Транспорт с электрическим сердцем

Ни один  город не представить без общественного транспорта, будь-то автобусы или маршрутные такси. Особую нишу занимает электротранспорт. Кое-что об истории  луганских трамваев и троллейбусов вашему вниманию.

Лирическое вступление

Готовя данный материал, вспомнил книжку, которую читал в детстве – это «Сказка о трамвае» С. Баруздина. Слегка пожелтевшая от времени (была издана в конце 50-х гг.), с черно-белыми рисунками, она рассказывала о буднях и приключениях старого трамвая, колесившего московскими улицами: такой себе небольшой вагончик с «рогами» на крыше. «Он возил людей на службу, и со службы их возил…»
Но не только столичный, достоин внимания и наш электротранспорт. Вплоть до 2000х гг., до массового распространения маршруток, трамвай (да и троллейбус тоже) оставался одним из главных видов транспорта. И за примерами не надо далеко идти – по нашей улице трамваи ездили с утра и до вечера: под шум утреннего многие просыпались, и засыпали, когда последний уходил в депо… Скептики скажут, что городской электротранспорт - архаизм. Однако это не так. Во многих европейских и ряде американских городов перевозку пассажиров успешно осуществляют современные комфортабельные троллейбусы и трамваи. Эксплуатируют трамваи даже в Австралии (известна сеть в Мельбурне). Транспорт тихий и экологически чистый. А кто бывал в Крыму, наверняка знает, что Симферополь, Алушту и Ялту соединяет троллейбусная сеть - самая протяженная в мире! Крымский троллейбус даже стал своеобразной достопримечательностью. Можно прокатиться от Ялты до Алушты вдоль побережья, попутно любуясь красотами ЮБК (но надо запастись временем и терпением).
Впрочем, вернемся в Луганск. В последние десятилетия городской электротранспорт переживал не лучшие времена. Хотя и в наступившую эпоху вездесущих маршруток, трамваи не оставались без дела, ходили даже жарким летом 2014 года, пока город окончательно не остался без электричества… А как развивался городской электротранспорт в прошлом?

«С гордо вскинутой, тугой электрической дугой»

