Высокая шапка с богатой меховой опушкой
Из Сети
"В европейских странах набирает силу движение "зеленых" —
зоозащитников. Товарищи добиваются запрета на ношение изделий из
натурального меха. Аргументируя это тем, что зверушки страдают, это не
этично и не гуманно.
Ситуация не однозначная...
Фото из свободного доступа из сети интернет
Движение зоозащитников или ненавистников шуб и меховых изделий не сказать
чтобы было популярно в Великобритании. Англия стала первой страной, где в
2002 году запретили, а потом и вовсе ликвидировали звериные фермы, на
которых разводили зверей для меховой промышленности, в течение трех лет
после запрета.
В Англии сильное лобби мехо-торговцев, оборот которой составил в прошлом
году более ;500 миллионов фунтов, и могущественная ассоциация мехо-
заготовителей. Естественно вес они настроены категорически против очередной
блажи зоозащитников — прямого и полного запрета на реализацию изделий из
меха на территории Соединенного Королевства а затем и на запрет ношения
изделий из них.
Англичане в основной своей массе, люди законопослушные и подверженные
всем новейшим веянием моды и современных течений. Поэтому среди народов
укоренилось мнение, что носить шубы и манто неприлично. Однако это мнение
больше рабочего класса и фермеров. Частично его разделяют представители
среднего класса. И, что вполне ожидаемо, совершенно не поддерживается
аристократией и дворянством.
Зоозащитники, используя лобби в парламенте уже некоторое время пытаются
продвинуть закон о запрете продавать и носить меховые изделия в жизнь, но, к
счастью или к сожалению у них ничего пока не получается — слишком уж
сильно сопротивление. К 2019 году удалось достигнуть компромисса в виде
запрета продаж новых изделий сделанных из специально забитых для меховой
промышленности животных. На территории острова разрешено продавать
только изделия, со специальной маркировкой, говорящей потребителю, что для
изготовления изделия не использовался мех специально выращенных
животных. То есть разрешено продавать меха и изделия из них, которые
изготовлены из шкур животных добытых старинным способом — охотой или
павших по естественным причинам.
По этому поводу Ее Королевское Величество сделала заявление (дабы
поддержать современные тенденции в обществе).Заявление, по словам личного
секретаря, заключается в том, что Королева не будет приобретать новые меха и
не будет носить изделия из меха животных, специально разводимых для этой
цели. Но и носить пластмассовые изделия из искусственного заменителя меха
Монарх также не может себе позволить как и заменить королевские
государственные регалии — королевскую мантию, например, на подделку из
искусственного меха.
Елизавета Вторая, как пользовалась изделиями из соболя, горностая, шиншиллы
и других мехов так и продолжит пользоваться. Двору вторит аристократия,
которая не отказывается и не собирается отказываться носить меха, а также
использовать регалии, изготовленные из натурального меха".https://dzen.ru/tjabkina
...Други!
В Нефтеюганске сегодня почти не носят лисьих малахаев.
Отсупление.
"Башкирский малахай.
Костюмы башкир отличаются большим разнообразием и формой, сложившимися в непростых историко-культурных,
этнических и климатических условиях Южного Урала.
Особый интерес представляют мужские шапки, в частности малахай ;ола;сын б;рек, или просто ;ола;сын, и связанный с ним
общностью происхождения колэпэрэ, сохранившие черты сурового мужского стиля, характерного для жителей
южноуральских степей с их сложными природно-климатическими условиями.
Колаксын (или меховой малахай) – высокая шапка с богатой меховой опушкой и длинной наспинной частью.
Уже к началу XX столетия колаксын стал постепенно выходить из употребления, сохраняясь лишь в тех районах, где
разведение лошадей и овец оставалось единственных видом хозяйствования
Конструкция этого головного убора в совершенстве приспособлена к ветреному и морозному климату степей. Колаксын
традиционно имел верхнюю часть, наушные лопасти и заднюю широкую деталь, надёжно закрывающую спину.
Колаксын изготавливали из лисьего или бараньего меха и покрывали сверху материей - чаще красным или чёрным сукном.
