Рыбацкое счастье

Большие да малые суда бороздят водную гладь, которая зачастую оказывается не такой уж и гладкой. То волна разыграется, то судьбы каприз…
Речь нынче пойдёт о небольшом промысловом траулере, что-то типа СРТМ-К, только иномарка. И по возрасту он очень на советский кормовичок смахивает — 35 лет, как в морях его дороги. Но скроен кораблик ладно и с умом. Десять специалистов делят рыбацкие будни на борту. Хотя, когда улов хороший, все поголовно становятся рыбообработчиками. Шкерят тушку и пересыпают льдом. Рыбу укладывают в пятидесятикилограммовые пластиковые ящики и складируют в трюм. Исключительной удачей считается заполнить всю грузовую ёмкость в 52 тонны.
Длительность рейсов, которая диктуется автономностью: от недели до 11 суток.
Зона лова не весьма удалена от заполярного порта — мачтового города, раскинувшегося на берегу незамерзающего залива.
Орудие лова: донный трал.
Объёкт промысла: сайда, треска, пикша, камбала.

Ползли по 170-й изобате от самой норвежской зоны. По правому борту глазом не видимый Рыбачий отчётливо прорисовывался на экране радара. Первый улов вылили на палубу, и, немедля, трал снова отправился в глубину. Мешок, мотня и, наконец, сетчатый его сквер скрылись в кильватерной струе, тем самым прекратив визуальный контроль над орудием лова.
“Только мы его и видели…”, — рассказывал впоследствии капитан. Лебёдка разматывала барабан, и натяжение на ваере возрастало. Наконец бобинцы коснулись грунта и покатились по дну, заметно усилив напряжение ваера. Траление продолжалось недолго. Рывок… и, далее, траловая лебёдка вытягивала обрывок ваера. Собственно всё. Конец рассказу…
Но, как в старом анекдоте про Петьку и Василь-Ваныча. НО ЕСТЬ НЮАНСЫ! (Если не знаете анекдот, я б рекомендовал поинтересоваться у более сведущих товарищей.) Нюансы в следующем: 1) хана зарплате для всего экипажа! Это, пожалуй, главный нюанс. Ну и по мелочи: 2) диаметр ваера, изначально 25 мм, теперь, истёртый, составлял 22 мм; 3) траловые доски, ответствующие за раскрытие трала в горизонте, имели крайнюю степень износа. Они, постоянно подвариваемые снизу, должные под определённым наклоном скользить по дну, не выдерживали нужный угол. В какой-то злополучный момент доски зарылись в грунт, что и вызвало обрыв.
Само собой капитан ранее многократно информировал владельца кораблика об аховом состоянии промыслового снаряжения. Просил и новые доски, и новый стальной канат. Но, даже несмотря на то, что судовладелец был извещён по пунктам 2) и 3), пункт 1) оставался неизменным. Настроение всей команды упало, как стрелка барометра в самом центре глубокого циклона.
— Готовь кошку, майор! — крикнул капитан с моста на промысловую палубу.
Легли в дрейф.
Когда кошку снарядили, траулер дал ход и, на циркуляции, добавил к значению курса траления 180 градусов. Так, на обратном курсе, “по спутнику”, вскоре вышли к точке обрыва ваера. Примечательно, что сигналы от потерянных досок здесь прослушивались великолепно. Дистанция — 200 метров всего. Поди возьми их…
Дальнейший манёвр траулера состоял в следующем. Необходимо было отойти в сторону, с таким расчётом, чтоб потом перпендикулярно пересекать курс траления в точке, где покоится на дне потерянный трал. За 8 кабельтовых с моста последовала очередная команда:
— Кошку майна!
Сваренные крестом стальные крючья споро отправились на дно и с первого раза зацепили трал. Немного погодя спутанный, кое-где повреждённый, он был поднят на палубу. Основная оснастка в наличии: кухтыли, доски, грунтропы, рокхопперы... и, о счастье, траловый зонд — совсем не дешёвое устройство. Из мешка даже вылили пару тонн рыбы.
Потом ремонтировали сети, сращивали стальные концы, восполняли утраченные детали оснастки трала. Всю ночь без сна, под светом прожекторов, осыпаемые откуда-то с боку (никогда сверху) секущим снегом, орошаемые брызгами моря, балансируя на ходящей ходуном промысловой палубе... В общем, АВРАЛ, если одним словом... А куда денешься? Трал — добытчик и кормилец должен быть в работе, а не валяться на палубе ленивым осьминогом.
И настроение у всех было отменным, циклона как не бывало. Ведь давно известно, что сделать человека счастливым очень легко. Надо сначала у него что-то отобрать, а потом это что-то ему же и вернуть. И в контору об инциденте не сообщали. Всё, что происходит на Миле — остаётся на Миле. Это выражение справедливо, как к Зелёной Миле, так и к рыбацкой морской миле. В самом деле, к чему попусту огорчать судовладельца неудачами моряков?

По приходе в порт капитан спустился на причал и глянул осадку. 6 метров носом означало, что по крайней мере 40 тонн в трюме лежит. “Нормуль” — порадовался в душе наш фартовый герой.

25 декабря 2024 год.


Рецензии