В. Курсеев. Дворик в Саратове

Посмотрим на эту картину. То, что эта картина большого мастера живописи – это понятно с первого взгляда. Даже и не знатоку живописи. Почему же так? Почему он, не сказать, чтобы сильно известен. Может быть потому, что, он слава Богу. ещё не умер. Напротив, он жив  и в тех летах, когда художник может выражать себя в полную силу своего таланта. Да только  известность и слава подзадержалась и пока не пришла к нему.

   А может быть в силу нашей инертности мы не может уже легко выйти из круга всем известных имён художников  и их картин, чтобы впускать в нашу память, сознание и так уже перенасыщенные новые имена.
 
  Да и я наткнулся на этого художника совсем случайно. Благодаря известному нам Кандидычу. Он написал о нём статью с иллюстрацией. Наткнулся и не пожалел. Найдите в Интернете имя художника  Курсеев и убедитесь в правоте моих слов.

   Да, речь идет о художнике Вячеславе Курсееве. Он родился в городе Саратов в 1965 г. Городе на Волге.   Его семья была из простых.  Семья инженеров-строителей.  И ничто не указывало и не способствовал тому, чтобы он стал художником. А он им стал. Повела его судьба именно по этой стезе.

    Любил мальчик рисовать. Не знаю как, но ему удалось поступить  в  Саратовское Художественное училище им. Боголюбова. Престижное Училище, основанное ещё в 1885 г. самим Боголюбовым. Надо вспомнить, что Боголюбов был известным художником-передвижником, художником маринистом. Может быть вторым после Айвазовского по искусству живописать морскую стихию.
 
    Я  был во многих городах России, а вот в Саратове никогда. Не знаю, почему, но при названии этого города, в голове звучат известные строки « Огней так много золотых на улицах Саратова».

 
                *****
    Итак, мальчик Слава учился сначала искусству живописи в Саратове. Видимо,  учился хорошо. Поскольку он с первого захода поступил в знаменитую Строгановку в Москве. 

    Я смотрю на его городские пейзажи особенно старого города, и чувствую,  как эти видения относят меня к моему собственному детству.   Особенно в тех его картинах, где мы видим старенькие каменные и деревянные домики, тесные дворики, заставленные вплотную сараями и голубятнями.

  Все знают знаменитый «Московский дворик". В этом дворике нет каких-то необыкновенных архитектурных красот. Нет вообще ничего, достойного для эстетического любования. Нет ничего, что поразило бы наше воображение. Ничего. А он стал родным для всех  И кто бы мог подумать сегодня , что этот дворик – он часть улицы Арбат, ведущий к Кремлю.

    И у меня в детстве был тоже мой дворик. Совершенно такой же, как и на картине художника Поленова. А таких двориков было полно на окраинах Москвы.  Они просуществовали до середины прошло века.  А теперь больше нет этих двориков. Ни того, что мы видим на картине Василия Поленова, ни того, что был в моем детстве. Всё ушло в бездну времени. Изменилось всё.  Особенно в последнее время.  Высокие каменные дома, а то и  вовсе небоскребы. А по улицам мчатся не лихие ямщики и кареты цугом. Нет более гужевого транспорта. Нет даже конок. Все улицы забиты элегантными автомобилями  в жутком изобилии. Да ещё прибавились электросамокаты. Прости Господи.
 
                *****   
   Тогда почему он так запал нам всем в душу  «Московский дворик» Поленова? Да и сам художник не очень серьёзно относился к этому простенькому городскому, почти деревенскому пейзажу. И тем не менее дворик берёт за душу. Даже и сегодня, когда нет уже более таких двориков ни в Москве, ни где-либо еще в российских городах.  Нет и дорогого моей душе маленького пространства моего детства. Всё осталось только в моей памяти. Уйду я и уйдет навечно все, как некая  неведомая Атлантида, исчезнувшая в пучине.
               
    Вот так же и у художника Курсеева почти все его городские пейзажи дорогого ему Саратова тоже исчезли. Но остались его картины , эти чудные видения прошлых лет. Сохранил он их живописные изображения, как бы в подарок городу и его жителям. А они должны быть дороги не только жителям Саратова, в котором там много золотых огней по вечерам. Они дороги и всем нам. Потому как, если бы мы не знали, что это Саратов, то могли бы подумать о любом другом русском городе. Везде и повсюду всё тоже самое.  Улицы, улочки, подворотни, дворики, дома, булочные, базары, аптеки, соборы – всё это и многое другое неотъемлемая часть нашего прошлого. Нашего общего прошлого.

    А сам художник не всегда жил в родном городе. Он учился в Москве, как было сказано, в Строгановском училище. Не знаю как и почему он уехал сначала в Прагу, а потом и вовсе в Стокгольм.
 
     Дела его там шли успешно. Он пишет картины, используя акварель и масло.  Он участвует в выставках. Привлекала его особая манера исполнения.Тщательно прописывается каждая деталь. Даже самая мелкая. Настолько тщательно, что некоторые работы напоминают скорее фотографию.

     Возможно,  потому, что его родители были инженерами- строителями
и передали сыну способность передавать на плоскости
архитектурно-выверенное и точное восприятие форм зданий. Не знаю может быть я и не прав, но эта слишком уж точная детализация слегка раздражает. Но во всяком случает это гораздо лучше невнятной мазни так называемых великих.
   
  И хочется однако сказать большое спасибо художнику. Он сохраняет нам наше прошлое. Вот как он сам выражается по этому поводу:

"Я пытаюсь сохранить исчезающий город. Одни дома сносят, другие рушатся сами по себе. Это память, которая идет из детства.

    В моём детстве всё было дореволюционным, включая прадеда и прабабушку, дом и двор, и улицу… Я не могу описать словами тот город, атмосферу и время, которые я представляю и чувствую, поэтому пытаюсь передать как умею, доступными средствами. Меня тянет на историческую родину, хоть я её и не покидал.»

   Нет, он покидал Родину. На целых 15 лет. Видимо хотел сказать, что в душе не покидал. А потом всё-таки вернулся. Тоже неизвестно почему. То ли обстоятельства резко изменились. То ли хлеб чужбины оказался слишком горек. То ли любовь к Родине пересилила  всё остальное. Тяжкий труд рвать родовые корни. Сердце, память позвали.
 
   Вернулся , а город Саратов меняется на глазах. Любой город – это живой организм. Он существует и меняется, и разрастается. Неизбежно.
 
   Ничто не вечно в нашем мире и лишь отрывки памяти застывшие на холстах, способны повернуть время вспять. Картины художника – это воплощённая память. И это хорошо.


Рецензии
Любой город – это живой организм. Он существует и меняется, и разрастается. Неизбежно.(С)

Такова судьба многих городов.

Интересная публикация. Ностальгическая, спасибо.

Всего Вам хорошего.

Артемидия   07.01.2025 12:05     Заявить о нарушении
Да, это очень верно. Город любой развивается. И я не могу уже жить так, как в моём детстве. А в детстве я жил в старом-престаром деревянном доме. Он уже тогда был в аварийном состоянии. Сегодня его нет. И это было неизбежно. Всему своё время. Но у меня нет ощущение, что детство мое прошло как -то не так. Наоборот. Только добрые чувства. И добрые воспоминания. Спасибо за отклик.

Геннадий Мартынов   09.01.2025 21:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.