Лев Толстой - Отец Сергий - Анализ

Всё мне близко и дорого в этом творении Толстого, но хочу сказать о самом главном.
Почему судьба Отца Сергия сложилась в конце концов так трагично?

В течение всего повествования он методично гнул свою линию.
Сначала, когда узнал, что его невеста, красавица-фрейлина графиня Короткова, была любовницей императора, то отказался от нее.
Потом усердно боролся с соблазнами прелюбодеяния и похоти в монастыре.
Потом, когда он стал затворником, его настигло еще одно большое испытание в лице красавицы-вдовы Маковкиной.
Он успешно прошел через это испытание путем неимоверных усилий - через членовредительство - отрубание себе пальца.
Это был настолько сильный поступок, что после него он стал целителем.
И тут новое испытание в лице умалишенной девушки Марьи, дочери купца, которую он должен был исцелить.
Должен был, да не исцелил, а она его "исцелила" - соблазнила.
Что не получилось у красавиц Коротковой и Маковкиной, получилось у "поврежденной" Марьи.
Как так?
Задал мне Лев Николаевич загадку.
Но я ее разгадал.
Дело вот в чем:

Когда я крестился в начале 1999 года, батюшка, который руководил процессом, задал мне один вопрос:
- Какой грех является самым страшным?
Я, не долго думая, говорю:
- Убийство
Он мне коротко:
- Нет
Я опять, не долго думая:
- Самоубийство
Он опять коротко:
- Нет
Тогда я говорю:
- Сдаюсь
А он мне:
- Гордыня - вот самый страшный грех
И покрестил меня.

Я совершенно тогда не въехал, что за гордыня такая.
Пробовал спросить у родных - они сделали предположение, что это "гордость", т.к. очень созвучно "гордыне".
Этот ответ меня особо не удовлетворил.
И я как то забыл постепенно про это.

Проходит лет 10 и я начинаю увлекаться классической русской литературой 19го века.
Читаю-читаю и мне попадается "Обыкновенная история" Гончарова.
Прекрасная вещь, которая меня очаровала.
Думаю - надо тогда прочитать всю его знаменитую трилогию.
Продолжил "Обломовым".
И закончил "Обрывом".
И вот тут то в "Обрыве" я наконец нашел ответ на вопрос, что такое гордыня.
Бабушка главного героя прочитала ему нравоучительную лекцию, которую я уже совсем забыл, но хорошо запомнил ее смысл.
А смысл был прост - людей губит зазнайство.
Там она (а вернее Иван Александрович) все очень красиво расписала - я сейчас не воспроизведу.
Если интересно - почитайте - это буквально полстраницы.

Запутали меня получается раньше с гордостью.
Гордость - это хорошо.
Это когда ты защищаешь свое человеческое достоинство, умеешь за себя постоять, не даешь себя унизить.
А гордыня, хоть и созвучно очень, но это совсем другое - это зазнайство.
То есть, если ты возгордился, то это можно трактовать, что ты зазнался.
То есть возвысил или возвеличил себя.

И тут с Отцом Сергием все встает на свои места (благодаря мудрой бабушке из "Обрыва").
Человек бьется за свои идеалы.
Красавицу Короткову долой.
Красавицу Маковкину тоже долой.
Лукавый понимает, что проигрывает.
Он же может просто убить Сергия?
Стереть его с лица Земли?
Да, может, но зачем ему это?
Он так поступает крайне редко - только в самых исключительных случаях.
Ему нужен человек живым, чтобы сломать его и попробовать подчинить себе.
И он наделяет Отца Сергия великим даром исцеления.
Чувствуете какая мощь?
Взять и наделить своего врага таким даром.

Отец Сергий исцеляет многих людей, становится известным, знаменитым, и...
Расслабляется, успокаивается, теряет бдительность.
Зазнается, возвеличивает и возвышает себя.
Вот она - та самая гордыня.
А дальше все просто - одна из пациенток делает то, что не получилось у расписных красавиц.
Враг повержен.
Но подчинен ли? - Нет.

