IV. Тело, душа и дух

Человек может правильно понять себя только осознав, какую роль в его существе играет мышление, телесным инструментом которого является мозг. Подобно тому как цвета можно увидеть только правильно сформированными глазами, так и мышление обеспечивается мозгом, организованным соответствующим образом. Все человеческое тело выстроено так, что его венцом является мозг — орган духа. Понять строение человеческого мозга можно лишь при рассмотрении с точки зрения его назначения как телесной основы мыслящего духа. На это указывает и сравнительный обзор животного мира: у земноводных головной мозг еще мал по отношению к спинному, у млекопитающих сравнительно больше, у человека же — наибольший относительно остального тела.
Против подобных замечаний о мышлении существуют известные предубеждения, поскольку некоторые люди склонны его недооценивать, ставя выше «внутреннюю жизнь чувств», «ощущение». Утверждают, например, что к высшим познаниям человек поднимается не с помощью «трезвого мышления», а благодаря теплу чувства и непосредственной силе ощущения. Люди, которые так говорят, опасаются притупить чувство ясным мышлением, что справедливо, если иметь в виду обыденные рассуждения, касающиеся исключительно практических вопросов. Но с мыслями, ведущими в более высокие области бытия, все обстоит наоборот, ибо не существует чувства и энтузиазма, способного сравниться с теми ощущениями тепла, красоты и возвышенности, которые порождаются чистыми, кристально ясными мыслями, относящимися к высшим мирам. Высшие чувства суть вовсе не те, что возникают «сами собой», но такие, которые достигаются в результате энергичной мыслительной работы.
Человеческое тело имеет строение, соответствующее мышлению. Те же самые вещества и силы, что представлены в минеральном царстве, находятся в человеческом теле в определенном сочетании, обеспечивающем проявление мышления. Это минеральное сооружение, сформированное сообразно выполняемой им задаче, в последующем изложении будет называться физическим телом человека.
Такое минеральное сооружение, сориентированное на мозг как свое средоточие и полностью с ним соотнесенное, возникает путем размножения и получает законченный облик в результате роста. Размножение и рост, присущие человеку так же, как растению и животному, и это отличает все живое от безжизненного минерала. Живое происходит от живого через зародыш, и в этой линии потомок примыкает к предку. Силы, благодаря которым возникает минерал, направлены на сами слагающие его вещества. Горный хрусталь образуется в результате действия сил, присущих объединенным в нем кремнию и кислороду. Но те силы, которые формируют дуб, нам придется искать не в нем самом, а — через зародыш — в материнском и отцовском растениях. При размножении форма дуба сохраняется, передаваясь от предков к потомкам. Таким образом, существуют внутренние характеристики, врожденные живому. — Лишь невежественное воззрение на природу полагало, будто низшие животные и даже рыбы могут образовываться из ила. Форма живого воспроизводится благодаря наследованию. Характер развития живого существа зависит от того, от какого отцовского или материнского организмов оно произошло, или, иными словами, к какому виду оно принадлежит. Вещества, из которых живое существо состоит, постоянно сменяются; вид же сохраняется на протяжении всей жизни и передается по наследству потомству. Итак, вид есть то, что определяет, каким образом сочетаются вещества. Эту силу, образующую вид, следует назвать жизненной силой (см. Сноска 1). Подобно тому как минеральные силы находят свое выражение в кристаллах, формирующая жизненная сила выражает себя в видах или формах растительной и животной жизни.
Минеральные силы человек воспринимает телесными органами чувств и способен воспринять лишь то, для чего имеет соответствующие чувства и органы. Без глаза нет восприятия света, без уха — восприятия звука. У низших организмов из всех имеющихся у человека чувств есть только некий вид осязания (см. Сноска 2). В отличие от человеческого восприятия, для них существуют лишь те минеральные силы, которые познаются осязанием. По мере того как у высших животных развиваются другие чувства, окружающий мир — воспринимаемый также и человеком — становится для них богаче, разнообразнее. Таким образом, от органов самого существа зависит, будет ли находящееся во внешнем мире присутствовать также и для него как восприятие, как ощущение. То, что существует в воздухе как некое движение, становится в человеке звуковым ощущением. — Однако проявлений жизненной силы человек обыкновенными органами чувств не воспринимает. Он видит цвет растения, обоняет его аромат, но жизненная сила остается скрытой от подобного наблюдения. И все же обладающий обычными органами чувств не вправе отрицать ее, как не вправе отрицать существование цвета тот, кто родился незрячим. Как цвета могут возникнуть для прооперированного слепорожденного, так наблюдению человека, у которого раскрылся соответствующий орган восприятия, становятся доступны не только отдельные особи, но и многообразие видов растений и животных, созданных жизненной силой. — С раскрытием этого органа совершенно новый мир предстает перед человеком, способным воспринимать теперь не только цвета, запахи и т.д. живых существ, но и саму жизнь этих живых существ. В каждом растении, в каждом животном, помимо физической формы, ощущает он теперь исполненный жизни духовный облик. Назовем этот духовный облик эфирным, или жизненным телом. Для исследователя духовной жизни здесь все видится следующим образом. Для него эфирное тело — не просто нечто, порожденное веществами и силами физического тела, но самостоятельная, реальная сущность, которая и вызывает к жизни эти физические вещества и силы. В понимании духовной науки само по себе физическое тело — например, кристалл — получает свой облик благодаря физическим формообразующим силам, присущим безжизненному, тогда как форма живого тела возникает не благодаря этим силам, ибо тело распадается в момент, когда жизнь покидает его и оказывается предоставленным только физическим силам. Жизненное тело есть сущность, благодаря которой каждое мгновение в течение жизни физическое тело удерживается от распада. — Чтобы увидеть это жизненное тело, воспринять его в другом существе, необходимо духовное зрение. Если такое зрение отсутствует, мы можем лишь предположить существование эфирного тела на основании логических рассуждений, однако духовное зрение позволяет видеть его точно так же, как видят цвет физическими глазами. — Чтобы избежать недоразумений в отношении выражения «эфирное тело», следует обратить внимание, что «эфиром» тут названо нечто иное, нежели гипотетическая среда в физике, и просто принять этот термин для обозначения того, что здесь описывается. Как строение физического тела определяется его задачей, так и эфирное тело можно понять только в его взаимосвязи с мыслящим духом. Эфирное тело человека отличается от эфирного тела растений и животных тем, что сообразовано и увязано с мыслящим духом. — Через свое физическое тело человек причастен к минеральному, а через эфирное — к миру жизни. После смерти физическое тело растворяется в минеральном мире, эфирное — в мире жизни. Термином «тело» мы будем обозначать в дальнейшем не саму по себе воспринимаемую обычными органами чувств телесную форму, а то, что придает тому или иному существу его «облик». В этом смысле понятие «тело» может быть использовано также для обозначения того, что принимает известный облик, будучи душевным и духовным.
В то время как жизненное тело по отношению к человеку еще остается чем-то внешним, самые первые проблески ощущения являют то, как на внешние раздражения отвечает уже внутреннее самого человека. Можно сколь угодно далеко прослеживать то, что по праву называют внешним миром, но нам не удастся найти там ощущений. — Лучи света, проникнув в глаз, распространяются внутри него вплоть до сетчатки и вызывают в ее зрительном пурпуре химические процессы. Действие этих раздражений продолжается через зрительный нерв вплоть до мозга, где развиваются дальнейшие физические процессы. При исследовании мы обнаружим здесь такие же физические процессы, как и повсюду во внешнем мире, а тот, кто способен наблюдать жизненное тело, увидел бы, что физический процесс в мозгу одновременно является и жизненным процессом. Но при таком исследовании мы нигде не сможем отыскать ощущение голубого цвета, возникающее у того, кто воспринимает эти световые лучи, поскольку оно возникает лишь в его душе. Таким образом, если бы воспринимающее свет существо обладало только физическим и эфирным телом, ощущение не могло бы появиться. Деятельность, посредством которой реализуется ощущение, весьма существенно отличается от действия жизненной формирующей силы. Благодаря этой деятельности из действия жизненной силы возникает внутреннее переживание, тогда как без нее имел бы место лишь жизненный процесс, как он наблюдается у растений. Представляя себе человека, получающего со всех сторон впечатления, мы одновременно должны рассматривать его как источник указанной деятельности: по всем направлениям, откуда человек получает впечатления, в ответ на них в нем возникают ощущения. Пусть источник этой деятельности будет назван душой ощущений (Сноска 0). Эта душа ощущений так же реальна, как и физическое тело. Представлять себе находящегося перед нами человека только как физическое тело, исключая его душу ощущающую, означало бы то же самое, что, стоя перед живописным полотном, представлять себе один только холст.
О доступности души ощущений для восприятия следует сказать то же самое, что и об эфирном теле: телесные органы в отношении нее «слепы», равно как и тот орган, которым может восприниматься жизнь как таковая. Но как посредством этого органа созерцается эфирное тело, так посредством еще более высокого органа особым видом сверхчувственных восприятий может стать и внутренний мир ощущений. В этом случае человек не только ощущает впечатления физического и жизненного мира, но и созерцает эти ощущения. Обладателю такого органа мир ощущений другого существа предстает, подобно своего рода внешней реальности. Следует делать различие между переживанием собственного мира ощущений и созерцанием мира ощущений другого существа. В собственный мир ощущений может заглянуть, конечно, каждый человек; мир ощущений другого существа способен созерцать только видящий с открытым «духовным оком». Не будучи видящим, человек знает мир ощущений лишь как «внутренний», как собственные сокровенные душевные переживания; с открытием «духовного ока» внешнему духовному взору человека предстает то, что обычно живет лишь «во внутреннем» другого существа.

