Былое и думы
«Правда в лаптях, а кривда в сапогах»,
«Правдой мир держится»,
«Правда стара, да не умирает, ложь помоложе,
а недолго живёт» »(русск.пог.)
Я родилась сразу после войны, люди хотели жить, детей рожали много, да аборты и запрещены были – после жестоких битв и бесчеловечных репрессий надо было восполнять население. Если в семье трое детей – это мало, пять и семь – нормально, но были семьи и с двенадцатью детьми – тоже никто не удивлялся. Акульшины, Герасимовы, Гайнутдиновы, Таужановы, Пересыпкины, Обревко, Даутовы, Мулдашевы... Их потомки теперь и населяют наш город Петропавловск.
Есть было нечего – а большинство детей выживало, почти все... Как это удавалось родителям? Непонятно! Ведь нищета была страшная, законы – бесчеловечные. Заводить корову или курицу было запрещено - так боролись с частнособственническим инстинктом. Разбогатеет человек – станут ему в голову лезть всякие крамольные мысли на сытый желудок – правильно ли живёт страна, тем ли путём идём?..
Но похрюкивали в сараях поросята, выгоняли в стадо коров, чужие козы лазали в соседские огороды, за посадками прямо вдоль железнодорожного полотна зацветал неизвестно кем посаженный картофель, по утрам из многих дворов не законопослушных хозяев раздавались бодрые крики петухов... А в страшных халупах подрастали дети... С «портфелями», сшитыми из мешков, в ветхой заплатанной одежде, ношеной-переношенной старшими братьями, сёстрами, в подшитых валенках они шли в школу и распевали там на уроках пения в первом классе унылые песни на стихи Пушкина:
- Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя, - и дальше собутыльнице:
- Выпьем, добрая подружка
Бедной бедной юности моей,
Выпьем с горя, где же кружка,
Сердцу будет веселей... - из песни слова не выкинешь, а детских песен тогда не было...
Позже в нас воспитывали патриотизм и преданность делу вождя, и мы пели:
- Ленин всегда живой
Ленин всегда с тобой
В горе, надежде и радости!..
Мы становились пионерами, комсомольцами, патриотами, а закончив семь или восемь классов шли в ФЗО, а потом на работу – надо было строить коммунизм, надо было освобождать колонии проклятых капиталистов в Африке, Америке, Азии! Мы туже подтягивали ремни на тощих животах, посылая хлеб голодным в бедные страны. И... правда освобождали, освобождали целые народы! Да что там народы – континенты!
После войны где только за границей мы не строили дороги, заводы, фабрики и школы, сами не имея необходимого! Той же Германии, которая принесла нам столько горя, мы... помогали восстанавливаться после войны! Абсурд!..
Нам завидовал весь мир – они только мечтали, а это МЫ совершили революцию! Они думали, в какой славной, и, наверное, богатой стране мы живём! И песни какие хорошие горланим:
- Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек!..
А мы жили плохо, тяжело жили... МЫ освободили весь мир от фашизма, но НАМ никто не помогал. Только после шестидесятого года мало-помалу сами стали становиться на ноги, некоторые люди даже начали строить дома... Ох, тяжёлый это был труд – денег нет, законы ничего не позволяют, на каждую доску, на каждый мешок цемента надо было иметь документ... А рядом – Транссибирская магистраль... Мимо идут, а иногда подолгу стоят целые составы угля, брёвен, и чего-чего только нет в этих закрытых и открытых вагонах, на этих платформах! А народ у нас изобретательный и находчивый... Кто-то свернул не на ту дорогу, остался без рук, без ног, кто-то сел в тюрьму – но... выжили!
В нашем Рабочем посёлке среди халуп стали появляться хорошие дома. Что интересно – обычно у пьющих, но работящих мужчин, ведь они имели друзей, и приходили друг другу на помощь. Иногда – на диво - дома появлялись у одиноких женщин с детьми, которые «умели жить», работая бухгалтерами или за прилавком с хлебными карточками. Ещё у «спекулянтов» - которые после работы на заводе пахали, не щадя живота своего, ещё на собственном огороде, а потом, надрываясь, далеко везли на тележках свою продукцию на базар. Власти таких преследовали, а мы их, спекулянтов, презирали. Но при необходимости, у них же на базаре и покупали свежие овощи, мясо, молоко - в магазинах ничего не было. Помню только на пустых витринах заветрившуюся, подсохшую красную и чёрную икру...
