Как преподавать историю
К истории, конечно.
Начать с ДОУ - детских дошкольных учреждений или садиков. Там такие есть программы - песня! Ни к чему засовывать в детсадовское обучение темы о международных европейских отношениях перед Первой Мировой Войной. Не нужно насилие и враньё формирующемуся сознанию.
Хорошо бы дать зачин. информацию о Вселенной, её возникновении и формировании. Со всеми мифами и сказками по этому поводу. Теория Большого Взрыва была всегда. Каждое время рассказывало её по- своему.
Все уточнения, детали, понимания и трактовки можно оставить школьным факультативам по астрономии. С учётом возрастных особенностей. С видео, музыкой, захватывающими мультиками и художественными фильмами. С собственными рисунками песком и прочими техниками арт - терапии.
И, чем агрессивнее семья, из которой вышел ребёнок, чем он сам невменяемее, тем больше пластилина, песка, природных материалов для творчества. Говорят, снижают агрессивность.
Поверим на слово и завалим агрессора песком с пластилином.
Теперь переходим к истории Планеты. Пытаемся понять, что такое созидательное разрушение. Назовём его эволюцией. Показываем океан магмы, в котором плавает один единственный континент. Побольше бы видео.
На этом этапе оно окрашено в чёрно- красные цвета взрывающихся недр планеты, текущих реками её сокровищ. И снова предположения. Как, когда, как долго и ваще.
Не нужны гуманитарию цифры.
Не они определяют человека. Трава с её химической реакцией. Развитие существующих форм жизни из вирусов и бактерий к нашим с вами предкам. Динозавры, преимущественно травоядные.
Вот эта мощь, говорящая о другой силе тяжести, ином проценте содержания кислорода в воздухе. Химия, однако. Как прокормить такие организмы? Насколько плодородной должна быть Земля. Что придумала Эволюция, чтобы поддерживать такие шеи и спины.
Как- никак, самый успешный житель планеты.
Конечно, были хищники и покрупнее тираннозавра. Но не такие страшные и неодолимые, как нам малюют. Самый жуткий велоцираптор оказался размером с собаку.
И собаки могут быть опасными. Есть у кинологов объяснение собачьей привязанности и верности. Некогда человек производил выбраковку щенят по понятному признаку. До выбраковывался до такой степени, что из генетических цепочек повыпадали родительские признаки.
Или, не только маленькая собака- до старости- щенок.
Информация к размышлению. Сам- то человек христианства не принял. Не пожелал стать дитём отца небесного. Предпочёл остаться обезьяной. С соответствующим уровнем агрессии.
Сколько было вокруг спинозавра фантазий. Оказался цаплей с кучей деталей от других организмов. Что- то кумушка Эволюция надумала, а времени для дальнейшей разработки не нашла.
Может, дала поносить.
А кормила- то всех трава.
Мораль сей басни.
Следующий этап, связанный с приматами, начинаем с происхождения млекопитающих, естественного отбора и сопутствующих поправок. Все соображения могут быть не менее забавными, чем изучение спинозавра.
И мой любимый, на сегодняшний день, период в истории планеты.
57 миллионов лет назад. Тютелька в тютельку после метеорита, на котором кончились динозавры. После ядерной зимы с зависшими частицами динозавров в виде птеродактилей.
Наступает период, когда в Арктике, в тени пальм, прячутся крокодилы, любующиеся северным сиянием. Тепло по всей Земле.
Даже динозавры, как известно, терпели голод и нужду, бескормицу и безработицу на полюсах. А это- повсеместная жара, связанная с избытком углекислого газа.
Отсюда склонность сапиенса к отравлению воздуха.
Нам называют пургаториуса, как непосредственного предка.
Женская ладонь. Самая серединка. В ней умещаются маленькие косточки плеча, предплечья. Головы не заметила. Отвлеклась, вспоминая название живородящей рыбы, которая тоже является нашей мамой. Хорошо, прабабушкой. Но рядом с пургаториусом стоит имя ещё какой- то зверушки, которая тоже имеет к нам отношение.
Нормальный вывод.
Наша бабушка погуляла с водолазом. По этой причине, приматы такие красивые.
Не всё так однозначно с голой обезьяной, как может показаться после просветительских лекций.
Лемуры подарили нам подвижную кисть.
Шимпанзе прогрессивно развили её в крюк для лазанья по деревьям.
Военное дело мы унаследовали от павианов.
Были ещё дриопитеки.
Ткнуть пальцем и поставить в угол, как всегда, некого.
Следующие грабли- понимание красоты. Такой у нас примат замечательный и особенный, что из него попёрло искусство. Но не теряет своей остроты вопрос. Почему первые образцы сложнее последовавших.
Может, правда, пора вернуться к идее доиндоевропейских культур?
Чем дальше от Творца, тем меньше в человеке духа Создателя. Следы, отпечатки, дыхание, энергия стираются, как краски в копировальной машине. С каждым перерождением печальнее образ человека.
И не стремление к совершенной красоте руководит творчеством человека, а стремление выпендриться.
Никак не отпускает фраза учёного: «Искусство появляется там, где есть борьба за престиж».
