Сотворение Адама о чем расскажет фреска Микеландже

Как известно, фреска знаменитого скульптора (1511)  - четвёртая из девяти центральных композиций потолка Сикстинской капеллы, посвящённых девяти сюжетам книги Бытия, фреска иллюстрирует эпизод "И сотворил Бог человека по образу своему" (Быт.1:27).

Центральная часть композиции сконцентрирована на жесте двух рук: рука Бога даёт творческий импульс, а рука Адама принимает его, претворяя этот импульс в жизненную энергию.  Тем, что их руки не соприкасаются,  подчеркнута, по мнению экспертов,  невозможность соединения божественного и человеческого или, другими словами, образа и прообраза, замысла и творения.

О значении этой композиции было выдвинуто несколько гипотез, многие из которых брали за отправную точку хорошо задокументированные знания Микеланджело в области анатомии человека. Так, например:

1. Изображение человеческого мозга.

 Американский врач Фрэнк Линн Мешбергер (Frank Meshberger)  в 1990 году обнаружил, отмечается в журнале Американской медицинской ассоциации, что на фреске «Сотворение Адама» в изображении очертаний Бога и  его спутников на самом деле зашифровано анатомически точное строение человеческого мозга.

При близком рассмотрении границы в картине соотносятся с основными бороздами в головном мозге и его основных отделах (возможно, тоже выбранных не случайно): во внутренней и внешней поверхности мозга, ствола мозга, в лобной доле, базилярной артерии, в гипофизе и зрительном перекрёсте. Всего таких объектов 7 (по другим версиям 8), при этом фигур на этой части фрески 11 (с Творцом 12), а вместе с Адамом  всего 13.

2. Также  было замечено, что красная ткань вокруг Бога имеет форму человеческой матки (некоторые  называют её «маточной мантией») и что свисающий шарф зелёного цвета может быть недавно разрезанной пуповиной. Группа итальянских исследователей опубликовала в Mayo Clinic Proceedings статью, в которой изображения мантии и послеродовой матки совпадали. При этом несоответствующая вроде бы сюжету пуповина (Адам  был не рожден, а "создан") отображает  символически сам факт божественного благословения физической природы человека вопреки ее традиционному пониманию церковью как греховной (об этом далее).

3. Изображение ребра Евы.

Дейвис Кампос в журнале «Клиническая анатомия» отмечает, что левая сторона туловища Адама содержит дополнительное скрытое ребро. 

Кампос предполагает, что это дополнительное ребро было способом Микеланджело изобразить Адама и Еву, сотворённых "бок о бок", что также отличается от католической традиции, согласно которой Ева была создана после Адама.

Существуют убедительные доказательства того, пишут исследователи, что Микеланджело радикально не соглашался со многими католическими традициями и имел непростые отношения с заказчиком росписи папой Юлием II.  Таким образом, детали фрески могли стать для него  единственным доступным способом заявить не столь продвинутой анатомически общественности как о своих теологических, так и о телеологических  воззрениях,  не подставляясь при этом под удар.

4. Зеркальный мир.

Поза Адама на фреске почти зеркально повторяет позу Творца — как вверху, так и внизу! Адам подобен Богу,  но "подобен" не означает "равен", -  энергию и жизнь вливает в Адама божественный поток сознания.

Справедливости ради надо сказать, что не все теории включают в рассмотрение теологическую часть (возможно, из политкорректных соображений), однако все интерпретации сходятся в одном - в сопоставлении изображенного на фреске со структурой мозга, а, возможно, и с  представлениями Микеланджело о сознании и его скрытой, бессознательной  части, модулируемой теневыми фигурами в правой части фрески https://www.vokrugsveta.ru/article/237292/

5. И последнее. Числа*.

Помимо описанных выше соотношений 11 + 1 + 1, символизирующих БОЖЕСТВЕННОЕ ЕДИНОЕ (12), воплощенное в Земном (1=13), другая структура чисел фрески  (2 "скрытые" фигуры правой части + 1 Творец + 7 явных фигур, среди которых одна тройная) отображают структуру современного нам Зодиака, состоящего из 10 планет. А, принятые за ту же единицу, вместе  с числом 12 (количество знаков Зодиака), снова дают нам число 13).

Напомним, также, что и число 4, к которому относится сюжет фрески (а именно, четвертая из девяти сюжетов Книги Бытия, см. выше) - число материального, земного мира, чему, собственно, и посвящена вся композиция.

* авторская версия
Оригинал публикации https://buro-prognozov.livejournal.com/69412.html


Рецензии