Лесничии Вселенной, кн. 2, гл. 3, 2

 Пассажиры, по крайней мере, двое из троих, вели себя вполне стандартно. Благо опыт долгой транспортировки пауков у ребят уже был. Мудрейшая и второй мудрейший явно наслаждались перелетом, как и их молодые помощники, во время заплыва на первый большой остров пауков. Огромное, по паучьим меркам помещение, идеальные температура и воздух (датчики опять зашкалило, без скафандров не входить) и огромное количество деликатеснейшей еды. Пауки вели себя вполне естественно для отдыхающих. Трещали ни о чем, причем в данном случае в прямом смысле слова. Разговорные треск и скрежет в пустом большом помещении, очень громко, уши закладывало даже через динамики, пришлось срочно убавить звук. Санаторий для пауков, а не трюм разведывательного корабля.
   Паук, который вел переговоры, оказывается люди их тоже могли различать, когда толпа не слишком большая, безвылазно сидел в своем коконе. И день, и два и… На третий Александр задал вопрос:
   - Говорит командир корабля, - раздался в динамиках грузового отсека перевод речи Александра. – Здравствуйте. Как вы себя чувствуете? Все ли у вас нормально?
   - Да, командир, - проскрежетала в ответ паучиха. – Давно так не отдыхали. Так хорошо мне было только на детском острове.
   - Да, - поддакнул ее компаньон. – Хорошо, как в детстве.
   - А ваш третий спутник? – спросил Александр. – Похоже он не разделяет ваших восторгов.
   - Он пребывает в глубокой задумчивости, - пояснила паучиха. – Для нас такие периоды нормальны. Нам всем время от времени необходимо погружаться в себя. Мы стараемся не нарушать его уединения.
   - Так он не болен? С ним точно все в порядке?
   - Нет! – неожиданно ответил сам главный паук. – Со мной все не в порядке. Теперь я не знаю, как дальше жить, просто не понимаю. Со мной все очень плохо, - Он выскочил из своего кокона и нервно побежал или забегал по полу, стенам и, даже, потолку. – Вы хорошие. Вы друзья. Вы нам помогаете. Они сами враги и предатели. Это они ниже нижайших. Я не знаю, что мне теперь делать.
   - Для начала успокоиться и поесть, - предложил Александр. – А потом вы нам все спокойно расскажете.
   Рассказ был долгим. Обстоятельным. Оказывается, историю до потопа, пауки все-таки не забыли. Помнили. Правда, только на мудрейшем уровне. Зачем забивать голову простых граждан не нужной информацией? Так, до недавнего времени, думали мудрейшие. Даже «идущие следом» помощники мудрых братьев и сестер не владели этой информацией. Долгие столетия жители подводного города были уверены в том, что выжили только они.
   Когда же граждане города стали выходить на поверхность и осваивать острова, выяснилось, что жизнь сохранилась на двух самых больших из них. Жители больших островов изрядно деградировали, с точки зрения горожан, но смогли выжить. Однако островитяне от контактов со своими соплеменниками категорически, в довольно агрессивной форме, отказались. Пока не будет знака сверху. «Так всегда». Горожане не стали настаивать, так как для их нужд им хватало свободных, пусть и не очень больших островов. Так продолжалось еще несколько столетий, до появления инопланетян. Это все, включая пришельцев, и так знали. Для того же, чтобы объяснить то, с чем столкнулись  сейчас, потребовался экскурс в допотопную историю.
   Общество до потопа делилось на касты:
   1. Нижайшие. По сути своей племенное стадо домашнего скота. Годные к разведению оставались в стаде. Тот, кто в разведение не годился, но был достаточно смышлен, шел в чернорабочие на тяжелую низко квалифицированную работу и назывался выше нижайших. Тот, кто не годился ни туда, ни туда отправлялся в кормовое стадо – на убой, по мере надобности, и назывался ниже нижайших. В это же стадо отправляли осужденных на смерть преступников из других каст и, отработавших свой ресурс, ставших непригодными к эксплуатации чернорабочих. Выше нижайших – вместо пенсии шли на корм, становясь ниже нижайших.