***
Во избежание недоразумений необходимо особо подчеркнуть, что видящий не переживает внутри себя то же самое, что как содержание мира ощущений несет в себе другое существо. Это существо переживает ощущения с точки зрения своего внутреннего, видящий же воспринимает их как некое откровение, проявление мира ощущений.
В своих действиях душа ощущений зависит от эфирного тела, черпая именно из него то, чему дает проявиться как ощущению. Поскольку же эфирное тело есть жизнь внутри тела физического, душа ощущений также косвенно зависит и от последнего. Лишь при правильно развитых и функционирующих глазах возможны соответствующие цветовые ощущения. Тем самым тело определяет и ограничивает деятельность души ощущений, которая живет в пределах, установленных ей телесностью. — Таким образом, тело, выстраиваемое из минеральных веществ и оживляемое эфирным телом, в свою очередь ставит пределы душе ощущений. Поэтому тот, кто обладает вышеупомянутым органом для «созерцания» души ощущений, познает ее ограниченной телом. — Но границы души ощущений и физического тела не совпадают. Душа ощущений выступает за пределы физического тела и, таким образом, предстает более мощной, чем оно, однако сила, устанавливающая ей границы, исходит от физического тела. Вследствие этого между физическим телом и эфирным с одной стороны, и душой ощущений с другой стороны, возникает еще один особый член человеческого существа — душевное тело, или тело ощущений. Можно также сказать, что одна часть эфирного тела тоньше прочих, и эта более тонкая часть объединяется с душой ощущений, тогда как более грубая его часть образует своего рода единство с физическим телом. При этом, как уже говорилось, душа ощущений выдается за пределы душевного тела.
То, что здесь называется ощущением, есть лишь часть душевного существа (выражение «душа ощущений» выбрано по соображениям простоты). К ощущениям присоединяются чувства удовольствия и неудовольствия, а также влечения, инстинкты, страсти, — и все это, как и ощущения, носит индивидуализированный характер и, подобно им, обусловлено телесностью.