Если вернуться на сто с лишним лет назад, мы не узнаем Луганска. Город одно- двухэтажных домиков, преимущественно грунтовые дороги, а весь транспорт – извозчики на лошадях. Машин было очень мало. В общем, этот Луганск оставался весьма неприглядным. Вместе с тем, во второй половине 20-х годов началось возрождение и обновление промышленных предприятий, в особенности Луганского паровозостроительного завода. Увеличивалось число рабочих, которые приезжали в город из других регионов, начиналось строительство жилья. А транспорта не хватало. Вот тогда и заговорили о создании трамвайных маршрутов. Внедрить этот вид транспорта предполагалось в Луганске по проекту С. Кульжинского еще в начале ХХ века, однако же эта идея осталась нереализованной. И, в конце концов, к ней вернулись.
В начале 30-х гг. в городе началось автобусное движение, однако несколько машин на маршрутах не решали проблему. В 1932 году был разработан проект трамвайных линий, создана контора «Трамвайстрой» (первый начальник – В. Е. Евтушенко), а в следующем году начато строительство первой линии. Работа шла в крайне тяжелых условиях, но благодаря инициативности и беспримерному трудовому подвигу луганских рабочих, 1 мая 1934 года движение трамвая было торжественно открыто. В этот день пуск нового транспорта даже затмил собой остальные первомайские мероприятия! Это был настоящий праздник. Протяженность линии составляла 7 км – от Алексеевского поселка (Лутовиновский) до первой проходной паровозостроительного завода ОР. Стоимость составляла 30 коп. Новый вид транспорта горожане оценили по достоинству. Желающих ехать было так много, что вагоны порой были просто перегружены рабочими, некоторые ехали прямо на подножках! В 1934 и последующие годы были открыты новые трамвайные линии, и одной из самых востребованных стала линия к новому парку им. М. Горького (маршруты № 7 и 8). Таким было рождение луганского трамвая.
К концу 1939 года длина трамвайных путей превышала 50 км. Однако развитие трамвая было прервано разразившейся Великой Отечественной войной, нанесшей огромный ущерб народному хозяйству и транспортной инфраструктуре. Благодаря усилиям тружеников в город вернулся трамвай. Это произошло в апреле 1944 года. Пуск его стал торжеством продолжающейся жизни и трудовой деятельности Луганска, несмотря на всю разруху и бедность. Множество проблем стояли на пути его развития, работа транспорта вызывала нарекания у жителей города... И тем не менее, становление электротранспорта продолжалось. В 1957 году построена новая трамвайная линия, ставшая частью маршрута «завод ОР - ул. Сталинградская».
Пятидесятые- шестидесятые годы – период обновления трамвайного парка, увеличения числа маршрутов и объема перевозок. Время новых побед, в том числе трудовых. В духе своего времени среди трамвайщиков проводились даже соцсоревнования, а также фестивали самодеятельного творчества. Первой среди водителей трамваев звание заслуженного работника ЖКХ была удостоена Л. Н. Мирошниченко. Среди рационализаторов и изобретателей отличились А. П. Тропицын, В. М. Данилова и др.
Среди других знаменательных событий того времени – открытие путепровода над железной дорогой в районе парка им. 1 Мая в 1965 году. В том же году на нем открылось и пассажирское движение.
Город рос, увеличивалось население, возникла потребность в новом виде транспорта. Так появился троллейбус. Первая линия в Луганске была запущена в 1962 году по маршруту «Дворец спорта- 1 Микрорайон». История сохранила имя первого водителя. Его звали Ф. Поздняков.
Шло строительство новых линий, а в 1966 году было создано троллейбусное депо, рассчитанное на 50 машин. К тому времени в городе действовали 3 маршрута. Пополнялся и обновлялся парк троллейбусов. В 70-е годы старые машины заменили чешскими троллейбусами «Шкода», качество которых было выше отечественных. В 1982 году появилась новая линия по дамбе через Иванищев Яр по ул. Буденного, а в следующем году проложена линия в пос. Юбилейный, до шахты «Ворошиловградская» № 1( – «Луганская»).
Таким образом, к началу 90-х гг. в Луганске на линию выходило 86 единиц троллейбусов, в 1992 году. работало 7 маршрутов! Троллейбус обогнал трамвай по объемам перевозок пассажиров. Своего пика достигла на тот период и трамвайная сеть ; насчитывалось 15 маршрутов, на линию выходили 80 вагонов.
Заслуженный работник сферы услуг Украины В. И. Герасимов (с 1985 года по 2009 гг. возглавлял городской электротранспорт), вспоминал, что в советское время крупнейшие предприятия города (например, заводы - станкостроительный им. В. Ленина, тепловозостроительный им. Октябрьской революции) оказывали помощь трамвайно-троллейбусному управлению ; изготавливали запчасти, предоставляли оборудование для ремонтных баз и т.д. Благодаря поддержке со стороны промышленности и городской власти удавалось решать имевшиеся проблемы и развивать электротранспорт.

Новые времена

А потом СССР распался, последовавший экономический кризис поставил луганский электротранспорт на грань выживания… Ряд маршрутов закрыли, а некоторые идеи (как например, создание троллейбусной линии на эстакаде) реализовать не удалось.
Трамваи и троллейбусы стали «транспортом льготников», перевозка которых не компенсировалась в полной мере. Как результат – немалые убытки. Тем не менее, были положительные моменты. Появилось новое предприятие – ГКП «Луганскэлектротранс». В 2001 году построен новый диспетчерский пункт, еще через 3 года был проведен капремонт административных зданий и др.
Что касается подвижного состава, то в последние десятилетия он был представлен преимущественно трамваями КТМ-5М3 Усть-Катавского вагоностроительного завода имени С. Кирова, позднее добавились более новые К-1, которые курсировали на маршрутах 6 и 13. Но в целом, трамвайный парк к 2014 году заметно обветшал…
Одно время Лугансктепловоз выпускал собственные трамваи, которые также выходили на городские маршруты. Несколько штук были отправлены в Москву, где проработали несколько лет. Однако проект прикрыли. В одном из интервью гендиректор холдинга признавался, что трамваи для завода были всего лишь способом выжить. Заказами на тепло- и электровозы промышленный гигант не баловали… Но это другая тема.
P.S. В 2022 году были демонтированы контактные сети луганских троллейбусов. Так и поставлена точка в истории городского электротранса... Летопись его, конечно, более обширная. Но кто интересуется, может обратиться к книге «70 лет в пути (история луганского трамвая)» под редакцией С. Тархова. В ней подробнее раскрываются вехи истории и судьбы работников луганского электротранспорта, приводятся воспоминания ветеранов.                Автор: А. М.

На фото тот самый первый луганский трамвай на фоне Дома Васнева.


Рецензии