Купцы - благодетели
Поскольку в русской христианской традиции успех во всех делах был неотделим от благотворительности, купцы, как глубоко религиозные люди, сами выходцы из народа, чаще всего во главу угла ставили дела богоугодные.
К тому же, благотворительность в те времена поощрялась государством: пожертвования освобождались от налогов, а их размер придавал дарителям определённый статус в обществе.
Конечно, как всегда и во всём были исключения. Были и властолюбцы, и пьяницы, и откровенные бездельники, и жадные до роскоши и денег, - именно таких коснулось перо наших известных литераторов и сатириков. Причём, именно эти произведения после революционной сменой строя, к сожалению, стали основополагающими в характеристики русского купечества. Были такие отщепенцы и в Пензе.
Но далее пойдёт речь не о них, а о тех, кто одной рукой строил в отсталой провинции экономическое благополучие, а другой безвозмездно делился результатами своего труда, возводя храмы, открывая больницы, дома для сирот и престарелых, школы, создавая библиотеки, музеи и театры, оказывал поддержку бедным художникам - самородкам.
После реформ Александра II очень резкий рывок в своей лесообрабатывающей и лесоторговой деятельности сделали купцы Карповы - из семьи сплавщиков леса по Суре. Пензенские дворяне беднели, а деловые крестьяне становились купцами, и богатели. Ну, а чем делались богаче - тем больше могли выделять денег на благотворительность.
Андрей Фёдорович Карпов (1826 -1894) одним из первых основывает в Пензе Торговый дом под названием «А. Ф. Карпов с сыновьями в Пензе». Взяв кредит, он скупает лесные участки, строит и эксплуатирует лесопилки, умело сбывая кору и стружку смежникам. Сначала лес сплавляет по старой привычке, а потом подспорьем в реализации леса становится железная дорога. Взаимовыгодное сотрудничество строителей железной дороги и купцов Карповых - производителей шпал и деревянных конструкций для неё и стало определяющим в прочном становлении «карповского дела».
Семья Андрея Фёдоровича приобрела у дворян Араповых усадьбу на улице Московской и активно включилась в благоустройство города. Семьёй, детьми и благотворительностью, конечно, занималась, по традиции, супруга Прасковья Васильевна (1827 – 1896). На улице Рождественской, при Духосошественской (Рождественской) церкви, она содержала Карповскую богадельню; жертвовала на постройку гарнизонного храма в Пензе; на строительство церкви в Вышелее Городищенского уезда, за что удостоилась благословения Святейшего синода. На деньги от доходов Карповых золотили крест Спасского кафедрального собора.
Андрей Фёдорович участвовал в работе исполнительной комиссии по призрению нищих в г. Пензе. Они, совместно с супругой, в засушливые лета оказывали помощь деньгами и мукой крестьянам Городищенского уезда, помогали в бедственном положении жителям Пензы, выплачивали пенсии.
По воспоминаниям очевидцев, «большая бабаня» и её супруг «оба крупного телосложения, были типичными крестьянами, говорившими с простонародным наречием». Но это не мешало им уделять внимание делу народного просвещения. Андрей Федорович состоял попечителем Пензенского приходского училища, действительным членом общества вспомоществования бедным ученицам Пензенской гимназии и прогимназии, а в 1880 году за счёт средств собственного завода в Вышелейской волости Городищенского уезда Карповы открыли народное училище для обучения детей грамоте.
Их дети тоже выросли людьми образованными, достойными продолжателями семейного дела и дел богоугодных. В память о родителях известные купцы Карповы жертвуют на новый Успенский храм при Мироносицком кладбище.
Будучи гласными пензенской городской думы (без содержания) и членами всевозможных благотворительных обществ, они продолжали содержать Карповскую богодельню, ремесленную школу Швецова, участвовали в обустройстве городских приютов, дешёвых и бесплатных столовых. Во время Первой мировой войны Карповы устраивали в своих домах лазареты. Став уже людьми городской культуры, пополняли городской библиотечный фонд, помогали музеям и др.
Иван Андреевич (1852 -1910) - глава торгового дома Карповых в новом поколении, станет попечителем и благотворителем Александринского приюта, городской Александровской богадельни, 2-го городского четырехклассного и двух начальных училищ. Одно из них, 7-е мужское начальное училище, он сам учредил и содержал до конца своих дней. И.А. Карпов собрал для училища библиотеку в тысячу с лишним томов и приобрёл волшебный фонарь с картинками.
Постепенно Карповы становятся владельцами лесопильных заводов, мельниц, солодорастительного, винокуренного и стекловаренного заводов, лесоторговых баз в Пензенской, Симбирской, Нижегородской и Харьковской губерниях. Незадолго до революции 1917 года в городе начнёт работу полное товарищество «Т.д. Ивана Андреевича Карпова сыновья и другие», в которое войдут уже представители и других пензенских династий – мужья дочерей и внучек.
Все купцы – предприниматели Карповы, дети Андрея Фёдоровича и Прасковьи Васильевны (Иван, Андрей, Алексей, Николай, Мария, Александра) нашли свой покой на Мироносицком кладбище г. Пензы. Но мало кто из них удостоился тех прощальных почестей благодарных жителей Пензы и градоначальников, торжественного отпевания и даже захоронения в родовом склепе, которые были у их родителей.
Все предприятия, лесные угодия и усадьбы Карповых, в соответствие с Декретом В. Ульянова (Ленина) были национализированы, и в период НЭПа организован трест «Пензолес». Рабочей силой треста по заготовке дров и торфа служил, в основном, труд «освобождённых» женщин и мужчин - заключённых пензенского концлагеря.
Далее: http://proza.ru/2024/12/27/1213
Свидетельство о публикации №224122800360