Дороги
Как-то осенью мы договорились с нашим другом Николаем поехать в село Бочиха, где у нас на нескольких человек вскладчину был куплен добротный дом для проведения там кратковременных общений и бесед по обмену опытом продвижения по Пути Исканий. Обычно первоначально мы ездили в Бочиху через районный центр и село Селитьба. Но эта дорога была более чем на три десятка километров длиннее дороги через село Ключищи, которую мы освоили позже. Проблема, однако, заключалась в том, что от Ключищ до Селитьбы бОльшая часть дороги шла по лесу и была «раздолбана» лесовозами. Так же как и дорога от Селитьбы до Бочихи. Ее лесовозы превратили из тихой лесной дороги в «полосу препятствий» с залитыми водой ямами, некоторые из которых превратились в водно-песчаные трясины, где можно было даже на «проходимом» авто типа «буханки»(УАЗик) сесть на «брюхо», что и произошло при одной из наших поездок из-за незнания водителем конкретных «ловушек» на этой дороге до Бочихи. Нам тогда повезло: в село Бочиха ехала делегация школьников для возложения венков к монументу павших на войне жителей села в сопровождении группы «джиперов» на автомобилях-вездеходах с лебедками. Их "водилы" быстренько подцепили трос от лебедки к нашему УАЗику, подложили под его колеса спиленные березки и ... благополучно вытащили его из трясины. Все поехали дальше. В селе - огромный мемориал погибшим во время Великой Отечественной войны. И конечно когда-то в селе была церковь. Как ей было не быть, если длина села 2 км и в нем сотни домов. Конечно церковь переделали в клуб, который сейчас разваливается и не функционирует. Ибо коренных жителей осталось несколько человек. Конечно их намного больше, но все они живут по городам . Бочиха славится своими карстовыми озёрами, расположенными в добротном сосновом лесу. В них более чем приятно искупаться.
В поездке с Николаем, о которой шла речь вначале, мы решили освоить ещё более короткий маршрут в Бочиху. На новом атласе карт области я обнаружил обозначенное шоссе, начинающееся существенно раньше поворота с магистрального шоссе на Ключищи, с выходом к дороге на Селитьбу. Мы свернули на эту дорогу и вначале все шло хорошо: дорога была заасфальтирована. Потом асфальт неожиданно кончился и впереди видна была только раскисшая глина. Пришлось свернуть на обочину, что делали до нас другие путники. Потом и эта дорога повернула влево к поселению «анастасиевцев». Дальше было просто поросшее травой поле, а слева от нас - недоделанное шоссе с размякшей глиной...Мы оказались здесь первопроходцами.
Поле терпело нашу старую «Ниву» советских времён. Мы не торопясь продвигались вперёд, где была видна низина с небольшой речкой. Пришлось остановиться и обсуждать возможности переправы. Решили, что пассажиры попробуют перейти преграду с помощью подручных средств босиком, а Николай попробует сходу форсировать речушку. Опираясь на найденные палки и сняв обувь, мы форсировали речку и стали наблюдать за действиями Николая. Поставив машину в полутора десятках метров от воды, Николай с разгона преодолел преграду, при этом в машине что явно хрустнуло. Осмотр показал, что треснуло крепление подвески кузова. Машина явно перекосилась на один бок. Вид у неё стал совсем затрапезный...
Но «ранение» было не смертельное, и мы поехали дальше. Через некоторое время удалось выехать на слабо наезженную полевую дорогу, которая привела нас к селу, где начиналось шоссе на Селитьбу. Дороговато обошлось Николаю это «исследование» нового маршрута в Бочиху: пришлось заниматься в городе сваркой крепления и укреплением рессор.
Вспомнилось и ещё одно авантюрное «исследование» с Колей обратной дороги из Бочихи в город: через Пустынские озера и Арзамасское шоссе. Мы выехали из Бочихи хорошим летним днём в южном направлении по прекрасной лесной дороге(по ней не ездили лесовозы!). Мы знали, что впереди нас ожидает переезд через брод реки Серёжи. Надеялись, что раз есть наезженная дорога, то реку можно переехать без проблем. Но проблемы конечно же объявились! Подъехав к броду, сразу же отметили, что воды в реке больше, чем предполагали. Тем не менее, решили рискнуть, и, не вылезая из машины(все той же «Нивы»), поехали через брод. Спокойно доехали на малом газу до середины реки, а дальше машина во что то уперлась, и мотор заглох. Оказалось, что это «топляк» - затонувшее намокшее бревно. Не исключено, что при глубине около 1 метра, вода могла попасть в цилиндры мотора. Попытка завести в такой ситуации двигатель чревата его полной порчей. И Николай принял единственно правильное решение: эвакуироваться пассажирам из салона на противоположный берег самостоятельно. По пояс в воде, мы вылезли на берег, а Николай стал разматывать трос лебедки, хранившейся у него «на всякий случай» в багажнике. Этот «случай» и возник именно сейчас. На берегу Николай закрепил трос лебедки за ближайшее толстое дерево и пошёл по реке обратно к машине закрепить основной трос лебёдки за машину. Далее начался очень долгий процесс кручения лебедки вручную, и машина медленно поползла к берегу. Когда машина оказалась на берегу, Николай, не включая систему зажигания, прокачал стартером цилиндры мотора от попавшей в них воды, а затем... завёл двигатель! Все облегченно вздохнули. Можно было ехать дальше. Одежда и обувь начали постепенно просыхать. В конечном итоге и эта дорога оказалась тоже «длинной»: я конечно опоздал на занятия со студентами-вечерниками и получил выговор от заведующего кафедрой. Вообще с Николаем связано много жизненных «приключений», но об этом в другом рассказе.
