что где-то 75-80% вновь созданной стоимости изымается в виде налогов и сборов. А всего 20-25% остаётся собственнику и его наёмному работнику в основном в виде зарплаты, и очень мало в виде нераспределённой доли прибыли – на дивиденды. Поэтому у предпринимателей практически отсутствуют накопления, которые они могли бы направить на развитие производства, дивиденды делают акции неликвидными, а фондовый рынок - не развитым. А зарплаты наёмных работников
столь низки, что позволяют только выживать их семьям и  нисколько не поднимают спрос, а соответственно производство товаров. Отсюда вывод: надо изменить эту пропорцию на обратную, чтобы государству доставалось 20-25% национального дохода, а 75-80%-частному собственнику и его работнику. В этом случае начнут действовать рыночные механизмы, найдут спрос и пойдут вверх акции предприятий, люди станут вкладывать свои сбережения в производство, потекут капиталы из-за рубежа как иностранных, так и отечественных бизнесменов.   
Пропорции распределения национального дохода на потребление, накопление и налоги (мы отталкиваемся от того, что налоговые поступления на уровне государства распределяются, в свою очередь, на накопление и потребление) требуют создания эффективного механизма такого распределения. На сегодня для России старый механизм распределения разрушен до основания, а новый не работает. Типичный русский подход, когда что имеем не ценим, а чего достигли не храним. Да к тому же - слепое подражание Западу. Старая система, при всех её недостатках, вполне обеспечивала потребности социальной сферы, по крайней мере, дети могли спокойно отдыхать пионерских лагерях. А о социальной защите, которую как козырь используют в предвыборной борьбе кандидаты любого уровня, вообще не слышно было. Да и не было серьёзных проблем с поддержанием научно-технического уровня и обновлением производства, армии и ВПК. Использование западной модели фискальной системы с мощным аппаратом налоговых инспекции и полиции бюджет не увеличили, а затраты на содержание налоговых органов возросли в десятки раз.
Китайцы при переходе к рынку оказались гораздо мудрее нас. И не только мудрее. Нетрудно представить себе, что было бы, если КНР пошла по нашему пути. Если бы это был не конец человеческой цивилизации, то во всяком случае, она была бы отброшена минимум на 100 лет назад. Миллиард с лишним голодных китайцев сначала двинулись бы в Сибирь, а затем и на западную Европу. И никакой ядерный щит не остановил бы это второе китайско-монгольское нашествие. Руководители КПК, также как и Горбачев, отлично понимали, что коммунистические идеи изжили себя, но не стали громить парткомы, будить народное сознание демократическими лозунгами и идеями, а просто пошли по пути экономических преобразований, сохраняя все положительное от существующей системы управления. Сравним результаты выбранной стратегии перехода к рынку: объём промышленного производства упал в России 2,5 раза, а в Китае, с его правящей компартией, ежегодные приросты объёмов производства составляют 11-14% в год. Мы идём на позорные уступки перед МВФ ради кредитов, а западные инвесторы в очередь стоят, чтобы вложить свои кровные в экономику Китая, и их объём достиг 80 млрд долларов в год.
Однако, что следует из этого сравнения? Отнюдь не требование восстановить господство парткомов. Гораздо прозаичнее и практичнее - надо восстановить всё то положительное, что имела ранее существовавшая система управления народным хозяйством. Её главным достижением было управление народным хозяйством с помощью нормативов - которые устанавливались с той или иной степенью научной обоснованности министерствами и ведомствами на основе достаточно полный статистики народного хозяйства и закрепляемых в плане нормативов затрат и прибыли, капитальных вложений и цен. 
Нормативы и лимиты сами по себе не существуют. Их разработка и контроль за использованием требуют наличия соответствующих технических служб и аппарата управления. Правда или нет, но ныне численность госслужащих в России в четыре раза больше, чем было в целом по Союзу, а заняться разработкой их нормативов некому. Создано громадное количество ненужных, а порой и препятствующих переходу к рынку структур, которые в силу закреплённых за ними функций и полномочий постоянно вмешиваются в производственно-хозяйственную деятельность, немало не заботясь о конечном результате. Такие структурные звенья госаппарата, безусловно, должны быть ликвидированы. Следует ликвидировать, как не оправдавшие себя, Госкомимущество и Фонд имущества. Приватизация, которая самых первых шагов должна была наполнить бюджет и позволить снизить налоги, привела лишь к обогащению чиновников, бывших парт боссов и ловкачей. Ныне эти ведомства также плохо ведут приватизацию, отвратительно управляют госсобственностью. Поэтому функции приватизации и управления госсобственностью следует передать министерствам и ведомствам, преобразовав ГКИ в госкомитет по приватизации для методической работы по приватизации и разработки тех же нормативов, единых для всех отраслей.
Необходимо на период восстановления народного хозяйства, восстановление министерств по всем отраслям (укрупнённым). Но не как командный аппарат, а как ранее существовавший методический центр для разработки единой для отрасли по всем предприятиям, независимо от форм собственности, научно-
технической политики и функций  инвестиционной деятельности, техники безопасности и технадзора, подготовки приватизационных торгов и аукционов, ведение отраслевой статистики, разработки нормативов затрат, проектов цен по всей номенклатуре выпускаемой продукции, контрольно-ревизионной деятельности, аудита и осуществления процедуры банкротства, подготовки и подбора кадров, в том числе арбитражных управляющих для обанкротившихся предприятий.   
Многие предприятия и коммерческие структуры научились прятать свои доходы во все мыслимые и немыслимые затраты, уходя от налогов на эти доходы. Воссозданию министерств, пусть даже в укрупнённом виде, потребует дополнительных расходов. Но они быстро перекроются доходной частью бюджета за счёт того, что нормирование затрат позволит поставить прочный заслон этой порочной практике.
Особенно важное значение имеет нормирование расходов на заработную плату. Рыночные отношения были поняты многими как полная, ничем не ограниченная свобода устанавливать самим себе заработную плату. А чтобы её получать необходимо было повышать цены. И тут - полная свобода! Но что же получилось в итоге? Инфляция спроса быстро переросла в инфляцию издержек. Рост цен обесценил собственный оборотные средства, что привело к дефициту финансовых ресурсов и процветанию бартера при всеобщей неплатежеспособности (и колоссальный задолженности бюджету, а бюджета - предприятиям, армии и на социальные нужды!) ; к росту банковского процента ; всеобщему падению объёму производства ; всеобщему снижению эффективности производства и прибыли (до нуля и убытков) за счёт резкого возрастания доли условно постоянных расходов в себестоимости. Государство в свою очередь подорвало свой главный источник финансовых ресурсов - сбережения населения в Сбербанке, которые также обесценились, как и оборотные средства предприятия. А всё это произошло потому, что ни наши ведущие экономисты, ни правительственные чиновники, не понимали простой элементарной вещи - зарплата лежит в основе всех затрат и цен, следовательно, нельзя допускать её бесконтрольного изменения, а её рост должен быть тесно увязан с ростом объёмов и эффективности производства. А сейчас мы получили такой разброс зарплаты по отраслям и предприятиям, что выправить его будет чрезвычайно трудно. Трудно логически объяснить, почему, например, у пензенских газовиков в первом полугодии зарплата была в четыре раза выше, у железнодорожников - в два раза выше, а у крестьян два раза ниже, чем в среднем по области.