Декоративные элементы в виде полос красной материи (на войлочных малахаях) или позумента, расположенные по швам,
подчёркивали конструктивные особенности и колоритность шапки.
Подобные шапки были и есть у казахов и ряда народов Сибири, но существенным отличием башкирских малахаев является
их высокая тулья. Верхушка шапки, созданная из узких клиньев, могла быть немного наклонена вперёд, отведена назад или
оставалась строго пирамидальной.
Особую выразительность шапке придавало сочетание материалов (меха, кожи и ткани), которые сильно отличались по цвету,
фактуре и пластике.
Есть предположение, что подобные формы шапок – это наследие культуры ранних кочевых племён саков и массагетов,
которых называли «ортокорибантии» или «носящие острые шапки». В научных кругах их признаются возможными
древнейшими предками башкир.
Упоминания о башкирском малахае часто встречаются в работах исследователей XVIII-XIX веков. Например, В.М.
Черемшанский (1859), характеризуя башкирскую одежду как «нередко щеголеватую» и вместе с тем консервативную, не
подлежащую изменениям моды, указывал на существенную разницу в головных уборах мужчин у которых «форменные
фуражки, казачью шапки с красным верхом, и простые суконные шапки с меховым околышем, и цветные колпаки с лисьим
околышем, и войлочные конусообразные шапки, какие носят и на службе, и малахаи на меху» бытовали преимущественно в
костюме богатых башкир, а бедные круглый год не снимали «своей кошомной шапки», и в зимнее время одевали ещё и
превосходно приспособленные для ветреного степного климата малахаи.
Многочисленные гравюры и зарисовки башкирских воинов, служивших в Оренбургском казачьем войске, участвовавших в
Отечественной войне 1812 года, дают ясное представление о своеобразии головных уборов башкир, не только малахаев, но и
других островерхих шапках.
Традиционные шапки башкир колаксын и колэпэр сложились в культуре кочевых племён и сохранили отпечаток боевого духа
древних кочевников – одновременно воинов и скотоводов. В колаксын есть и аскетичная строгость, красота и
функциональность.
Слово «мужчина» во множественном числе (то есть «мужской пол») на башкирском «ир-ат», где «ир» – мужчина, а «ат» – конь,
что свидетельствует о первостепенной роли коня в жизни башкир. Коню посвящались эпосы и легенды, его наделяли
магической силой, о нём пели песни, он был верным спутником мужчины в этом и ином мире. Возможно это послужило
рождению вытянутой формы шапки, как символа головы коня, как некоего атрибута связи с крылатым конём Акбузат".Башкирский малахай
Костюмы башкир отличаются большим разнообразием и формой, сложившимися в непростых историко-культурных,
этнических и климатических условиях Южного Урала.
Особый интерес представляют мужские шапки, в частности малахай ;ола;сын б;рек, или просто ;ола;сын, и связанный с ним
общностью происхождения колэпэрэ, сохранившие черты сурового мужского стиля, характерного для жителей
южноуральских степей с их сложными природно-климатическими условиями.
Колаксын (или меховой малахай) – высокая шапка с богатой меховой опушкой и длинной наспинной частью.
Уже к началу XX столетия колаксын стал постепенно выходить из употребления, сохраняясь лишь в тех районах, где
разведение лошадей и овец оставалось единственных видом хозяйствования
Конструкция этого головного убора в совершенстве приспособлена к ветреному и морозному климату степей. Колаксын
традиционно имел верхнюю часть, наушные лопасти и заднюю широкую деталь, надёжно закрывающую спину.
Колаксын изготавливали из лисьего или бараньего меха и покрывали сверху материей - чаще красным или чёрным сукном.
Декоративные элементы в виде полос красной материи (на войлочных малахаях) или позумента, расположенные по швам,
подчёркивали конструктивные особенности и колоритность шапки.
Подобные шапки были и есть у казахов и ряда народов Сибири, но существенным отличием башкирских малахаев является
их высокая тулья. Верхушка шапки, созданная из узких клиньев, могла быть немного наклонена вперёд, отведена назад или
оставалась строго пирамидальной.
Особую выразительность шапке придавало сочетание материалов (меха, кожи и ткани), которые сильно отличались по цвету,
фактуре и пластике.
