Зулькарнайн, Мелхиседек, Гог Магог
В Коране история Зулькарнайна повествует о его путешествиях на крайние границы земли. Он посещал запад, восток и северные земли, где сталкивался с различными народами и ситуациями, требующими мудрых решений. Одной из самых известных частей рассказа является его встреча с народами, которые просили защитить их от племён Гог и Магог (Йаджудж и Маджудж). Зулькарнайн возводит огромную преграду из железа и меди, чтобы изолировать эти племена и защитить мирных жителей.
Имя Зулькарнайн (араб. Dhu al-Qarnayn) делится на составные части:
(Dhu) — это арабское слово, означающее “обладатель” или “владелец”.
(al-Qarnayn):
(qarn) — “рог”, “век”, “поколение” или “сторона”.
(-ayn) — двойственное окончание в арабском языке, означающее “два”.
Таким образом, Зулькарнайн буквально переводится как “Обладатель двух рогов” или “Двурогий”.
«Обладатель двух рогов» может быть интерпретирован как символически, так и буквально. Возможно, это название связано с коронами, рогами быка, символами власти или географическим охватом его завоеваний. Оно также может указывать на глубокую символическую связь с циклами природы и астрономией. В древности рога быка ассоциировались с солнцем, его восходом и закатом, а также с зимним и летним солнцестоянием — ключевыми точками годового солнечного цикла.
Книга Бытия (14:18-20):
Мелхиседек встречается с Авраамом после его победы над царями. Он приносит хлеб и вино и благословляет Авраама, а тот отдаёт ему десятую часть своей добычи. В этом эпизоде Мелхиседек упоминается как священник Бога Всевышнего (Эль Эльон), что подчёркивает его духовное превосходство.
Мелхиседек — таинственная библейская фигура, упоминаемая в Библии как “царь Салима” и “священник Бога Всевышнего”.
Фигуры Мелхиседека, Авраама и Зулькарнайна объединяет их жизнь в эпоху, когда земледелие, скотоводство и астрономические наблюдения составляли основу человеческой цивилизации. Понимание природных циклов, включая знание времени зимнего и летнего солнцестояний, было критически важным для сельскохозяйственных сообществ, поскольку эти моменты отмечали смену сезонов и определяли начало и завершение полевых работ. Постройки, такие как обсерватории или культовые сооружения для наблюдения за солнечными явлениями, помогали людям следить за движением небесных тел и определять время посева и сбора урожая.
Мелхиседек, царь и священник Салима, сочетал в себе земное правление и духовное знание. Священники в то время были также хранителями астрономических знаний, необходимых для управления сельским хозяйством. Пища, связанная с земледелием, такая как хлеб (зерно) и вино (виноград), олицетворяла плоды земли, напрямую зависящие от сезонных циклов.
Имя «Мелхиседек» традиционно объясняется через древнееврейский язык, где оно состоит из слов «мелех» (царь) и «цедек» (праведность), что переводится как «царь праведности». Однако, учитывая, что народ, говоривший на древнееврейском языке, сформировался значительно позже эпохи Мелхиседека, возникает вопрос: почему лингвисты стремятся искать этимологию этого имени именно на основе еврейского языка?
Однако эти названия и термины, переданные через священные писания, восходят к более древнему языку, возможно, к языку хурритов (шумеров) — предков пророка Авраама. Близкое родство хурритского и урартского языков с чеченским языком является общеизвестным научным фактом. Так почему бы не попытаться найти этимологию имени Мелхиседек и названия города Салим, царем которого он был, посредством чеченского языка?
Мелхиседек и чеченский язык
Если истолковать имя Мелхиседек с точки зрения чеченского языка:
«Малх» (солнце),
«Са» (свет),
«Дек» — «декъа» (разделить).
Таким образом, имя Мелхиседек переводится как «разделивший солнечный свет». Это разделение, вероятно, связано с осознанием двух частей года: зимнего и летнего солнцестояния, символизирующих рога солнечного быка. В контексте древних земледельческих культур такие знания были жизненно важны, так как они помогали определять время сева, сбора урожая и других сельскохозяйственных работ.