   Применяемый ныне метод ограничения роста заработной платы путём налогообложения её перерасхода сверх установленных минимумом заработной платы из прибыли никак не ограничивает её рост. Это происходит потому, что на предприятиях потеряли всякую надежду на прибыль и перестали бороться за неё, так как она целиком уходит на налоги. И чтобы она не досталась государству, уменьшают её за счёт увеличения расходов на заработную плату, подрывая и собственную базу для реконструкции и технического перевооружения за счёт собственной прибыли. Чтобы покончить с этой порочной практикой, необходимо просто возвратиться к ранее действующему порядку, когда зарплата выдавалась меру выполнение объёмных показателей, а сам норматив зарплаты на единицу объёма рассчитывался на основе централизованно устанавливаемых и единых для всего народного хозяйства, дифференцированных по отраслям тарифных ставок и окладов. В этом случае банки будут выдавать средства на оплату труда строго в меру выполнения объёмных показателей по нормативу, а все дополнительные выплаты – премии, дивиденды должны осуществляться после сдачи квартальных балансов из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Именно эта, нормируемая величина зарплаты, должна закладываться в себестоимость и служить базисом определения прибыли, рентабельности и исчисления налога на прибыль. 
Нормативный контроль за уровнем затрат требует установления контроля за уровнем цен, а что касается затратообразующих для всего хозяйство цен на продукцию ТЭК и сырьевых отраслей, то для них, учитывая их сверхмонополизацию и не развитость рыночных механизмов, они должны устанавливаться централизованно. Да, рынок характеризуется тем, что цены устанавливаются на основе равенства спроса и предложения. Но в чистом виде этот закон действует лишь в весьма ограниченной области. В остальных же, даже в высокоразвитых странах Запада, даже небольшие колебания цен, а особенно цены на затратообразующие, подчиняются определённым процедурам. Вспомним, Великая депрессия тридцатых годов в США завершилось подъёмом лишь, потому что Рузвельт убедил конгресс ввести контроль за ценами. Восстановление разрушенного войной народного хозяйства Германии и Японии также сопровождалась установлением контроля за изменением цен. Поэтому и нам, если мы хотим вывести Россию из экономического тупика на путь развития, Нет иного пути, кроме установления контроля за уровнем цен, жёсткость которого должна уменьшаться по мере удаления от сырьевых отраслей по технологической цепочки. Естественно, от такого контроля должны быть полностью освобождены цены на новую продукцию и торговлю на рынке.
   Нормирование затрат, заработной платы и контроль за уровнем цен должны опираться на ужесточении требований к платёжно-расчётной дисциплине. Самые крупные аферы и хищения, в том числе и средств, выделяемых из бюджета, стали возможны лишь потому, что непонятно по какой причине в конце 1989 года с появлением коммерческих банков было разрешено переводить средства со счёта на счёт без какого-либо обоснования и проверки банком с последующим обналичиванием для оплаты якобы за товары и услуги. Поэтому необходимо возвратиться к ранее действующему порядку, когда в банк сдаётся договорная и проектная сметная документация, и каждый платёж производится в полном соответствии с этой документацией после проверки банком. При этом должны быть полностью запрещены расчеты за товары и услуги наличными деньгами, а выдача банками средств на неотложную нужды должна осуществляться строго по лимиту. Более того, и предприниматели, работающие без образования юридического лица, должны приобретать товары и материалы только безналичным путём, со своего лицевого счёта в банке. Тогда, чтобы иметь возможность работать и зарабатывать, они должны будут перечислять выручку на этот лицевой счёт и, следовательно, платить налоги в гораздо большим размере, чем сейчас.
  Следует также восстановить существовавшую ранние очередность платежей согласно картотеке №1 и №2, с тем, чтобы не было ныне существующий дискриминации в этом вопросе. Необходимо восстановить также особый порядок формирования счёта финансирование и расходование средств с этого счета. Если страна испытывает острейший недостаток средств на техническое перевооружение, реконструкцию и просто на замену оборудования, то надо и меры рассматривать соответствующие, не допускающие проедания амортизации и прибыли, которая должна идти на производственное развитие. Эти средства плюс кредитные ресурсы должны аккумулироваться на счёте финансирования и быть неприкосновенными для затрат на текущие нужды для предприятий любых форм собственности. Вот собственный источник для финансирования машиностроительных отраслей и строительства, вот источник финансовых ресурсов для банков, которые могут распоряжаться деньгами клиентов, которые накапливаются и поэтому временно ими не используется.
2. Главные направления совершенствования хозяйственного механизма для выхода из состояния депрессии.
Итак, уменьшение доли налогов в национальном доходе и установление предельного уровня налогообложения, повсеместное введение нормативного метода исчисления затрат и за уровнем зарплаты и цен с ужесточением банковского контроля за соблюдением платёжной дисциплины в сочетание с рационационализацией структуры и функций органов государственного управления представляют собой базис или фундамент, возведя который, можно начать движение по пути восстановления экономики России. Однако для того, чтобы дать начальный толчок этому движению, необходимо выполнить ещё некоторые условия.
Первое. Необходимо последовательно снижать ставку рефинансирования до нормального уровня. Не до 0,5% годовых, как было до реформы и не 5-7%, как в развитых странах Запада. Для нынешних голодных условий вполне будет достаточно снизить ее концу 1977 года до 15-20%. При этом движение капитала на долгосрочные капиталовложения начнётся практически сразу после того, как правительство и Центральный банк заявит о таком снижении как о твёрдом решении. Кроме того, сколько же может, в конце концов, страна находиться в депрессии?
