Туран и тюрки

          Во времена формирования мировой истории, в котором активное участие приняли историки Западной Европы и Советского Союза, тюркские степные кочевые племена, стали представлять как полудикими, жестокими и далекими от всяких цивилизации. Хронологически  прослеживая мировую историю, мы видим что, в каждую эпоху развития человечества, тюрки-степняки создавали особую цивилизацию с собственным типом хозяйства и общественного устройства, уникальной идеологией, неповторимой духовной и материальной культурой. Поэтому невозможно считать тюркские племена киммерийцев, скифов, сарматов, хунну, гуннов, кипчак и огузов полудикими. Арабские историки средневековья говорили: “Тюрк подобен жемчужине, и пока она лежит в раковине на дне моря, то не имеет никакой ценности, но стоит извлечь ее отсюда, то посияет невиданным блеском. И если небольшая группа из тюркских племен окажется среди другого народа, то они невероятным талантом создадут там правительство с идеальным аппаратом правления”. И чтобы убедиться в этом достаточно познакомится с историей киммерийцев, скифов, гунну, авар, булгар, огуз, сельджук, татар и т.д. Как при киммерийцах и скифах, так и при других тюркских народах, зависимые от них народы сделали огромный скачок в культуре, произошел развитие ремесла и торговых операций. Было налажено торговые отношения между эллинами и народами Междуречья, а также Ближнего Востока. Скифские ремесленники славились высоким мастерством в обработке кожи, также они организовывали металлургические производства со сложной технологией. В особенности скифы выделялись изготовлением ювелирных украшений из золота. Золотом скифы украшали свои остроконечные красные шапки, золотыми нитями расшивали кафтаны и штаны. Секрет производства был в гранулах, которые скифы делали из золота, потом эти гранулы расплавлялись на предмете, создавая рисунок. Плуг, секира и чаша плуга — три предмета, которые символизировали социальное разделение у древних народов (земледельцы/скотоводы, воины и жрецы). Скифы маркировали Вселенную определенной зооморфной символикой. Триада Низ — Середина — Верх осмысливалась как Змеи (Рыбы) — Травоядные — Хищники (Птицы). Это не была статичная структура. Мир представлялся подвижным и воинственным, как животные, его олицетворяющие. Главным философским элементом звериного стиля выступает Срединный мир — образ травоядного животного, обычно оленя, лося или другого парнокопытного. Он считался тотемом, прародителем или далеким предком.1 

          Академик К.Томпиев в статье «Исторические монограммы» пишет: “Как теперь установлено, существовала самая древняя Аркаимско-Сынтастинская культура, истоки ее вышли из Степи Древнего Турана, которую унаследовали их потомки шумеры, эламы, хетты, саки (скифы), гунны, кыпчаки и другие тюркские племена. Теперь доказано, что степняки первыми в энолите в V тыс. до н.э. в Азии использовали медь, бронзу и изделия из них. Залежи меди находились на поверхности в Джезгазгане, северном Прибалхашье, Каркаралинском районе и других территорий нынешнего Казахстана. Места получения и обработки бронзы находились на территории Урала, Сары-Арки и Алтая. В настоящее время доказано, что очагом металлообработки является Древний Туран прототюрков, включая Древний Алтай. В тот период в мире еще было не известно о металле и металлургии. Следует обратить внимание, что многие открытые ранее памятники, символы, изделия на территории Азии и Европы лишь уподобляли друг друга, но не указывали первоисточник, или родину. Ныне, можно утверждать, что культура и история создавались, прежде всего, прототюркскими и тюркскими племенами и народами”.2 
         