Юрий Берёзкин.
Мы тут в страшные годы Второй Мировой и в дикость тоталитаризма умудрились расшифровать язык майя. У отечественной школы по истории Мезоамерики есть авторитет и вес. Берёзкин- один из авторитетов. Другие школы повымерли.
Только нам можно говорить о золоте инка, как о проблеме нравственной.
Простейшие золотые фигурки, выполненные на детском уровне, красивы сами по себе. Материал похож на солнышко. Красиво льётся в формы. Удачно поставить, готова зала во дворце, ниша в храме, игрушка для новорожденного. Красиво и функционально.
Зачем гончарный круг, если и без него индейская керамика совершенна?
Зачем колесо, если нет подходящих дорог?
Специально строить? В условиях запредельного высокогорья.
Игрушки вам.
Как игрушку колесо знали.
Зачем охранять стратегические запасы обсидиана, если нет традиции закрывать двери?
С обсидианом мне и самой не всё понятно.
А здесь, дети, мы переходим к проблеме неандертальца. Его, абсолютно, не человеческая логика признана. Не знаем мы, в каком направлении думал не сапиенс. Обнаружили в Хотылёве, то ли надпись, то ли рисунок, который уже никто не ставит под сомнение. Рисовали, не чужды были творчеству. И, всё равно, тупик эволюции!?
100 тысяч лет отводят ему до сапиенса.
А тут иностранные товарищи, которые нам совсем не товарищи, сообщают, 300- 400 тысяч лет неандертальцы жили бок о бок с денисовцами.
Согласитесь, это меняет представления о возрасте человека. О культуре, которая вполне тянет на инопланетную.
О том, способен ли сапиенс вести себя не по обезьяньи.
Какой путь прошёл не сапиенс в умственном развитии?
В каком направлении мыслил.
И снова.
Не мелом расчерченный асфальт на квадратики определяет разумное существо. Есть рыбка, которая в брачный сезон камешками на дне выкладывает сложнейшие зеркальные узоры из детского калейдоскопа.
Может, кто- то помнит.
Голубенький создатель берёт камешек в рот и потеет, потеет над узором для своей избранницы.
Что же определяет человека?
Бога мы в прошлый раз определяли. Ну, да. Мечта о поддержке в трудную минуту. И никакая наука замену не предложила. Ряд простейших вопросов, решение которых разрабатывается от детского садика до уроков обществознания.
Каким мы себе представляем первобытного человека? Первобытного охотника- кочевника? Хорошие лёгкие, мощные ноги, идущие за добычей. Развёрнутые плечи, мускулистые руки, способные метнуть копьё, натянуть стрелу, оторвать хобот условному хищнику. Разнообразное, возможно сбалансированное питание.
Гигант.
Не знаю, какие параметры подразумеваются французами под словом »гигант».
Наши палеоантропологи первобытного охотника видят несколько иначе. Худющее, сильно вытянутое вверх, создание. Сейчас тоже есть охотники, почти первобытные. Выбирайте, кто ближе к реальности.
Не нужны первобытному охотнику стати Шварценеггера. Хорошее знание местности, повадок добычи. Не самый сильный старт, короткая пробежка, хороший плечевой сустав. Для метания копья. Небольшая прогулка с добычей на готовом вертеле.
Остальное делают женщины.
В эпохи, когда стада уходили в поисках воды и травы, охотник превращался не совсем в атлета.
В Олимпийского чемпиона тоже из Африки. Победителя марафонского забега на 42 километра с метрами. Там лишняя масса только мешает. И, чуть солнышко поактивнее, эфиопские конкуренты гиен обливаются потом, много пьют и падают в обморок.
Понятное дело- профессионалы.
Если бы брали бегунов прямо из привычных условий, возможно, дистанция преодолевалась бы с бОльшим шиком. А масаи брали бы высоты прыжками с места.
Отвлеклись немножко перед уроком, посвящённым переходу человека к оседлому образу жизни. Но, как не позавидовать суставам этих людей. Тоже худых и вытянутых. Тут французы, похоже, погорячились.
По читающему миру прокатилась волна открытия. Индиец написал книжку, в которой указал пальцем на «козью морду», оказанную человечеству земледельцем. Привязанный к одному месту домом, хозяйством, человек из неолита болел, массово дох от пандемий. Если раньше он мог в любой момент уйти из проклятого места, бросить заболевших родичей и обойти больные стада, то теперь ему некуда было деться.
Жаба не пущала.
Возможно, книга была адресована не белому человеку, а соотечественникам, превратившим страну в мусорную свалку, выживающую за счёт высокой рождаемости. Теперь модно восхищаться творчеством аборигенов. Не смотря на то, что получается после обработки. Достаточно вспомнить фильм по книге коренного австралийца «В ожидании варвара».
Голливуд.
Новые французы, которые, вполне очевидно, не знали старых выводов, решили продолжить тему. Досталось Чатал - Хуюку. 10 тысяч лет назад приручили зерно.
Скорее, оно нас.
