Сотворение Адама о чем расскажет фреска Микеландже
Центральная часть композиции сконцентрирована на жесте двух рук: рука Бога даёт творческий импульс, а рука Адама принимает его, претворяя этот импульс в жизненную энергию. Тем, что их руки не соприкасаются, подчеркнута, по мнению экспертов, невозможность соединения божественного и человеческого или, другими словами, образа и прообраза, замысла и творения.
О значении этой композиции было выдвинуто несколько гипотез, многие из которых брали за отправную точку хорошо задокументированные знания Микеланджело в области анатомии человека. Так, например:
1. Изображение человеческого мозга.
Американский врач Фрэнк Линн Мешбергер (Frank Meshberger) в 1990 году обнаружил, отмечается в журнале Американской медицинской ассоциации, что на фреске «Сотворение Адама» в изображении очертаний Бога и его спутников на самом деле зашифровано анатомически точное строение человеческого мозга.
При близком рассмотрении границы в картине соотносятся с основными бороздами в головном мозге и его основных отделах (возможно, тоже выбранных не случайно): во внутренней и внешней поверхности мозга, ствола мозга, в лобной доле, базилярной артерии, в гипофизе и зрительном перекрёсте. Всего таких объектов 7 (по другим версиям 8), при этом фигур на этой части фрески 11 (с Творцом 12), а вместе с Адамом всего 13.
2. Также было замечено, что красная ткань вокруг Бога имеет форму человеческой матки (некоторые называют её «маточной мантией») и что свисающий шарф зелёного цвета может быть недавно разрезанной пуповиной. Группа итальянских исследователей опубликовала в Mayo Clinic Proceedings статью, в которой изображения мантии и послеродовой матки совпадали. При этом несоответствующая вроде бы сюжету пуповина (Адам был не рожден, а "создан") отображает символически сам факт божественного благословения физической природы человека вопреки ее традиционному пониманию церковью как греховной (об этом далее).
3. Изображение ребра Евы.
Дейвис Кампос в журнале «Клиническая анатомия» отмечает, что левая сторона туловища Адама содержит дополнительное скрытое ребро.
Кампос предполагает, что это дополнительное ребро было способом Микеланджело изобразить Адама и Еву, сотворённых "бок о бок", что также отличается от католической традиции, согласно которой Ева была создана после Адама.
Существуют убедительные доказательства того, пишут исследователи, что Микеланджело радикально не соглашался со многими католическими традициями и имел непростые отношения с заказчиком росписи папой Юлием II. Таким образом, детали фрески могли стать для него единственным доступным способом заявить не столь продвинутой анатомически общественности как о своих теологических, так и о телеологических воззрениях, не подставляясь при этом под удар.
4. Зеркальный мир.
Поза Адама на фреске почти зеркально повторяет позу Творца — как вверху, так и внизу! Адам подобен Богу, но "подобен" не означает "равен", - энергию и жизнь вливает в Адама божественный поток сознания.
Справедливости ради надо сказать, что не все теории включают в рассмотрение теологическую часть (возможно, из политкорректных соображений), однако все интерпретации сходятся в одном - в сопоставлении изображенного на фреске со структурой мозга, а, возможно, и с представлениями Микеланджело о сознании и его скрытой, бессознательной части, модулируемой теневыми фигурами в правой части фрески https://www.vokrugsveta.ru/article/237292/
5. И последнее. Числа*.
Помимо описанных выше соотношений 11 + 1 + 1, символизирующих БОЖЕСТВЕННОЕ ЕДИНОЕ (12), воплощенное в Земном (1=13), другая структура чисел фрески (2 "скрытые" фигуры правой части + 1 Творец + 7 явных фигур, среди которых одна тройная) отображают структуру современного нам Зодиака, состоящего из 10 планет. А, принятые за ту же единицу, вместе с числом 12 (количество знаков Зодиака), снова дают нам число 13).
Напомним, также, что и число 4, к которому относится сюжет фрески (а именно, четвертая из девяти сюжетов Книги Бытия, см. выше) - число материального, земного мира, чему, собственно, и посвящена вся композиция.
* авторская версия
Оригинал публикации https://buro-prognozov.livejournal.com/69412.html
Свидетельство о публикации №224122800951