  Второе. Необходимо одновременно с выполнением названных мер наполнить все каналы денежной массой. Хотелось бы посмотреть, как будет жить любое животное, если у него будет постоянно ощущаться дефицит крови. Вероятно, долго оно не протянет. Деньги - та же кровь для народного хозяйства, и создавая дефицит денежной массы мы проводим тот же эксперимент и с тем же результатом - экономика страны находится на последнем издыхании. Пора кончать опыты по приложению монетаристской теории в её одностороннем понимании. Глупейшая ситуация - при самом поверхностном изучении политэкономии преподаётся, что денежная масса, обслуживающая народное хозяйство, есть величина, обратная скорости обращения капитала. При ускорении денег требуется меньше, и они изымаются из обращения, при замедлении Центробанк любой страны открывает свои хранилища или включает печатный станок. Мудрость правительства любой страны заключается в том, чтобы строго контролировать это соотношение и не создавать условий, которые нарушают равновесие. Искусственно уменьшив количество денег или, наоборот, выбросив излишнее количество их в оборот, можно разбалансировать экономику народного хозяйства и привести её к падению. Что и получилось, когда Павлов освободил первый раз цены, необходимо было тут же проиндексировать оборотные средства и активы банков, особенно - Сбербанка, а также скорректировать бюджет на сумму повышения цен. Тогда бы не начался спад производства, так как производство было бы сбалансировано с платёжеспособным спросом, и началась бы именно структурная перестройка народного хозяйства. А поскольку в итоге объёмы производства в целом по народному хозяйству не упали, в производстве бы просто изменился масштаб цен и их отношения между отдельными товарами в соответствии с изменением структуры производства, то никакой инфляции не было бы.
  Однако дело сделано и теперь надо искать выход из создавшегося положения. Но и выход-то не требует какой-либо изощрённой и сложной меры - он вытекает из той же зависимости количества денежной массы от скорости обращения – её нужно довести до нормы. Поэтому надо прежде всего покончить с глупой практикой задержки выплаты зарплаты, пенсий и пособий, оплаты госзаказов и предоставления дотаций и субсидий из госбюджета. Далее. Если будет объявлено о снижении ставки рефинансирования, резко возрастет спрос со стороны коммерческих банков на кредитные ресурсы. И Центробанк России должен дать им кредиты. Для того, чтобы водяной насос запустился, надо сначала влить ведро воды в его рубашку. Так вот, эти единовременно сделанные платежи по погашению долгов государства и предоставлению предприятиям ресурсов для доведения оборотных средств до нормального уровня и сыграют роль этого ведра денежной массы, позволившего ввести финансовую систему отрасли в нормальной ритм работы. И если для этого потребуется включить печатный станок, надо будет его включить. Это куда лучше, чем строить финансовую пирамиду ГКО. Займы государства, особенно у населения, можно сделать только в том случае, если погашение процентов по ним осуществляется за счёт роста поступлений в бюджет. А если они падают вследствие падения уровня производства, то такие займы поддерживают и стимулирует инфляцию, а с учётом сказанного - только способствует развалу экономики её разбалансированности. Поэтому единовременная вливание финансовую систему денежной массы куда предпочтительнее использования займов типа ГКО. Хотя и то и другое есть заимствование за счёт будущих источников, ГКО препятствует выходу страны из экономического кризиса, в то время как единовременное вливание денежной массы следует рассматривать всего лишь как компенсацию ранее изъятых оборотных средств. Но и в этом случае наделение оборотными средствами будет осуществляться на возвратной основе, т.е. предприятия обязаны будут вернуть их государству. А как и на каких условиях, необходимо решать в каждом конкретном случае. Главное - запустить мотор и начать подъём. Сделанные безвозмездные на начальном этапе финансовые вливания обернутся в ближайшее время полноценными поступлениями в казну государства.
   Однако основным источником всех государственных расходов из бюджета были и остаются налоги. Для того чтобы поднять производство с колен, нет иного пути кроме как снижение налогов до разумной величины. И дефицит бюджета не может быть безразмерным. Может возникнуть соблазн разовое вливание денежной массы сделать обычным и тогда инфляция вновь захлестнёт экономику. Поэтому помимо налогов нужный дополнительные источники наполнение бюджета. Рассмотрим некоторые из них.
1. Приватизация. Но не чековая, когда неизвестно за какие заслуги люди стали богатыми и «новыми русскими», а когда за госсобственность государство получает реальный эквивалент этой собственности. И несмотря на то, что чубайсовская приватизация позволила лучшие, самый доходные предприятия «прихватизировать», у государства ещё достаточно собственности, за счёт которой оно вполне может иметь малодефицитный бюджет. Со снижением налогов у предпринимателей появятся дополнительные средства, а главное - стимул развивать производство и повышать его эффективность. Вот эти средства, которые ранее государство безвозмездно изъяло, и пойдут снова в бюджет. Но если сейчас изъятие препятствует, то в этом случае чисто по рыночному будет стимулироваться и развиваться деловая активность, а госсобственность будет попадать в руки тех, кто работает на подъём экономике России.
2. Концессии. Как и в первые годы Советской власти можно отдавать разработку природных ресурсов в виде концессии иностранным и отечественным компаниям. Естественно, на ограниченный срок и под строгим контролем, не допускающих разграбление этих ресурсов.
3. Приватизация земли. Раздача приватизированных чеков привела к обогащению весьма незначительного слоя деловых людей. Эту ошибку не надо повторять с землёй. Её приватизация должна быть только деньги и только по рыночным ценам.
4. Изменения номенклатуры и структуры налогов в целях усиления их стимулирующий роли. Это положение следует рассматреть более подробно.
  Если снижение налога на прибыль должно стимулировать развитие производства, то налог на имущество и землю должен стимулировать их эффективное использование. Его размер должен быть таков, чтобы любой предприниматель, используя методы экономического расчета и анализа, эффективно использовать основные и оборотные фонды, своевременно избавлялся от ненужных зданий, сооружений и оборудование или сдавал их в аренду, а новые приобретал с расчетом, что они дадут рост прибыли, а не просто рост собственного богатства.
  Очень важно ликвидировать множественность налогов и упорядочить их структуру и взаимную зависимость. Россия уже сталкивалась с такой проблемой, когда налоги вводились плоть до налога на ношение бороды, а казна при этом была полупустой, население активно сопротивлялась всевозможным поборам. Ныне та же ситуация. Но и решение проблемы собираемости налогов тогда ещё было найдено правильное. В царствование императрицы Елизаветы была произведена консолидация налогов, и с той поры государство Российское не испытывала больших проблем в этой части, а, к примеру, обеспечение ценных бумаг российской казной считалось в мире наиболее надёжным.