          Три тысячи лет назад народ проживающий в регионе между Каспийским морем и Алтаем назывались туранцами. Экономический уклад племен туранцев был построен на кочевом отгонном скотоводстве. А в I тысячелетия до н. э не принявшее «отгонно-кочевой» образ жизни племена проживающие  в Средней Азии стали называться «саками». В течение первых половины I тысячелетия до н. э. туранцы существенно расширили ареал своего расселения от Алтая до Нижнего Дуная. Более того, в 4 в. до н.э. одна из туранских племен - скифы поселились на территории современной Венгрии. После распада империи Туран (3 в. до н.э.) была политически раздроблена на отдельные государства такие как: Согд, Бактрия, Хорезм, а также между степными племенами саков, сармат, юэчжей, массагет и др., которые охватывали современных российских территорий Причерноморья, Поволжья, Урала, а также современных государств: Казахстан, Киргизию и  Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая. Позднее саки, кушаны и др. завоевали Согд, Бактрию и Хорезм и все междуречье Амударьи и Сырдарьи стало обобщённо называться Тураном. Условной границей между Ираном и Тураном в древние времена была сначала Сырдарья, а в более поздние времена известно, что Заратуштра обращался к согдийцам и бактрийцам на туранском языке.  Если современные историки народы Большого Турана считают ираноязычными, то предания тюрков унаследованные от предков идентифицирует Центральную Азию с эпическим топонтимом Туран, а язык тюркским на котором в настоящее время говорят народы от Алтая до Дуная. Такой вывод исходит из фонетической близости этнического («турк» — тюрок, турок) и географического (Туран) обозначений и локализуют одну из прародин тюрков в Центральной Азии. Эти представления настолько устойчивы в тюркской среде, что даже современное информационное агентство Азербайджана, тюркоязычной республики, расположенной на Кавказе, именуется «Туран». Впервые термин Туран как имя собственное в форме Алп-Туран встречается в древнетюркских надписях уже с VII—VIII веков. В целях легитимации своей власти над Тураном, тюркские караханидские правители возвели свой род к Афрасиабу, легендарному шаху Турана, и стали называться «домом Афрасиаба». Самого Афрасиаба отождествили с героем тюркских сказаний Алп-Эр-Тонга. Как была указано выше в степях Средней Азии обитали кочевые тюркоязычные племена массагетов (саки в древнеиранских источниках), скифского происхождения. Примерно в III веке до н. э. несколько из этих племён объединились в племенной союз под общим названием — Дахи. В среде этих племён на главенствующую роль вышло племя парны, из которого произошли будущие вожди и основатели Парфии Аршак и  Тиридат. Объединив под своей властью племена во главе с Аршаком, дахи вторглись в область, называемую в древнеперсидских источниках Апартик, население которой составляли к тому времени давно перешедшие к оседлости и оазисному земледелию западно-иранские народы. Устоявшееся мнение о том, что завоеватели слились с местным населением, именуемым парфянами, не соответствует действительности. В источниках допарфянской эпохи отсутствовал термин парфяне. Название парфяне было дано им, вероятно, греками, по названию области Парфия, завоеванной племенами парнов. Сами себя «парфяне» называли Pahlavan (Непобедимый борец). Язык племени парнов, изгнавших греко-македонских завоевателей, захвативших власть в Иране и основавших Парфянское царство, относился к восточной группе, а именно племен  саков и массагетов (дахи). Позднее произошло слияние туранского, авестийского и персидского языка в результате которого сложился парфянский язык, относящийся к северо-западной группе иранских языков Белуджи. Парфяне в большей степени являясь потомками туранцев были воинственным народом, ловкими наездниками и отличными стрелками из лука. В 256 г. до н.