* * *
Душа ощущений взаимодействует не только с телом, но и с мышлением, с духом. Мышление обслуживает душу ощущений: человек формирует мысли о своих ощущениях и через это познает внешний мир. Ребенок, который обжегся, задумывается и приходит к выводу: «огонь жжется». Человек не следует своим влечениям, инстинктам и страстям слепо; его размышление открывает возможность, позволяющую их удовлетворить. В этом направлении всецело развивается то, что принято называть материальной культурой: она состоит из услуг, которые мышление оказывает душе ощущений, и на достижение этой цели направлены неизмеримые объемы мыслительных усилий. Ведь именно силой мысли созданы корабли, железные дороги, телеграф и телефон; и все это главным образом служит удовлетворению потребностей души ощущений. Мыслительная сила пронизывает душу ощущений, как жизненная формирующая сила — физическое тело. Жизненная формирующая сила связывает физическое тело с предками и потомками и тем самым включает его в сферу действия закономерностей, не имеющих ничего общего с исключительно минеральным, а мыслительная сила вводит душевное в область закономерностей, действие которых на него не распространяются, пока оно остается только на уровне души ощущений. — Душа ощущений роднит человека с животными, у которых мы также замечаем присутствие ощущений, влечений, инстинктов и страстей. Однако животное следует им непосредственно, у него они не переплетаются с самостоятельными, выходящими за пределы сиюминутно переживаемого мыслями (см. Сноска 3). В определенной степени это относится и к неразвитым людям. Таким образом, собственно душа ощущений отличается от второго — более высокоразвитого — душевного члена, ставящего себе на службу мышление, который мы обозначим как душу ума и сердца (Сноска 00). Ее можно было бы также назвать душой характера, или нравом.
Душа ума и сердца пронизывает душу ощущений. Те, у кого есть орган, позволяющий «видеть» душу ума и сердца, видят ее как некую особую сущность, отличную от души ощущений.

