Мифы кумы Ой, кумены. Lama Sabachthani

«Или, Или! Лама савахфани» — возглас Иисуса на кресте, который переводится как «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?».   

Эта фраза является переложением псалма 21:1 на арамейском языке.

"Elahi Elahi Lama Sabachthani?" (Арамейский язык)
"Иляхи, Иляхи! лама; савахфани?" (Русский вариант) (Мф. 27:46)
Боже, Боже, почему Ты Меня оставилэ?
Или, Или! Лама савахфани? — Большой Библейский Словарь: https://bible.by/lexicon/btd/word/1986/
Один из вариантов толкований
(Eli. eli, lama sabachthani?) Возглас Иисуса на кресте, который переводится: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?». Форма этого восклицания (Мф 27:46) слегка отличается от аналогичной у Марка: «Элои! Элои! ламма савахфани?» (Мк 15:34).

Оба варианта представляют собой переложение Пс 21:1 на арамейском языке, на котором говорило большинство жителей Палестины I века по Р.Х. Единственная разница между двумя вариантами заключается в том, что у Марка выражение передано полностью на арамейском, в то время как у Матфея сохраняется еврейское слово для обозначения Бога (что было достаточно характерно для говорящих по-арамейски иудеев).

Некоторые из слышавших Иисуса подумали, что Он зовет Илию, поэтому истине соответствует, скорее всего, вариант Матфея. Имя «Илия» легче было перепутать с «Или», чем с «Элои» (Мф 27:47; Мк 15:35).

Дошедшие до нас варианты текста показывают, что переписчики и толкователи не понимали слов Иисуса. Поразмышляв над этим отрывком, Мартин Лютер воскликнул: «Бог оставил Бога! Кто может это понять?» Но слова Лютера о том, что Иисус был оставлен Богом, — не единственное возможное богословское толкование текста. Споры связаны с двумя моментами: на самом ли деле Иисус использует слова псалма, чтобы сказать, что Бог оставил Его; и почему слушавшие Его вспомнили об Илии. Значение возгласа. С одной стороны, многие были потрясены безысходностью, которая звучит в возгласе Иисуса. Некоторые даже считают: на кресте Он понял, что потерпел неудачу и утратил надежду на пришествие Божьего Царства. Если так относиться к этому, то возглас Иисуса — это возглас отчаяния проигравшего. Но такое мнение не соответствует тому, что в НЗ говорится об Иисусе. Другая крайность — вообще не видеть в этих словах ничего негативного. Приверженцы данной точки зрения считают этот возглас подтверждением веры Иисуса, вверяющего Себя воле Божьей (Лк 23:46).

Для таких толкователей тот факт, что Иисус начал Свой вопрос с обращения «Боже Мой! Боже Мой!» и использовал библейскую цитату, свидетельствует о религиозном почтении и вере. В иудаизме первая строчка псалма иногда цитировалась для указания на все произведение. Следовательно, Иисус мог процитировать Пс 21:1, имея в виду весь псалом. Пс. 21 явно представляет собой плач страдающего праведника. Такие плачи обязательно содержали молитву веры и восхваление Бога, а также просьбу о помощи. Таким образом, с определенной точки зрения, возглас на кресте может считаться молитвой. Многие исследователи Библии считают эту вторую теорию столь же неубедительной, что и первая. Если бы эти слова выражали веру и надежду, на это были бы какие-нибудь указания в тексте. Судя по контексту, вряд ли данные слова можно считать религиозным восхвалением. Громкий крик также не предполагает молитвы восхваления. Еще одно мнение гласит: Иисус в момент агонии почувствовал Себя одиноко, но это не значит, что Бог действительно оставил Его. Но толкование, ставшее «традиционным», — то, что Иисус действительно был оставлен Богом. В данном случае происходящее на кресте рассматривается в контексте эпизода в Гефсиманском саду (Мф 26:36-46; Мк 14:32-42; Лк 22:39-46).