Отец Сергий становится нищим бродягой.
А ведь помните как все начиналось - красавец-аристократ офицер, подающий большие надежды, видный жених.
Но все равно он не побежден окончательно - когда его ловят в приюте и спрашивают кто он, он отвечает: "Раб божий".
То есть несмотря на все невзгоды, все таки "раб божий", а не "раб лукавого".

И это большой урок мне.
Говорят на своих ошибках учатся, а я учусь на ошибках Отца Сергия.
Это самое зазнайство мне очень хорошо знакомо с самого раннего детства.
И чем старше я становился, тем сильнее был бит за него.

Сейчас мне уже почти 50 лет, у меня семья, жена, дети и мое зазнайство просто может отнять у меня все это.
Как отняло у Отца Сергия дар целительства.
Поэтому лучше самобичевание и самоуничижение (или самокритика, говоря светским языком), чем зазнайство, возвеличивание и возвышение себя.
Потому что это прямой путь к погибели.

Спасибо дорогой батюшка храма больницы им. Алексеева.
Спасибо родные Иван Александрович и Лев Николаевич.
За то, что направили меня на путь истинный.
За то, что предупредили, научили и защитили меня.
Я буду благодарен вам по гроб жизни.


Рецензии
Здравствуйте, Степан!
Я случайно попал на Вашу страницу, мне понравилось, как Вы отбивались от наседавших православных ортодоксов, в комментариях к одной из работ Георгиевны. Они отправляли Вас в ад, на вечные мучения, а Вы по доброму, тепло отвечали им.

Я очень люблю и почитаю Толстого, поэтому с интересом прочел Ваши работы об отце Сергии и персонажах повести. По существу повести Вы правы, тут мне добавить нечего. Могу только высказаться по терминологии. Терминология, относящаяся к гуманитарной области знаний, условна, приблизительна и по разному понимается разными людьми. Так Л. Толстой считал гордость злом, а чувство собственного достоинства - благом. «Человек гордый - писал он - уважает не себя, а то мнение, которое о нем составляют люди; человек с сознанием своего достоинства уважает только себя и презирает людское мнение».
А. Шопенгауэр считал гордость благом и противопоставлял гордость «плохому» тщеславию. Но если посмотреть на понимание этих терминов Шопенгауэром в контексте его афоризмов, то можно увидеть, что гордость в понимании Шопенгауэра соответствует чувству собственного достоинства у Толстого, а тщеславие соответствует гордости у Толстого.

На мой взгляд, гордыню можно понимать, как гипертрофированную гордость, раздувшееся эго, когда к гордости примешивается еще и скрытое или явное тщеславие. Но это возможный вариант. А вообще не стоит доверять человеческой мудрости. Да здравствует разумный скептицизм!
С уважением.

Евгений Терещенко   11.02.2025 08:51     Заявить о нарушении
Евгений, пламенный привет разумному скептику от иррационального скептика. Спасибо большое за тёплые слова. На самом деле и Толстой, и Шопенгауэр, и вы, и я мыслим в одном направлении, а путаница действительно может возникнуть из-за терминологии. Но я считаю терминология важна только при поверхностном взгляде, а если ты глубоко углубился в проблему, то просто не замечаешь термины, а чувствуешь ситуацию нутром.
Конечно же нельзя иначе как по доброму отвечать людям, которые отправляют тебя в Ад, потому что в противном случае на самом деле окажешься в этом милом месте. Это как бы закон выживания в диких джунглях, до которого должен допереть любой уважающий себя человек, не желающий жариться на сковороде.
Очень приятно встретить на страницах своего лучшего произведения истинного ценителя творчества Льва Николаевича, кумира миллионов свободолюбивых людей. Я ваш должник и постараюсь как можно скорее нанести вам ответный визит.

Степан Касатский   11.02.2025 21:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.