Чеченцы делили год на две половины: тёплое время — аьхкенан зама (аьхке — лето, зама — время, эпоха) и холодное время — lаьнан зама (lа — зима). Это деление соответствовало важнейшим этапам сельскохозяйственных работ: их началу и завершению. Основой такого деления служили два ключевых момента движения солнца: летнее и зимнее солнцестояния (малх цlа кхаьчна хан — букв. «время, когда солнце достигло дома»).
В горах Чечни, в регионе Малхист (Маьлхайист), что в переводе означает «край солнца», сохранились древние топонимы и места, связанные с солнцем. Само название Малхист — «край солнца» — говорит о многом.Это наводит на мысль, что Зулькарнайн, он же Мелхиседек, мог посетить эти края. Малхист был не только местом обитания, но и центром астрономических наблюдений, где находились святилища-селинги (обсерватории).
“Когда он прибыл туда, где закатывается солнце, он обнаружил, что оно закатывается в мутный (или горячий) источник. Около него он нашёл народ. Мы сказали: «О Зулькарнайн! Либо ты накажешь их, либо сделаешь им добро»” (Коран, 18:86).
Там же, в горных районах, есть священные источники, такие как «мутные серные ключи», которые использовались в культовых и ритуальных целях. В древности такие места считались особыми, наделёнными духовной или божественной силой.
С горным регионом Малхист граничит регион Майста (Мlайста) — «Верхний край». Это слово состоит из «Мlа» (верхний) и «йист» (край). Возможно, слово «Ма» (Мlа) является производным от слова «Маlа» (рог). В этом регионе расположены старинные башни, могильные склепы — «маьлхан кешнаш» — солнечные могилы, а также святилище — селинги. В некоторых топонимах с основой ЦIу встречаются локальные варианты: ЦIив, ЦIаьй, ЦIус, ЦIой, где до сих пор находят много рогов животных. Также здесь находится самая высокая гора в Чечне — Тули (Тlули лам), которую, по нашему мнению, можно отождествить с горой Тура (Тlура).
Мы предполагаем, что этимология слова Тур (Тlур) связана с выражением «тlера lу», что означает «верхний пастух», «смотрящий» или «наблюдающий».В современном контексте это может быть интерпретировано как «ангел солнца». Как часто бывает в топонимах, первая буква послеслогов добавляется к слову, и таким образом, возможно, образуется слово Тур (Тlур).
Таким образом, гора Тlули лам олицетворяет гору ангела Тlура. При восходе солнца его свет сначала освещает ледяной пик горы Тlули лам, а затем отражается, озаряя всю горную часть. Возможно, это и послужило причиной, по которой горе было дано название Тlули лам, от ангела солнца Тlур.
У чеченцев также есть выражение «Тlурнене вахийта», что переводится как «отправить в космос». Это выражение ясно указывает, что «Тlур» — ангел солнца, а «Нана» — Вселенная. Таким образом, «Тlурнене» означает «отправить к матери Тура (солнца)», то есть во Вселенную.
Попробуем найти этимологию названия города Салим, царем которого был Мелхиседек. Для этого нам предстоит обратиться к названию «храмовой горы» Салима (Иерусалима) — гора Сион (евр. «Цийон», «цийун») — самая высокая гора древнего Иерусалима, высотой 765 метров над уровнем моря.
Сегодня эта храмовая гора и прилегающая к ней Стена Плача являются главной святыней иудаизма, а мечеть Аль-Акса — третье по значимости место в исламе (после мечети аль-Харам в Мекке и мечети Пророка в Медине).
На восточном склоне Храмовой горы находится источник Гихон.
Река Гихон в Библии упоминается как одна из четырёх рек, вытекающих из Эдема. В Чечне существует река Гехи и одноимённое село Гехи. Возможная этимология названия: «Ге» — ветвь реки, и «Хи» — вода, река, что вместе означает «ветвь реки». Кроме того, река Гехи расположена на бывшей территории древнего государства Урарту.