* * *
Мышление выводит человека за рамки его обособленной собственной жизни; он обретает нечто, простирающееся за пределы его души. Для него убеждение, что законы мышления согласуются с мировым порядком, является само собой разумеющимся. Человек чувствует себя в мире как дома, потому что существует эта согласованность — один из важных фактов, позволяющих ему познавать собственное существо. Человек ищет истину в своей душе, и через эту истину высказывает себя не только душа, но и вещи мира. То, что посредством мышления познается как истина, обладает самостоятельным значением, имеющим отношение к вещам мира, а не только к собственной душе человека. Своим восторгом от звездного неба я живу в самом себе; мысли же, которые я формирую об орбитах небесных тел, имеют для мышления всякого другого человека то же значение, что и для моего. Не было бы смысла говорить о моем восторге, если б не существовал я сам; но вовсе не столь же бессмысленно говорить вне всякой связи со мной о моих мыслях. Ведь истина, которую я мыслю сегодня, была истиной и вчера, и пребудет таковой завтра, хотя я занят ею лишь сегодня. Если какое-то познание доставляет мне радость, она имеет значение лишь до тех пор, пока живет во мне, тогда как истина познанного обладает значением совершенно независимо от этой радости. Постигая истину, душа соединяется с чем-то, заключающем свою ценность в самом себе, и эта ценность не исчезает вместе с душевным ощущением, как и не возникла вместе с ним. То, что действительно является истиной, не появляется и не исчезает: оно имеет значение, которое невозможно уничтожить. — Этому не противоречит то, что отдельные человеческие «истины» имеют лишь преходящую ценность, поскольку через некоторое время признаются частично или полностью ошибочными. Человек должен сказать себе, что его мысли являются лишь преходящими формами проявления вечных истин, тогда как собственно истина существует в себе самой. И тот, кто, подобно Лессингу, говорит, что довольствуется вечным стремлением к истине, поскольку полная, чистая истина может существовать лишь для Бога, не отрицает, но именно таким высказыванием подтверждает вечную ценность истины — поскольку вечное стремление к себе способно вызвать лишь нечто само по себе вечно значимое. Если бы истина не была самодостаточной, но обретала ценность и значимость благодаря душевному ощущению человека, тогда она не могла бы являться единой целью для всех людей. Стремясь к ней, мы признаем ее самостоятельную сущность.
И так же, как с истинным, обстоит дело и с истинно добрым. Нравственно-доброе не зависит от склонностей и страстей, поскольку не починяется им, но повелевает ими. Удовольствие и неудовольствие, вожделение и отвращение принадлежат собственной душе человека; долг же стоит выше удовольствия и неудовольствия. Для людей долг может иметь настолько первостепенное значение, что они жертвует ради него жизнью. И человек стоит тем выше, чем больше он облагородил свои наклонности, чувства удовольствия и неприязни, чтобы они без принуждения, без порабощения, сами следовали признанному долгу. Нравственно-доброе, как и истина, имеет свою вечную ценность в себе и не получает ее через душу ощущений.
Оживляя в себе независимое истинное и доброе, человек поднимается выше простой души ощущений — в нее проникает сияние вечного духа, в ней восходит свет, который пребывает нетленным, и в той мере, в какой душа живет в этом свете, она причастна вечному. Она связывает с ним свое собственное существование. То, что несет в себе душа как истинное и доброе, то в ней бессмертно. — То, что начинает светиться в душе как вечное, мы назовем здесь душой сознания (Сноска 000). — О сознании можно говорить и применительно к низшим движениям души, поскольку самое обыденное ощущение уже является объектом сознания. В этом отношении сознанием обладает и животное. Под душой сознания мы подразумеваем здесь ядро человеческого сознания, т.е. душу в душе. Мы отличаем душу сознания как особый душевный член от души ума и сердца, которая все еще сплетена с ощущениями, влечениями, аффектами и т.д. Каждый человек знает, что истинным ему прежде всего представляется то, что он предпочитает в своих ощущениях и т.п. Но лишь та истина является непреходящей, которая освободилась от всякого привкуса подобных симпатий и антипатий, ощущений и т.д. Истина истинна, даже если против нее восстают все личные чувства. Душой сознания следует называть ту часть души, в которой живет эта истина.
Таким образом, как и в теле, в душе следует различать три члена: душу ощущений, душу ума и сердца и душу сознания. И если телесность действует на душу снизу вверх ограничивающим образом, то духовность оказывает на нее в направлении сверху вниз расширяющее воздействие. Ибо чем больше наполняется душа истинным и добрым, тем шире и полнее становится в ней вечное. — Для тех, кто способен «видеть» душу, сияние, которое исходит от человека, поскольку его вечное расширяется, является такой же реальностью, как реален излучаемый пламенем свет для обычного глаза. Для «видящих» телесный человек — лишь одна часть всего человека. Тело как самое грубое образование находится в ряду прочих образований, которые взаимно пронизывают его и друг друга. Эфирное тело как жизненная форма наполняет физическое тело. Выдающимся со всех сторон за пределы эфирного тела предстает душевное тело (астральная форма), над которым выступает вовне душа ощущений. Затем следует душа ума и сердца, которая увеличивается по мере того как воспринимает в себя истинное и доброе, поскольку истинное и доброе способствуют ее расширению. У человека, руководствующегося в жизни лишь своими склонностями, удовольствиями и неудовольствиями, границы души ума и сердца вполне совпадали бы с границами его души ощущений. Эти образования, подобно облаку окружающие физическое тело, можно назвать человеческой аурой. Она есть то, чем дополняется «существо человека», если рассматривать его таким образом, как описано в этой книге.

