Еще раз об одном портрете Карла Брюллова

НА ИЛЛЮСТРАЦИЯХ

1. Портрет Карла Брюллова со страницы  художника А.Г. Варнека  на сайте «Воскресный день». На ней в настоящее время находится 50 иллюстраций его работ.

Надпись под портретом:  «Х.м. 121х90 см. Кыргызский национальный музей изобразительных искусств, Бишкек».   В прошлые годы в надписи был указан еще 1829 год,  тогда как в настоящее время датировка портрета на сайте отсутствует. Видимо, искусствоведы осознали, что в это время Брюллов находился за границей, и в указанном году его портрет не мог быть написан - В.В.   

Кроме того, знаменитая картина Брюллова «Последний день Помпеи», голова художника на которой  почти «такая же», как и на приложенном  слева портрете,  еще не была даже начата им  в это время.

2. Фрагмент названной выше картины, завершенной  К.П. Брюлловым в 1833 году. 

Еще в 2014 году, обнаружив на сайте «Воскресный день» загадочный портрет Брюллова, который был запечатлен по замыслу художника, скорее всего, в момент создания его главной картины «Последний день Помпеи»,  я решил опубликовать заметку о своей находке на сайте Новосибирского художественного музея [1].  В то время, сотрудничая с музеем, я опубликовал  на данном сайте с десяток своих сообщений. 

В настоящее время, прочитав свою заметку свежим взглядом, решил опубликовать  ее также на сайте «проза.ру», дополнив  миниатюру  новыми соображениями относительно создания портрета и его автора, поскольку , написав предыдущую миниатюру [2] и поразмышляв, пришел к новой версии его создания.  Согласно ей, обсуждаемый портрет выполнил  не А.Г. Варнек, а его старший сын Александр – ученик К.П. Брюллова в годы его обучения в Академии художеств,  примерно в 1840-ом году. 

Дальнейший текст содержит в итоге первую  часть, которая является во многом копией моей предыдущей  публикации, и добавленной к нему концовки (см. ниже).

ТРУДНО  себе представить, что в настоящее время еще существует какой-то портрет Карла Брюллова, который  был - бы не упомянут в фундаментальной монографии Э.Н. Ацаркиной [3], а также в многочисленных книгах и альбомах, посвященных изобразительному искусству.

Тем не менее, такой портрет я обнаружил в апреле 2014 года в Интернете, посетив недавно открытый сайт «Воскресный день» и встретив среди 48 выставленных на нем тогда произведений А.Г. Варнека довольно большой репрезентативный портрет К.П. Брюллова, о котором сообщалось: «Кыргызский национальный музей изобразительных искусств (Бишкек). Холст, масло. 121х90 см. 1829». 

На нем Брюллов запечатлен у мольберта, в состоянии творческого порыва. Темно-красный фон создает ощущение какой-то оторванности художника от реального мира и его погружения в свой собственный внутренний мир.

Удивление мое было большим. Прежде всего, мне достаточно хорошо  знакомы все имеющиеся списки произведений А.Г. Варнека, начиная с его «Собственного  списка», составленного в 1819 году, до полного, по состоянию на 1985 год, каталога, приведенного в монографии В.С. Турчина [4, с.104]. Ни в одном из них портрета Брюллова нет; кроме того, в них нет вообще ни одного произведения  А.Г.Варнека, исполненного в 1829 году.
 
Следует заметить, что и В.С. Турчин, говоря о взаимоотношениях двух художников, упомянул лишь портрет А.Г. Варнека [4, c. 88], написанный К.П. Брюлловым в 1837-1840 годах и ныне утерянный. О портрете Карла Брюллова работы А.Г. Варнека ни он, ни Э.Н. Ацаркина ничего не сообщают.

В мае 2014 года я написал письмо-запрос в Кыргызский национальный музей изобразительных искусств и вскоре получил ответ:

«Уважаемый Владимир Алексеевич! По поводу Вашего запроса сообщаем следующее. Картина А.Г. Варнека «Портрет художника К. Брюллова» (холст, масло, 121х90, инв. № 1726/697-ж) поступила в фонды нашего музея в мае 1957 года приказом Министерства культуры СССР № 76 от 05.02.1957.
 
К сожалению, она не датирована и не имеет авторских надписей и подписей. Но авторство А.Г. Варнека у нас не вызывает сомнений, особенно если учесть достаточно близкие отношения обоих художников. К тому же, то, что картина находилась в фондах Минкультуры, дает нам уверенность, что произведение было атрибутировано  московскими специалистами, прежде чем картина была передана нашему музею. <…>. Будем благодарны Вам за публикации о творчестве художника. С уважением, Татьяна Петровна Попова, заведующая отделом живописи КНМИИ имени Г. Айтиева».

В своей заметке я выразил, прежде всего, благодарность Татьяне Петровне за ответ на мое письмо и присланную фотографию  портрета, и сейчас остановлюсь вначале на обсуждении двух дат, одна из которых приведена в письме из музея, а другая – на сайте «Воскресный день».

Тот факт, что портрет поступил в КНМИИ в 1957 году, является довольно важным для прояснения вопроса о том, почему российские искусствоведы – М.М. Ракова, Л.Н. Целищева и В.С. Турчин, опубликовавшие свои списки произведений А.Г. Варнека, а также и Э.Н. Ацаркина, не привели в своих трудах какой-либо информации о данном портрете. 