Вокруг было много искалеченных войной и системой людей, всего не хватало, а наше детство безмятежно кудрявилось золотое и счастливое, потому что любящие родители тебе его всегда обеспечат. Моя семья жила в маленьком ЧЕСТНОМ домике, построенном папой и мамой своими руками, потому что мой отец был «идейный», коммунист, ветеран войны, и хоть работал шофёром, с пьющими соседями не дружил, не воровал. Он любил ходить на партийные собрания, читать исторические книжки из библиотеки и газеты. Однажды и меня туда отвёл – в библиотеку Дома пионеров. С тех пор походы в библиотеку сопровождают меня всю жизнь - и какое же это счастье - читать книги!..
Одним словом, люди кое-как выжили, кое-как поставили детей на ноги, а потом кое-как пережили развал своей славной страны - научившись "спекулировать"... По сути, хорошо ещё никогда и не жили – а вот опять думаем, как принести пользу Человечеству, как задавить воскресший фашизм, как положить себя на алтарь Справедливости в устройстве Мира? И опять враги на нас всем скопом, а мы - одни!.. Сочувствующие нам не помогают, но все они на нас надеются... Это как???
СПРАВЕДЛИВОСТЬ... В английском языке нет даже такого слова, как же ИМ нас понять? А для русского человека слово СПРАВЕДЛИВОСТЬ – главное!
Свидетельство о публикации №224123000354
Ваш жизненный облик мне импонирует, но публикация не нравится. Картинка не к месту, это дореволюционные переселенцы, к чему они тут?
Заглавие из А.И.Герцена - тоже не находка. Но главное - плаксивый заунывный текст.
Всё правда. Но односторонняя. Было счастье великой победы. Гордость за страну и народ. Получили образование. Выросли здоровыми, успешными, пережили 90-е, стали долгожителями - что ныть-то?
Не обижайтесь, я Вам зелёную даю.
Георгий Иванченко 21.01.2025 13:05 Заявить о нарушении
Любовь Матвеева-Поротикова 21.10.2025 06:03 Заявить о нарушении
Любовь Матвеева-Поротикова
«Хочешь жить – умей вертеться»,
«Коли жить без толку, клади зубы на полку»,
«Ищи счастье на стороне, а дом люби по старине»(русск. пог.)
- Ты о чём мечтаешь? Кем хочешь стать? – спросила я десятилетнего соседа в автобусе. Ему было скучно ехать, и он играл на телефоне. Мне тоже было скучно, и я решила поговорить.
- Я хочу развозить продукты по магазинам! - ответил мальчик с энтузиазмом.
- Мечтать надо о большом – полететь на Луну, строить города, космодромы, а для этого надо читать книжки, учиться, даже когда станешь большим.
- Моя мама недавно училась - на курсах продавцов!..
Я могла бы сказать «Какое убогое время, время потребителей! Кого растят из молодёжи?» - но не скажу. Во все времена есть родители, открывшие своим детям огромный мир, в котором они живут, все его краски. Такова одна из моих читательниц. Сама она в своё время была корреспондентом. Я попросила её, и она мне рассказала, как её сыновья стали ГРАЖДАНАМИ МИРА.
Анна вырастила двух сыновей. Старший Валерий получил высшее образование в Астане в самый разгар перестройки, когда было так трудно всем, автофакультет. Некоторое время возил запчасти из Эмиратов, едва не погиб, когда гнал машину из Эмиратов для какого-то бастыка в Астане - через опасные горы, где свалился в пропасть. Спасли попутчики. Мир повидал, многое испытал, но мало-помалу жизнь его устроилась, теперь он живёт на родине, в Казахстане.
Ещё интереснее устроилась жизнь младшего сына Анны Анатолия. Наши казахские столичные «бизнесмены» заманили в Астану какого-то итальянца, владельца кафе, наобещав ему златые горы. Под его именем хотели открыть своё дело, да и разбогатеть. Но дело не пошло – не хватило капитала, да и опыта. Итальянца «кинули», да и бросили беспомощного, без денег и без языка в чужой для итальянца стране - Казахстане. Натерпелся он страху! Не знал, как вернуться в Италию, на родину.