Отождествление Иисуса с грешниками было таким реальным, что грех, принятый Им на Себя, препятствовал Его общению с Отцом. Таким образом, Бог оставил Иисуса — и это важный аспект искупления. Однако в традиционном толковании подчеркивается, что, хотя Иисус на самом деле был оставлен, единство Троицы не было нарушено. Объяснить этот парадокс нелегко. По ряду мнений, это — божественная тайна, которую вообще не надо объяснять. Другие пытаются провести разграничение между произошедшим на кресте и реальностью Божьего бытия. Например, в первые века существования церкви бытовало мнение, что Бог покинул только человека Иисуса, в то время как Его божественная природа осталась неизменной. Другие говорят, что Иисус был покинут Богом «функционально», для осуществления спасения, а не «реально», в плане бытия. Авторы евангелий не объясняют возгласа Иисуса, поэтому ученым непросто дать однозначное, догматическое толкование. По крайней мере, можно с уверенностью сказать, что:

(1) этот крик отражает реальное положение человека Иисуса перед смертью;

(2) эта смерть была особо позорной («и смерти крестной», Флп 2:8); и

(3) самоотождествление с грешниками было для Христа чрезвычайно болезненным. Итак, хотя возглас как-то связан с искуплением, в библейском тексте не говорится, на самом ли деле Бог оставил Иисуса. Более того, там не объясняется, как Бог мог испытывать отвращение перед грехом, когда «во Христе примирил с Собою мир» (2Кор 5:19).

Воздадим должное глубокому чувству, выраженному в этом возгласе, и не станем приписывать тексту значений, которые не входили в намерения автора. Отношение возгласа к Илии. Предлагались разные объяснения того, какое отношение возглас Христа на кресте имеет к Илии. Если крик относится к Пс. 21 целиком, то слышавшие его могли упомянуть об Илии в связи со словами, выражающими уверенность в спасении. Для иудеев было естественно считать Илию посредником спасения, потому что обычно его представляли себе защитником угнетенных. Другие говорят, что слышавшие сознательно и коварно исказили слова Иисуса, насмехаясь над Ним. Третье мнение: слушатели неправильно поняли Иисуса из-за сходства слов. Точка зрения в значительной степени зависит от толкования самого возгласа.
Или, Или! Лама савахфани? — Большой Библейский Словарь: https://bible.by/lexicon/btd/word/1986/
***
Для чего, почему Ты меня оставил?
***
Альбер Камю в Бунтующем человеке:
«Христос  пришел  разрешить две важнейшие проблемы —  проблемы  зла  и  смерти,  а  это  и  есть  проблемы  взбунтовавшихся.  Решение  Христа  состояло  прежде  всего  в  том,  что  он принял  на  себя  и  зло,  и  смерть.  Богочеловек   смиренно  терпит  страдания.  Истерзанный,  отданный  во  власть  зла  и  смерти, он  умирает.  В  человеческой  истории  ночь,  проведенная  Христом
на  Голгофе,  имеет  столь  глубокое  значение  потому,  что  Бог,  подчеркнуто  лишенный  своих  традиционных  привилегий,  пережил во тьме до  конца  отчаяние  и  даже ужас  смерти.  Этим  объясняется  Lama  sabactani  *  и  страшное  сомнение  агонизирующего  Христа. Агония  была  бы  далеко  не  столь  мучительной,  если  бы  его  поддерживала  надежда  на  жизнь  вечную.  Богу  нужно  отчаяться,  чтобы  стать  человеком.
Только страдание  Бога,  притом  самое  унизительное,  могло  облегчить агонию  людей.  Если  всё  без  исключения —  от  земли  до  неба — обречено  на  муки,  становится  возможным  это  странное  счастье.
»

***
 Иеошуа  не знал, что он:
- есть надежда на жизнь вечную после насильственной смерти
- будет казнен как раб (Распятый)
- примет смерть в ужасе страданий и отчаяния медленной агонии умирания (Искупление жертвой)
- воскреснет из мертвых (Реинкарнация)
- явится живым трупом, чтобы исчезнуть навсегда (Метафизик)
- вознесется на Небо к Отцу (Просветленный и Вознесенный)
- станет Спасителем (Иисусом)
- будет помазан (Христосом)

Он поднял бунт маргиналов и был казнен как преступник, нарушавший Ветхий Завет и Закон иудеев

И потому, как всякая несогласная с судом жертва, он вопил Lama Sabachthani !?
горький  крик  агонизирующего  бунтующего человека
Он до последнего не верил, что Бог его предаст, сделает жертвой в унижении со смертельной бессильной агонией невинности при всеобщей несправедливости и тотальной покорности в страхе


Рецензии