Читая Гюнтера А
Мои мысли на цитаты из «Устарелость человека» 1956 г. Гюнтер Андерс
A.G. - Гюнтер Андерс
A.Z. - Алекс Зирк (я)
На удивление, каждая фраза автора вызывает противоречия и несогласие.
________________________________
A.G.: Чтобы заранее подавить любое восстание, вы должны, прежде всего, не прибегать к нему насильственным путем.
A.Z.: Любое восстание это сила против силы.
A.G.: Архаичные методы, подобные гитлеровским, явно устарели.
A.Z.: Архаичные методы, подобные гитлеровским, никуда не денутся. Просто они примут иную форму, приятную большинству.
A.G.: Достаточно создать такую мощную коллективную обусловленность, что сама идея бунта больше не будет даже приходить в голову людям.
A.Z.: Мощная коллективная обусловленность, отирающая идею бунта, приведёт общество не к покорности, а к деградации.
A.G.: В идеале было бы тренировать людей с рождения, ограничивая их врожденные биологические способности…
A.Z.: Людей в идеале программировать как до так и после рождения. А ограничивать способности не надо. Нужно развивать то что есть.
A.G.: Затем мы продолжили бы обусловливание, резко снизив уровень и качество образования, чтобы вернуть его к форме профессиональной интеграции.
A.Z.: Человек в целом должен быть эрудирован и разносторонне развит, чтобы понять какая именно ему профессия подходит. Иначе можно загубить таланты.
A.G.: Необразованный человек имеет лишь ограниченный кругозор мысли, и чем больше его мысль ограничивается материальными, посредственными заботами, тем меньше он может бунтовать.
A.Z.: Чем безграмотнее человек тем проще им управлять. А протесты в обществе всегда исходили от свободных радикальных элементов. Именно зачинщики бунта приводят толпу в движение. Образованную толпу привести в движение намного сложнее чем безграмотных людей.
A.G.: Мы должны добиться того, чтобы доступ к знаниям становился все более и более трудным и элитарным… чтобы увеличивался разрыв между людьми и наукой, чтобы информация, предназначенная для широкой публики, была обезврежена от любого содержания подрывного характера. Тем более никакой философии.
A.Z.: Философия это мать всех наук и без неё невозможна жизнь в целом. Доступ к знаниям уже не запретить в Эру интернета. Но не все знания несут пользу в неразумных умах. Развивая в людях нравственные качества интерес в подрывной деятельности отпадёт у населения.
A.G.: Здесь опять же надо использовать убеждение, а не прямое насилие: мы будем массово транслировать по телевидению отупляющие развлечения, заигрывающие с эмоциями и инстинктами.
A.Z.: Насилия так много что оно стало как фон и перестало вызывать чувства. Люди смотрят войну по телевизору как сериал.
A.G.: Мы будем занимать умы бесполезным и развлекательным, с болтовней и непрекращающейся музыкой, чтобы удерживать ум от вопросов, анализа, размышлений.
A.Z.: Если долго пытаться удерживать разум то он обязательно найдёт лазейку и расширится за пределы ограничений.
A.G.: Сексуальность будет поставлена во главу угла человеческих интересов.
A.Z.: Как не ставь сексуальность превыше всего, она всё равно занимает лишь свою нишу. И даже отторжение вызывает когда переходит на уровень вульгарности.
A.G.: В качестве социального анестетика нет ничего лучше.
A.Z.: Всегда есть что то ещё более извращённое. Как нет предела совершенству, так нет и предела извращения.
A.G.: В общем, мы позаботимся о том, чтобы изгнать серьезность существования, высмеять все, что имеет высокую ценность, поддерживать постоянную апологию легкости; чтобы эйфория рекламы, потребления стала эталоном человеческого счастья и образцом свободы.
A.Z.: Пытаясь сделать всех идиотами нужно не забывать что живя с идиотами сам в них превращаешься.
A.G.: Таким образом, обусловленность сама по себе приведет к такой интеграции, что единственным страхом (который придется поддерживать) будет страх быть исключенным из системы и, следовательно, потерять доступ к материальным условиям, необходимым для счастья.
A.Z.: Тут автор описывает систему государственного устройства Китая. В России такое невозможно. И слава богу. А для счастья не так уж много и надо человеку.
A.G.: С созданным таким образом массовым человеком нужно обращаться как с тем, чем он является: продуктом, теленком, и над ним нужно надзирать, как над стадом.
A.Z.: Все люди продукты социальных институтов. И надзирают над ними такие же продукты. Всех рано или поздно поглотит земля.
A.G.: Все, что усыпляет ясновидение, критический дух, есть общественное благо. Со всем, что может его пробудить, нужно бороться, высмеивать, душить…
A.Z.: Свободу нельзя усыпить, как нельзя уничтожить идею. Можно лишь чем то занять другим. Но идея никуда не денется. Если занять другим это и есть усыпить то я не согласен. Общественное благо это тоже идея.
A.G.: Любая доктрина, бросающая вызов системе, должна быть сначала названа подрывной и террористической, а те, кто ее поддерживает, должны рассматриваться как террористы.
A.Z.: Ну, все граждане и не граждане террористами быть не могут. На лицо за жизнь как государства меняют своё мнение кто для них террорист, а кто борец за справедливость. Я осуждаю насилие. Любая система без вызовов быстро зачахнет. Системе надо бросать вызовы. Как пример рост патриотизма в результате войн.
ALEX ZIRK
Свидетельство о публикации №224122901713