Анатолий с супругой Ириной в это время имели магазинчик в Астане, торговала импортной обувью, и регулярно вылетали за товаром в Италию. Как-то их пути сошлись в столице Казахстана, они встретились, пожалели иностранца. Помогли оформить визу, и за свои же деньги вывезли человека на родину – просто из гуманных побуждений. И пошла дружба-торговля! С помощью спасённого итальянца коммерция в Астане разрослась, дело супругов расширилось! Голова кружилась от предстоящих перспектив!
А тут эпидемия ковида, все встало, торговля обувью прекратилась…
К тому времени супруги уже купили домик в Северной Италии с помощью того же друга-итальянца, в старинном городке на берегу Адриатического моря, напротив Рима со стороны Греции. Дом до этого семь лет стоял пустым. Понемногу Толя привёл дом в порядок. В Италии не разрешают менять внешний вид строений. Как-то покрасили с женой ставни на свой вкус - мэрия заставила перекрасить, вернуть дому прежний вид. И деревья заставляют подрезать по той форме, что принята всеми.
Ездили в Италию сначала только отдыхать сами, как и дочь их с мужем. Потом Анатолий привёл в порядок старинный винный подвал под домом, начал понемногу заниматься виноделием. Затем Анатолий с товарищами придумали в Чехии брать в аренду пруды закрытой к тому времени ТЭЦ, бывший теплый канал, отводящий использованную воду. Ездят они в Чехию на машине более 500 км по прямому шоссе через Австрию - это же ЕС, для проезда через страны не нужно отдельных виз. Расстояние примерно такое же, как от Петропавловска до Астаны. Там они выращивают сазанов, продают сначала мальков, а к новому году и взрослую рыбу. У католиков это традиционное рождественское блюдо.
И новое дело у него пошло! Стали появляться и туристы, покупать мальков для аквариумов, для бассейнов. Однако возникла другая проблема. Зимой с гор слетают бакланы – им тоже кушать хочется - вылавливают выращенную рыбу, иногда всю, полностью! Бороться с этим невозможно, законы там строгие, птиц охраняют. Приходится полагаться на милость природы. Анатолий в это время просто улетает в Астану - топить печи в коттедже, чтобы батареи не размерзлись. Весной возвращается в Европу, и каждый раз всё на прудах приходится начинать сначала – мальки, туристы, потом взрослая рыба, потом бакланы...
И в прошлом году все так было, кроме карантина, который в Чехии был более жестким, чем в Казахстане. Однако в мае Анатолий сумел пробраться к своим прудам "партизанскими тропами" через Минск и Берлин, ведь были закрыты все границы. Теперь сидит там, редко выходит на связь с родными – работы много, ведь скоро Новый Год!
За хлопотами о насущном незаметно идёт время. Выросла дочь, поступила в университет в Астане, затем продолжила учёбу в МГУ. Там, в Москве, встретила парня из Северо-Казахстанской области, вышла за него замуж. Выучила на курсах в России итальянский язык. Оказалось, что её итальянский слишком интеллигентный, и совершенно не годится для простых бесед в Италии с соседями и продавцами – так, как она, говорили лет сорок назад. Анатолий поневоле давно говорит на простом итальянском с коллегами и продавцами, на базаре, в магазинах строительных материалов. А немецкий он немного выучил ещё в армии, когда служил в ГДР. Теперь его знаний хватает и для объяснений с таможенниками.
Друг-итальянец продолжает рулить в своём кафе, иногда гостит у русского друга, но ни в какой Казахстан, где натерпелся неприятностей, больше ни ногой!
Я восхищаюсь людьми, которые, действительно, ЖИВУТ, пытаясь прогнуть под себя этот изменчивый мир! Жалость вызывают молодые, сильные, полные энергии расклейщики объявлений, разносчики пиццы, аниматоры и доставщики товаров - почему им не хочется испытать силу своих крыльев, хоть попытаться? Не понимаю... Я хватаю таких за рукав - бывает, и говорю: очнись, перед тобой великолепная жизнь со всеми её возможностями! Поезжай строить БАМ, тянуть нефтепровод, завербуйся на Север или рыбную путину, дерзай!.. Нет, сидят под материнскими юбками!..
А девчонки смелее! Они уже весь мир заполонили! Пусть и с разной степенью успеха...
Моё фото - порт в Австралии, куда я приезжала к дочери и внучкам.
Любовь Матвеева-Поротикова 21.10.2025 06:04 Заявить о нарушении