В чеченских топонимах святилища называются «селинг». Также в некоторых топонимах встречается основа «ЦIу» с локальными вариантами: ЦIив, ЦIаьй, ЦIус, ЦIой. «Цlу» переводится как «божество». Мы считаем, что этимология слова «Цlу» такова: «Цlу» — «цlеран lу» (где «цlе» — огонь, а «lу» — ангел солнца). Солнце, как источник света и тепла, символизирует ангела солнца, который также ассоциируется с огнем и светом.
Рассмотрим вариант «ЦIус» — в этом имени отчетливо видно, что оно состоит из «цlе-lу-са»: огонь, свет, ангел (где «lу» — пастух, смотрящий, наблюдающий, предостерегающий). Таким образом, Сион, Цион — это «Саlун», «Цlиун», что можно перевести как гора ангела солнца, огня и света.
В чеченском языке: «Цlе» означает огонь, «Цlена» — чистый, «Цlа» — дом, «Цlий» — кровь, «Цlен» — красный.
Теперь обратим внимание на второе название города Салим — Иерусалим. В аккадских (ассиро-вавилонских) текстах город упоминается как Урусалим (или Урсалиимму). В названии Урусалим // Урсалим четко видна связь с ангелом солнца «lу» и его светом «Са» и горой «Лам».
Хотим отметить, что в диалекте верхнеаргунских чеченцев слово «lуьйре» (утро) произносится как «lура».
Для окончательного подтверждения наших выводов приведем еще одно название.
Ангел Уриэль — один из архангелов в некоторых религиозных традициях, особенно в иудаизме, христианстве и некоторых оккультных учениях. Его имя переводится с иврита как «Свет Божий» или «Огонь Божий». Уриэль состоит из двух частей: «Ури» (lури) и «Эль» (Бог, князь, в данном контексте — ангел). В корне этого имени также можно обнаружить упоминание ангела солнца «lу».
Возможно, название древнего государства Урарту связано с этим образом и может быть переведено как «lурар-Ту» — «территория (земля) быка ангела lу» («Ту» означает «бык» на чеченском языке), то есть связанная с летним и зимним солнцестоянием. Аналогично, этимология названия шумерского города «Ур», вероятно, означает «город ангела солнца «lу».
Шумерский город Ур на иврите упоминается как (Урим). Это слово связано с корнем, означающим “свет”, “озарение”. В библейском контексте слово “Урим” также встречается в сочетании “Урим и Туммим”, что переводится как “Свет и Совершенство”.
Название города Ур в шумерском языке, вероятно, связано с концепцией света или огня, поскольку Ур в шумерской культуре мог символизировать божественный свет или солнечный культ.
В чеченском языке «урам» означает улицу, а «уьйтlе» — двор. Возможно, эти слова, как и название шумерского города «Ур», восходят к общему корню «lу» и со временем утратили начальную гортанную фонему «l».
Древние цивилизации были преимущественно земледельческими, поэтому знание солнечных циклов имело для них огромное значение. Особое внимание уделялось моментам зимнего и летнего солнцестояния, а также дням равноденствия, так как эти явления определяли смену сезонов и напрямую влияли на время посева и сбора урожая. Понимание движения солнца помогало людям выстраивать ритм своей жизни в гармонии с природой и обеспечивать стабильность в хозяйственной деятельности.
Образ Зулькарнайна как Мелхиседека
Если связать все эти факты воедино, Зулькарнайн мог быть тем же Мелхиседеком:
— Его «два рога» — это не только символ власти, но и астрономическое указание на солнцестояния, которые наблюдали древние люди.
— Имя Мелхиседека, как «того, кто разделяет свет», совпадает с символикой рогов, представляющих два цикла года.
— Его путь мог пролегать через Малхист и Майста в Чечне, где знание о солнцестояниях, земледелии и небесных циклах было важной частью жизни.
Таким образом, Мелхиседек или Зулькарнайн, возможно, посетил Малхист, «край солнца», и Майста, «верхний край», — места, где хранились знания о небесных циклах и ритуалах. Именно там, вероятно, находилось древнее святилище, связанное с наблюдением за солнцем и природными циклами, которые до сих пор играют важную роль в понимании этих загадочных фигур.