   Налоги должны взиматься с дохода и стимулировать получение этого дохода. Если это условие не выполняется, то также налоги и сборы должны быть исключены. В этой связи не только сборы на содержание милиции и жилого фонда, на нужды образования и рекламу, отчисление дорожный фонд, фонд медицинского страхования и даже пенсионный фонд являются ненужными и излишними. Затраты на те потребности общества, на покрытие которых введены специальные сборы, должны покрываться из единого бюджета и расходы на них должны планироваться во взаимосвязи с расходами на другие нужды общества. А если человек хочет получать большую пенсию или лечиться в лучших условиях, пусть отчисляет часть своих личных доходов в частные фонды. Дороги, как бы они не были важны, должны строиться за счёт соответствующих ассигнований из госбюджета и в его пределах. А если какая-нибудь частная компания возьмётся построить дорогу то как в Америке, пусть получает плату с каждой автомашины, проезжающий по этой дороге. Поэтому следует ликвидировать отчисления в дорожный фонд, фонд медицинского страхования и все без исключения местные налоги. Отчисления в пенсионный фонд трансформировать в отчисления, как и было, на социальное страхование, а отчисление на социальное страхование направлять не в отдельный фонд, целиком в бюджет. Соответственно, ликвидировать пенсионный фонд и все другие структуры, занятые сбором, зачислением и расходованием средств из этих фондов. Это даст значительную экономию государственных средств и уменьшит дефицит бюджета. Итак, предлагается ограничиться взиманием следующих налогов:
а) с физических лиц: 1) подоходного со всех видов заработка, исключая доходы в виде дивидендов и процентов по вкладам, а также дохода с продажи личного имущества. 2) налог на имущество; 3) налог на землю;
б) с предприятий и организаций: 1) налог на прибыль (определяемую нормативным методом); 2) налог на имущество (основные и оборотные фонды, кроме средств на счетах); 3) налог на землю; 4) налог с оборота по отдельным видам товаров, перечень которых утверждается Госдумой; 5) акцизы; 6) отчисление на социальное страхование.
При этом снизить налог на прибыль в течение первых двух лет до 15-20%, отчислений на социальное страхование до 7-12%, не облагать 10 минимальных зарплат подоходным налогом, максимальный процент налога с заработной платы и прочих доходов установить на уровне 25%. Всё это будет соответствовать развитию производства и товарооборота. НДС, как говорилось выше, следует исключить, заменив его по ряду товаров, которые в силу сложившихся производственных и естественных условий дают сверхдоходы, налогом с оборота. Отменить без замены налог на приобретение транспортных средств для предприятий как налог, препятствующий обновлению транспортного парка и сдерживающее развитие автомобильной промышленности.
Процесс первоначального накопления капитала, которым сопровождался переход экономики на рыночные отношения, можно сказать, завершился. Важно чтобы не начался его передел. Поэтому вопрос владения частными лицами собственностью должен быть введён жесткие рамки и подконтролен государственным органам. Это обусловлено не только необходимостью повышения собираемости налогов, но и необходимостью усиления борьбы с преступностью и коррупцией.
Очевидно, что «новые русские», которым государство предоставило столь безграничные возможности для лёгкого обогащения, должны поделиться с этим государством. Но столь же очевидно, что это не может быть новый процесс раскулачивания, вне зависимости от того, честным или нечестным путём нажито состояние. Тем более, нет юридически обоснованной базы для его экспроприации. Речь может идти только о том, чтобы это имущество могло облагаться налогом и в таком размере, чтобы не было бегства капитала за рубеж. Наоборот, надо создать условия для возвращения тех капиталов, которые уже переведены зарубежные банки. Таким образом, налог на личное имущество должен таким, чтобы государство могло значительной мере компенсировать свои потери при чековой приватизации. С другой стороны, он не должен приводить к разорению и бегство капитала из России.
Для того чтобы налог на имущество граждан мог собираться в полной мере, прежде всего необходимо принять «Закон об имущественном положении», согласно которому все граждане России и иностранные подданные должны подавать в налоговой органы имущественную декларацию, в которой должны быть указаны с приведением оценки все всё недвижимое имущество, земля и акции, которым владеют лица подавший декларацию, а также вкладах вклады в банках, включая и зарубежные. Этим законом должен быть установлен срок, в течение которого такие такая декларация подаётся без указания источника приобретения или дохода. По истечении этого срока всякое приобретение и вклад должны соответствовать тем данным, которые указаны в декларации о доходах. Таким образом никакой чиновник, депутат, генерал или министр и, естественно бизнесмен, не могут легализовать дачу, коттедж или машину, если его доход за минусом текущих расходов меньше стоимости вновь приобретенного имущества или вклада в банк. В противном случае придётся писать объяснение в налоговой полиции, а может и правоохранительных органах об источниках доходов. Более того если мы действительно хотим перекрыть каналы незаконного обогащения и поставить мощный заслон коррупции чиновников и организованной преступности, то следует законодательно вести норму, согласно которой не только налогоплательщик, но и каждый гражданин обязан в любое время подтвердить документально приобретение имущества и поступления на счёт в банке. А крупные приобретения (автомашины, драгоценности, предметы роскоши) должны осуществляться только путём безналичных расчётов с лицевого счёта гражданина в банке.
   Большая проблема не только для предприятий, но и для налоговых инспекций -взимание штрафов и пени за несвоевременную уплату и сокрытие (занижение) налогов. Проблема эта в том, что штрафы чрезмерны, а механизм взимания недоимок и ответственности недоработан, а всё вместе взятое мешает процессу возрождения экономики и, соответственно, ведёт к снижению доходной базы бюджета. По данным пензенских налоговых органов, лишь около 10% доначисленных в бюджет сумм недоимок поступает туда, а сколько предприятий и организаций налогоплательщиков вообще перестали существовать и, соответственно, платить налоги, об этом нигде не говорится и не пишется. Никакой рэкетир не станет отнимать последние, а вот штрафные санкции нередко превышают все активы предприятия, и после проверки ничего не остаётся делать как закрыться и вовсе ничего не платить. В общем с взиманием налогов сложилась ситуация, которую описал Крылов в басне «Свинья под дубом».
    Отсюда следует, во-первых, необходимо снизить размер штрафа, поскольку они совершенно не соответствуют нынешнему экономики, во-вторых, взимание недоимки должно быть увязано с финансовым состоянием компании и не должно приводить к прекращению её деятельности. В-третьих, не должно быть безадресного наложения ареста на счёта и имущество. Должны изыматься только собственные средства компании, а не любые, поступившие на счёт, тем более, что это могут быть деньги, перечисленные авансом по договору, который ещё предстоит исполнить. Не должны изыматься вклады учредителей, уставной капитал и оборотные средства должны быть неприкосновенными. А если всё же у компании нет собственных средств для оплаты недоимки, должна быть выполнена процедура реорганизации и уменьшения уставного капитала, но в соответствии с законом об акционерных обществах, а не решения налогового инспектора. Вообще, если рассматривать в этой связи процесс приватизации, то его не надо рассматривать только как движение в одну сторону - передачи госсобственности в частные руки. Если фирма обанкротилась или вследствие уплаты недоимки должны быть уменьшены её активы, государство должно принимать в уплату за налоги имущество предприятий и становиться его владельцем. Таким образом, собственность государства будет постоянно увеличиваться и соответственно, источник и база приватизации будут постоянно пополняться.
