Симфония непостоянства
На что ты надеешься? Еще вчера легкомысленным, беззаботным парнишкой ты бежал навстречу своей первой любви, срывал волшебные цветы надежды, подпрыгивал до замешкавшихся облаков, мечтал, надеялся и ждал, а уже сегодня, побитый временем, мчишься по скоростному шоссе своей судьбы навстречу безнадежности! Вместо того чтобы бежать прочь из долины смерти, ты преследуешь ускользающие образы своего необнаруженного счастья, словно сбившийся с дороги путник, устремляющийся за разукрашенной нереальностью, и все дальше и дальше отдаляешься от вечности.
«Шримад-Бхагаватам», книга 11, глава 20
Человеческое тело — весьма редкий и драгоценный дар, это ладья, в коей душа способна найти берег вечного спокойствия в море страданий, страхов и томления. Духовный учитель есть кормчий в той ладье, а преданность Мне — попутный ветер! Всякий человек, кто не направил ладью свою к заветным берегам, есть собственный душегуб!
Юность, особая форма сумасшествия и безумия, и небо светлей, и чувства ярче, и сумерки, пронизанные светом звезд, и разноцветные краски, бьющие в глаза, и как хорошо быть умалишенным! Юность, где в цветочных хороводах танцуют мои мечты, где сахарные облака проплывают в аквамариновой неизмеримости и ласково улыбаются мне, где тысячи сияющих звезд, тысячи переливающихся лун, тысячи ослепительных солнц указывают мне дорогу к счастью. Я отказываюсь, я не могу не быть счастливым, я хочу застрять именно в этом мгновении, здесь и сейчас!
Доброжелатель: «Перспективы неплохие. Значит, будешь самым молодым на кладбище!»
И прогибается мир, и рвется надтреснутая линия горизонта, и сердце бьется через раз, и никакой дистанции между мной и не мной, и один за другим исчезают люди из моей жизни, как капли осеннего дождя, и я делаю еще один шаг вперед, а капли остаются за спиной. Обретя желанное, человек легко расстается с предметом своего влечения, как пчела с цветком, на котором более нет сладкой пыльцы; мужчина без сожаления покидает надоевшую ему, уже стареющую подругу; ветреные женщины с легкостью оставляют своих обожателей, когда те беднеют и не могут их далее содержать; подданные царя не задумываясь предают своего повелителя, едва он утрачивает свое могущество, власть, богатство и силу; ученики покидают своего воспитателя, когда получают от него все, что он мог им дать; священник, получив оплату за свои услуги, спешит прочь из дома жертвователя; птицы тотчас же покидают бесплодные деревья; сытого гостя не удержит самый приветливый хозяин; животные обходят стороной сгоревший лес; вечная душа выбирается из своего остывающего тела, когда время его жизни истекает; любовник, насытив свою похоть и страсть, забывает о той, которую только что называл единственной, и ему все равно, что разлука с ним для нее равносильна самой смерти!
«Шримад-Бхагаватам», книга 10, глава 40
Попутанные понятиями «я» и «мое», бесчисленные души, как волы на привязи, вращают неумолимое колесо времени. Как и все, прельщенные Твоей внешней природою, я полагаю истинно существующими мое тело, жену, родичей, слуг и тщетно силюсь найти в этих сновидениях свое прибежище. Спутав вечное с временным, свою плоть с самим собою, предметы желаний с источником счастья, я увяз в двойственности мира; не ведая, что Ты подлинная цель моя и предмет любви, я всю жизнь до сего мига вожделел к лживым образам. Как неискушенный путник не замечает в зарослях осоки спасительного водоема, так и я не видел Тебя, сокрытого соблазнительными образами великой лжи. Неспособный обуздать страсти ума, я пал жертвою чувственных соблазнов и поверг себя в пучину тревог и страданий. И хотя нечестивцу закрыты врата в Твое царство, я дерзаю припасть к Твоим стопам и молить о снисхождении.
Справедливость, мир смерти не справедлив, для нее мы все равны: достигшие или потерявшие, богатые или нищие, ученые или глупцы, сидящие в парламентских креслах или чернорабочие. Нет никакой разницы, сколько лет ты проживешь, умрешь ты младенцем или доживешь до глубокой старости, тире между двумя датами на надгробье одной длины.