э. под предводительством Аршакидов было образовано самостоятельное государство, со временем превратившееся в крупную империю, включавшую территории между Евфратом и Индом, Каспийским и Красным морем. Парфянское царство просуществовало до 226 года н. э., и ее сменила персидская империя Сасанидов. После падения Аршакидов парфяне, тем не менее, сохранили свой привилегированный статус в государстве Сасанидов. Об этом свидетельствует частое упоминание имени парфян в наскальных надписях сасанидской эпохи. Они сохранили за собой главенствующее положение в войске, а также во многих провинциях империи Сасанидов. Так три крупнейших парфянских рода Михрани’е, Карена и Сурена являлись опорой сасанидского престола. Даже спустя три века после падения Аршакидов, парфянское самосознание было живо.3 Примечательна история  Бахрама Чубина, в VI веке сместившего сасанидского шаха Ормизда IV и провозгласившего воссоздание Парфии. После того как Бахрам Чубин был смешен персидской знатью, он со своим окружением переезжает в Азербайджан, где создает ханство Гирдман. Соглаасно источникам, Бахрам Чубин, сын марзбана (наместника) Рея Бахрама Гушнаспа, происходил из рода Михран — одного из 7 ведущих парфянских родов, восходивших к Аршакидам и сохранивших своё влияние и при Сасанидах — и имел прозвище Михрбандак. В начале своего создания Гирдманское ханство занимало небольшую территорию. Позднее, а именно во время правления Джаваншира (642-681), виднейшего представителя рода Мехрана, оно расширилось и простиралось от границ Иберии (Грузии) до реки Араз. В дальнейшем часть парфянских саков, проживавших во внутренних областях Ирана, слилась с персидским населением, а другая часть, населявшую территорию современного Туркменистана и Центральной Азии, были поглощены огузами и караханидами, составив один из этнических компонентов туркмен и киргизов. Однозначно принято считать, что регионом формирования тюрков принято считать Алтай.4

          Алтай считается прародиной всех современных тюркских народов мира. По мнению европейских и советских историков, создание древнего тюркского государства–каганата датируется 552 годом. Здесь сформировался первозданный язык тюрков, получивший распространение среди всех народов каганата благодаря появлению письменности в связи с государственностью тюрков, известной сегодня как «орхонская руническая письменность». Все это послужило появлению в современном научном мире терминологии «алтайская семья» языков, куда входят три большие группы: японо–корейская, тунгусо – корейская, тюрко–монгольская. «Алтай» в переводе с местного языка означает «Бог». Алтайцы считают себя народом, принадлежащим Богу. В свое время Алтай посетил Будда. Возле горы Уч-Шумер основал он буддистский монастырь, развалины которого до сих пор существуют у подножья. Буддисты считают Будду покровителем Алтая и называют его «Белый Бурхан». Среди историков и археологов предком тюркских народов Алтая и Средней Азии принято считать туранцев.5
 
          Светлана Червонная в статье «Пантюркизм и панисламизм в российской истории» пишет: “Одним из первых этнокультурные границы «Турана» попытался определить Н. С. Трубецкой, основавший в эмиграции историософское направление, известное как теория «евразийства». В своих работах Трубецкой отмечал, что восточнославянские племена занимали первоначально лишь незначительную часть той громадной территории, которую занимает современная Россия. Славяне заселяли первоначально только небольшую западную часть этой территории, речные бассейны, связующие Балтийское море с Черным. Вся прочая, большая часть территории современной России была заселена преимущественно теми племенами, которые принято объединять под именем «туранских» или «урало-алтайских». К «туранцам» он относит финно-угорскую, самодийскую (самоедскую), монгольскую, маньчжурскую (включая сюда японцев и корейцев), а также тюркскую языковые семьи. (См.: Трубецкой Н. С. О туранском элементе в русской культуре Этнографическое обозрение. 1992. № 1. С. 93). Тюрки, по мнению Н. С. Трубецкого, наиболее соответствуют «туранскому психологическому складу» и образуют костяк туранской суперэтнической общности. Этноним «тур» впервые зафиксирован в «Авесте» в двух формах: более древняя «tuiriianam» (наряду с этнонимами ариев  (авест. «airiianam») и саиримов (авест. «sairimanam»)) и более поздняя «tura» («tur»). Последняя форма впоследствии легла в основу топонима Туран, который упоминается в древнеиранской мифологии и среднеперсидской религиозной и исторической литературе и документах, а также в средневековой персидской, арабо-мусульманской и среднеазиатской историко – географической литературе”.6