Гог и Магог: связь с чеченском языком
Связь Гога и Магога с севером уходит корнями в древние мифы и предания, где они изображались как народы или существа, приходящие с окраин обитаемого мира. В большинстве традиций их земли описывались как далекие, труднодоступные и находящиеся на севере, за высокими горами или бескрайними равнинами.
В Библии (Иезекииль, глава 38) Гог описывается как вождь, ведущий народы с «края севера». Здесь север символизирует не только географическое направление, но и таинственную, непокорённую территорию, откуда могли прийти угрозы.
Север был символом хаоса и угрозы, поскольку оттуда часто приходили кочевые народы, угрожавшие оседлым цивилизациям. Эти народы ассоциировались с разорением и разрушением, что нашло отражение в мифологии.
Также:
«Магlа» — верхний;
«Мигlа» — нижний;
«Агlо» — сторона (где «а» — поляна, «гlо» — склон хребта).
В слове «Магlа» часть «ма» означает «верхний», «земля» или «место», а «гlо // гlа» — «склон хребта». Слово «гlо» также имеет значения «помощь», «поддержка», «защита». Это указывает на то, что склон хребта играл роль естественной защиты, поддержки и помощи в обороне от внешних врагов.
В чеченском языке «Тlегlа» означает «север» (также «ступень»), где «Тlе» указывает на местонахождение объекта. Это слово чётко указывает, что «север» расположен за хребтом или за склоном горы.
Рассмотрим слово «мостагl», которое означает «враг». В нём «мас»/«мос» переводится как «верхний», «земля» или «место» в эргативном падеже, а «тlегlа» — как «север». Со временем, возможно, из сочетания этих двух слов — «мос тlегlа» — образовалось слово «мостагl». Это может свидетельствовать о том, что враг, как правило, приходил из-за гор, то есть с севера.
На чеченском языке русские называются «гlаскхи» (гlазкхий), где «гlас» — хребет или склон хребта в эргативном падеже, а «кхи» (кха) — плодородная земля. Таким образом, это слово переводится как «из плодородной земли за склоном хребта».
Гог и Магог — («гlагl» — за хребтом) и («магlагl» — с земли или места за хребтом). В современном чеченском языке эти слова звучали бы как «гlах» и «магlах», поскольку конечная буква «гl» в современном языке смягчилась. Например, слово «сарахь» (вечером) ранее могло звучать как «сарагl», что могло означать «в горах, когда солнечный свет («са») перешел хребет («рагI»). Учитывая горное происхождение языка, такая трактовка кажется логичной.
Таким образом, Магог, возможно, обозначает племена или народы, вторгавшиеся через горные перевалы. Слово «Гог» может символизировать горный хребет, который служил границей между своим и чужим мирами.
Когда говорится, что «Гог» и «Магог» выйдут из-под земли, важно учитывать, что для чеченцев, живших высоко в горах, их земля считалась верхней, а нижняя земля — миром мёртвых, потусторонним миром. Поэтому, когда враг приходил из-за хребта, для древних чеченцев он воспринимался как будто бы «из-под земли».
Согласно достоверным хадисам, после того как пророк Иса спустится на Землю, он будет сражаться с Даджалем и убьет его у Лудских ворот (в Палестине). Однако вскоре после этого появятся племена Йаджудж и Маджудж (Гог и Магог), и пророк Иса вместе с верующими будет вынужден укрыться на горе Тур. Это время описывается в хадисах как период, предшествующий концу света.
Йаджудж и Маджудж (Гог и Магог), в арабском языке нет буквы «г», возможно в заимствованных словах она у них заменяется на букву «Дж». Как мы уже написали слова Гог и Магог с более древнего языка.
В исламе гора Тур (Тlур) упоминается в связи с Тауратом (Торой) — Священным писанием, данным Моисею. На этой горе, на горе Тур (Синай), происходили важные моменты откровений и события в истории пророка.
В этой связи стоит вспомнить легенду, связанную с горой Тlули («Тlур»), о противостоянии чеченцев с татаро-монголами, которое длилось 12 лет. Это наводит на мысль, что Гог и Магог — «Гlагl» и «Магlагl» — могли приходить и раньше. Причем не раз.
Свидетельство о публикации №224122800999