   Одним из важных вопросов упорядочение отношений в сфере налогообложения является вопрос о персональной ответственности за неуплату и занижение (сокрытие) налогов. Сейчас ответственность за это автоматически несёт директор предприятия. Но директор не ведёт учёт и не делает расчёта налогов, поэтому нести ответственность может лишь в том случае, если лично давал конкретные указания исказить учёт, представить липовые документы или не платить налоги. Поэтому надо восстановить, как это было прежде, роль главного бухгалтера как контролёра государства на производстве. Он, а не директор, профессионал и лучше его знает, что можно, а что категорически нельзя делать, как правильно должны быть оформлены документы. Это тем более необходимо при переходе на нормативный метод учета затрат исчисления прибыли. В сочетании с ведомственным аудитом это позволит навести чёткий порядок в учёте, сделает проверки более грамотными и позволит снизить численность налоговых инспекций.
   Необходимо указать ещё на два источника пополнения бюджета, которые связаны с изменением внешний политики. Её следует решительно повернуть на жёсткую защиту интересов России. Во-первых, надо более активно заняться реализацией имущества бывшего СССР за рубежом и домов тех стран, которые он ранее помогал. Во-вторых, хватит выступать в роли большого брата в отношении бывших республик. Если западу выгодно ослабление России, то и нам незачем стремиться поднимать экономику Украины или Казахстана. Неуплата ими и другими республиками за поставляемые им энергоресурсы и сырьё должны влечь за собой жёсткие санкции. Если их им платить нечем, то Россия должна автоматически становиться владельцем собственности или контрольным пакетом акций тех предприятий этих стран, которые её интересуют, и прежде всего тех, которые связаны с нами жёсткой кооперацией. В этом плане возможен возврат Севастополя и Байконура, взятие под контроль предприятий многих важнейших отраслей этих стран. И тогда легче будет преодолеть политическую разобщённость стран СНГ. В отношении стран Запада также нужна более прагматическая политика. Когда встаёт вопрос о разоружении, ликвидации ядерного и химического оружия, выполнение международных программ по экологии, то соглашаясь с решением этих вопросов в принципе, необходимо всегда оговаривать и вопросы финансирования. Надо прямо говорить - в стране экономический кризис и в значительной мере потому, что Россия следовала рекомендациям Запада. Поэтому если Вы хотите, чтобы от нас не исходила угроза, финансируйте, господа, эти мероприятия.
   Наши магазины сейчас полны импортных товаров. Это преподносится как самая убедительное доказательство, что рыночные преобразования идут очень успешно. Но кроме того, чтобы выдать желаемое за действительное, тут ничего нет. Полки магазинов полны товарами не потому, что мы стали жить лучше, а потому что дефицит исчез вследствие обнищание основной массы населения. Что же хорошего в том, что ввозим товары, свои заводы, производящее те же товары, останавливаются, а их работники пополняют ряды безработных? Более того, вследствие таможенной политики разорены такие важнейшие отрасли, как радиоэлектроники, вычислительной техники, производство элементной базы, бытовой техники. В Пензе, где высок удельный вес таких предприятий, объёмы производства снизились четыре-пять раз, и их содержание легло тяжким бременем на бюджет.
   Но нет худа без добра. Теперь, когда на нашем рынке засилье импортных товаров, можно поставить жёсткие условия производителям этих товаров - или вы переносите их производство в Россию, или мы будем ограничивать их ввоз. Дело в том, что в расчёте на ёмкий рынок России там создали дополнительные мощности, и они пойдут на эти условия, чтобы не потерять их. А условия в России даже лучше, чем в странах юго-восточной Азии: при низкой зарплате высокий уровень квалификации рабочих плюс хорошо развитая инфраструктура и наличие свободных производственных мощностей.
  Далее. Если мы действительно хотим, чтобы к нам пошли широким потоком иностранные инвестиции, а отечественные капиталы не уходили за пределы России, необходимо лишить всех отечественных коммерсантов права заниматься импортными операциями. Первым шагом в этом направлении должен стать жёсткий контроль за соответствием поставок и платежей, предоплату импорта переводом средств в зарубежные банки необходимо полностью исключить. Поступил товар на таможенный склад - происходит перечисление в соответствии с количеством и качеством поставленного товара. Тогда не будет утечки капиталов в страны Запада по фиктивным договорам поставки в виде предоплаты. А если Siemens или Sony хотят поставлять свои товары в Россию, пусть создают собственную товаропроизводящую сеть с пунктами обслуживания и всю соответствующую инфраструктуру с подготовкой кадров. Вот тогда и потекут капиталы в Россию, так как этим компаниям, чтобы закрепиться на нашем рынке, потребуется создавать те или иные производства, вкладывать деньги в развитие сбытовой сети и обслуживание.
II. Частные вопросы реформирования экономики
1. Сельское хозяйство. Во всех развитых странах забота о сельском хозяйстве стоит на первом месте, есть и пить нужно каждый день и всем, независимо от имущественного положения. Мы же, в сущности, бросили своё сельское хозяйство на произвол судьбы, а неумной таможенной политикой, поощряющий воз продовольствие в Россию, добиваем его. Ножки Буша помогли Ельцину стать президентом, помогут и Клинтону за его «эффективную» политику, а что нам делать птицеводством и вообще, с животноводством? Ясно одно - расчёты на фермеров не оправдались, а колхозы и совхозы явно поторопились разрушить, АО и ТОО на их основе скорее мертвы, чем живы. Поэтому нужен ход которой бы затормозил развал фермерских хозяйств и поддержал их на плаву, пока не наберут силу новые организационно-хозяйственные фирмы, колхозы и совхозы, АО и ТОО на их основе. Без помощи государства здесь не обойтись, но и безвозмездный эта помощь не должна быть. Ныне предприятия сельского хозяйства поголовно должники государства. Но вряд ли эти долги когда-нибудь будут погашены. Опять простить, списать? Нет, необходимо передать снова в собственность государства то, что оно отдало в ходе приватизации и на основе этого имущества создать государственные машино-тракторные станции (ГМТС). ГМТС проводили бы обработку земель, принадлежащих не только колхозам и совхозом, но и фермером. От реформ очень сильно пострадал машинный парк сельхозтехники, хроническая неплатёжеспособность не позволяет обновлять его, приобретать удобрения и семена. Это привело к резкому падению производства тракторов, комбайнов, и другой техники. Поэтому создание ГМТС позволит не только сконцентрировать в одних руках пока ещё годную технику, но и формировать такой госзаказ, который позволит поднять производство сельхозтехники, крепким хозяйством передать её в собственность на основе лизинга. Точно так же может быть восстановлена структура строительных, обслуживающих и перерабатывающих предприятий на селе. При этом изначально создание ГМТС надо рассматривать как временную меру, действующую до момента восстановления сельхозпроизводства до прежнего уровня, а сами ГМТС - как объекты будущей приватизации.
