Профориентация в СССР, России

 Свой рассказ об истории возникновения и развития профессиональной ориентации в нашей стране начну с того весьма простого на вид и несомненно сложного определения  «профессиональная ориентация». В научном мире среди педагогов, психологов, экономистов, политиков существует масса различных, подчас кардинально отличающихся друг от друга, понятий на этот счет. Простые граждане, не интересующиеся ими и не вникающие в их содержание, чаще всего считают, что профориентация - это то, что может помочь человеку, чаще всего молодому, правильно выбрать будущую профессию. Но так ли это с позиции власти, работодателей, руководителей профессиональных учебных заведений всех мастей? Нет и, еще раз, нет!
 Для них профориентация это, в первую очередь, процесс «затыкания дыр», образовавшихся в огромном и чаще всего очень плохо управляемом государственном теле. В нем почти всегда чего-нибудь да не хватает, причем чаще всего рабочих рук, специалистов всех мастей. Так, например, в самом начале образования нового государства, созданного насильственном путем большевиками ради, по их словам, процветания рабочего класса, которого, как оказалось, почти нет, а, если он и был, то лучшие, квалифицированные рабочие жили очень неплохо и в гегемоны не рвались, Но новая власть, которой надо было утверждать свою идеологию равенства всех поголовно, правда, кроме них и их родственников, естественно, поставила цель- создать страну, в которой кому и кем быть будут решать наверху. Как говорится, сверху виднее.  В конце 20-х-начале 30х годов начался процесс невиданного еще по масштабам такого большого государства, как СССР, уничтожения профессиональных крестьян и превращения их в рабов-колхозников или в сбежавших от этого насилия,  в город мигрантов - рабочих. Тогда это были в своей массе еще жители своей страны, просто покинувшие дома, деревни и села. Они закрыли тогда уже имевшийся  дефицит на производстве малоквалифицированной рабочей силы.  При этом  созданная властью система ГУЛАГА решила в довольно короткий срок проблему строительства крупных промышленных, энергомашиностроительных  предприятий. Но, главное, что было важно  тогда, да  осталось актуальным и сейчас, создание системы ВПК. Закрытые, засекреченные, так называемые, п/я (почтовые ящики) должны были компенсировать отставание в качестве и количестве вооружения в стране, провозгласившей борьбу за победу пролетариата во всем мире. Вот тогда и возникла необходимость не просто воровать секреты создания нового оружия у своих соседей, но и придумывать то, до чего специалисты  других стран еще не додумались. Понадобились профессионалы высокого класса. Призывами: «Даешь..» много не добьешься. И в, так называемых «шарашках», использующих труд заключенных, много нового не создашь. Хотя, на первых порах, кое-что тогда и там получалось. Но скоро, в начале 50-х годов власть поняла, надо готовить своих специалистов - инженеров различных отраслей, их после окончания ВОВ явно не хватало. И призывы к выпускникам сработали ,городские школьники  хлынули в вузы технического профиля. Очень скоро в крупных городах стало просто непрестижно после окончания школы не поступить в институт. С тех пор и доныне, не поступивший в институт выпускник – человек второго сорта. При этом не важно, что он после поступления в вуз  его бросил, или был отчислен за неуспеваемость, или после завершения учебы не стал работать по полученной профессии. Главное-поступить, куда и зачем неважно. Ложный престиж важнее, наверное, потому что после окончания войны люди,  ее пережившие, захотели жить лучше, чтобы их дети не знали тяжелого физического труда, тех тягот, которые выпали на их долю.  