Гордое имя Андреаполь. Взгляд из 1973-го года
Горечь памяти, тяжесть утрат,
И поэтому каждой зимой
Мы уходим в «Снежный десант»».
(Гимн "Снежных десантов")
В январе 1968 года обком комсомола Татарии создал военно-спортивные батальоны «Снежного десанта» Всесоюзного похода по местам революционной, боевой и трудовой Славы советского народа. Первыми были студенты КГУ (ныне КФУ).
За полувековой срок существования «Снежного десанта» в Казанском университете менялись времена, преподаватели, студенты, но главное осталось неизменным: каждый год уходит в экспедицию «Снежный десант», чтобы все меньше оставалось «неизвестных» героев войны, чтобы лозунг «Никто не забыт, ничто не забыто» существовал не только на бумаге.
«Давно отгремели военные грозы, но живет вечно благодарная человеческая память о тех, кто в тяжелую годину великой битвы отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины. Вот потому наше поколение отправляется в поход по местам жестоких боев, вот потому у Вечного огня принимает присягу на верность делу отцов» - говорят сегодня поисковики.
В январе-феврале 1971, 1973 и 1977 годов целью студентов и преподавателей КГУ стало изучение боевого пути 4УА, 334-й Витебской ордена Суворова II степени стрелковой дивизии, следовательно, маршрут «Снежного десанта» из Казани проходил и по Андреаполю. Каждый раз группы поисковиков в количестве 13-16-18 человек выступали здесь с лекциями, давали концерты, встречались с ветеранами боевых подразделений, работали в местном архиве, музее, редакции газеты, военкомате.
В послепоходовом периоде (март-май) студенты занимались обработкой полученных сведений и пропагандой бесценных материалов в печати, оформляли стенгазеты, выставки и фотовитрины, фотоальбомы каждого похода. Многие студенты использовали свои материалы для написания рефератов, курсовых и дипломных работ. Выпускались книги.
В музее истории Казанского (Приволжского) федерального университета хранятся документы походов «Снежного десанта». Остановлюсь на маршруте 1973 года: где десантники (16 чел.) прошли по пути 4-ой Ударной Армии.
Своё видение нашего города того времени, впечатление о работе «СД» нашли место в заметке-письме В.Мегидеревой:
Узнать правду, восстановить события, разобраться в них, в людях, в их судьбах – все это по крупице, – для этого надо было искать и искать, и не только по архивам…
Живые источники – города, деревни, в которых удалось побывать нашему Десанту. Об одном из таких городов, который мне запомнился особенно и пойдет речь. Мы были в Андреаполе. Город хорошо знаком ветеранам «Снежного десанта» с 1971 года.
Почему мой рассказ именно о нём? Очевидно, потому, что ласковое, несколько необычное, гордое название этого города сразу же заинтересовало меня. Тем, кто побывал здесь, сразу станет ясен смысл этого слова. Наш родной русский Андреаполь – это, представьте себе, самый обычный, небольшой городок, расположенный в средней полосе России. Рядом находится воинская часть, которая вместе с фарфоровым заводом и школой отделена от города Западной Двиной. Здесь нет шедевров мирового искусства, нет богатых памятников материальной культуры (всё это тоже интересовало нас), но с этим городом связано, мне кажется то, что мы ищем.
Мы слушаем и одновременно записываем рассказ ветерана Великой Отечественной войны, ныне учителя истории средней школы №1 Эдуарда Эдуардовича Шимкевича, посетив вместе с ним музей боевой славы.
Эдуард Эдуардович рассказывал о том, как 16 января 1942г был освобождён Андреаполь, о том переломном, чисто психологическом периоде в войне, когда наши войска перешли (впервые после отступления) в наступление, о том, что на территории района погибло столько людей, сколько район отправил на фронт, т.е. 2650 воинов (!), о том, что в сражении за этот район был ранен генерал-полковник Ерёменко (ныне маршал СССР), о почётном гражданине города Андреаполя, герое Советского Союза Гаврииле Антоновиче Половчени. Половченя освобождал город в составе танкового батальона.
Мне очень запомнилось лицо рассказчика: без улыбки, невозмутимое, хладнокровное, уже постаревшее, много повидавшее, грозное и одновременно доброе лицо. Мне так захотелось, чтобы то лицо улыбнулось, ожило, так хотелось сказать ему что-то доброе, сделать хорошее…
В Андреаполе я впервые побывала в военном городке ВВС. Подвижный, симпатичный офицер Володя Шафранский, ответственный за комсомольскую работу в части, провёл нас в комнату боевой славы Ленинградского ордена Кутузова III степени иап. Одиннадцать героев Советского Союза, богатые боевые традиции, участие в операции «Багратион» в составе I Прибалтийского фронта – об этом и о многом другом рассказывал Володя.
Интересной и захватывающей была встреча с рабочими фарфорового завода. Какие люди!... Нас встретили очень радушно, каждая работница интересовалась: кто мы и откуда? Мы узнали и посмотрели все цеха, ознакомились с процессом производства продукции. Изоляторы с советской маркой идут отсюда во многие страны мира, в т.ч. в ОАР, во Вьетнам, Йемен. Они – гордость, богатство и слава андреапольцев. Сколько умения и труда нужно вложить, чтобы сделать эти нехитрые на первый взгляд предметы! Вот это люди! Все за одно, умеют по-настоящему работать. Смотришь на них и думаешь: вот так, наверное, по закону дружбы сооружаются сегодня КАМАЗ, Токтогульская и Нурекская ГЭС, так строились Турксиб и Днепрогэс.
После рабочей смены собрались все в Красном уголке на наш первый концерт. Волнение ребят объяснимо – впервые перед рабочей аудиторией. Но переживание напрасно. Концерт, по словам зрителей, был «лучше, чем у профессионалов-артистов». Вот не ожидали! И тогда-то я узнала, что люди, сидящие в зале, кроме рук имеют еще и широкие сердца.
Как не хотели они нас отпускать со сцены, благодарили за то, что мы просто приехали к ним.
Вот это всё вместе и есть Андреаполь. О нём можно говорить и говорить, писать и писать. Только встреча наша кончается. Мы увозим с собой рассказы андреапольцев о себе, о друзьях, о последователях и наследниках, о торжестве идей, преобразующих мир, и перед нами встаёт, разворачиваясь, неоглядная панорама исторических свершений, побед. Спасибо вам, друзья!
Подтверждает выше сказанное поисковик Анатолий Иванов:
«В Андреаполе мы организовали концерт для рабочих фарфорового завода. Никогда не приходилось нам видеть такой эмоциональной и благодарной аудитории!»
Боец «СД» Рустэм Гайнетдинов в своих воспоминаниях 1973 года пишет:
«Люди, живущие в областях, где прошла война, научили нас совсем по-другому смотреть на мир, относиться к войне и её участникам. Мы ощущали их доброту повседневно. Наша «десантница» Ирина Ермолина задерживалась с поисковой работой в посёлке Пено на Калининщине. Она опаздывала в соседний город Андреаполь, где мы уже готовились к концерту. Ирина — участница музыкальной композиции, исполняла военные песни. Но к концерту она успела — её посадил и довёз до Адреаполя машинист маневрового тепловоза. Другой возможности добраться в срок просто не было».
Что можно добавить к таким выразительным словам?
Будем же достойны памяти старшего поколения, хранившего гордое и славное имя Андреаполь. Эстафета передана нам…
Свидетельство о публикации №224122901779