Хочется обязательно отметить и местных асов-водителей из Бочихи: разбитая лесовозами(как их начальство ухитряется получать разрешение на рубку местных заповедных лесов !?)дорога обязывает их быть предельно внимательными и находчивыми. А ведь приходится ездить в магазины в Селитьбу (в Бочихе давно магазин перестал быть!) за всем необходимым.
И вот мы поздней осенью решили вновь посетить Бочиху. Конечно в предшествующие дни периодически шли дожди, и лесная дорога во многих местах превратилась в сплошное месиво грязи(увы, не лечебной). До Селитьбы в этот раз решили добраться небольшим частным автобусом со знакомым водителем, с которым заранее пообщались по телефону. А в Бочихе договорились с местными обитателями, имевших «проходимые» машины - старые «Нивы», чтобы они нас встретили на выезде из Селитьбы. Один из водителей, Александр, мастер на все руки. Он отремонтировал нам печку в кухне дома,печные трубы, покрасил крышу дома, скашивал летом у дома траву, все с соответствующей оплатой, относительно не дорого.
И вот мы на окраине Селитьбы, где нас встречает Александр с приятелем. Особенность Сашиной машины в том, что у неё нет заднего сиденья, ибо он использует ее для перевозки разных грузов. Другая особенность - его во всех поездках сопровождает собака Бим, беспородный, но умный кобель, которого Саша оставляет в машине в качестве сторожа. Гарантия охраны машины обеспечена! А чтобы брать не одного, а хотя бы двух пассажиров, впереди сделано ещё одно «сиденье» на коробке передач... Мы с женой конечно поехали с Сашей, чтобы не обременять наших спутников описанным дискомфортом Сашиной машины. В другой машине нормально располагались 4 человека.
Через небольшую речку на окраине села Саша конечно проскочил через брод, ибо там он заранее положил вдоль течения несколько тонких берёзовых брёвен, хотя рядом находился недавно построенный узкий мост. Первые сотни метров была хорошая песчаная дорога. А дальше - началось...
Отмечу, что весь период поездки пес стоял сзади меня, сидящем на т.н. «сиденье», и дышал мне в левое ухо. Иногда он в знак дружбы это ухо лизал , слегка повизгивая. Одновременно Бим бдительно глядел на дорогу и манипуляции своего хозяина, Саши-водителя. Езда все время шла на максимальной скорости с объездом ям-топей с водой, с форсированием не топких ям, с заездом в "кулуары" при «встречках» ( один раз даже разминулись с очередным КАМАЗом-лесовозом). Короче: водитель знал эту «дорогу» как свои пять пальцев!
Впечатление оставляла езда с тряской по “лежнёвке”, уложенной на местах топей. Там приходилось волей-неволей резко снижать скорость. Периодически вспоминался английский приключенческий фильм «Адские водители», которые перевозили взрывающийся нитроглицерин...
Но вот сквозь редкий лес показалась окраина Бочихи с пожарной вышкой. По селу тоже дорога не простая: есть ещё места, не засыпанные щебенкой, где тоже можно увязнуть в набухшем от подпочвенных вод песке. Эти участки приходится объезжать. Наконец подъезжаем к дому. Платим за доставку. Выясняется, что водитель второй машины в пути чуть не потерял выхлопную трубу с глушителем: она буквально держалась на «ниточке»... Таковы наши сельские дороги. По ним проехать на «паркетной» машине можно только в хорошую погоду. Поэтому в с е сельские жители ездят на «проходимых» машинах. Те, что побогаче, предпочитают УАЗ- Пэтриот, другие - "Нивы", "буханки" или старые "УАЗики".
Именно УАЗ-Пэтриот в итоге и купил Николай, отдав свою старую «Ниву» приятелю.
Так и живём...
Отправлено с iPad
Свидетельство о публикации №224122901197