          В данном случае следует напомнить, что культ Ахура Мазды не был разработан Заратуштрой, он существовал до проповеди его пророчества. В некоторых источниках ошибочно сопоставляется древнюю религию мидийцев с зороастризмом. В отличие от зороастризма, в маздаизме Ахура Мазда один из богов, равный Митре. Маздаизм совместно с ведизмом с относится к индоиранским религиям, имеющим общую мифологию, ритуалы и схожие названия некоторых богов и героев. Северная ветвь маздаизма в современной исторической науке известна как туранская религия, где Ахура Мазда фигурирует как единый Бог. В настоящее время существует другая ветвь маздаизма — юго-восточная, которая получила широкое распространение в Тибете под названием традиционной религии бон. Авеста называет народов проживающие в Иране воинами-колесничими и приводит имена их племен - арьи, туры, хьяуна, дана, сайрима, саина, даха.  По древней иранской легенде  все они имеют общее происхождение, ведущие к прародителю Йиме. Умирая, он разделил свое царство между детьми Эраджем, Туром и Салмом (авестийское название Сайрима). Тур получил во владение «Туран до пределов Чина», т.е. земли за Согдом. Тур – прародитель туранцев, также упоминается в «Шахнаме» наряду со своими братьями Сальмом и Ираджем. Согласно рассказу Фирдоуси, Тур от своего отца – «мирового владыки» получил во владение Туран. По большинству источников прародина «ариев» находилась в самом центре Азии. Иранский эпос разделяет иранский мир на собственно Иран, как правило, идентифицируемый с Иранским нагорьем, и Туран, севернее Амударьи, примерно соответствующий нынешней Центральной Азии. Эпический Иран — это страна мировых царств, первое из которых было основано Каюмарсом, легендарным соответствием первочеловека Гаюмарта, персонажа зороастрийской мифологии. Согласно другого предания Фирдоси, иранский царь Фаридун поделил мир между тремя своими сыновьями. Старшему Салму достался запад ойкумены (согласно другой традиции, крайний Восток — Китай), младшему Эраджу — Иран, а Туру/Тураджу, среднему сыну царя — северные земли, которые и стали именоваться Тураном. Тур вместе с Салмом предательски убили Эраджа, заманив его в Туран. Фаридун, узнав о гибели любимого сына, не простил Тура и повелел вырыть грандиозный ров на границе между Ираном и Тураном, который превратился в реку Амударью. В наиболее распространённой версии иранского эпоса, зафиксированной в поэме Фирдоуси, туранцы, потомки Тура, изображены извечными антагонистами царей Иранского нагорья…Древние арии — предки восточных иранцев  — называли свою страну «Aryanem Vaejah». Название образовано от самоназвания всех древних индоиранцев и является или прилагательным «Арийская страна», или генетивом «Страна ариев» в выражении типа авест «airaunem dahyunam» («страны ариев»). Арийцы являются предками многих народов Ближнего и Среднего Востока и Европы, они принесли с собой культуру Древнего Турана. На их основе, возникла сомнительная, так называемая «индоевропейская культура». Исходя из сведений археологов, культура населения Индии и Ближнего Востока до прихода сюда арийцев отставала в своем развитии от культуры Древнего Турана и Шумеров. На эти земли пришли с севера из Древнего Турана пришельцы-прототюрки, которые принесли сюда свою культуру. Это доказывают археологические находки и найденные джейтуно-анауские материалы.  Внезапное возникновение культур на Кипре, на Ближнем и Среднем Востоке, в том числе и Двуречье новых сформировавшихся культур объясняется периодическим переселением в эти регионы степняков-кочевников из Древнего Турана. Они привезли с собой развитую, высокую культуру. А конец ІІ и начало I тыс. до н.