Поход имама Шамиля в аул Ахты
«По просьбе ахтынцев и их мухаджиров, Шамиль предписал наибам собрать войско и явиться в сел. Заиб [место около Голотля], откуда он выступил в Ахты с 9-ю тысячами [в четверг, 1265/1848] г. 4 шаввала и остановившись в Телетль, послал к Данийал-Султану в Карах, где он был наибом, чтобы он шёл с войском в Ахты. Шамиль выступил с войском из Телетль к горе Дурты, приказав Данийалу идти в Рутул, остановился в сел. Хозрек [Хосрек], куда явился Шамиль и послал послов и письма в Ахты. Из Ахты пришёл Мухаммад-Наби-эфенди ал-Ахти* и сказал Шамилю:
«Пойдем, имам. Мы все покорны тебе. И желаем, чтобы ты приехал».
Шамиль отправил поутру туда с войском Данийал-Султана и после обеда приехал сам туда, созвал и ахтынцев, прочитал им наставления и сказал:
«Вы народ храбрый, сколько раз вы проливали кровь русских и снимали с них одежду, и до сих пор в такой войне вы были без помощника. Знайте же, что я и весь Дагестан ваши помощники. Необходимо вытащить эту змею [русских] из сердца вашего и удалить врага нашего и среди вас».
Ахтынцам понравились его наставления и обворожительные слова. Они ответили:
«Мы клянемся умереть перед тобой и сражаться с врагами».
Шамиль окружил Ахтынские укрепления, начал осаду, взорвал порохом башню. Пороховой магазин был взорван метким выстрелом. Шамиль осаждал таким образом укрепление в продолжении 15-ти дней. Однако наибы опасались, что Шамиль останется здесь зимовать и даже сделали между собою совет, говоря, что если будет взято укрепление, то Шамиль не возвратится в эту зиму и потому нам нет нужды стараться помогать ему. И таким образом изменили ему. Потом пришел Аргутинский через горы в тыл Шамилю, но не мог сражаться и отступил. Горцы преследовали его до вечера. Через 10 дней Аргутинский вторично явился с большой силой со стороны Хозров [Хазра]. Войско Шамиля под начальством Данийал-Султана и ал-Хаджжи Мурата выступило против него. Около Хозров произошло сражение. Горцы бежали, оставивши много тел за завалами. Многие были убиты и взяты в плен [из Тленсира и Каралала]. Шамиль возвратился из Ахты в Дарго-Ведено. Потеря мусульман простиралась до 300 человек убитыми, ранеными и пленными».
*Примечание: Мухаммад-Наби-эфенди ал-Ахти, у Мухаммад-Тахир ал-Карахи упоминается как «мухаджир Мухаммад-наби из Ахты», который «поселился в урочище мухаджиров Чур [Цур]в земле Карах. Затем имам пригласил его к себе и назначил в селение Дарго преподавателем [мударрис] мутаалимов и помощником сельского киди Талхата из Бурцы». Имя Мухаммад-Наби-эфенди встречается ещё в письме Данийал-бека на имя ал-Хаджжи Йусуфа [июнь 1852 г.]: «Податель сего письма Мухаммаднаби-эфенди доставит тебе список книг... Ты вместе с письмом отправь Хаджи Ибрахим-беку мои деньги, чтобы он приобрел эти книги в Стамбуле и переслал с доверенным лицом к нам».
Подготовил: ‘Али Албанви
Литература
1. Гаджи-Али. Сказание очевидца о Шамиле (Печатается по изданию «Сборник сведений о кавказских горцах». Вып. VII. 1873 г.) // Гаджиев В. Г. Сказание очевидца о Шамиле. Махачкала. 1990. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.12.2024). — Яз. рус.
2. Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20–50 гг. XIX века. Сборник документов. Составители В.Г. Гаджиев, X. Рамазанов. Махачкала. 1949. С. 644–645; Шихсаидов А.Р. Письменные памятники Дагестана XIX в. [жанр биографий] // Письменные памятники Дагестана XVIII–XIX вв. Сборник статей. Махачкала. 1989. С. 5. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/367C8X, свободный. — Загл. с экрана [дата обращения: 30.12.2024]. — Яз. рус.
Свидетельство о публикации №224123001437