Чистополь. Волшебные превращения глины

В следующем зале расположена выставка керамических работ Бориса Андреевича Шубина. Как и с Флёрой Тархановой у Шубина детское увлечение переросло в профессию жизни.

Родился Борис на 10 лет раньше Флёры, в 1937 году в деревне Приютовка, Чистопольского района. В семье было 5-ро детей. Жили они в деревне и такого природного материала, как глина, в окрестностях было более чем достаточно. И вот с детства Борис начинает лепить игрушки, высушивая их на солнце. Бабушка Бориса, увидевшая слепленный им маленький грузовичок, сказала:

- Боря, ты это дело не бросай. Оно тебе потом послужит нечто большим.

Её слова оказались пророческими, так оно и вышло. После войны семья Шубиных переезжает в Чистополь, где Борис заканчивает вечернюю школу и в 17 лет поступает в городскую художественно- оформительскую мастерскую работать. Три месяца Борис самоотверженно рисует плакаты, а его первый учитель и наставник, Лев Харитонович Мизандронцев наблюдает за ним. По истечении трёх месяцев он говорит Шубину такие слова:

- Тебе Боря нужно учиться, а не плакаты рисовать. Есть у тебя в душе зерно,
которое нужно взращивать.

И Борис, послушавшись своего учителя поступает в Гжельское училище, которое потом переводят в Подмосковное Абрамцево, где располагается Васнецовское художественное училище. Закончив его Борис попадает по распределению на Казанский комбинат строительных изделий. Приехав на комбинат, он озадачивает всех своим страстным желанием изготовлять художественную керамику, несмотря на то, что комбинат занимается производством кирпичей. Для него пытаются найти множество отговорок, мотивируя их элементарным отсутствием оборудования и специалистов в данном деле. Но Шубин не преклонен в своих намерениях и его страстное желание, его горящие глаза совершили невозможное – руководство комбината пошло ему навстречу и выделило для него небольшое место, в виде сарайчика, отдельно стоявшего от основного предприятия.

Дали ему так же помощницу, однако она с ним проработала только месяц, а потом ушла. Долгое время он один ваял свои изделия на гончарном круге. Но постепенно у него стали появляться настоящие помощницы. Они сделанные изделия носили в корзинках, за полкилометра в печь сушиться, а потом обратно, но никого не страшили такие трудности.

Шубин постоянно думал о своих работах, в каком направлении ему двигаться, сам рисовал композиции, создавал их, раскрашивал. И результат его творчества вы можете посмотреть на представленной выставке.

Глядя на выставленные произведения, мы видим, что основа их – глина, но это совершенно разные технологии. Например, терракот – красный кирпичный цвет, необожжённая глина, фаянс- белая глина, майолика – глина, покрытая глазурью и обожжённая в печи.

Все изделия смотрятся совершенно по-разному.

Его работы неоднократно участвовали в различных выставках. Вы можете видеть на выставке произведение – Батыр, являющимся татарским национальным героем, подобно нашему Илье Муромцу. Или знаменитый образ лесного духа Шурале, выполненного в классической и необычной манере, где образ Шурале скрывается в листве.

Очень интересны произведения, я бы даже сказала картины, изображающие пожилых людей, выполненных в технике шамот. Шамот – техника, позволяющая использовать керамический бой вперемежку с глиной, который создаёт картине объём и необычную структуру.

При создании своих изделий Шубин основывался на древности татарского края. Здесь когда-то было государство Волжская Булгария, уходящая своими корнями в период Золотой Орды. А в Волжской Булгарии были искусные гончары и знатная продукция.
Но всё это было потеряно. Напоминанием о былом величии являются лишь черепичные обломки. И Шубин загорелся идеей возродить татарскую национальную керамику.

Именно поэтому мы видим на произведениях Шубина национальные узоры, т.е. он взял за основу элементы татарского орнамента, который использовался в одежде – на фартуках, сапогах, жилетах, тюбетейках. И все эти узоры Шубин решил перенести на посуду и у него это прекрасно получилось.

Со временем его работы оценили не только казанские мастера, но и московские специалисты. Его продукция стала поступать на прилавки казанских магазинов.

Шубин — это человек, возродивший национальную керамику. Вся выставка пронизана национальным колоритом. Здесь вы можете увидеть героев сказок, преданий, легенд. Сам Шубин с удовольствием изучал татарский национальный колорит и очень сожалел, что не понимает татарского языка, что не понимает многих народных произведений. Но передать внешний национальный колорит у него прекрасно получилось. Выставка показывает нам, яркий пример того, как детское увлечение переросло в профессиональную деятельность.

Коллекция керамических изделий передана музею сыном Бориса Андреевича Шубина.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...


Рецензии