* * *
У человека в процессе детского развития наступает момент, когда он впервые ощущает себя самостоятельным существом по отношению ко всему остальному миру. Для тонко чувствующих натур это является значительным переживанием. Писатель Жан Поль рассказывает в автобиографии: «Никогда не забыть мне того еще не рассказанного никому события, когда я присутствовал при рождении своего самосознания; я помню даже время и место. Однажды утром, еще совсем ребенком, я стоял у дверей дома и смотрел влево на поленницу, как вдруг, словно вспышка небесной молнии, поразило меня — и с тех пор не переставало сиять — увиденное внутренне: я есмь Я. Так мое Я впервые и навсегда увидело себя. Здесь вряд ли возможен обман памяти, поскольку никакой чужой рассказ не мог бы примешать дополнения к такому событию, которое свершилось сугубо в сокровенной святая святых человека и новизна которого только и позволила сохранить в памяти столь мелкие обыденные обстоятельства». — Известно, что маленькие дети говорят о себе: «Карл хороший», «Мария хочет этого». Они говорят о себе так же, как о других, поскольку еще не осознали свое самостоятельное существо. В них еще не родилось сознание самости, которое позволяет человеку определить себя как самостоятельное существо, обособленное от всего остального, как «Я» (см. Сноска 4). В Я человек обобщает все, что он переживает как телесное и душевное существо. Тело и душа суть носители Я, в которых оно действует. Средоточием физического тела является мозг, средоточием души — «Я». К ощущениям человек побуждается извне; чувства обнаруживают себя как проявления внешнего мира; воля относится к внешнему миру, поскольку реализует себя во внешних действиях. Я человека, его истинная сущность, остается совершенно невидимым. Поэтому Жан Поль очень удачно называет это осознание своего Я событием, свершившимся «сугубо в сокровенной святая святых человека». Ведь человек всецело находится наедине со своим Я, оно и есть сам человек, и это дает ему право рассматривать Я как свою истинную сущность. Поэтому человек может назвать свое тело и душу «оболочками», внутри которых он живет, обозначить их как телесные условия, позволяющие ему действовать. По мере развития он учится все больше и больше использовать эти инструменты в качестве слуг своего Я. Маленькое слово «Я», как оно, например, употребляется в немецком языке, есть имя, отличающееся от всех других имен. Тому, кто надлежащим образом вдумается в природу этого имени, откроется и доступ к познанию человеческой сущности в самом глубоком смысле. Всякое другое имя и прочие люди могут одинаково применить к соответствующей ему вещи. Каждый, например, может назвать стол «столом», стул — «стулом». С именем «Я» дело обстоит иначе. Никто не может применить его для обозначения другого человека; каждый может назвать «Я» лишь самого себя. Я никогда не услышу имя «Я» извне, если речь идет обо мне самом. Только изнутри, лишь посредством самой себя душа может обозначить себя как «Я». Таким образом, когда человек говорит себе «Я», в нем начинает говорить нечто, не имеющее отношения ни к одному из миров, из которых взяты вышеупомянутые «оболочки». Я все более и более становится властелином тела и души. — Это выражается и в ауре: чем больше Я властвует над телом и душой, тем большей структурированностью, разнообразием и красочностью отличается аура. Такое влияние Я на ауру может наблюдать «видящий», однако само Я невидимо и ему: оно поистине пребывает в «сокровенной святая святых человека». — Я вбирает в себя лучи того сияния, которое зажигается в человеке как вечный свет. Человек не только обобщает в Я опыт переживаний тела и души, но и позволяет проникать в него мыслям истины и добра. Воспринимаемые органами чувств явления открываются Я с одной стороны, дух — с другой. Тело и душа отдают себя служению Я, которое, в свою очередь, отдается духу, дабы тот его наполнял. Я живет в теле и душе, а в Я живет дух, и то, что в Я от духа, то вечно, поскольку Я черпает суть и значение от того, с чем связано. В той мере, в какой Я живет в физическом теле, оно подчинено минеральным законам; эфирным телом оно подлежит законам воспроизведения и роста, душой ощущений и душой ума и сердца — законам душевного мира, а в той мере, в какой Я воспринимает в себя духовное, оно подчинено законам духа. То, что образуется путем минеральных законов и законов жизни, возникает и погибает; дух же не имеет ничего общего с возникновением и гибелью.