Есть предположение, что подобные формы шапок – это наследие культуры ранних кочевых племён саков и массагетов,
которых называли «ортокорибантии» или «носящие острые шапки». В научных кругах их признаются возможными
древнейшими предками башкир.
Упоминания о башкирском малахае часто встречаются в работах исследователей XVIII-XIX веков. Например, В.М.
Черемшанский (1859), характеризуя башкирскую одежду как «нередко щеголеватую» и вместе с тем консервативную, не
подлежащую изменениям моды, указывал на существенную разницу в головных уборах мужчин у которых «форменные
фуражки, казачью шапки с красным верхом, и простые суконные шапки с меховым околышем, и цветные колпаки с лисьим
околышем, и войлочные конусообразные шапки, какие носят и на службе, и малахаи на меху» бытовали преимущественно в
костюме богатых башкир, а бедные круглый год не снимали «своей кошомной шапки», и в зимнее время одевали ещё и
превосходно приспособленные для ветреного степного климата малахаи.
Многочисленные гравюры и зарисовки башкирских воинов, служивших в Оренбургском казачьем войске, участвовавших в
Отечественной войне 1812 года, дают ясное представление о своеобразии головных уборов башкир, не только малахаев, но и
других островерхих шапках.
Традиционные шапки башкир колаксын и колэпэр сложились в культуре кочевых племён и сохранили отпечаток боевого духа
древних кочевников – одновременно воинов и скотоводов. В колаксын есть и аскетичная строгость, красота и
функциональность.
Слово «мужчина» во множественном числе (то есть «мужской пол») на башкирском «ир-ат», где «ир» – мужчина, а «ат» – конь,
что свидетельствует о первостепенной роли коня в жизни башкир. Коню посвящались эпосы и легенды, его наделяли
магической силой, о нём пели песни, он был верным спутником мужчины в этом и ином мире. Возможно это послужило
рождению вытянутой формы шапки, как символа головы коня, как некоего атрибута связи с крылатым конём Акбузат".Башкирский малахай
Костюмы башкир отличаются большим разнообразием и формой, сложившимися в непростых историко-культурных,
этнических и климатических условиях Южного Урала.
Особый интерес представляют мужские шапки, в частности малахай ;ола;сын б;рек, или просто ;ола;сын, и связанный с ним
общностью происхождения колэпэрэ, сохранившие черты сурового мужского стиля, характерного для жителей
южноуральских степей с их сложными природно-климатическими условиями.
Колаксын (или меховой малахай) – высокая шапка с богатой меховой опушкой и длинной наспинной частью.
Уже к началу XX столетия колаксын стал постепенно выходить из употребления, сохраняясь лишь в тех районах, где
разведение лошадей и овец оставалось единственных видом хозяйствования
Конструкция этого головного убора в совершенстве приспособлена к ветреному и морозному климату степей. Колаксын
традиционно имел верхнюю часть, наушные лопасти и заднюю широкую деталь, надёжно закрывающую спину.
Колаксын изготавливали из лисьего или бараньего меха и покрывали сверху материей - чаще красным или чёрным сукном.
Декоративные элементы в виде полос красной материи (на войлочных малахаях) или позумента, расположенные по швам,
подчёркивали конструктивные особенности и колоритность шапки.
Подобные шапки были и есть у казахов и ряда народов Сибири, но существенным отличием башкирских малахаев является
их высокая тулья. Верхушка шапки, созданная из узких клиньев, могла быть немного наклонена вперёд, отведена назад или
оставалась строго пирамидальной.
Особую выразительность шапке придавало сочетание материалов (меха, кожи и ткани), которые сильно отличались по цвету,
фактуре и пластике.
Есть предположение, что подобные формы шапок – это наследие культуры ранних кочевых племён саков и массагетов,
которых называли «ортокорибантии» или «носящие острые шапки». В научных кругах их признаются возможными
древнейшими предками башкир.
Упоминания о башкирском малахае часто встречаются в работах исследователей XVIII-XIX веков. Например, В.М.
