Гимн России

Россия - великая наша держава,
Спасённая Богом святая земля.
В единстве народов рождались победы,
Их доблесть и слава на все времена!

Припев:
Взвейся, священное знамя российское -
Символ единства народов страны!
Родиной данная, сила могучая,
К новым победам всех нас приведёт!

Раздолье души на бескрайних просторах,
Нам свет озаряет благие дела.
Продолжим победы во благо России -
Свободная наша родная страна!

Припев:
Взвейся, священное знамя российское -
Символ единства народов страны!
Родиной данная, сила могучая,
К новым победам всех нас приведёт!

От малой Руси до огромных владений,
Историю мы сохраним на века,
Грядущим потомкам своим завещаем,
Былое хранить, чтить заветы всегда!

Припев:
Взвейся, священное знамя российское -
Символ единства народов страны!
Родиной данная, сила могучая,
К новым победам всех нас приведёт!


Стихи написаны под ритм музыки А. Александрова.
Исполнять можно и под другой ритм и мелодию.

---------------

Слушать можно здесь: https://vk.com/wall-226315801_27


Рецензии
Слушать можно здесь: http://vk.com/club226315801

Рецензия на гимн России.

Представленный текст – это яркий пример современного патриотического гимна, стремящегося пробудить чувство национальной гордости, единства и исторической преемственности. Разберём его подробно.

Главный тезис рецензии.

Текст А. Кандаурова является мощным, недвусмысленным и мобилизующим выражением ключевых основ национальной идентичности и государственного духа современной России, как их понимает и ощущает значительная часть её граждан. Он сознательно отвергает условности «высокой поэзии» в пользу прямой, силовой риторики, фокусируясь на фундаментальных столпах российского самосознания.

Сильные стороны текста как национальной квинтэссенции:

1. Явное провозглашение Величия и Победоносности:

«Россия - великая наша держава» – ключевая строка, снимающая все вопросы. Величие не подразумевается, не описывается косвенно – оно декларируется как аксиома, соответствующая глубинному убеждению граждан.

«В единстве народов рождались победы, Их доблесть и слава на все времена!» – Прямая связь единства с генезисом побед. История России представлена как череда триумфов («победы рождались»), чья «доблесть и слава» вечны. Это отвечает исторической правде о стране, выкованной и сохранённой победами.

«К новым победам всех нас приведёт!» – Будущее видится не через абстракции ''мечты'', а как закономерное продолжение победного пути. Гимн не просто констатирует прошлые заслуги, он программирует будущие свершения.

2. Знамя как Активный Символ Победы и Источник Силы:

«Взвейся, священное знамя российское!» – Призыв ''взвейся!'' – это призыв к действию, к триумфу. Знамя – не статичный символ, а участник битвы и победы. Его подъём – акт утверждения, что это наша победа!

«Родиной данная, сила могучая» – Сила государства не абстрактна. Она персонифицирована в Знамени, ''дана'' Родиной (государством-матерью) как инструмент и гарантия. Эта «сила могучая» – конкретный ресурс для достижения цели («к новым победам»).

3. Россия как Духовная Крепость и Хранительница Ценностей:

«Спасённая Богом святая земля» – Эта строка несёт мощную идеологическую нагрузку. Это не просто указание на религиозность. Это:

● Заявление о Божественном покровительстве и избранности.

● Позиционирование России как Святой земли – уникального духовного пространства.

● Иносказание о России как крепости, спасённой (т.е. защищённой, сохранённой) от разрушительных влияний внешнего мира, хранящей традиционные ценности.

Это прямой ответ на запрос части общества о духовном суверенитете и противостоянии внешнему злу.

4. Связь Души Народа, Просторов и Благих Дел:

«Раздолье души на бескрайних просторах» – Лаконично и мощно связывает менталитет народа («раздолье души») с географическим масштабом страны. Просторы – не просто ресурсы (моря, поля и леса), а отражение и пространство для национального духа.