***
Я человека живет в его душе. Будучи наивысшим образом проявленным в душе сознания, Я, тем не менее, излучаясь оттуда заполняет всю душу и через нее воздействует на тело. В Я живо присутствует дух: он излучается в Я и живет в нем, как в оболочке, подобно тому как Я, словно в оболочке, живет в теле и душе. Дух формирует Я изнутри вовне, минеральный же мир — извне вовнутрь. Назовем образующий Я и живущий в Я дух, «духовной самостью», поскольку он проявляется как «Я» или «самость» человека. Различие между духовной самостью и душой сознания можно пояснить следующим образом. Различие между духовной самостью и душой сознания можно пояснить следующим образом. Душа сознания соприкасается с истиной, которая существует сама по себе, независимо от всякой симпатии и антипатии, тогда как духовная самость несет в себе эту истину, уже вобрав и охватив ее, посредством Я индивидуализировав и включив в самостоятельное существо человека. Благодаря тому, что вечная истина обретает самостоятельность и связывается с Я в единую сущность, само Я достигает вечности.
Духовная самость есть откровение духовного мира внутри Я, а чувственное ощущение представляет собой откровение внутри Я мира физического. В том, что является красным, зеленым, светлым, темным, твердым, мягким, теплым, холодным, человек познает откровения материального мира; в том, что истинно и хорошо, — откровения духовного мира. В том же смысле, в каком откровение материального называется ощущением, откровение духовного пусть будет названо интуицией. Даже самые простые мысли уже содержит в себе интуицию, ибо их нельзя осязать руками или видеть глазами: необходимо посредством Я воспринять их откровение из духа. — Когда на какое-либо растение смотрят развитый и неразвитый человек, в Я первого живет нечто совсем иное, чем в Я второго, хотя ощущения у обоих вызваны одним и тем же предметом. Различие заключается в том, что один способен образовать гораздо более совершенные мысли об этом объекте, нежели другой. Если бы вещи раскрывались только через ощущения, прогресс в духовном развитии был бы невозможен. Ощущает природу и дикарь — законы же ее открываются лишь мыслям более высокоразвитого человека, оплодотворенным интуицией. Исходящие от внешнего мира сенсорные стимулы, побуждающие волю, ощущает и ребенок; но законы нравственно доброго раскрываются ему лишь по мере развития, когда он учится жить в духе и понимать его откровения.
Как без глаз не было бы цветовых ощущений, так не было б интуиции без высшего мышления духовной самости. И так же, как ощущение не создает растения, на котором возникает цвет, так и интуиция не создает духовное, о котором она лишь подает весть (см. Сноска 5).
Подобно тому как Я человека, ожившее в душе через ощущения, получает вести из физического мира, получает оно через интуицию и вести свыше, из духовного мира, который оно тем самым делает частью жизни собственной души, — как является таковой благодаря органам чувств и мир физический. Душа, в которой загорается Я, открывает врата в обе стороны — и в сторону физического, и в сторону духовного.
Как физический мир способен поведать о себе человеческому Я, лишь выстроив из своих веществ и сил тело, в котором может обитать сознательная душа и внутри которого она обладает органами для восприятия материального вне себя, так и духовный мир с его духовными субстанциями и силами создает духовное тело, в котором Я может жить и воспринимать духовное через интуицию (вполне очевидно, что понятия «духовная субстанция» и «духовное тело» в буквальном смысле содержат в себе противоречие и использованы лишь с целью направить мысль на то, что соответствует физической телесности человека в духовной сфере).
Как в физическом мире каждое отдельное человеческое тело формируется в виде обособленного существа, так происходит и с духовным телом в духовном мире, где для человека, как и в физическом, существует внутреннее и внешнее. Подобно тому, как человек вбирает вещества из окружающего физического мира и перерабатывает их в своем физическом теле, так вбирает он духовное из окружающей его духовной среды и преобразует в свое собственное. Духовное есть извечная пища человека. И как рожден человек из физического мира, так же рождается он из духа в силу вечных законов истины и добра. Человек отделен от находящегося вне его духовного мира так же, как отделен он как самостоятельное существо от остального физического мира. Это самостоятельное духовное существо пусть будет названо «духочеловеком».
Исследуя физическое тело человека, мы обнаруживаем в нем те же вещества и силы, что и вне его в остальном физическом мире. То же и с духочеловеком: в нем пульсируют стихии внешнего духовного мира и действуют те же силы, что и в остальном духовном мире. Как живое и чувствующее существо заключено в физическую оболочку кожи, так и в духовном мире духовная кожа, отделяющая духочеловека от единого духовного мира, делает его внутри этого мира самостоятельным духовным существом, живущим в самом себе и интуитивно воспринимающим духовное содержание мира. Такая «духовная кожа» пусть будет названа духовной (ауpической) оболочкой. Необходимо отметить, что «духовная кожа» человека по мере его развития постоянно расширяется, так что духовная индивидуальность человека (его аурическая оболочка) обладает способностью к неограниченному увеличению.
Внутри этой духовной оболочки живет духочеловек, который выстраивается духовной жизненной силой в том же смысле, как физическое тело выстраивается физической жизненной силой. Применительно к духочеловеку — подобно тому, как говорим мы об эфирном теле — следует говорить об эфирном духе. Этот эфирный дух пусть будет назван жизнедухом. Таким образом, духовное существо человека делится на три части: духочеловека, жизнедух и духовную самость.
Для духовно «видящего» эта духовная сущность человека — высшая, собственно духовная часть ауры — представляет собой доступную его восприятию реальность: внутри духовной оболочки он «видит» духочеловека как жизнедух, который непрерывно увеличивается благодаря принятию духовной пищи из внешнего духовного мира, вследствие чего постоянно расширяется духовная оболочка, и духочеловек становится все больше и больше. То, как это «увеличение» «видится» пространственно, оно, разумеется, является лишь образом действительности, однако представление такого образа ориентирует человеческую душу на соответствующую духовную реальность. В том и заключается разница между духовным и физическим существом человека, что последнее имеет ограниченный размер, тогда как первое может расти безгранично. Ведь то, что поглощается в качестве духовной пищи, имеет вечную ценность.
Таким образом, человеческая аура складывается из двух взаимопроникающих частей, одной из которых придает окраску и форму физическое, а другой — духовное существование человека. Я обеспечивает такое их, что физическое в своем роде отдает себя и строит тело, которое позволяет ожить в себе душе; в свою очередь и Я отдает себя и позволяет ожить в себе духу, который, со своей стороны, теперь пронизывает в душу и намечает для нее цель в духовном мире. Через телесность душа включена в физическое; благодаря духочеловеку она обретает крылья для движения в духовном мире.