Действительно, все они готовили свои материалы к публикации заметно позже того срока, когда портрет ушел из Москвы в Бишкек. И не исключено, что он просто не попал в поле зрения названных искусствоведов, а в дальнейшем остался по какой-то причине не замеченным ими.

В то же время, возможно, они и знали об этом портрете, но были не уверены в том, что написал его А.Г. Варнек или, быть может, в том, что изображен на нем Карл Брюллов. Подтверждая такое предположение, заведующая отделом живописи КНМИИ Т.П. Попова сообщает: «… в конце 1960-х– начале 1970-х этим портретом интересовалась и Э.Н. Ацаркина. <…> она была в курсе о наличии у нас этой работы. Наверное, какие-то соображения или сомнения были и у нее».

Дополнительно к этому имеется еще одно наблюдение. Данный портрет отсутствует и  в «Списке П.П. Каменского», опубликованном им в 1839 году и содержащем сведения о 97 произведениях А.Г. Варнека [5, с.14]. Список этот был надиктован критику самим художником, и определенно можно сказать, что Варнек не мог просто забыть о портрете Брюллова во время беседы с Каменским, если такой портрет был им написан. Как видно, у него не было оснований  включать его в готовящийся список исполненных им произведений.

Обсудим теперь ту датировку портрета (1829 год), которая была приведена на сайте «Воскресный день». Она, конечно, представляется недостоверной, поскольку еще в 1822 году, в возрасте 23 лет, Брюллов уехал в Италию, побывал во Франции и лишь в 1836 году вернулся в Россию, тогда как А.Г. Варнек практически все это время находился в Петербурге.
 
Отсюда возникают три версии. Согласно первой из них, портрет молодого Брюллова мог быть исполнен Варнеком до его отъезда за границу, когда тот еще находился в Петербурге. 

Согласно второй версии, Варнек написал этот портрет не с натуры, чему он следовал всегда, а по памяти, используя, быть может, ранние свои наброски лица Брюллова, сделав корректировку на возраст, а также его акварельный портрет, исполненный около 1822 года П.Ф. Соколовым. 

Согласно же третьей версии, портрет мог быть создан другим художником, поскольку и по манере живописи и по стилистическим особенностям он заметно отличается от типичных произведений А.Г. Варнека.

Продолжая  слегка подправленную предыдущую публикацию  [1], замечу, что концовка ее  является, по существу,  основой  гипотезы о том, что автором портрета  обсуждаемого портрета  является  не А.Г. Варнек, а его старший сын Александр, бывший учеником К.П. Брюллова [6].

В то время, когда на сайте «Воскресный день» еще значилась датировка 1829 г., гипотеза  об авторстве  Варнека-сына мною и не рассматривалась, поскольку было ему тогда еще 14 лет. Но сейчас, когда эта датировка удалена, считаю ее достаточно обоснованной. 

Действительно, В.С. Турчин сообщает о Варнеке-сыне в Примечаниях к своей книге следующую информацию: «В то время профессора Академии художеств направляли своих детей учиться в это учебное заведение. Этой традиции последовал и А.Г. Варнек. Его сын Александр Александрович Варнек, котогрый родился 10 декабря 1815 г., стал  воспитанником Академии с 1824 г.

Неоднократно награждался малыми и большими серебряными медалями, был отмечен за «успехи в науке». Занимался исторической и портретной живописью.  В 1836 г. за исполнение программы получил золотую медаль и звание художника исторической и портретной живописи.  В академических документах за 1835 г. указано, что А.А. Варнеку «надо обратить внимание на изучение природы в отношении колорита и силы освещения»

А.А. Варнек копировал «Последний день Помпеи К.П. Брюллова, хранил в своем собрании брюлловские эскизные рисунки к этой композиции. Много занимался портретной живописью, преимущественно в 1840-х гг. В 1837 – 1838 гг. писал «Портрет Николая I» для астраханского военного губернатора. Иногда упоминался как «Варнек-второй».

Приведенная информация дает полное основание высказать предположение, что  автором обсуждаемой картины является художник Варнек Александр Александрович (1815 – ок. 1853)

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Владимир Варнек. Загадочный портрет  К.П. Брюллова. Сайт Новосибирского художественного музея.
2. Владимир Варнек. О двух портретах художника Павла Федотова. Проза.ру
3. Э.Н. Ацаркина. К.П. Брюллов. - М.: Искусство. 1963. - 536 с.   
4. В.С. Турчин. Александр Григорьевич Варнек. 1782-1843. - М.: Искусство, 1985. - 168 с.   5. П. Каменский Мастерские русских художников. Отечественные записки, 1839. - Т. 2. - Отд. IV.
6. Владимир Варнек. О трех сыновьях художника А.Г. Варнека. Проза.ру. 30.12.2024.


Рецензии
Очень профессиональная миниатюра. Видимо автор прав, что картину нарисовал сын знаменитого художника А.Г.Варнека А.А.Варнек или как иногда писали тогда - второй Варнек.

Никола Прутов   31.12.2024 14:24     Заявить о нарушении