э. называют ведийским периодом. Веды – памятники священной литературы ариев. По языку и мифологии они восходят к иранской Авесте. По сути, индоарийцы и иранцы являются потомками древних племен арийцев, а корни арийцев уходят к древним туранцам. На базе туранского языка создался арийский язык со своей лексикой и диалектами. Ведь зафиксировано в «Ригведе» и «Авесте», что арийцы заняли территорию Северной Индии во второй половине ІІ тыс. до н.э., создали там кастовое общество, внедрили прототюркскую культуру, почему-то названной индо-европейской культурой. Священные книги «Ригведа» и «Авеста», где описаны принадлежность не только индоиранцев, предки которых прибыли в Индию и Иран из Древнего Турана, но и родственных степняков. Ведь не случайно, в Авесте отражены жизнь, мысли, думы степняков.7            
 
          В южных регионах Двуречья между реками Тигр и Евфрат в V-III тысячелетиях до н.э. была расположена страна шумеров/сумеров (см. карту). По данным И.М. Дьяконова [БСЭ, III изд., т. 29, 517], страна до конца III тысячелетия до н.э. была населена в основном шумерами и в меньшей степени, восточными семитами-аккадцами, которым удалось взять в свои руки правление, и с середины III тысячелетия до н.э. страна начала именоваться «Шумер и Аккад». В начале II тысячелетия до н.э. здесь возникло государство Вавилония, которое не теряло независимости до VI в. до н.э. Вавилонянам неоднократно приходилось отражать нападения касситов, ассирийцев и эламитов, которые так или иначе смешались с местными шумерами, аккадцами, вавилонянами. В процессе этого смешения шумерский язык, по-видимому, ассимилировался. Но образцы подлинного языка остались закрепленными в их клинописных текстах. Клинопись шумеров затем была принята и совершенствована аккадцами, эламцами, хурритами, хетто-лувийцами и урартцами. Шумерская система клинописи была расшифрована рядом ученых в конце XIX - начале ХХ вв. Именно этот расшифрованный по клинописям шумерский язык оказался богатым тюркскими заимствованиями. С большой надеждой выявить своих древних предков шумерский язык изучали сначала индоевропейцы, искали параллели и сходства со своими языками. В их числе был и Ф.Хоммель, который в шумерских текстах выделил 200 слов, совпадающих с тюркскими [Хоммель Ф., 1915], за что ему пришлось пережить насмешки и издевательства. Изучению и расшифровке шумерских текстов посвятил много времени русский ученый И.М.Дьяконов. Ему даже в голову не приходила мысль о какой-то близости шумерского языка с тюркским. Сравнивая шумерские слова с индоевропейскими, он не находит ни единого случая совпадения и приходит к выводу, что мол шумерский язык был изолированным от других [Дьяконов И.М., 1954, 84]. Этот вывод вообще странен с научной точки зрения, ибо на Земном шаре нет и не может быть изолированных языков. В книге И.М.Дьяконова, который даже не подозревал о близости шумерского и тюркского языков, Олжас Сулейменов выделил 60 шумерских слов, схожих с тюркскими словами: ада-отец, ама-мать, ту-родить, ере-муж, рядовой воин-угу, стрела-таг-прицеп, заг-сторона, бильга-мудрый, ме-я, зе-ты, ане-вот, гуд-бык, гаш-птица, кир-грязь, уш-три, у-десять, кен-широкий, узук-длинный, туш-спуститься, уд-огонь, удун-дерево, дингир-бог, тенгир-бог, и др. О. Сулейменов подвергает исследованию каждое слово, доказывает шумеро-тюркские совпадения и приходит к выводу о том, что: а) схождения имеют систему, поэтому они соответствуют действительности; б) шумерский и тюркские языки долгие годы оказывали друг на друга заметное влияние; в) эти языки родственны не генетически, а в результате культурного взаимовлияния [Сулейменов О., 1975, 230-242]. Шумеро-тюркскими параллелями с 1947 года упорно занимался турецкий ученый Осман Недим Туна. С результатами своих исследований он выступал на международных конгрессах, неоднократно советовался со многими специалистами и лишь после этого в 1990 году решил издать специальную книгу, в которой делает попытку определения возраста тюркского языка, исходя из шумеро-тюркских параллелей. В этой книге О.