Пока бежит сурок
Зима. Канун Нового года. Сильная метель. Сквозь вихрь снежинок вдалеке проглядывается огонёк. Снежинки всё ближе к камере, полностью заслоняют объектив.
НАТ. УСАДЬБА — НОЧЬ.
КРП — огромная снежинка на весь объектив.
НАЕЗД — Проход через снежинку. Чуть в отдалении видна заснеженная обветшавшая старинная усадьба. Вокруг усадьбы парк. Вековые высокие деревья, ветви согнулись под шапками снега. Аллеи плотно занесло метелью. Ощущение полного запустения, только огонёк в паре окон, подтверждает, что в усадьбе кто-то живёт.
НАЕЗД. — камера приближается к освещённому окну усадьбы. За разрисованным морозными узорами стеклом смутно виден интерьер комнаты с камином.
ИНТ. КОМНАТА С КАМИНОМ В УСАДЬБЕ — НОЧЬ.
СТАРИК (80) — высокий, сухопарый, сутулый и полностью седой, входит в комнату, вешает на стул у камина куртку, отряхнув её от снега, у огня ставит сапоги, чтобы они просохли, бросает на стол шапку. На столе банка с еловыми ветками, кружка, пузатая бутыль, тарелка с ломтем хлеба и несколько семейных фотографий. СТАРИК садится у камина на стул, подкладывает в огонь дрова.
КРП — пламя в камине и лицо СТАРИКА сбоку. На лице играют блики пламени, высвечивая глубокие морщины, отрешённый потухший взгляд, направленный внутрь себя.
СТАРИК встаёт, подходит к напольным часам, подтягивает гири. На часах без пяти полночь, СТАРИК подходит к камину. Над камином несколько фотографий в рамках. ЖЕНА СТАРИКА (60), улыбается. ОТЕЦ (79) и МАТЬ СТАРИКА (76). Это прижизненные фотографии тех, кого уже нет в живых с чёрной траурной лентой в уголке. Фотографии детей стоят отдельно на каминной полке: СЫН СТАРИКА, ДОЧЬ СТАРИКА — возраст на фото детей — тот момент, когда они уехали из усадьбы, начав самостоятельную жизнь (25 - 26).
ИНТ. КОМНАТА С КАМИНОМ В УСАДЬБЕ, СТЕНА С ФОТОГРАФИЯМИ — НОЧЬ.
КРП — фотография ЖЕНЫ СТАРИКА, дрожащая рука старика бережно проводит по ней.
СТАРИК
Ещё год пролетел. Видно, не скучаешь там без меня.
КРП – СТАРИК берёт фотографии детей.
СТАРИК
Вы у меня молодцы, за вас сердце спокойно, только, вот, эти телефоны ваши не люблю, лучше бы письма, чтобы в руках подержать…
Бережно ставит фотографии обратно. Проводит пальцами по фотографии родителей.
Пора загадывать желание (вздыхает), который год одно и то же…
СТАРИК отходит от камина к столу, перебирает фотографии, задерживает взгляд на фото, где он снят вместе с женой. Это старая фотография, где они оба молоды, держат друг друга за руки и смеются.
КРП — дрожащая рука СТАРИКА с фотографией, где он вместе с женой, на фото падает слеза.
В этот момент СТАРИК слышит невнятный шум со стороны окна, вздрагивает, роняет фото на край стола, оборачивается. Фото падает на пол, СТАРИК этого не видит.
ИНТ. КОМНАТА С КАМИНОМ, ОКНО С ДОМИКОМ СУРКА — НОЧЬ.
На широком подоконнике стоит деревянный домик СУРКА. Над входом в домик надпись “Толстяк XII”
КРП – из домика показывается голова СУРКА, наполовину покрытая стёганым лоскутным одеяльцем.
ИНТ. КОМНАТА С КАМИНОМ. ОКНО С ДОМИКОМ СУРКА — НОЧЬ
СТАРИК подходит к домику СУРКА.
СТАРИК
Толстяк, что стряслось? Рановато тебе просыпаться.
СУРОК вылезает из домика, СТАРИК берёт его на руки, гладит. СУРОК начинает беспокоиться, активно пытается высвободиться из рук СТАРИКА.
СТАРИК
Ну, ну, потише, старина, уж нам-то с тобой торопиться некуда. Или решил встречать новый год со мной? Так я не против.
СТАРИК возвращает СУРКА в его домик. СУРОК скрывается в домике, возится там. Старик отходит от окна. СУРОК выпрыгивает из домика на пол и бежит к выходу.
В этот момент раздаётся ЗВУК — очень громко тикают часы.