***
Чтобы понять всего человека, необходимо представить его состоящим из вышеуказанных частей. Тело, формирующееся из веществ физического вещественного мира и в своем строении ориентированное на мыслящее Я, будучи пронизанным жизненной силой, становится эфирным телом, или телом жизни, и уже как таковое открывается вовне в органах чувств, становясь телом души, — которое, проникаясь душой ощущений, образует с ней некое единство. Однако душа ощущений не ограничивается получением впечатлений внешнего мира — ощущениями. Ей присуща собственная жизнь, оплодотворяемая с другой стороны мышлением так же, как с первой она оплодотворяется ощущениями, — так она становится душой ума и сердца, способной на это благодаря тому, что, подобно открытию вниз ощущениям, она открывается и вверх — интуициям, — становясь вследствие этого душой сознания. Такое возможно для нее, поскольку духовный мир встраивает в нее орган интуиции — так же, как физическое тело образует ей органы чувств. Как органы чувств через душевное тело передают ей ощущения, так дух передает ей интуиции через орган интуиции, который связывает воедино духочеловека с душой сознания, подобно тому как душевное тело связывает физическое тело с душой ощущений. Душа сознания и духовная самость образуют единство, в котором духочеловек живет как жизнедух, подобно тому как эфирное тело образует телесную жизненную основу для душевного тела. И как физическое тело обосабливается в физической коже, так обосабливается духочеловек в духооболочке. Структура всего человека выглядит следующим образом:
A. Физическое тело.
Б. Эфирное, или жизненное тело.
B. Душевное тело.
Г. Душа ощущений.
Д. Душа ума и сердца.
Е. Душа сознания.
Ж. Духовная самость.
3. Жизнедух.
И. Духочеловек.
Душевное тело (В) и душа ощущений (Г) в земном человеке составляют единое целое; то же самое касается души сознания (Е) и духовной самости (Ж). Таким образом, семь составляющих земного человека таковы:
1. Физическое тело.
2. Эфирное, или жизненное тело.
3. Ощущающее душевное тело.
4. Душа ума и сердца.
5. Исполненная духа душа сознания.
6. Жизнедух.
7. Духочеловек.
В душе вспыхивает Я, и, получая импульс от духа, становится вследствие этого носителем духочеловека. Таким образом, человек сопричастен «трем мирам» (физическому, душевному и духовному). Через физическое тело, эфирное тело и телом душевное тело он укоренен в физическом мире, а духовной самостью, жизнедухом и духочеловеком расцветает в мир духовный. Стебель же, который укоренен с одной стороны и расцветает с другой, есть сама душа (см. Сноска 6).
В контексте такого членения человеческого существа на составляющие можно дать и более упрощенную его форму. Хотя свет Я загорается в душе сознания, им пронизано все душевное существо, части которого не обособлены друг от друга так же отчетливо, как телесные члены, но в некоем высшем смысле взаимопроникают друг в друга. Если рассматривать душу ума и сердца и душу сознания как две взаимосвязанные оболочки Я, а само Я — как их ядро, тогда в человеке можно выделить следующие составляющие: физическое тело, жизненное тело, астральное тело и Я. Термином «астральное тело» в этом случае обозначаются душевное тело и душа ощущений вместе взятые. Это понятие, встречающееся и в более ранней литературе, мы вполне можем применить к тому, что в человеческом существе лежит за пределами чувственно воспринимаемого. Несмотря на то, что в определенном отношении душа ощущений также пронизана силами Я, она настолько тесно связана с душевным телом, что, если рассматривать их как одно целое, единое обозначение вполне оправдано. Когда же Я проникается духовной самостью, та проявляется таким образом, что астральное тело перерабатывается изнутри души. Прежде всего, в астральном теле действуют — постольку, поскольку они ощущаются, — влечения, вожделения, страсти человека, а также чувственные восприятия, возникающие благодаря душевному телу как члену человеческого существа со стороны внешнего мира. Влечения, вожделения, страсти и т.д. возникают в душе ощущений в той мере, в какой она проникнута силами внутреннего, пока это внутреннее еще не отдалось духовной самости. Когда же Я проникается духовной самостью, душа насыщает ею и астральное тело, что выражается в просветлении влечений, вожделений и страстей посредством того, что Я восприняло от духа. Тогда в силу своей причастности к духовному миру Я становится властелином мира влечений, вожделений и т.д. И в той мере, в какой оно стало таковым, духовная самость проявляется в астральном теле, которое благодаря этому преобразуется. Тогда астральное тело предстает как двусоставное — частично не преобразованное, частично преобразованное — существо. Поэтому духовную самость, проявляющуюся в человеке, можно обозначить как преобразованное астральное тело.
Нечто подобное происходит, когда человек принимает в свое Я жизнедух. Тогда преобразуется жизненное тело — его пронизывает жизнедух, который проявляет себя таким образом, что жизненное тело становится иным. Поэтому можно также сказать, что жизнедух есть преобразованное жизненное тело. Когда же Я принимает в себя духочеловека, оно благодаря этому получает мощную силу, позволяющую пронизать физическое тело. Конечно, то, что было преобразовано таким образом в физическом теле, не доступно восприятию физическими органами чувств. Это именно то, что в физическом теле стало духочеловеком, что одухотворено. Для чувственного восприятия оно предстает как чувственное, однако в той же мере, в какой это чувственное одухотворено, оно доступно восприятию, развитому благодаря духовному познанию. Внешним же органам чувств физическое, пронизанное духовным, также явлено лишь чувственно. На основании всего этого можно описать человеческое существо следующим образом:
1. Физическое тело.
2. Жизненное тело.
3. Астральное тело.
4. Я как ядро души.
5. Духовная самость как преображенное астральное тело.
6. Жизнедух как преображенное жизненное тело.
7. Духочеловек как преображенное физическое тело.

Сноска 0: Empfindungsseele - в других переводах "душа ощущающая".
Сноска 00: Verstandesseele - в других переводах "душа разумная", "душа рассудочная".
Сноска 000:  Bewusstseinsseele - в других переводах "душа сознательная", "душа самосознающая".