Черемшанский (1859), характеризуя башкирскую одежду как «нередко щеголеватую» и вместе с тем консервативную, не
подлежащую изменениям моды, указывал на существенную разницу в головных уборах мужчин у которых «форменные
фуражки, казачью шапки с красным верхом, и простые суконные шапки с меховым околышем, и цветные колпаки с лисьим
околышем, и войлочные конусообразные шапки, какие носят и на службе, и малахаи на меху» бытовали преимущественно в
костюме богатых башкир, а бедные круглый год не снимали «своей кошомной шапки», и в зимнее время одевали ещё и
превосходно приспособленные для ветреного степного климата малахаи.
Многочисленные гравюры и зарисовки башкирских воинов, служивших в Оренбургском казачьем войске, участвовавших в
Отечественной войне 1812 года, дают ясное представление о своеобразии головных уборов башкир, не только малахаев, но и
других островерхих шапках.
Традиционные шапки башкир колаксын и колэпэр сложились в культуре кочевых племён и сохранили отпечаток боевого духа
древних кочевников – одновременно воинов и скотоводов. В колаксын есть и аскетичная строгость, красота и
функциональность.
Слово «мужчина» во множественном числе (то есть «мужской пол») на башкирском «ир-ат», где «ир» – мужчина, а «ат» – конь,
что свидетельствует о первостепенной роли коня в жизни башкир. Коню посвящались эпосы и легенды, его наделяли
магической силой, о нём пели песни, он был верным спутником мужчины в этом и ином мире. Возможно это послужило
рождению вытянутой формы шапки, как символа головы коня, как некоего атрибута связи с крылатым конём Акбузат".
https://ddn24.ru/
...Что ж,БУДЕМ УВАЖАТЬ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ!
В.Н.
*************
1.Про лису Патрикеевну!..
У нас, на Севере, как и везде по России, это самый распространенный зверь. По своей
численности он не уступает зайцу-беляку, который иногда и служит кормом для рыжей
лисицы, не брезгующей зимой и свалками, и курятниками.
Тонкую цепочку лисьего следа хотя бы в книгах и кинофильмах видел каждый. Не
спутать этот след ни с чьим другим!...
Основная пища рыжей лисицы — лесные мыши, полевки, за которыми она прилежно
охотится — мышкует! В голодные годы хищница не брезгует падалью, отбросами и
нечистотами. Поедает и брошенную рыбаками рыбу, трупы замерзших птиц.
Вот, к примеру, старая лиса, живущая в нашем пригородном лесу, больше ловит
полевок в длинные зимние морозные ночи. Видел я следы Патрикеевны и по весеннему
насту, и по глубокой снежной пороше. После обильного снегопада особенно тяжело
передвигаться лисоньке: лапы глубоко проваливаются в снежную целину.
«Зимой лиса ходит осмотрительно, — пишет мой любимый ученый — натуралист А.Н.
Формозов, — умеет беречь свои силы; она никогда не пойдет глубоким снегом, если
можно воспользоваться заячьей тропой, своим старым следом или дорогой. Ее
переходы от одних мест охоты к другим почти прямолинейны и расположены так,
чтобы пробраться незамеченной по лесной полосе, бровке оврага, за плетнем и т.д.
Наоборот, на самом месте охоты, например, на залежи или овсяном жнивье, лиса
держится открыто, ходит «челноком», как подружейная собака, и, делая зигзаги,
тщательно обследует интересующий ее участок, где не раз успешно охотилась».
К сожалению, в наших северных краях не найдешь жнивья, зато болот и низин
предостаточно; а в них под снегом зимой обитают вкусные жирные полевки-экономки,
чьими дыхательными отверстиями иногда просто усыпаны глубокие снежные
пуховики. Лиса хорошо слышит и писки кормящихся под снегом зверьков.
Сама же лисица — зверь из семейства собачьих! От западных границ России до
Камчатки и Сахалина включительно населяет она нашу страну, на севере во многих
местах достигая берегов Северного ледовитого океана. За пределами нашей родины
лисица распространена по всей Северной Америке, по всей Европе и большей части
Азии.