2. Формирование местного бюджета любого уровня должно осуществляться за счёт 2-х источников поступлений: из Федерального бюджета (включая дотации) по единому для всех регионов нормативу, утверждаемому Госдумой, и от приватизации госсобственности, остающийся в ведении администрации областей, городов и районов, и прибыли предприятий, находящихся в их ведении. Это, вместе с ликвидацией  местных налогов позволит устранить двойную работу (и, соответственно, сократить аппарат занятый зачислением) по перечислению налогов предприятиями в два бюджета.
  3. В целях исключения использования бюджетных средств не по назначению, все виды налогов зачислять на счёт казначейства и все расходы бюджета производить только с этого счёта, исключив из числа уполномоченных все коммерческие банки. И не будет прокручиваться ими зарплата военных, средства на восстановление народного хозяйства в Чечне, и так далее.
4. Ликвидация неплатежеспособности. Неплатёжеспособность предприятий и организаций существенно снизит свою остроту после упорядочения цен и зарплат, введение жёсткой платёжной дисциплины и картотек очередности платежей, а главное - после погашения бюджетом своих долгов. Но для многих останется, и чтобы её ликвидировать полностью, необходимо ввести в практику вексельное обращение. Те же предприятия и организации, которые и в этом случае будут неплатежеспособны, ликвидировать. В то же время следует принять все меры для исключения бартера как средства расчета, который позволяет скрывать доходы и неплатёжеспособность. Для этого можно рекомендовать дублировать бартер денежными расчетами с использованием векселей с тем, чтобы любой такой расчёт проходил через банк.
5. Обеспечение полной конвертируемости национальной валюты. Жёсткий контроль за колебаниями курса рубля в форме валютного коридора согласуется с предлагаемыми мерами по формированию экономических отношений. Более того, это пример эффективного регулирования рыночных отношений государством. В  дополнение к этому следует полностью, без каких-либо исключений прекратить продажу товаров и предоставления услуг за иностранную валюту, запретить рекламу и всякие расчёты и сравнения в печати цен на отечественные товары в долларах США, марках и так далее, в том числе и так называемых «УЕ» (условных единицах). Расчёты между гражданами в иностранной валюте рассматривать как уголовно преследуемое деяние (ст.88 УК РСФСР), без каких-либо послаблений. Граждане имеют право иметь при себе валюту, хранить её в банках и получать проценты по депозитам. Но они обязаны, в то же время, всегда предоставить документ о легальном получении (источники) данной валюты.
6. Провести денежную реформу в форме деноминации в соотношении 10000:1. Однако реформу можно провести только тогда, когда экономика выйдет из состояния депрессии. Если сделать это раньше, то это внесёт панику и помешает реформированию экономики. А если сделать это на подъёме, то реформа будет осуществляться и более быстрыми темпами. Надо учитывать и то обстоятельство, что мы не привыкли к дензнакам с большим количеством нулей и возврат к старому размеру цен будет психологически благоприятен и укрепит не только национальное самосознание, но и престиж государственной власти в глазах населения.
    Разумеется, денежная реформа не должна носить конфискационный характер. Для этого в течения всего срока службы дензнаков следует разрешить хождение старых дензнаков, и вообще введение в оборот новых рублей можно осуществить не методом обмена, а методом замены. Когда весь обмен идёт путём сдачи организациями розницы и выдачи новых дензнаков только на зарплату. Для поднятия престижа национальной валюты целесообразно выпустить в оборот золотой червонец, согласовал объём эмиссии валютным запасом страны, что позволит одновременно дать гарантии иностранным партнерам по защите их капиталов в России.
7. Переложить затраты на миграцию в Россию на те страны СНГ, которые проводили дискриминационную политику в отношении русскоязычного населения. За каждую семью, вынужденную эмигрировать в Россию, необходимо предъявлять счёт этим странам на их переезд и обустройство. Такой счёт может быть предъявлен и политически, и экономически. Все страны СНГ в той или иной степени зависят от поставок из России энергоресурсов, сырья и оборудования. Поэтому им необходимо прямо объявить, что они будут платить за поставки ровно настолько больше, насколько больше семей выйдет в Россию вследствие дискриминационных мер. Это умерит пыл национализма в странах Прибалтики, Украины, Казахстана и других бывших республиках, а России экономить значительные средства, ныне отвлекаемые из бюджета. Наконец, русские за рубежом должны знать, что Россия помнит о них и готова защитить от националистической политики государств, где они оказались не по своей воле.
8. Восстановить статистику производственно-хозяйственной деятельности в прежним объеме. Возможно, в старые времена каждое предприятие вынуждено было отчитываться по многим формам и показателям, которые были излишни. Но вместе с ними были ликвидированы и те, которые абсолютно необходимы для эффективного управления государством. Более того, многие нынешние и тактический и стратегические ошибки значительной мере обусловлены отсутствием необходимых данных для принятия решений. Тем более нужна будет такая статистика при переходе на нормативный метод контроля уровня затрат, зарплаты, цен и исчисления налогов.