Последовала естественная смена питания. Злаки, бобы, мясо, почему- то малость фруктов, овощей и зелени. Ограничения в калорийности и движениях повлекли за собой изменения в анатомии. Кость неолита стала тонкой и слабой. Изменились суставы. Особенно доставалось женщинам, часами стоявшим на коленях над жерновами. Им же перепадало из- за увеличения рождаемости.
Раньше численность ограничивалась постоянными странствиями женщин за мужчинами. Женщина долго кормила грудью детей, что влияло на возможность беременности. Она обязывалась быть в форме, поддерживать огонь и готовить пищу не из полуфабрикатов. Большая детская смертность. А куда она денется? Всегда была и есть, а у древних атлетов не было? И вот вам парадокс. Атлеты атлетов не рожают. Гигантам было хорошо. ДитЯм и бабам- не очень.
Палеолит ел жаренное. Если мог найти добычу и дотерпеть до окончания её готовки. Теперь пищу варили. Что в сумме? Анемия. Она не только портит кровь и убивает наши силы. Истончает кости. Появляются трещины на основании черепа, вокруг глазниц.
Земледелец рахитичен. Страдает от остеохондроза. Его зубы стёрты камнем плохих помолов. Цветут и пахнут кариес, кишечные заболевания из- за гниющих зубов. Пища земледельца бедна железом. Углеводов, крахмала много. Вот вам причина низкого роста.
Меньше белков.
Корь. Рядом с человеком содержатся животные. Возможно, новая информация. Самая вредная скотинка- овца. Она настолько вредна и забита самыми разными паразитами, что человек неолита болел часто, много и масштабно. Овца преступна одним своим существованием. Она не просто сгрызает траву. Она её выдёргивает с корнем. Вроде, её завезли с гор. Вроде, там она не так много жрёть, так как боится высоты.
В условиях Месопотамии и наших степей овца стала причиной опустынивания и выветривания почв.
Это - не французская информация.
Природоведение. В степных заповедниках восстанавливают численность сайгаков. Эти друзья кушают, как- то иначе. Их даже называют ландшафтно - формирующими.
А за овцами шли пастухи. Как правило, вооружённые, воинственные и не терпимые. Ничего, чего бы не испытал шумер в своё время, не происходит.
Отдельная тема.
Можно представить овцу создательницей нашей культуры. И задаться вопросом. Кто матери- истории более вреден? Овца или обезьяна? Хорошая тема для старших классов.
Происходит новый генетический отбор. Селекция новых генов и мутаций. Недостаток витамина D, потребление молока- осветление кожи, волос. Светлые глаза, как самая недавняя мутация. В общем, естественный отбор, когда есть больше нечего.
Земледелец вытеснил первобытного охотника. Куда- не известно. Сказано, что мы генетически не наследуем охотнику.
Мало того, изменение пищи привело к изменению формы челюсти.
Раньше, вроде, зубы смыкались одинаково. Зуб на зуб попадал. Теперь верхняя челюсть перекрывает нижнюю. Изменения прикуса и произношения. Появление новых звуков. Это стало причиной образования новых фонем в языке, происхождения новых языков. Утверждается, наши языки не наследуют языкам древних.
Я всё удивлялась. Почему, историки древних культур имеют филологическое образование и степенЯ?
Возможно, по этой причине объяснима легенда о Вавилонской башне. Мы не можем понять и перевести древние языки. Те, что переведены, переведены приблизительно. По набору фактов, письменных намёков, косвенных упоминаний. Такая печальная штука.
Может, не печальная. Позволяющая придумывать, фантазировать и мечтать.
Теперь то, что в рассказе напрягло. Чатал- Хуюк. 8000 лет назад.
Тогдашние турки умудрились содержать лошадей. Наверное, потому, что турки. А, какой турок без лошади?
Напомню, время- до шумерское. Мы не знаем, куда ушли пастухи с лошадьми.
Может быть, вымерли от кучи заболеваний, обрушившихся на осевших людей.
Плюнули на заговорённое место и ушли. Последние жители не поленились притащить издалека мусор и камни, завалили свои храмы так, как сделали много позже со скотомогильниками животных, умерших от Сибирской язвы.
В городе, кстати, насчитали, язву, чуму свиней, сифилис и прочая, прочая. Потом пришли европейцы и снова их откопали.
Можно ли тех горожан, наученных горьким опытом, считать осевшими?
Может быть, эти люди дали начало культуре, получившей библейское название Самаритяне.
Может быть, они расселились по верховьям Тигра и Евфрата, вернувшись к охоте и рыболовству. Забыв об овцах и, напрочь, о лошадях.
А потом их окультуривали шумеры, пока не вернулись погонщики овец.
Вероятно, этот момент отмечен в дневниковых записях шумер. Под названием «История об Инанне, которая любила, любила, да была выдана замуж за скотника. Что сильно испортило характер молоденькой шумерочки».
Что касается лошадей. Вроде, лошадей привели в Хараппу арии. Или народы моря в Египет. Что на две- три тысячи лет позднее. Но туркам и сегодняшним французам по барабану.
И места для того, чтобы порассуждать о языке шумер, не имеющем аналогов в известных языках, нет.
Найдём письма неандертальцев внукам из Убейда, тогда и поговорим.
Свидетельство о публикации №224123001116