   2. Высокие. Каста квалифицированных специалистов. Делилась на две под касты: высокие – слесаря, медсестры и так далее и выше высоких – инженеры, врачи.
   3. Высшие. Каста высококвалифицированных профессионалов. Ведущих специалистов: конструкторов, ученых, руководителей производства.
   4. Великие. Каста командного состава по праву рождения. Аристократы мелкого уровня. На подобие не титулованных дворян на Земле.
   5. Величайшие. Каста правителей: короли, принцы, герцоги, графины и прочая шелупонь в паучьем эквиваленте. Коробка переводчик не смогла все перевести, но общий смысл понятен.
   Величайшие, питались исключительно паучатиной. Для них и держалось племенное стадо.
   Великим доставались объедки со стола Величайших. Плюс умирающие родственники. А что б ни голодать, когда паучатины не хватало, рацион дополняли другими продуктами.
   Высшие и высокие питались в основном морепродуктами. Иногда дичью, то есть мясом птицы, зверей на планете не было, съели. Птица тоже была дефицитом, поэтому море продукты были основными продуктами питания. Паучатину к их столу поставляли исключительно умершие собратья по касте.
   Нижайшие же всех трех подразделений паучатину получали в пищу только в раннем детстве, пока поедали родителей. Основу рациона составляли объедки мореподуктов более высоких каст.
   Вот такая вот пищевая цепочка.
   На момент катастрофы на планете было два примерно одинаковых по мощи и люто ненавидящих друг друга царства – государства. Коробка переводчик перевела их названия, как одно Великое не переводимое трещание и второе Великое непереводимое трещание. В памяти переводчика названия зафиксировали как 1 и 2.
   - Разделяй и властвуй, видимо актуально для всех политических строев стадного типа, - прокомментировал услышанное Лука. – На Тилене этого не стало благодаря Ркандрам, а на Денсаре на второе стадо просто народа не хватило. На Земле это правило работает до сей поры. Постоянно нужен внешний враг. Отец рассказывал, что у них в СССР на каждом пороге стоял американец, а в США – русский. Только вот в США население четыреста миллионов, а в СССР меньше трехсот. Где взять столько русских, чтобы каждому американцу поставить на порог? Не понятно. А если учесть, что этнических русских меньше ста миллионов…
   - Брат мой, дорогой, - перебил Александр. – Вот для нас с Евгением эти твои СССР и США точно такая же тарабарщина, как паучьи империи. Правда, правда. И кто такой русский?
   - Ты я, у Евгения по отцу татары есть, а тетя Марина с примесью прибалтийских кровей.
   - И кто я тогда такой? – поднял бровь Евгений.
   - Папа говорит, что, если национальность установить невозможно, значит – русский. Ты тоже русский, видимо. Нет такой национальности, как татароприбалторусский.
   - Короче, земляне мы, - подвел итог капитан. – А все эти градации и тонкие настройки, это лишнее.
   - В дали от родной планеты национальность действительно не имеет значения, - согласился Лука. – А там по национальному признаку и убить могут. Вот это и есть – разделяй и властвуй. Всегда нужен внешний враг, которого можно дружно ненавидеть и, всем вместе, плечом к плечу, ему противостоять. Пауки в этом противостоянии, видимо, несколько переусердствовали.
   - А если без врага? – спросил Евгений. – Как на Тилене?
   - Тогда все должно быть, как на Тилене. Не должно быть никаких каст, классов и сословий, а уровень жизни должен быть одинаковым для всех. В противном случае низших необходимо как-то удерживать в их состоянии. Пауки это сделали практически идеально, превратив часть собственного народа в тупой скот. Но, даже такая, идеальная система эксплуатации рано или поздно ломается. Вот и здесь произошел какой-то системный сбой, когда искусственно созданное противостояние, вдруг превратилось в реальную бойню. Нельзя выжимать все соки из народа до бесконечности.