Сноска 1: Еще недавно говорить о «жизненной силе» считалось признаком ненаучного мышления, однако в настоящее время ученые снова начинают допускать существование «жизненной силы», которую предполагали их предшественники. Тем не менее, наблюдая современный ход развития науки, можно заметить, что более последовательной представляется логика тех, кто не желает ничего знать о витализме. «Жизненная сила» вовсе не относится к тому, что сейчас называют «силами природы», и о ней не следует говорить, не будучи готовым отказаться от представлений и способов мышления сегодняшней науки в пользу более высоких. Непротиворечиво подойти к таким вопросам возможно только на основе положений духовной науки и духовнонаучного образа мышления. Даже исследователи, стремящиеся строить воззрения на исключительно научной основе, в настоящее время отказались от убеждений второй половины XIX века, объяснявших также и жизнь одними лишь силами, действующими в неживой природе. Нашедшая широкое признание в научном мире книга выдающегося естествоиспытателя Оскара Гертвига «Развитие организмов. Опровержение Дарвиновской теории случайностей» оспаривает предположение о том, что формирование живого может быть результатом действия только физических и химических закономерностей. — Примечательно также, что так называемые неовиталисты, подобно прежним сторонникам существования «жизненной силы», допускает в том, что касается живого, наличие особых силовых воздействий. — И все же никто в этой области не выйдет за пределы расплывчатых абстрактных понятий, не признав, что приблизиться к тому, что действует в жизни за рамками неорганических сил, можно лишь в восприятии, возвышающемся до созерцания сверхчувственного. Речь здесь идет не о распространении на сферу жизни научного познания, ориентированного на неорганическое, а об обретении иного вида познания.

Сноска 2: Говоря об «осязании» у низших организмов, мы подразумеваем не то, что обычно обозначается этим понятием, тем более, что это наталкивалось бы на ряд возражений и с точки зрения духовной науки. Под «осязанием» здесь скорее подразумевается некое всеобщее восприятие внешнего впечатления в противоположность дифференцированным — зрению, слуху и т.п.

Сноска 3: Духовнонаучные описания должны восприниматься совершенно точно, ибо они имеют ценность лишь при точной формулировке идей. Например, если во фразе «Они (ощущения и т.д.) не переплетаются у него (т.е. у животного) с самостоятельными, выходящими за пределы сиюминутно переживаемого мыслями» оставить без внимания слова «самостоятельными, выходящими за пределы сиюминутно переживаемого», можно впасть в заблуждение, будто здесь утверждается, что в ощущениях или в инстинктах животных не содержится никаких мыслей. Но истинная духовная наука опирается как раз на представление о том, что всякое внутреннее переживание у животных (как и все бытие вообще) переплетено с мыслями. Только у животного мысли являются не самостоятельными мыслями обитающего в нем Я, но мыслями группового Я животных, которое мы должны рассматривать как существо, управляющее животным извне. Это групповое Я не присутствует в физическом мире, подобно Я человека, но действует на животное из мира душ, описание которого будет дано ниже. (Более подробно об этом можно прочитать в моем «Тайноведении»). Что же касается человека, в нем мысли обретают самостоятельное существование, так что душевно они переживаются не опосредованно в ощущении, но непосредственно как мысли.

Сноска 4: Отмечая, что маленькие дети говорят: «Карл хороший», «Мари хочет это», следует принять во внимание, что значение имеет не столько то, как рано дети начинают употреблять слово «Я», сколько то, в какой момент они связывают с этим словом соответствующее представление, поскольку, слыша это слово от взрослых, дети могут использовать его, еще не имея представления о «Я». Но в большинстве случаев употребление этого слова, когда оно возникает в более позднее время, указывает на важный факт развитии, а именно ; на постепенное развитие Я-представления из смутного Я-чувствования.

Сноска 5: Описание истинной сущности интуиции можно найти в моих книгах «Как достигнуть познания высших миров?» и «Тайноведение». При невнимательном подходе можно увидеть противоречие между употреблением этого слова в двух вышеуказанных книгах и тем, которое встречается здесь. Это противоречие исчезает, если в точности принять во внимание, что все из духовного мира, что благодаря интуиции в полноте реальности открывается сверхчувственному познанию, в своем низшем проявлении открывается духовной самости так же, как внешнее бытие физического мира открывается в ощущении.

Сноска 6: Может показаться, что приведенная здесь структура человеческого существа основана на совершенно произвольном выделении частей внутри единой душевной жизни. В ответ на это следует подчеркнуть, что такое членение единой душевной жизни аналогично появлению семи радужных цветов при прохождении света через призму. То, что для объяснения световых явлений осуществляет физик, изучая такое прохождение и возникающие вследствие этого семь оттенков цвета, производит соответствующим образом и духоиспытатель в отношении существа души. Семь душевных членов столь же мало являются результатом абстрагирующей деятельности рассудка, как и семь цветов по отношению к свету. В обоих случаях различение основано на внутренней природе фактов, но семь составляющих света становятся видимыми благодаря внешнему устройству, а семь душевных членов ; путем духовного наблюдения, проникающего в сущность души. Не распознав этого членения, невозможно постичь истинную природу души, которая тремя своими составляющими ; физическим телом, жизненным телом, душевным телом ; принадлежит миру преходящему, а другими четырьмя укоренена в вечном. В «единой душе» преходящее и вечное сопряжены неразличимо. Не увидев этого разделения, невозможно понять, как душа соотносится с миром в целом. Можно привести и другое сравнение. Химик расщепляет воду на водород и кислород, но два этих вещества нельзя наблюдать в «единой воде», хотя каждое из них имеют собственную сущность. И водород, и кислород образуют соединения с другими веществами.
Так после смерти три «низших члена души» соединяются с преходящим мировым существом, а четыре высших присоединяются к вечному. Тот, кто не хочет допустить членения души, подобен химику, не желающему ничего знать о том, что вода разлагается на водород и кислород.


Рецензии