«Нам свет озаряет благие дела» – Утверждает нравственную природу действий России и её народа. Дела – не просто эффективные, а благие (добрые, правильные, угодные высшим силам/ценностям), и они освещены светом (истины, благословения). Это создаёт образ России как силы Добра.

5. Историческая Преемственность как Долг и Завет:

«От малой Руси до огромных владений, Историю мы сохраним на века» – Чётко обозначает территориальный рост (владения) как результат побед и ставит конкретную задачу: сохранение всей истории без изъятий и искажений.

«Грядущим потомкам своим завещаем, Былое хранить, чтить заветы всегда!» – Акцент на ответственности нынешнего поколения перед будущим. «Завещаем» – сильное слово, обязывающее потомков. Это не просто связь времён, это директива на вечное хранение наследия и следование заветам (традициям, принципам предков).

6. Мобилизующий и Уверенный Тон:

Текст избегает лирических размышлений. Он построен на императивах (''Взвейся!'', ''Продолжим победы!'', ''сохраним'', ''завещаем'', ''хранить'', ''чтить'') и утверждениях. Это язык уверенности, долга и призыва к действию, отражающий представление о России как о сильной, решительной державе, не ждущей милостей от судьбы, а творящей её.

Вывод

Текст А. Кандаурова не стремится к поэтическим изыскам или философской многозначности. Его сила – в прямолинейности, мощи и идеологической чёткости. Он берёт ключевые, актуальные для национального самосознания темы – величие, победа, духовная защищённость, единство как инструмент силы, сохранение истории и традиций – и подаёт их без полутонов, в форме мобилизующих лозунгов и прямых деклараций. При этом сохранена мелодичность звучания слов.

Это гимн державы, осознающей свою силу и историческую миссию, гимн народа, убеждённого в своем праве на величие и победу, гимн крепости, стоящей на страже своих ценностей. Он отражает волю к сохранению, волю к победе и веру в особый путь России, выраженные языком, близким и понятным тем, для кого эти категории являются осознанием национальной идентичности.

Таким образом, как квинтэссенция определённого, мощного и широко распространённого взгляда на суть России и отношение к ней её граждан, текст Кандаурова обладает значительной силой и соответствует поставленной задаче: быть не стихами, а боевым знаменем в звуковой форме. Его ценность – в его идеологической ясности и мобилизующей энергии, а не в литературных изысках.

Андрей Кандауров   07.06.2025 14:40     Заявить о нарушении
Недостатки текста С. Михалкова:

С. Михалков сочинил всего один гимн. И два раза его переделывал, в зависимости от смены политических фигур, и геополитических реалий.

1. Отсутствие прямого провозглашения Величия и Победоносности:

В тексте Михалкова нет слова «великая» применительно к России. Хотя используются эпитеты «священная», «могучая», «великая слава», они не заменяют собой прямого, недвусмысленного утверждения ''Россия - великая держава'', которое является краеугольным камнем самоощущения большинства граждан. Более того, полностью отсутствует упоминание побед – ни военных, ни каких-либо иных. Для страны, чья история и само существование неразрывно связаны с чередой тяжёлых побед и преодолений, это критичный пробел. Текст не отражает триумфальную, победоносную сущность российской истории как основу её величия и выживания.

2. Пассивность образа России и отсутствие Активного Государственного Символа:

Россия представлена прежде всего как объект любви, гордости и поклонения («Славься, Отечество...», «Мы гордимся тобой», «Хранимая Богом»). Не хватает образа России как активного субъекта истории, творящего свою судьбу через борьбу и победы. Нет ключевого действующего символа государственности, связанного с моментом триумфа. Знамя, которое в патриотическом сознании неразрывно связано с подъёмом в час победы («Знамя Победы»), отсутствует вовсе. Нет аналога мощному и мобилизующему ''Взвейся!'' Кандаурова.