И их профориентация заключалась в простой формуле: « Ты куда-нибудь поступи и все». А мы, твои родители, будем тобой гордиться и хвалиться  перед друзьями, знакомыми и родственниками. «Мой (я) в институте учится, не то, что..» Конкурсы в Вузы и техникумы  стали расти, кажется, что все хорошо. Увы, не стало. Через несколько лет выяснилось, что такая профориентация привела к тому, что понадобилось снова ввозить рабочую силу в города. Снова понадобились мигранты-лимитчики, как их называли во второй половине 20 века. Дети тех, чьи родители прошли школу тяжелого труда на производстве, потерявшие подчас здоровье, и не хотели, чтобы они стали рабочими, не пошли работать на заводы и фабрики, учиться в профессионально-технические училища. А, если и шли в ПТУ, то, только для того, чтобы получить среднее образование, а отработав после их окончания некоторый срок, все равно уйти с производства. Даже хорошая по тогдашним меркам зарплата не останавливала. Менялся образ жизни городского жителя, физический труд терял свой престиж, если он и был когда-нибудь, вообще. Ведь говорить с трибуны, на большом собрании, что я - рабочий и этим горжусь, одно, а стоять каждый день и всю жизнь за станком и точить на нем одну и ту же деталь, совершенно другое. Система профориентации государства пыталась перестроиться. Сначала чиновники высокого ранга придумали для  школьников одиннадцатилетку, чтобы те прошли производственную практику на заводах, фабриках, колхозах и т.д. Добавили лишний год к обучению, но через 7 лет от этого отказались. Позитивных результатов этот эксперимент над школьниками не дал, если не считать обратного эффекта. Те из них, кто раньше только слышал о том, что происходит на производстве, попробовав этот процесс в реальной обстановке, решил для себя и в будущем для своих детей, никогда с производством свою жизнь не связывать.
 В эти годы резко в городской среде упал и так невысокий престиж ручного труда. С тех пор учителя в школе, а родители дома стали говорить плохо успевающим детям: «Не будешь хорошо учиться – пойдешь в ПТУ, колледж и т.д.» Даже тем, кто мог и хотел бы там успешно учиться. Такая профориентация наоборот.
  Были в 80-е, начале 90-х годов прошлого века последние более - менее вразумительные попытки изменить создавшуюся хаотическую ситуацию с кадровой атмосферой в стране. Были созданы Центры профориентации.
 Ведь абсолютно дикая ситуация тогда, да и в дальнейшем, сложилась. Специалистов с высшим и средним специальным образованием море, чуть ли не самое большое на душу населения в мире, а уровень жизни граждан на 50-60 месте. Управление страной хуже некуда, конфликты на всех уровнях, все со всеми почти переругались.
 Профориентация свелась к экскурсиям школьников в профессиональные учебные заведения, завлекающие к себе выпускников. Об их  будущем трудоустройстве на этих встречах старались не говорить. Ведь системы «Школа-ВУЗ», созданной несколько позже и теперь практически порушенной, тоже нет.
А тот эксперимент, осуществленный, как было сказано выше, в ряде регионов страны и связанный с появлением Центров профориентации и психологов этих центров, пришедших на помощь выпускникам в выборе их дальнейшего жизненного пути, остался неизученным и неиспользованным. Дело в том, что Центры оказались вне системы образования. Они были созданы  на балансе органов по труду, никогда не работавшими в этой области. Кроме соотнесения заявок с производства о нехватке рабочей силы и выдаче направления конкретному работнику на данное производство, эти органы никогда ничем другим не занимались. Поэтому в условиях создания нового государства РФ, на развалинах СССР, в условиях хаоса о центрах и работе психологов с детьми никто и не вспомнил. Правда в новой России в школах работают психологи, но задач по профориентации учащихся перед ними никто особенно и не ставит. Не до этого им.
 Что будет с профориентацией молодежи в будущем? А, точнее сказать, с работой по оказанию школьникам помощи в их профессиональном самоопределении? Сказать трудно, да и в условиях современной нестабильности в стране просто невозможно.
 Хотелось бы, чтобы когда-нибудь специалисты-психологи-профконсультанты использовали тот опыт, который был когда-то наработан. Дай им Бог, как говорится!


Рецензии