Дагъестанец Абдуллаh Баштюрк и уйгъуры

 Абдуллах Баштюрк и уйгъуры

А.Баштюрк - известный в Турции обшественно-политический деятель . В турецкоязычной Википедии есть ему посвящённая страница где ни слова о его дагъестанском происхождении.


Он возглавлял Турецкие профсоюзы и являлся депутатом турецкого Великого Собрания. По национальности даргинец, чьим родным языком однако был ауарский. Он из Яловы ( рядом со Стамбулом, визант. Thethis), где много дагъестанцев, карачаевцев, но после землетрясения в этот прекрасный курортный уголок Турции подселились курдские г..дранцы. Это излюбленная тактика курдов - поселяться в благоустроенные уголки Турции, где местное население их не гонит, не третирует, а затем следом за одним курдом в эти места устремляется курдский базар-вокзал или как они там его называют.

А.Баштюрк умер в 1991 г., но нам запомнилось следующее:

По свидетельству левацко- националистических адыгъов Турции, он, на вопрос тур. журналиста "на каком языке вы общаетесь дома?" Ответил "на уйгъурском", что страшно не понравилось левацким адыгъам, так они всегда хотят,как и дагъ. Тенглик, чтобы их казалось много. Поэтому они считают, чтобы все северокавказцы считали себя черкесами и свои языки называли "черкесскими". У них такая политика.  При этом, как правило, левацкие турецкие адыгъи ненавидят Дагъестан и дагъестанцев и считают их "второсортными". Причина - в неприятии дагъестанцами левацкой идеологии и пропаганды атеизма. Дагъестан ( кроме андо-цезов Турции) и Чечня в Турции обычно ультраправые националисты ( Партия Великого Единства, Партия Националистического Движения), так называемых "солджу черкеслер" они презирают и высмеивают как "завезённых рабов" и "предателей".

Но в эпоху Османской империи было не так и северокавказцы не возражали если их со стороны именовали "черкеслер/черкезлер". Среди самих т.н. "черкесов" есть также группки, недовольные левацкой болезнью местных адыгъов. Они считают, что леваки вообще напрасно привносят политику в северокавказское землячество.

Но нас интересует другое. Откуда Абдуллах Баштюрк мог знать то, что мы все узнали лишь с развитием генетики? Действительно, дагъестанские кубачинцы- ближайшая генетическая родня уйгуров, а кайтагцы - хазарейцев ( хазара)... Баштюрк умер в 1991 г., а генетика "пошла в массы" позже. Получается так, что он всё же был в курсе. Какой язык он назвал уйгъурским? Тот на котором он говорил дома, а говорил он по-ауарски. Это был ауароязычный даргинец.

Мы предпологаем, что ему были известны какие-то исторические записи, архивы, документы и пр. Абдуллах Баштюрк явно был в теме задолго до генетических исследований и, тем более, цикла наших статей. Нас это озадачивает. Баштюрк не принадлежал к числу ультраправых, он называл себя социал-демократом. Об этом же можно прочитать на странице турецкой Википедии. В Турции его считали мужественным, даже воинственным, безбашенным, но всё же "солджу сийасетчи" ( левым политиком). Никакого резона не было причислять себя к "уйгъурам". Тем не менее,его источник информации об "уйгъурах" нам неизвестен.

Получается так, что ауарский язык он обозначил как "уйгъурджа", но с чего это он взял неясно.

Левацкой адыгъской диаспоре в Турции это ну просто ужасно не понравилось. А. Баштюрк - лицо известное в Турции и им хотелось бы, чтобы он представлялся АДИГЪЕ, ЧЕРКЕС, а тут -на тебе - "уйгъур" )), т.е. от "черкесов" он дистанцировался. Условные же "черкесы" обожают приписывать всем черкесское происхождение, а здесь явный "облом", когда публичное лицо в Турции,профсоюзный босс, казалось бы, как и они: левых взглядов, посылает их к чёрту. Довольно резки в обсуждении черкесской темы были как его друзья, так и земляки: "Они нам надоели, наши предки сражались за религию и национальное освобождение, а вот как они оказались в Турции - другой вопрос. Пусть свой собственный язык вначале выучат прежде чем о кавказском историческом прошлом рассуждать". Их искренне радовало и то обстоятельство, что советско-дагъестанский поэт Расул Гамзатов, время от времени посещавший Турцию, в беседах с тур. журналистами также не признавал себя черкесом.

Таким образом, странное для  дагъестанцев РФ противопоставление  "уйгъуров" "черкесам" имеет свою предысторию и причины. Но как вообще именно уйгуры географически совсем далёкого Китая выдвинулись на первый план, кто им это сказал или где они это прочитали, выяснить не удалось.

Что же касается идеологической подоплёки то здесь всё понятно: черкесы леваки и антимусульманский отстойный  актив с выдуманными представлениями об абстрактно "империализме", против которого следует бороться всем вместе - туркам, кызылбашам, курдам, армянам, грекам.

Дагъестанцев же эта непонятная левацкая борьба кого-то с кем-то злила. Лидер компартии Турции Б  Боран принадлежала к алевитам, а левацкий радикал Д. Перинчек поддерживал курдский терроризм и разделял маоистские взгляды. И весь этот левацкий дурдом Турции местным дагъестанцам был совсем не нужен, так как участвуя в подобных политических играх они могли потерять к себе доверие и уважение турок. Из той же самой Яловы, откуда был родом А.Баштюрк происходил, например, генерал Р. Саваш и М. Гёльхан - Министр Госбезопасности при правительстве Тансу Чиллер. Этнический Дагъестан никогда не противопоставлял себя ни османам, ни их потомкам. Турки эту верность отмечали и ценили, не препятствуя дагъестанцам делать карьеру.

Так что, идеологическая подоплёка здесь - конфликт интересов.   


Рецензии