Н. Туна проводит сравнительно-историческое изучение 168 шумерских слов, находя их корни в древнетюркском языке; изучает фонетические, грамматические особенности обоих языков. Ученый приходит к выводу, что говорить о генетическом родстве шумерского и тюркского языков пока нет достаточных доказательств, выявленный до сих пор материал лишь доказывает, что эти языки долгое время оказывали друг на друга очень сильное влияние [Туна О.Н., 1990, 49]. О.Н. Туна предполагает, что тюркский язык еще 5500 лет тому назад имел логически разработанные его носителями фонетический строй и грамматическую систему. Если допустить, что до развития этой системы прошло еще 5500 лет, то возраст тюркского языка окажется 11 тыс. лет. Что касается времени закрепления тюркского языка в письменности (шумерской клинописи), то оно было 8000-8500 лет тому назад [Туна О.Н., 1990, 49]. В научной литературе остаются пока без ответа вопросы, где же шумеры испытывали сильное влияние тюрков: до прихода в Двуречье, или здесь рядом с ними жили тюркские племена, может быть шумеры были когда-то тюрками, но в IV-III тысячелетиях до н.э. переживали период ассимиляции среди семитоязычных аккадцев.8
         
          Для идентификации возможного пути миграции прашумеров из неких лесистых предгорий (области обитания народов алтайской языковой группы) в Месопотамию могут послужить две «вехи».  Одна из них — предполагаемое (С. Крамер) расположение города Аратты в районе Каспийского моря (вероятно, прашумеры двигались на запад вдоль южного побережья Каспия). Поселение «Аратта» могло быть связано и с некой священной горой в Гиндукуше (перс. «хинду кух» — «индийская гора»), которая, как утверждает Обри, первоначально называлась у арийских народов «Ари-Арата» — «Колесница поклоняемых» (на санскрите «арати» букв. означает «по направлению к добродетели» (и тогда «Ари-Арата» — «Колесница добродетельных»); кроме того, «арати» — наименование ещё ведического ритуала, проводимого в ходе почти всех празднеств и церемоний в индуистских храмах)…Следует отметить, что при сравнении шумерских текстов с содержанием «Махабхарата» выявлено (Васильков в кн. Л.С. Клейн. «Древние миграции и происхождение индоевропейских народов». 2007), что городская цивилизация Араты принадлежала (пра)дравидам хараппской культуры, ареал распространения которой мог носить название «Арата» (Васильков). Поскольку «Арат(т)а» — название арийское (ср. Маха-б-(ха)арата), не исключено, что мигранты-дравиды (убейдцы), вытесненные шумерами, обосновались в первоначально арийском поселении (о котором им было известно от тех же шумеров).   Таким образом, не исключено, что шумеры, издревле находившиеся в добрососедских отношениях с ариями, мигрировав в Месопотамию через Ара(т)ту (и, вероятно, благополучно прожив там какое-то время), продолжали поддерживать «необычайно тесные, доверительные отношения с (арийско-дравидийским) городом-государством «Аратта»» (С. Крамер). Бытует мнение, что западное крыло культурного влияния народов алтайской языковой группы простиралось не только к древнему Шумеру, но и, возможно, к праариям-хеттам, пришедшим с Востока и осевшим в Анатолии. В результате исследований выяснилось, что их письмена, особенно иероглифическое письмо, очень схожи с иньскими (XVI — XI вв. до н.э.) надписями (письменностью) на гадальных костях…В космогонии шумеров говорится о первоначально слитном состоянии неба и земли («гора неба и земли»), а отделил небо от земли бог воздуха Энлиль. У индоариев то же самое: единое божество «Дьяуапритхиви» (небо-земля) было разделено богом Неба (громовержцем) Индрой. Существуют параллели и между священной птицей ариев Гарудой и шумерским Анзу. Ведийский орёл Гаруда обитает на священном Мировом Дереве (у шумеров — дерево «хулуппу» в мифе «В предвечные дни»). Змея же постоянно стремится похитить у Гаруды птенцов, но безуспешно (в шумерском мифе змея пожирает птенцов орла). У шумеров существовал культ Денгри бог обожествленного неба, которая отождествляется с Тенгри туранцев. Термин «Тенгри» принадлежит древнейшему мифологическому фонду народов Центральной Азии и, возможно, был представлен ещё в языке хунну (III век до н. э. и раньше). Его сближают с хуннуским ченли — «небо». Монотеистическое представление о Тенгри у туранцев складывалось на основе анимистических верований о небесном духе-хозяине, причём небо мыслилось и его непосредственным проявлением, и местом его обитания. Также божество (в различных ипостасях) по имени «Тур» (входило основной частью в различные выражения, используемые как наименование бога) почиталось дравидами, шумерами, анатолийцами, ариями и вообще в тюркском мире.9   