ИНТ. КОМНАТА С КАМИНОМ В УСАДЬБЕ — НОЧЬ.
СТАРИК подходит к часам.
ТЗ — по стеклянной защите циферблата пробежала трещина, вторая, стекло разлетается вдребезги. Гири срываются и падают вниз. Стрелки начинают крутиться в обратную сторону, сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее. Время пошло вспять.
СТАРИК
Помилуй, Бог, что это?
ИНТ. КОМНАТА С КАМИНОМ В УСАДЬБЕ — НОЧЬ
КРП — СУРОК подбегает к выходу, толкает лапами дверь, которую СТАРИК не запирает на засов, и выбегает из комнаты.
СТАРИК
Толстяк, вернись!
ИНТ. КОМНАТА С КАМИНОМ В УСАДЬБЕ — НОЧЬ
Стена с фотографиями над камином. Фотографии родителей и жены оживают, они начинают говорить все одновременно.
ЖЕНА СТАРИКА
Догони же его! Что ты стоишь?
ОТЕЦ СТАРИКА
Быстрее, сынок! Поймай Толстяка!
МАТЬ СТАРИКА
Не дай ему улизнуть из усадьбы!
ЖЕНА СТАРИКА
Торопись, дорогой! Ты теряешь время!
ИНТ. КОМНАТА С КАМИНОМ В УСАДЬБЕ — НОЧЬ.
СТАРИК в растерянности смотрит на ожившие фотографии. Накидывает куртку, надевает сапоги и поспешно выходит из комнаты.
КРП — Люди на фотографиях одобряюще кивают, машут вслед.
НАТ. УСАДЬБА — ВЕЧЕР
СТАРИК выходит из усадьбы, удивлённо оглядывается. Снег, полностью засыпавший усадьбу, почти весь растаял, на газонах проталины. На аллее, ведущей в парк видны следы СУРКА. СТАРИК, кряхтя, неуверенным шагом идёт в сторону парка, глядя на следы СУРКА.
НАТ. АЛЛЕЯ В ПАРКЕ — ВЕЧЕР.
СТАРИК семенит, еле успевая за сурком, который деловито трусит вперёд, не оглядываясь на хозяина. Видно, что бег СТАРИКУ даётся трудно, но он не выпускает из вида СУРКА. По мере движения СТАРИК преображается — молодеет, его движения становятся более уверенными, бег ускоряется, одежда на нём также меняется, но он этого не замечает.
В каждом следующем эпизоде СТАРИК молодеет на несколько лет, как и все персонажи. Это не флешбэк, события происходят со СТАРИКОМ в реальном времени.
НАТ. УСАДЬБА — ДЕНЬ
Двадцать один год назад. Время года — весна. СУРОК выбегает из парка к усадьбе.
КРП — на ошейнике у СУРКА меняется надпись. “Толстяк-XII” исчезает, огненными буквами появляется “Толстяк IX”
Появляется помолодевший СТАРИК.
На фоне усадьбы, более ухоженной, утопающей в цветущих кустарниках, стоят РОДИТЕЛИ СТАРИКА. СУРОК подбегает к ним и мостится у ног родителей. СТАРИК, не добегая до них, резко останавливается, всматриваясь, не веря себе.
СТАРИК
Отец? ... Мама?!
ОТЕЦ СТАРИКА
Отлично выглядишь, сын! Что, Толстяк снова кинулся в бега? Каков шалун!
СТАРИК
Но, вы же… Как такое возможно?
СТАРИК ощупывает себя, замечает, что на нём другая одежда, смотрит на свои руки, понимая, что они моложе. Нерешительно, не веря своим глазам, подходит к родителям, боясь до них дотронуться.
МАТЬ СТАРИКА
Видишь? У нас всё хорошо.
СУРОК, до этого спокойно сидящий у ног РОДИТЕЛЕЙ, срывается с места и бежит по аллее, уходящей в парк.
ОТЕЦ СТАРИКА
Непоседа Толстяк! Лови его!
МАТЬ СТАРИКА
Догони сурка, дорогой, это важно.
СТАРИК отрицательно качает головой, делает шаг к родителям, обнимает их. МАТЬ, ответив на объятие, мягко его отстраняет.
МАТЬ СТАРИКА
Не беспокойся о нас, сынок, беги.
ОТЕЦ СТАРИКА обнимает МАТЬ и уводит её по направлению к усадьбе. СТАРИК переводит взгляд с их удаляющихся спин на убегающего СУРКА, делает несколько шагов вслед уходящим родителям. Видно, что он сильно взволнован и не понимает, что происходит, и что ему делать. Борется между желанием остаться с родителями и догнать СУРКА, как ему советуют. Увидев, что СУРОК скрылся среди деревьев парка, наконец срывается за ним в погоню.