9. Обеспечить 100-процентную занятость молодежи путём её трудоустройства после окончания учебных заведений. Преступность, которая буквально захлестнула наше общество, это в основном молодёжная преступность. А куда идти, чем себя занять себе юноше или девушки, если они не поступили учиться, а если окончили ПТУ, техникум  или ВУЗ, устроиться практически невозможно. А есть, пить, хорошо одеваться и развлекаться хочется всем, но родители часто сами безработные, при нынешней всеобщей бедности не в состоянии удержать их от воровства, грабежа и других форм добывания средств к существованию. И страшно то, что уже сформировался достаточно мощный слой людей, которые уже никогда не будут жить своим трудом. Их жизнь определяет жуткий сценарий: в ВУЗ не приняли, на работу не взяли, пошёл воровать и сел на 3 года, вышел, снова украл и снова сел. И так далее, главное, что из этого почти нет выхода и поэтому социальная опасность от этого в обществе будет нарастать год от года. Поэтому, вместо того, чтобы укреплять органы правопорядка и усиливать карательные меры, строить новые тюрьмы и ИТК (где опять же нет работы!), надо все силы употребить, чтобы устранить причину возникновения преступности, а не бороться со следствием условий жизни. Отсюда следует, что необходимо восстановить 10-летнее всеобщее образование, общее и специальное, восстановить бесплатное вечернее образование для тех, кто по тем или иным причинам не смог окончить среднюю школу. Возможно, для многих учащихся - это будет тяжким бременем, и они не получат знаний в полном объёме. Но они, по крайней мере, будут заняты световой день и находиться под контролем педагогов. Молодые люди, которые окончили ПТУ, технику или ВУЗ должны в обязательном порядке трудоустраиваться как молодые специалисты с обязательной отработкой на производстве минимум 3 года. Только после этого они должны получать право на свободное трудоустройство. Но где же взять такое количество рабочих мест, если и квалифицированные работники вынуждены увольняться? Здесь возможны два основных решения.1) молодым специалистам предоставляются места стажёров на действующих предприятиях путём обычной разнарядки органами трудоустройства с выделением дотаций на эти цели. 2) из молодых специалистов с вузовским образованием, выпускников колледжей и ПТУ формируются фирмы уже на стадии завершения образования, предоставляются не загруженные мощности, оборудование, даётся госзаказ, и ставится задача на выживание. Уверен, что многие из этих фирм со временем превратятся в компании, которым будет принадлежать первенство в науке, технике и технологии. Но главное - государство не будет бросать на произвол судьбы свою молодёжь, своё будущее. У неё появится смысл жизни и перспектива нормального существования, а соответственно, для общества уменьшится опасность роста преступности и затраты на её ликвидацию.
10. Совершенствование борьбы с преступностью. Мы постоянно слышим о том, что правоохранительным органам не хватает сил и средств для борьбы с нарастающим валом преступности, хотя и численно и материально эти органы укреплялись последние годы более чем какие-либо другие. Однако это ничего кардинально не изменило. Более того, создаётся впечатление, что органы правопорядка сознательно усугубляют своё положение, чтобы требовать ещё большего увеличения численности и средств. За примерами далеко ходить не надо. Следователи загружены массой мелких дел, заниматься оргпреступностью и коррупцией им просто некогда. Соответственно, в следственных изоляторах масса тех, кто совершил преступление по пьянке или по на бытовой почве, а рэкетиров и бандитов, киллеров-профессионалов очень мало. Причём, всё это происходит на фоне грубейшего нарушения нормативных сроков содержания под стражей, которые превышают, как правило, установленные законом в 2-3 раза. Обвиняемого закрывают в тюрьму и ... забывают о нём. Следователь знает, что он некуда не убежит и занимается теми правонарушителями, которые находятся на свободе. Забывают и о том, что обвиняемый ещё не преступник, но при такой постановке он, в сущности, отбывает наказание до суда. При этом около половины из тех, кого заключили под стражу, вполне можно оставить на свободе без всякого ущерба для следствия. Сидит наркоман, у которого нашли 0,6 г опия, сидит дезертир, сидит дачный вор, укравший поливочный шланг, сидит водитель, сбивший пешехода. Сидят по два, три и больше месяцев в переполненных камерах, кишащих паразитами. И никого не волнует, что это не только ущемление прав человека, но и очень накладно для государства. Во-первых, содержание каждого под стражу выливается в круглую копейку, и эта практика продолжается, хотя все тюрьмы живут в долг. Во-вторых, впервые попавшие за этот срок получают и знания, и делится опытом, и устанавливают необходимые связи для совершения новых преступлений.
Отсюда вытекают следующие предложения.
1) строго соблюдать требования УПК, ни по одному делу срок не может превышать установленого законом двухмесячного срока. И за превышение этого срока наказывать следователя и прокурора. Продление допускать только по ограниченному кругу преступлений, относящихся к тяжким и подпадающих под определение «организованная преступность». Но и по этим делам следствие должно быть ограничено 3-х месячным сроком должно вестись (передаваться) областной прокуратурой. Исходя из идеи повсеместного рассмотрения нормативного метода, можно пред предложить законодательно закрепить такую норму расследования преступлений: в течение одного месяца - 50%, двух месяцев - 30%, трёх - 15% процентов, 6 месяцев - 4% и девяти месяцев -1%.
2) резко уменьшить число лиц, содержащихся под стражей во время следствия, перейдя на основную форму пресечения - залог. Это не только снизит затраты государства на содержание тех, кого действительно надо изолировать на время следствия, но и позволит получить, хотя бы во временное пользование средства, не отвлекая их из бюджета.
3) по основной массе преступлений ввести в практику рассмотрение их в суде без предварительного следствия (согласно обвинения) или применять ускоренное рассмотрение дел, когда судья единолично принимает постановление о применении мер наказания. Наркомана, вора, которых настигли на месте преступления, можно осудить в течение недели, а не держать по несколько месяцев в тюрьме.
11. Прекращение войны в Чечне. Чечня, несмотря на все усилия, отвлекает всё больше и больше средств из бюджета, причём не секрет, что значительная часть этих средств либо перекачивается в мафиозные структуры, либо идёт к тем же боевикам. Если бы действительно было желание прекратить эту войну и перекрыть каналы незаконного обогащения, то действовать надо куда более решительнее. Здесь можно предложить следующее: объявить по всей Чечне чрезвычайное положение и одновременно о всеобщей мобилизации мужского населения. Все мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины медики должны быть призваны, собраны на призывные пункты и отправлены по казармам, где, где должны пройти фильтрацию. Учитывая негативный настрой массы населения Чечни против России, большинство мобилизованных служить откажутся и тогда на законном основании будут осуждены и отправлены отбывать наказание. Из тех, кто согласится служить, сформировать армейские соединения и направить воевать с боевиками, поставив условия - освободить Чечню от бандформирований, будут освобождены и те, кто отказался воевать против них. Это мера, не столь эффективная с военной точки зрения, эффективнее в другом – будут, наконец, созданы условия для перемирия, так как население, лишённое воинственно настроенных мужчин, очень скоро вернётся к мирной жизни, а сами военные действия облегчаться. Так как если сопротивление оказывается, то значит это боевики, и к ним могут быть применены самые решительные меры по их уничтожению.