          Леонов А.А. обоснованно анализирую древнюю историю туранцев пищет: “В «Младшей Эдде» подробнее всего излагается легендарная история первопредков будущих скандинавских народов: их происхождение из «Страны Турок», миграция и обустройство в Северной Европе…Одину и жене его было пророчество, и оно открыло ему, что его имя превознесут в северной части света и будут чтить превыше имен всех конунгов. Поэтому он вознамерился отправиться в путь, оставив Страну Турков. Он взял с собою множество людей, молодых и старых, мужчин и женщин, и много драгоценных вещей. И по какой бы стране ни лежал их путь, всюду их всячески прославляли и принимали скорее за Богов, чем за людей. И они не останавливались, пока не пришли на север в страну, что зовется Страною Саксов. Там Один остался надолго, подчинив себе всю страну…Потом Один отправился еще дальше на север, в страну, что зовется теперь Швецией… Он назначил там правителей подобно тому, как это было в Трое. Он поставил в городе двенадцать правителей, чтобы вершить суд, и учредил такие законы, какие прежде были в Трое и к каким были привычны турки. После того он поехал на север, пока не преградило пути им море, окружавшее, как им казалось, все земли…Таким образом, скандинавская эпическая традиция относит происхождение своих легендарных первопредков, основателей правящих династий северных народов, к «Стране Турков» (Tyrkir), которую средневековые авторы связывают с Тракией/Фракией (называемой также Трудхейм) и легендарным малоазийским городом Троей. Согласно этой традиции, будущие династийные правители стран Северной Европы принесли из «Страны Турок» на новые земли свой язык, культуру и правовые нормы. Не только скандинавский эпос выводит своих предков из Малой Азии, но и предания многих других народов – этрусков, римлян, саксонцев, франков, британцев. Генеалогические легенды предков-основателей этих этносов также привязаны к легендарной Трое. Вполне вероятно, что эти «троянские» генеалогии – искусственные конструкты в рамках исторического «тренда», сформированного еще этрусками, призванные удревнить родословную правящей элиты различных этносов и связать ее с широко известными из греческих преданий культовыми героями Трои. Так же и мы применим аналогичный подход к «троянскому» вопросу в истории европейских народов, пытаясь выделить реальные исторические «зерна» в легендарных наслоениях. И, в первую очередь, расширим понятие «Страны Турок» и «троянцев» из средневековых источников на три исторических суперэтнических образования–туранцев, тюрков и траков/фракийцев (вместе с фригийцами), которым, по целому ряду признаков, несомненно, присуща определенная историческая взаимосвязь. Кратко рассмотрим эти три образования, чтобы иметь представление об общем «этническом массиве», к которому мог применяться термин «Страна Турок», и уже на этом фоне попытаемся детализировать интересующие нас аспекты…Тураном (пехл.Turan) назывался регион к северо-востоку от Ирана, населенный кочевыми иранскими племенами эпохи Авесты с общим названием «тура». Самое раннее упоминание о  туранцах  содержится в младшей Авесте, датируемой VI в. до н. э. Название Туран проистекает от авестийского Tuiriianam Dahyunam, что означает «страна туров». Более поздняя форма названия – «tura» («tur»). Начиная с Авесты описывается противостояние Турана, с характерным для аналогом которого было название «скифы». него