НАТ. УСАДЬБА — УТРО
Тридцать два года назад. Время года лето. Бегущий СУРОК появляется на аллее, ведущей к усадьбе. Вдруг он спотыкается, делает кувырок в воздухе, приземляется на лапы, отряхивается.
КРП — надпись на ошейнике СУРКА меняется с “Толстяк VII” на “Толстяк VI”
СУРОК бежит в сторону усадьбы. Усадьба выглядит немного старомодно, но свежее. На площадке перед усадьбой покрытый скатертью стол, на столе бокалы, напитки, закуски, у стола стоят плетёные стулья.
СТАРИК, он стал ещё моложе, выбегает из парка на аллею, видит как СУРОК подбегает к усадьбе. Из дверей усадьбы выходят дети СТАРИКА. СЫН в мантии и шапочке магистра, ДОЧЬ в белом длинном платье. Следом выходит ЖЕНА СТАРИКА и РОДИТЕЛИ СТАРИКА.
СУРОК подбегает к вышедшим из дома и просит у ДОЧЕРИ СТАРИКА лакомство. ДОЧЬ гладит СУРКА, угощает его печеньем, которое берёт из вазочки, стоящей на столе перед усадьбой.
СТАРИК замедляет бег, неуверенно двигается в сторону усадьбы. СЫН первым замечает его.
СЫН СТАРИКА
Папа! Что же ты? Иди к нам! Обними меня! Я магистр!
СТАРИК оглядывает себя, трогает одежду, волосы, порывисто идёт навстречу СЫНУ, обнимает его. Остальные родственники радуются, смеются, ДОЧЬ гладит СУРКА, сидящего у её ног. СТАРИК с удивлением и восторгом смотрит на детей, родителей, жену.
СЫН СТАРИКА
Я еду на раскопки в Грецию! Представляешь? Троя! Я буду там!
ДОЧЬ СТАРИКА
Не очень-то хвались, братец, через год я тоже буду исследовать Трою!
МАТЬ СТАРИКА
Без вас опустеет дом…
ОТЕЦ СТАРИКА
Не все птенцы остаются в родовом гнезде. Нам доживать, им открывать новые миры.
ЖЕНА СТАРИКА
В этот день мы не будем грустить! Шампанского!
ОТЕЦ СТАРИКА
На крыло! Смело в новую жизнь!
СЫН обнимает отца, СТАРИК обнимает его в ответ, незаметно смахивает выступившие слёзы, хлопает сына по плечу. ОТЕЦ СТАРИКА наполняет бокалы, МАТЬ СТАРИКА берёт со стола поднос с закусками, улыбается, но в её глазах мелькает грусть.
ОТЕЦ СТАРИКА
За степень магистра! Не посрами нас, внук!
Все поднимают бокалы. На лице СТАРИКА растерянная улыбка. В этот момент СУРОК забирается на стол. Это замечает ДОЧЬ СТАРИКА.
ДОЧЬ СТАРИКА
Толстяк, нет! Пройдоха! Тебе нельзя это!
Сурок спрыгивает со стола, ускользнув от ДОЧЕРИ, бежит в сторону аллеи, ведущей в парк. Все машут руками, показывая на СУРКА.
ЖЕНА СТАРИКА
Он опять сбежал! Лови его скорее!
МАТЬ СТАРИКА
Беги же! Догони его, сынок.
СТАРИК ставит на стол бокал, растерянно смотрит на детей, в надежде, что это они побегут догонять СУРКА. Понимает, что все ждут, что именно он должен его догнать, и нехотя отправляется за СУРКОМ. Когда СТАРИК, забегая в парк, оглядывается, видит, что его семья стоит у стола с бокалами и ободряюще машет ему руками. СТАРИК, неуверенно взмахнув в ответ рукой, скрывается в аллее, ведущей в парк.
НАТ. УСАДЬБА — НОЧЬ.
Пятьдесят семь лет назад. Ранняя осень. Из аллеи, ведущей к усадьбе, выбегает СУРОК. Он останавливается, покачивается из стороны в сторону, падает.
КРП — на ошейнике СУРКА меняется надпись: “ Толстяк VI” исчезает, огненными буквами высвечивается “Толстяк II”.
СУРОК вздрагивает, вскакивает, подбегает к усадьбе и закапывается в кучу собранных опавших листьев. Следом появляется СТАРИК, он стал ещё моложе. Слышно как стрекочут кузнечики. В окне усадьбы светится огонёк. СТАРИК подходит к окну и заглядывает в него.