Что касается финансирование так называемого восстановления народного хозяйства Чечни, то его следует полностью прекратить. Надо исходить из того, что в Чечне могут жить только чеченцы и раз они собираются отделиться от России, пусть отделяются. Средство надо выделять на переселение русскоязычного населения, обустройство границ с Чечнёй, причём эти границы, как и советует Солженицын, следует пересмотреть и оставить чеченцам то, что им принадлежало раньше, то есть без равнинных земель. Естественно, при разрушенном войной народном хозяйстве и отсутствии финансирования населения Чечни, обретя самостоятельность, будет жить очень бедно. И пусть так живут, пока не поймут, что надо соблюдать законы того государства, в состав которого они входят. Пройдёт несколько лет и вопрос о самостоятельности Чечни заглохнет сам собой. Вот тогда и можно вкладывать средства в Чечню, тогда и война забудется.
III. Стратегия и тактика проводимых преобразований.
При проведении экономических преобразований очень важны вопросы стратегии и тактики.
1. Стратегия. Стратегия - это цель, чётко составленный план и взаимная увязка его составляющих. Набросок плана мероприятий дан в приложении к настоящей пояснительной записке. Но главное - правильно поставить цель. Что мы хотим? Рынка, рыночных преобразований, построить капитализм или что-то иное? А целью должны быть не то и не это. Я бы так сформулировал цель преобразований: «Возродим Былое могущество России!» Почему так?
Возрождение - новое, очищение от нароста, язв былого, очищение от скверны не только наследия коммунистических идей, но и скверны первоначального накопления в ходе диких рыночных преобразований.
Былого - полностью восстановить объёмы выпуска промышленной и сельскохозяйственной продукции, разумеется, при структурной их перестройке.
Могущество - Россия должна занять место бывшего Советского Союза на международной арене, её экономический, научно-технический и военный потенциал должны стать такими же.
России – надо понимать не только Федерации населяющих её народов, но РФ как главной, ведущей среди республик СНГ.
Стратегия - это и направление главного удара. Оно уже указано, но тем не менее надо пояснить. Направления до сих пор не было, нет его и сейчас. То отпуск цен, то приватизация, то борьба с инфляцией объявляются основными для решения, а всё это сопровождается судорожными попытками защитить население от результатов нововведений. Теперь надо сконцентрировать все силы на подъёме производства, как того звена, ухватившись за которые можно вытащить всю цепь, в том числе и звено социальной защиты. Производство - это главное, и все меры должны рассматриваться под этим углом зрения. Налоги тормозят рост производства, его эффективности - следует их снижать, взимание штрафов может привести к остановке и закрытию - уменьшить их размер, налог на личные доходы будет сдерживать деловую активность - установить разумный предел налогообложения, и так далее.
2. Тактика. Известна цель направления главного удара, есть план основных мероприятий. Но с чего начать и как проводить преобразования? Экономические преобразования, которые всегда затрагивают интересы всех слоёв населения, необходимо начинать с подготовки общественного мнения, то есть цель и стратегия - направление главного удара и основные мероприятия должны широко обсуждаться в средствах массовой информации, пропаганда их должна быть грамотной и продуманной. И только после того, как основное цели и задачи будут не только поняты, но и поддержаны, можно начинать реформировать экономические отношения.
Обсуждение идей и направлений реформирования - не самоцель. Представленные здесь направления не претендуют на абсолютное значение, они могут изменяться и дополняться. Важно в процессе обсуждения формировать те группы специалистов, которые непосредственно будут готовить и проводить в жизнь решения. И формировать их не по принципу ведомственной принадлежности, а с учётом того, имеют ли они необходимую квалификацию и опыт, а главное - имеют ли они горячее стремление работать на благо России, есть ли у них собственные идеи и насколько велик творческий потенциал. Таких людей много в провинции. Они не отягощены зависимостью от складывающейся конъюнктуры и их следует приглашать в те или иные рабочие группы проработки различных решений.
Далее. Экономика не терпит резких поворотов и потрясений. Любые изменения должны осуществляться, поэтапно. Экономика - это прежде всего люди и чтобы они смогли действовать по-новому, их сознание должно быть готово к этому, на что всегда требуется время. Это машину можно сразу заменить на более совершенную, а человек должен сначала понять, осознать и только потом действовать. Если бы отпуск цен осуществлялся поэтапно с постепенным ослаблением государственного контроля с одновременным решением других вопросов и, в частности, если бы при этом компенсировались потери средств, то не было бы ни падения производства, ни инфляции. Поэтому и снижение налогов и ставок по кредиту, отмену налогов, структурные перестройки госаппарата и другие мероприятия следует проводить постепенно и осторожно. Преобразование надо вести по принципу: Два шага вперёд - шаг назад. То есть, ни одно из них не проводится без анализа и корректировки, причём анализ и корректировка осуществляются методом мониторинга.
Вместе с тем, ряд мероприятий можно и следует выполнить сразу, их реализация давно назрела. Это ужесточение банковского контроля за расчётами, запрет на использование иностранной валюты во всех видах расчётов внутри России, ввести имущественную декларацию и увязать её с декларацией о доходах, провести единовременный зачёт взаимных неплатежей, начать свёртывать систему ГКО, остановить войну в Чечне и другое.
   Очень важно продумать вопрос: с каких мероприятий следует конкретно начать. Можно предложить следующий сценарий начала реформ. Объявление в средствах массовой информации, что есть план мероприятий по выходу страны из кризиса и восстановления экономики России к 2000 году. Одновременно усиливается патриотическая пропаганда под лозунгом: «Возродим былое могущество России!». Через некоторое время объявляется мораторий на рост цен, зарплаты, пенсии и пособий. Государство полностью погашает свои долги, с этого момента никаких задержек по выплате зарплаты, пенсий и пособий. В общественном сознании укрепляется идея стабильности, спокойствие. И здесь Центробанк объявляет о поэтапном снижении ставки рефинансирования и примерно – его временные рамки. Начинается подъём производства, снижаются налоги, проводится денежная реформа.
16.08.96

PS. Это сейчас работа публикуется как статья, а писались на самом деле предложения для правительства. И где же и кем? Писались в тюрьме или, если официально, то в пензенском СИЗО ИЗ 56/1, в камере №50, мной, обвиняемом в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере и мошенничестве, совершённом группой лиц в особо крупном размере. Не правда ли, странно - подозреваемый в совершении тяжких преступлений даёт советы правящим страной, как лучше управлять экономикой? Так я вины за собой не чувствовал, а гражданином продолжал быть и в окружении тех, кто действительно преступил закон. Вот такая ирония!
Да, ирония, но она скорее печаль, что лица, установившие новый режим, не хочу называть его преступным, рассматривали экономику как источник собственного обогащения, а не её подъёма для блага народа. 28 лет прошло с той поры, но не вижу такого желания у власть предержащих и сейчас ...


Рецензии