В лесной полосе лисица имеет ярко-красный мех, похожий на опавшую осеннюю
листву, на фоне которой лисица малозаметна. Есть черно-бурые лисицы — «выродки»
от красных. Корсак — маленькая лисица казахских и всех среднеазиатских степей —
имеет значительно более светлую, серебристую, окраску, приспособленную к
полупустынным почвам. На крайнем Севере в тундре лисицу сменяет похожий на нее
песец: зимой он чисто-белый и совершенно незаметен на снегу!
... В «Записках натуралиста» Петра Мантейфеля я прочитал такие строки: «Иногда
лисицы живут даже в больших городах, где по ночам ловят крыс и питаются на
помойках».
Я уже не раз писал об обилии мышей и крыс в частном секторе Нефтеюганска и
поселков района. Так почему бы нашим фермерам не создать... лисий заказник или не
вывести настоящую лису-крысолова? В отличие от ленивого домашнего кота это была
бы истинная гроза серых разбойниц! Кстати, лисица, взятая из норы маленькой,
хорошо приручается, не утрачивая, впрочем, природных привычек. Такие прирученные
лисицы бывают более хорошими родителями, так как дикая лисица настолько
тревожится в неволе за своих лисят, что не знает, куда их спрятать и, таская в зубах,
замучивает тогда до смерти.
... Снова иду и иду по лисьему следу в заснеженном морозном лесу. Лиса после
вчерашнего снегопада явно проваливалась, двигаясь не быстро, проверяя болотные
кочки в поисках полевок. След зверя тянулся через большое болото от одной лесной
гривы к другой. Был он, как всегда, прямой, с небольшими завитками... Шел ли старый,
брошенный сородичами, больной лис или тут морозной ночью мышковала молодая
лисица? Мне кажется, что в нашем пригородном лесу доживает свой век абориген, уже
не дающий потомства. Да и где здесь, вблизи большого города, найти подругу, где
вырыть глубокую нору, если нет подходящего глухого уголка? В феврале прошлого года
эти лисьи следы тоже были одинокими, грустными что ли...
А ведь с середины февраля у лисиц в лесной полосе начинается гоньба (течка). Самцы
с хриплым отрывистым лаем, бегая по лесам и полям, ищут самок. В это время можно
нередко видеть целую вереницу ссорящихся самцов. И в конце концов только один
самец остается при самке, а остальные, побежденные, отправляются искать других. И
именно в такие дни лисицы усиленно объедают еловые веточки, ягоды шиповника,
запасаясь витаминами. Ведь хищник должен быть силен и ловок, иначе ему не выжить.
Иной лис способен взбираться даже на деревья (если ветки близки к земле или ствол
слегка наклонен), на которых не застрахованы от него птичьи гнезда.
Вообще, вблизи лисьих нор быстро исчезает дичь, или уничтожаемая хищниками, или
распугиваемая ими. Зимой, например, лисица часто проверяет поляны и опушки, где в
глубоких снежных лунках спасаются от морозов тетерева, рябчики, глухари и белые
куропатки. Темной морозной ночью она может запросто поймать занятого кормежкой
зайца: во время обгрызания осиновых или березовых веточек косой плохо слышит.
А летом лисица чаще питается насекомыми — жуками и личинками хрущей. Не
брезгует и жуками-навозниками...
... В феврале-марте не раз доводилось ездить по железной дороге на поезде
Нижневартовск-Екатеринбург. И от станции к станции (Куть-Ях, Салым, Муген) вдоль
заснеженной насыпи бегут и бегут лисьи стежки, подбираясь чуть ли не к самым
рельсам. Понятно: пассажиры нередко выкидывают из вагонов испортившееся
съестное! И зимой, и летом!...
Так что рыжая лисица вполне может признана одним из символов дикой природы не
только Среднего Приобья, но и России в целом! По крайней мере, нашими охотниками-
любителями, по сей день успешно промышляющими многочисленного и красивого
зверя. Увлекательна охота на Патрикеевну, а лисьи воротники и малахаи оборонят
северянина от любой стужи!
Но... В Англии, например, охота на лис с гончими полностью запрещена! Соблюдают
права диких животных!
Так что и нам уже пора об этом подумать!...
Вл.Назаров
*************
2.ХИТРА ЛИ ЛИСИЧКА?