Вопросы: «Ты понимаешь, что умрешь, когда-нибудь умрешь? Может быть, не завтра и даже не через несколько лет, но неизбежно умрешь. Тебя беспокоит это? Ты думаешь, что она про тебя забудет, потеряет тебя из виду и ты растворишься в размалеванной толпе беспечных обывателей?»
Ответ: «Я непростительно молод и не хочу слышать про смерть, меня не остановить, меня не догнать, меня не удержать, до меня не докричаться; я дышу, я надеюсь, я завоевываю, я почти счастлив! Смерть — это не про меня!»
Времена года, пасьянс судьбы, карты, разложенные на зеленом сукне вечности, на них проявлена, зафиксирована, обозначена и кем-то заранее спроектирована вся жизнь человека.
За слабеющими сумерками испуганно спряталась вельветовая ночь, густая молочно-опаловая поволока рассвета, на землю опустилось нежное розово-малиновое утро. Любопытные солнечные зайчики упали на луга, поля, холмы, реки, макушки лесных деревьев, весна защебетала многоголосьем птичьих трелей, новый день открыл свои заспанные веки, сладко зевнул и встрепенулся, капелька солнца в ладонях ребенка, рыжие веснушки на розовых щеках, горсточка неба в детских смеющихся глазах. Взбитая пена облаков, по весенним лужам бежит вприпрыжку беззаботное детство, мир танцующего счастья, любые звуки превращаются в музыку, звонкий, весело улыбающийся трепет весны, запах зарождающейся жизни, волшебство совсем рядом, на расстоянии вытянутой руки. Необозримый, неистощимый, неисчислимый мир, не умеющим лгать, приспосабливаться, приноравливаться, анализировать жизнь, со встроенной привычкой к потреблению. Счастливое ветренное детство закружилось, запрыгало, закричало, сорвалось с места и побежало. Новый день вечности, пронизанный солнцем, смешанный с небом, раскрашенный акварелью полевых цветов, танцующий под музыку веселого легкомысленного ветра. Я маленький пятилетний мальчик, я бегу по изумрудной траве босиком, наперегонки с юной задорной весной, срываю цветы надежды на разноцветном поле своей судьбы, разговариваю с птицами, вдыхаю дожди удачи, ловлю руками падающие звезды, еще не зная, что однажды я безвозвратно повзрослею, а затем обреченно постарею. Мириады новых оттенков, цветов, запахов, вкусов, ощущений, невероятных событий, волшебных открытий, я во всем уверен, я ни в чем не сомневаюсь, я ни о чем не беспокоюсь, я ничего не боюсь, маленькие шаги в огромный неизведанный, незнакомый мир. Все люди, которым за тридцать, кажутся большими, громоздкими, старыми, неповоротливыми, неуклюжими. Королевство прекрасного наваждения, жить, любить, смеяться, мечтать, дышать вечностью, уткнуться головой в искрящиеся звезды, бежать наперегонки с беспризорным ветром, идти по лесу, взявшись за руки с зеленоглазой весной, кричать в распахнутые окна лету, подставлять лицо дождям, снегопадам, солнцу, закрыть глаза и пять минут помолчать в тишине у ночного костра.
«Шримад-Бхагаватам», книга 2, глава 1
Затянутые в водоворот суетных забот, люди в большинстве своем не спрашивают себя, кто они и зачем появились на свет. Человек находит себе тысячи занятий и предметов для обсуждения, никчемных и бессмысленных. И лишь самый главный предмет — цель жизни — он старательно обходит вниманием. Не ответив себе на два главных вопроса, «Кто я?» и «Зачем живу?», люди ищут бессмертия в своей плоти, плоти потомков или памяти соплеменников. Великое заблуждение — полагать, что от смерти спасет тот, кто сам обречен на погибель. Слух свой следует обращать к сказаниям о Нем, над кем не властна смерть, и у Него вымаливать милости и прощения. Каких бы успехов ни достиг ты на мирском поприще, постиг ли строение мира или устроил благополучие близких, все твои успехи — сущий вздор в сравнении с подлинным сокровищем — возможностью в час смерти внимать о Господе Боге.
Свидетельство о публикации №224122800328