В. Курсеев. Дворик в Саратове
А может быть в силу нашей инертности мы не может уже легко выйти из круга всем известных имён художников и их картин, чтобы впускать в нашу память, сознание и так уже перенасыщенные новые имена.
Да и я наткнулся на этого художника совсем случайно. Благодаря известному нам Кандидычу. Он написал о нём статью с иллюстрацией. Наткнулся и не пожалел. Найдите в Интернете имя художника Курсеев и убедитесь в правоте моих слов.
Да, речь идет о художнике Вячеславе Курсееве. Он родился в городе Саратов в 1965 г. Городе на Волге. Его семья была из простых. Семья инженеров-строителей. И ничто не указывало и не способствовал тому, чтобы он стал художником. А он им стал. Повела его судьба именно по этой стезе.
Любил мальчик рисовать. Не знаю как, но ему удалось поступить в Саратовское Художественное училище им. Боголюбова. Престижное Училище, основанное ещё в 1885 г. самим Боголюбовым. Надо вспомнить, что Боголюбов был известным художником-передвижником, художником маринистом. Может быть вторым после Айвазовского по искусству живописать морскую стихию.
Я был во многих городах России, а вот в Саратове никогда. Не знаю, почему, но при названии этого города, в голове звучат известные строки « Огней так много золотых на улицах Саратова».
*****
Итак, мальчик Слава учился сначала искусству живописи в Саратове. Видимо, учился хорошо. Поскольку он с первого захода поступил в знаменитую Строгановку в Москве.
Я смотрю на его городские пейзажи особенно старого города, и чувствую, как эти видения относят меня к моему собственному детству. Особенно в тех его картинах, где мы видим старенькие каменные и деревянные домики, тесные дворики, заставленные вплотную сараями и голубятнями.
Все знают знаменитый «Московский дворик". В этом дворике нет каких-то необыкновенных архитектурных красот. Нет вообще ничего, достойного для эстетического любования. Нет ничего, что поразило бы наше воображение. Ничего. А он стал родным для всех И кто бы мог подумать сегодня , что этот дворик – он часть улицы Арбат, ведущий к Кремлю.
И у меня в детстве был тоже мой дворик. Совершенно такой же, как и на картине художника Поленова. А таких двориков было полно на окраинах Москвы. Они просуществовали до середины прошло века. А теперь больше нет этих двориков. Ни того, что мы видим на картине Василия Поленова, ни того, что был в моем детстве. Всё ушло в бездну времени. Изменилось всё. Особенно в последнее время. Высокие каменные дома, а то и вовсе небоскребы. А по улицам мчатся не лихие ямщики и кареты цугом. Нет более гужевого транспорта. Нет даже конок. Все улицы забиты элегантными автомобилями в жутком изобилии. Да ещё прибавились электросамокаты. Прости Господи.
*****
Тогда почему он так запал нам всем в душу «Московский дворик» Поленова? Да и сам художник не очень серьёзно относился к этому простенькому городскому, почти деревенскому пейзажу. И тем не менее дворик берёт за душу. Даже и сегодня, когда нет уже более таких двориков ни в Москве, ни где-либо еще в российских городах. Нет и дорогого моей душе маленького пространства моего детства. Всё осталось только в моей памяти. Уйду я и уйдет навечно все, как некая неведомая Атлантида, исчезнувшая в пучине.
Вот так же и у художника Курсеева почти все его городские пейзажи дорогого ему Саратова тоже исчезли. Но остались его картины , эти чудные видения прошлых лет. Сохранил он их живописные изображения, как бы в подарок городу и его жителям. А они должны быть дороги не только жителям Саратова, в котором там много золотых огней по вечерам. Они дороги и всем нам. Потому как, если бы мы не знали, что это Саратов, то могли бы подумать о любом другом русском городе. Везде и повсюду всё тоже самое. Улицы, улочки, подворотни, дворики, дома, булочные, базары, аптеки, соборы – всё это и многое другое неотъемлемая часть нашего прошлого. Нашего общего прошлого.
А сам художник не всегда жил в родном городе. Он учился в Москве, как было сказано, в Строгановском училище. Не знаю как и почему он уехал сначала в Прагу, а потом и вовсе в Стокгольм.
Дела его там шли успешно. Он пишет картины, используя акварель и масло. Он участвует в выставках. Привлекала его особая манера исполнения.Тщательно прописывается каждая деталь. Даже самая мелкая. Настолько тщательно, что некоторые работы напоминают скорее фотографию.
Возможно, потому, что его родители были инженерами- строителями
и передали сыну способность передавать на плоскости
архитектурно-выверенное и точное восприятие форм зданий. Не знаю может быть я и не прав, но эта слишком уж точная детализация слегка раздражает. Но во всяком случает это гораздо лучше невнятной мазни так называемых великих.
И хочется однако сказать большое спасибо художнику. Он сохраняет нам наше прошлое. Вот как он сам выражается по этому поводу:
"Я пытаюсь сохранить исчезающий город. Одни дома сносят, другие рушатся сами по себе. Это память, которая идет из детства.
В моём детстве всё было дореволюционным, включая прадеда и прабабушку, дом и двор, и улицу… Я не могу описать словами тот город, атмосферу и время, которые я представляю и чувствую, поэтому пытаюсь передать как умею, доступными средствами. Меня тянет на историческую родину, хоть я её и не покидал.»
Нет, он покидал Родину. На целых 15 лет. Видимо хотел сказать, что в душе не покидал. А потом всё-таки вернулся. Тоже неизвестно почему. То ли обстоятельства резко изменились. То ли хлеб чужбины оказался слишком горек. То ли любовь к Родине пересилила всё остальное. Тяжкий труд рвать родовые корни. Сердце, память позвали.
Вернулся , а город Саратов меняется на глазах. Любой город – это живой организм. Он существует и меняется, и разрастается. Неизбежно.
Ничто не вечно в нашем мире и лишь отрывки памяти застывшие на холстах, способны повернуть время вспять. Картины художника – это воплощённая память. И это хорошо.
Свидетельство о публикации №224122901212
Такова судьба многих городов.
Интересная публикация. Ностальгическая, спасибо.
Всего Вам хорошего.
Артемидия 07.01.2025 12:05 Заявить о нарушении
Геннадий Мартынов 09.01.2025 21:45 Заявить о нарушении