ИНТ. КОМНАТА С КАМИНОМ В УСАДЬБЕ — НОЧЬ
У детской кроватки сидит ЖЕНА СТАРИКА, качает на руках младенца и поёт колыбельную. СТАРИК замирает, всматривается, осторожно стучит по стеклу окна. ЖЕНА СТАРИКА поднимает голову, замечает его, прикладывает палец к губам, не переставая качать младенца. СТАРИК пытается открыть окно, рама стучит, младенец просыпается и плачет. ЖЕНА СТАРИКА встаёт, подходит к окну, говорит мягко, без упрёка.
ЖЕНА СТАРИКА
Всё-таки разбудил сына. Ты нашёл Толстяка?
СТАРИК молча с изумлением смотрит на ЖЕНУ.
ЖЕНА СТАРИКА
Наверно он прячется в опавшей листве, которую мы сегодня собрали. Принеси его в дом.
ЖЕНА СТАРИКА закрывает окно и уходит с младенцем к кроватке.
НАТ. УСАДЬБА — НОЧЬ
СТАРИК отходит от окна. СУРОК вылезает из кучи опавших листьев, очищает мордочку. СТАРИК медленно направляется к нему.
СТАРИК
Толстяк, иди ко мне. Пойдём в домик, гуляка.
СУРОК подпрыгивает и бежит по аллее в сторону парка. СТАРИК устремляется за ним.
НАТ. ПОЛЕ РЯДОМ С ПАРКОМ УСАДЬБЫ — УТРО.
Шестьдесят лет назад. Время года — лето. Недавно прошёл дождь и в небе видна яркая радуга. По аллее, ведущей из парка, бежит СУРОК.
КРП — на ошейнике СУРКА надпись “Толстяк”
СТАРИК догоняет СУРКА на тропинке в поле, пытается его схватить, не замечая идущую навстречу ЖЕНУ, и налетает на неё. В руках ЖЕНЫ кувшин с молоком, от столкновения молоко проливается ей на одежду.
СТАРИК
Простите меня! Как неловко! Мой СУРОК сбежал… Такой непоседа. Толстяк. Так его зовут…
Старик вынимает из кармана платок, помогает промокнуть пролившееся молоко. ЖЕНА СТАРИКА улыбается, протягивает ему кувшин, СТАРИК принимает его, отпивает, на верхней губе остаётся полоска от молока. ЖЕНА СТАРИКА нежно вытирает её пальцами. СТАРИК ловит её руку, целует. Она осторожно высвобождает пальцы.
ЖЕНА СТАРИКА
Ваш СУРОК… Не боитесь его потерять?
СТАРИК
Не боюсь. Я нашёл нечто более ценное…
ЖЕНА СТАРИКА
Так догоните его, пусть он сбережёт то ценное, что вы нашли.
СТАРИК
Я не хочу гоняться за СУРКОМ…
ЖЕНА СТАРИКА
Но, это ведь он помог вам найти нечто ценное.
СТАРИК
Да, он. И пусть себе бегает. Он сделал то, что должен был.
ЖЕНА СТАРИКА
Время… Слышите? Часы бьют…
Где-то вдалеке слышен бой часов, далее СТАРИК говорит на его фоне.
СТАРИК
И что? (улыбается). Пусть убегает СУРОК. Пусть часы бьют, как в последний раз. Пусть весь мир подождёт.
СТАРИК забирает из рук ЖЕНЫ кувшин, ставит его на траву у тропинки, поднимает ЖЕНУ и кружит её. В это время СУРОК возвращается, хочет пить из кувшина. Кувшин опрокидывается, из него струйкой вытекает на траву молоко, СУРОК лакомится. СТАРИК опускает ЖЕНУ на тропинку, они смеются, держатся за руки. Кадр замирает — СТОП. — как на фотографии, которая упала со стола в комнате с камином.
ИНТ. КОМНАТА С КАМИНОМ В УСАДЬБЕ — НОЧЬ.
В комнате с камином на столе стоит банка с еловыми ветками, тарелка с нетронутым ломтем хлеба, пузатая бутыль и несколько семейных фотографий. Сурок бродит по комнате, принюхивается, натыкается на фотографию, которая упала на пол.
КРП — (изображение на фотографии оживает) СТАРИК и ЖЕНА, молодые и влюблённые, стоят лицом к нам, взявшись за руки, смеются, поворачиваются к нам спинами и убегают в светлую дымку на горизонте, сквозь которую смутно просвечивает спектр радуги.
СУРОК забирается на стул, с него на подоконник и скрывается в своём домике.
Часы бьют двенадцать раз.
Конец
Свидетельство о публикации №224123001725