Дед Зиновий

Дед Зиновий, младший брат моей бабушки, в начале войны разменял 15 лет всего. На войну не брали в таком возрасте, но как ученика Ленинградского ремесленного училища его определили на Кировский оружейный завод. Так как на завод в блокаду брали с 12 лет, то дед мой оказался уже взрослым человеком и был начальником смены.
Голод он переносил очень тяжело. У нас порода очень крупная, даже женщины широкоплечи, ширококостны. Рост средний в семье 180. А пацану подростку 250 грам хлеба в день - невыносимо есть хотелось. И однажды шли они с товарищем отоваривать карточки и увидели машину. А там кулек с продуктовым набором. Колбаса, консервы, фрукты, дело было перед новым 1942 годом. Самая голодуха.
И пацаны стекло разбили и продукты украли.
Сразу есть не стали, спрятали. Вечером за ними пришли, но увидели доходяг истощенных, избили их. Дед сказал, что они уже все съели. И их арестовывать не стали, начальник так и сказал: пусть работают, все равно с голоду сдохнут.
Но они не сдохли. Может из-за того самого продуктового набора и не сдохли. Раз в неделю ходили к схрону и понемногу ели. Хватило на всю зиму. А потом полегче стало. Так дед до освобождения и прожил в Ленинграде, на заводе так и работал. Все удивлялся, что для завода материалы откуда-то поставлялись тоннами, а продукты почему этим же путем не подвозили - непонятно. Непонятно было так же, почему отопления и воды нет в домах, а вот жировки на квартплату приходили исправно.
Но я не об этом.
Как только блокаду с Ленинграда сняли, деда арестовали и осудили. по 58, причем и часть еще была последняя с особым цинизмом он власть советскую не уважал. Припомнили ему ту кражу, перед Новым 1942 годом, и разговоры про платежки за квартплату, и за поставки. Доносили на всех постоянно и мусора все копили и чекистам бумашки все отнесили. И просидел он с 1944 по 1948 год. Его не расстреляли только от того, что он всю войну работал на заводе и его старшая сестра, моя бабушка Александра, на тот момент была представлена к званию Героя Советского Союза. Деда Зиновия не расстреляли, но звание бабушке не дали. Медаль за Отвагу. Бабушка смеялась, действительно, нужно было очень много отваги ходить по особистам и умолять не убить истощенного, совершенно обессиленного голодом и физическим трудом по 20 часов в день подростка. Бабушка моя сначала добилась, чтобы его в лагерь подо Ржевом направили, а потом дали взятку начальнику лагеря, бабушка в годы Войны с ним партизанила, он не смог отказать и Деда Зиновия перевели за хорошее поведение на вольное поселение. То есть вроде заключенный, но днем работал в лагере, а дома у бабушки ночевал. До 1953 года такая котовасия в семье была.
Дед Зиновий так и не выучился.
Ничего серьезного за свою жизнь не совершил, хотя толковый был. Его так и не реабилитировали.
Единственный сын деда Зиновия погиб в экспедиции, он занимался геологоразведкой нефти и газа. То есть условно говоря, погиб он за яхты и замки нонешних олигархов.
О товарище своем, который с ним продукты украл, с момента ареста в 1944 никакой информации дед Зиновий не нащел.
Как и не было человека.


Рецензии