   - Ну, все, историка опять понесло, - перебил брата Александр. – Ты нам что-то такое недавно рассказывал. На Землю мы тебя с собой не возьмем.
   - Почему? – одухотворенное лицо Луки, превратилось в удивленное, да так и застыло.
   - Ты землян плохому научишь, перестанут топтаться друг у друга на порогах.
   - Начнут в гости заходить. И БАЦ! – Евгений звонко хлопнул в ладоши.
   - Что бац? – подпрыгнул Лука.
   - Полетим их спасать. А на кой они нам сдались?
   - Да ну вас, балбесы.
   - Лука, не обижайся. Все, что ты говоришь прям вот очень – очень интересно. Но не нам. Ты уж извини.
   - Да как же вы не понимаете, изучение истории, в том числе и других планет, помогает не повторять уже совершенных ошибок.
   - Вот, а ты нам не даешь слушать историю пауков и сам не слушаешь. А ты специалист, между прочим.
   Великий Совет решил, что будет правильно, если вести переговоры с пауками будет тот, кто «принимает решение». Поэтому, на экране в трюме были Лукич старший и Шаропуз – неразлучная парочка. Непосредственно им, а также еще населению двух планет и рассказывал историю родной планеты Мудрый брат. Поэтому пламенная речь Луки Лукича осталась незамеченной галактической общественностью. Но, в целом, Лука оказался прав.
   Когда экипаж вернулся к прослушиванию, сама история уже закончилась. Великий Совет удалился для размышлений. Успокоенный Лукичем паук, наконец, смог поесть и спрятался в своем коконе отдохнуть.
   - Ну вот, пауки довольны, отец отключился, не попрощавшись, а что там, собственно, было, мы и не знаем. Да ладно мы, дилетанты. Лука Лукич – профессионал, всю историю прослушал.
   - Саш, не знаю, что ты сейчас делаешь. Издеваешься или сокрушаешься. Это не важно, - парировал Лука. – Мозг, что там было, расскажи, пожалуйста.
   - Говорил он много лишнего, в двух словах, одно из царств решило ударить на опережение.
   - Как это? - не понял Евгений.
   - Это как в детстве. Дать сдачи, до того, как получил, - объяснил Лука.
   - Глупо же, - удивился Александр. – Ладно, когда дети, а здесь взрослые, и последствия тоже взрослые.
   - Кто победил, кто проиграл, Мудрый брат не знает, - продолжал тем временем Мозг. – Да это и не важно. Досталось всем. В то время, как население обоих государств массово гибло, правители спокойно покинули планету. Вернее, они ее покинули, до начала боевых действий. За долго до войны, на спутниках планеты были оборудованы базы со всем необходимым. Спутники планеты имперские владыки тоже поделили. На двух, самых крупных и расположились властители воюющих держав. С собой взяли даже не всех из величайших. Только особо приближенных. Взяли, вернее завезли за долго до начала боевых действий представителей более низких каст, необходимых для обслуживания оборудования и поддержания станций в рабочем состоянии. Ну, и, естественно, нижайших – корм, все-таки. На планете, тем временем воевать стало некому. Ненависть друг к другу утонула вместе с большей частью населения. Возможно, что жители подводного города – единственные, кому удалось выжить. По крайней мере признаков других выживших обнаружено не было, возможно они просто не выходили на поверхность. Как знать?
   Через несколько столетий, когда вода начала спадать, появились острова, на которых до удивления быстро восстановилась растительность и появились птицы. Хотя птицы, скорее всего, переждали потоп в более холодных регионах, если верить уцелевшей карте, там были самые высокие горы. Два самых крупных куска суши государства поделили между собой. Потомки, почти уничтоживших родную планету правителей, по-прежнему ненавидели друг друга. Но были вынуждены договариваться. Было принято совместное решение заселить эти земли нижайшими, чтобы размножались. Им было велено жить и ждать знака с небес. И вот, вместо запланированного триумфального пришествия величайших правителей, с небес явились инопланетяне и все испортили. А еще группа наглых граждан умудрилась выжить под водой и потерять всякое почтение к правящему классу.