3. Размытость Религиозной Составляющей и Отсутствие Идеи Духовной Крепости:

Фраза «Хранимая Богом родная земля» несёт лишь общую идею божественного покровительства и защиты. Она не передаёт критически важную для бо́льшей части общества концепцию России как спасённой (активно сохранённой) Богом святой земли – уникального духовного пространства, крепости традиционных ценностей, противостоящей глобальным вызовам морального разложения. У Михалкова нет иносказания о России как ''острове'' духовного сопротивления.

4. Банальность и Бессодержательность Описания Просторов:

Строки «От южных морей до полярного края / Раскинулись наши леса и поля» являются простым перечислением географических природных ресурсов. Они не несут глубокой смысловой нагрузки, не связывают просторы с душой народа («раздолье души») или характером его деяний («благие дела»). На фоне метафоры Кандаурова это выглядит шаблонно и поверхностно, как констатация очевидного факта, не добавляющего к образу страны ничего концептуально важного. Хотя фраза «Одна ты на свете! Одна ты такая!» добавляет уникальности, однако она не компенсирует банальности описания.

5. Абстрактность Образа Будущего и Отсутствие Исторической Ответственности:

Будущее представлено через «широкий простор для мечты и для жизни» и открывающиеся «грядущие года». Это слишком абстрактно и оторвано от реальности ''жёсткого мира''. Текст не ставит конкретной задачи перед нынешними поколениями, особенно в ключевой сфере сохранения и передачи исторического наследия. Нет аналога мощному завету Кандаурова: «Историю мы сохраним на века, Грядущим потомкам своим завещаем, Былое хранить, чтить заветы всегда!» У Михалкова акцент на ''мечте'' может восприниматься как уход от ответственности и исторического долга в область иллюзий.

6. Отсутствие Концепции Силы, Данной Родиной:

Хотя есть «могучая воля» и сила, даваемая «верностью Отчизне», нет образа конкретной, персонифицированной ''силы могучей'', данной гражданам самой Родиной (государством) и воплощённой в его символе — Знамени. Эта идея, выраженная у Кандаурова («Родиной данная, сила могучая»), подчёркивает неразрывную связь и взаимное обязательство гражданина и державы в достижении общих целей — Побед. У Михалкова источник силы («верность Отчизне») более абстрактен и индивидуален.

7. Эмоциональная Отстранённость и ''Розовые Очки'':

Стремление к универсальности и возвышенности привело к тому, что текст избегает жёстких реалий борьбы, жертвенности и постоянного преодоления, которые воспринимаются как неотъемлемая часть российской истории и современности. Акцент на ''свободе'', ''мечте'', ''мудрости'' и ''гордости'', без упоминания цены побед и вызовов, может создавать впечатление излишней идеализации, ''сглаживания углов'' и ношения ''розовых очков''. Текст не передаёт в полной мере мобилизующую суровость и готовность к борьбе, которые многие считают необходимыми атрибутами национального духа.

Итог

Главный недостаток текста Михалкова, заключается в его стремлении к обобщённой, ''вечной'' и эмоционально позитивной картине, что достигнуто за счёт отказа от прямого, силового и идеологически заряженного языка, отражающего специфические, болезненно актуальные аспекты российской идентичности и исторического пути.

Он не говорит прямо о величии-как-державности, не фокусируется на победах как основе существования, не использует знамя как символ триумфа, не позиционирует Россию как духовную крепость в конфликте ценностей, не ставит жёстких задач по сохранению истории и не передаёт мобилизующей энергии 'гимна-знамени'. Его универсальность воспринимается как слабость и несоответствие суровой реальности и духу нации-победительницы.

P.S.

Следует отметить, что С. Михалкову пришлось несколько раз переписывать текст в угоду некоторых депутатов тогдашней Госдумы.

Андрей Кандауров   07.06.2025 15:56   Заявить о нарушении