В детстве мне не пришлось встречаться с лисами, зато удалось прочитать много сказок, изображающих лису как
очень хитрое животное. Специально на лисиц я никогда не охотился. Однажды во время воинской службы на
юге Туркмении, мне удалось добыть корсака — небольшую степную лисичку. Снятую с лисички шкурку, я
повесил на забор, что бы она просохла. Не успел и оглянуться, как ее стащили собаки и разорвали. Я очень
сожалел, что бессмысленно погубил лисичку.
В другой раз, так же находясь на военной службе в Тамбовской области и будучи в командировке в одном из сел
Моршанского района, я узнал от одного лесника, что к его дому каждую ночь наведывается лиса. Спрятавшись
в стоге сена я дождался ее появления и застрелил. Это был крупный с превосходным мехом лис, которого я
отдал леснику.
После увольнения из армии и проживая в В.Тагиле я также увлекался охотой. Мне неоднократно приходилось
видеть лисиц, но все эти встречи имели место на осенних охотах, когда шкурка лисы не представляла никакой
ценности, а поэтому наши встречи имели мирный характер. Я уже писал, что однажды во время охоты на
рябчиков лисичка, привлеченная моим свистом, пробежала рядом с моими ногами. Она, кажется, так и не
заметила меня, хотя нас разделял ствол упавшего дерева. Я реши что это больная, утратившая обоняние и
зрение особь. Оказалось, что это не так.
На другой день на этом же самом месте мне удалось подстрелить глухаря. Птица упала где-то поблизости. Было
темно и я решил отложить поиски трофея до утра. Утром я легко нашел свой трофей, от которого остались
только крылья, лапы да хвост. Оказалось, что лисичка нашла его раньше меня и неплохо закусила. Впрочем, я
не стал на нее обижаться. Ведь я на ее месте поступил бы также.
Вскоре мне пришло понимание того, что и дозволенное убийство остается убийством и я навсегда отказался
стрелять в животных. Однако природа как и прежде манила и манит меня к себе. С целью изменения
численности животных в нашем районе я стал вести их учет в зимний период по их следам.
Я обратил внимание на то, что в отличие от других животных, численность лисиц заметно возросла. Надо
сказать, что их следы доминируют всюду. Особенно их стало много на окраине города. Объясняется это, в
первую очередь, тем, что потребность населения в пушнине резка сократилась. Вышли из моды и лисьи
воротники. Кроме того, охота на лис требует определенного мастерства, а специалистов по лисам стало мало.
Кроме того, близость человеческого жилья привлекает лис еще тем, что здесь они избегают встречи с волками,
которые не появляются у жилья.
Здесь много свободных от леса участков, на которых обитают мышевидные грызуны. Наблюдая за лисами по их
следам, убедился, что хитрости в них не больше, чем у зайцев. На протяжении столетий люди сдирали с них
шкурки. Это сделало лис очень осторожными и недоверчивыми к человеку. Даже, встретив свежую,
оставленную человеком лыжню, лиса боится перепрыгнуть через нее, опасаясь подвоха. Правда, в последнее
время некоторые лисички научились не только преодолевать лыжные следы человека, но даже бегать по ним.
Их недоверие к человеку постепенно убывает. В одно время я подкармливал одну из лисичек, оставляя ей на
определенном месте кухонные отходы, и она постоянно посещала это место.
Известно, что в одном Лондоне лис, пожалуй, больше, чем во все нашей области. Лисы живут и в Берлине и
других городах Западной Европы. Надо сказать, тесный контакт человека с этим зверем опасен заболеванием
бешенством. Лисы чаще других животных страдают от этой болезни, а от них могут заражаться собаки и даже
человек, больная бешенством лиса утрачивает страх перед человеком и может причинить укусы.
В настоящее время охотничий пресс на пушных зверей определяется экономическими факторами, но придет
время, когда будет действовать фактор нравственный. Ношение натуральных мехов будет считаться
безнравственным поступком и будет осуждаться.
Александр Пискунов
http://www.ecosystema.ru/
***************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
28 декабря 2024 года
Свидетельство о публикации №224122800197