    Мудрого брата подкараулили, когда он в одиночку изучал северную оконечность острова. И жестоко запугали. Ему было сказано, что если он не подчинится и не выполнит волю Величайших, то те, в свою очередь, уничтожат его город и весь его народ. Что ему оставалось делать в такой непростой ситуации? Во всей современной истории от начала потопа никогда и ни чего подобного не было. Совершенно новая, неизведанная и не понятная ситуация. Он испугался, а испугавшись, подчинился. Но истинный разум, всегда отягощен совестью. Мудрый паук экзамен на разумность успешно сдал. Совесть не давала ему покоя и вырвалась на свободу, не смотря на все доводы разума. Хотя их и доводами не назовешь. Уж очень неубедительно они звучали даже внутри головы, постоянно споря между собой. Ну как, скажите на милость, можно доверять предателям, предавшим население целой планеты? Ни как. Где гарантии, что они не уничтожат свободный город после расправы с пришельцами? Нет таких гарантий и помешать им будет не кому. У горожан просто не было оружия. Совесть поддержала менее напуганную и от того более благоразумную часть разума и, большинством голосов, они решились рассказать все инопланетянам. Все же пришельцы вызывали больше доверия, чем свои, родные величайшие. План Величайших был прост. Мудрому брату выдали маяк, который он должен был включить на планете пришельцев, когда они возвратятся домой. Флот величайших должен был обрушиться всей своей мощью на планету чужаков, уничтожив их всех. А уж как проникнуть на корабль Мудрый брат должен был решить сам. Задачу он выполнил, но совесть и страх за свой народ мешали жить. Страха за свою жизнь пауки особо не испытывают, а вот за жизнь племени готовы сражаться. Теперь, рассказав все инопланетянам, мудрый брат наслаждался душевным покоем. Пусть другие решают судьбы планет и вселенных. Он пас.
   - Ну, и какие предложения есть, товарищи? Все-таки нравится мне это слово, - Александр окинул рубку взглядом.
   - Есть, командир. Мозг, дай пауков пожалуйста, - Евгения явно захватила какая-то идея, Александр не стал мешать. – Мозг, помнишь, наши преследователи говорили про максимум через семь и сто три чего-то? нужно протрещать эти самые чего-то нашим премудрым пассажирам.
   - Хорошая идея, похвалил Александр.
   - Земляне, с вами приятно иметь дело, - подал голос Мозг. – Теперь Ркандры Тилена в печали. Как мы до этого не додумались?
   Общение заняло гораздо больше времени, чем можно было изначально предположить. Вот здесь без Ркандров точно бы ничего не получилось. Как выяснилось: семь чего-то – это сутки, состоящие из двухсот других чего-то. Вот и как это объяснить друг другу, имея такие просто грандиозные различия в языках и культурах. Причем эти величины исключительно технические термины. В повседневном обиходе их не используют. И, подавляющие большинство далеких от техники пауков, таких слов попросту не знает. Это просто чудо, что жителям подводного города удалось сохранить некоторые технические знания и связанные с ними термины.
   - Это, получается, что двигаясь с нынешним ускорением мы достигнем их максимума меньше, чем через пять суток? – перевел время в корабельное Александр.
   - Ага, а максимум их где-то порядка трети от скорости подпространственного перехода, - согласился Евгений.
   - Я тут прикинул маршрут, - подал голос Лука. – Адмирал Клен встретит нас вот в этой точке. Если мы увеличим ускорение до стандартного, то прибудем в данную точку на трое суток раньше Клена. А пауки на своем максимуме почти на сутки позже Клена. Вот эта планета, вроде необитаемая, но на всякий случай проверим и сбросим на нее маяк. Сами уйдем вот сюда, спрячемся на спутнике и спокойно дождемся Клена.
   - Нам нравится ваш план, - возник на экране Глава Великого Совета Ди Длен. – Делайте, как решили, только будьте осторожнее, ребята. Удачи.

http://proza.ru/2024/12/28/752


Рецензии