укладом кочевого отгонного скотоводства, и Ирана – другой части иранского этноса. «Иран» со временем воплотился в мощные централизованные империи, а «Туран» был политически раздроблен на отдельные государства, такие как Согд, Бактрия, Хорезм, сосредоточившиеся в регионе Средней Азии в междуречье Амударьи и Сырдарьи. Наименование туры является сторонним названием (экзоэтнонимом), а самоназванием  туранцев  являлся термин «саки», греческим. «По своему значению термин tura в Авесте можно рассматривать как эквивалент термина saka – «скиф» в древнеперсидских надписях» (иранолог Абаев). И эта связка между «турами» и «саками» является важной деталью для нашего дальнейшего рассмотрения. Помимо «турана» имеется еще два исторических суперэтнических образования с похожим названием. Это «турки» и «траки» («фраки/фракийцы»). Принято считать, что этнонимы «туры», «турки» и «траки» имеют самостоятельное происхождение, однако есть определенные основания полагать, что между ними наличествует преемственность или родство. Этноним «тюрки» (на древнетюркском T;r;k или K;k T;rk) появляется в 6 столетии н.э. как название конфедерации племен во главе с правителями из клана Ашина. Регионом формирования тюрков принято считать Алтай. Некоторые ученые считают, что название тюрки происходит от названия региона Турана. Когда после VI века тюркские племена продвинулись на запад и стали соседями иранцев–туранцев, то этот этноним стали переносить и на них. Во время исламской эры термины «турк» и « туранец » стали взаимозаменяемыми. Например, в Шахнаме оба этих термина используются эквивалентно. Другие ученые видят возможность участия в этногенезе древних тюрков саков–«тюров». Кочевой образ жизни скифо–сакских племен, наследников древнего Турана, предполагал вовлечение в оборот огромных незаселенных и не использовавшихся ранее междуречных степных пространств. Поэтому, неудивительно, что туранские племена могли расселиться на протяженных территориях, о чем свидетельствует общность археологических древностей засвидетельствованные на огромных пространствах Евразии: «Свойственный скифам тип вооружения и конского убора, характерная скифская одежда, «звериный стиль» в искусстве засвидетельствованы археологическими раскопками на пространстве от Хуанхэ до Дуная, что и стало основанием для общего названия той культурной общности, которая сложилась в степях не позднее IX–VIII вв. до н. э. и просуществовала по крайней мере до III в. до н. э.»…Также следует напомнит, что потомки «фракийца» Одина, согласно Снорри, стали правителями Саксонии, Вестфалии, Франков, Дании, Швеции и Норвегии, принесли в эти страны свой язык. Выше мы уже отмечали, что у тюрков существовал свод законов «Торе». Важно отметить, что и «фракийцы» под управлением Одина принесли скандинавам законы «турков» из Трои: «Он поставил в городе двенадцать правителей, чтобы вершить суд, и учредил такие законы, какие прежде были в Трое и к каким были привычны турки». (Младшая Эдда)”. Из письменных источников известно, что в 900 – 800 гг. до н.э. у границ Царства Чжоу (Древнего Китая) появились племена сяньюнь.  По всем признакам это были кочевники туранцы. В 771 году  до н.э. туранцам удалось расширит свои границы вплоть до Китая Столица империи Чжоу пала, а император был убит. Если Тураном в авестийскую эпоху называли степь и пустыни, окружающие междуречье Амударьи и Сырдарьи, то в средние века и вплоть до начала XX в. — само амур-сырдарьинское междуречье, то есть историческую Согдиану, более известную под названием Мавераннахр.10 

         Тимур — основатель империи и династии Тимуридов со столицей в Самарканде, называет себя в Карсакпайской надписи сделанной на чагатайском языке, «султаном Турана», что явно указывает на существование этого наименования в политической терминологии XIV в. Также известно, что бухарские эмиры из династии Мангыт величали себя как правители Турана. Например, эмир Хайдар (1800—1826) в ряде писем именовал себя «Хакимом Турана» или «Падишахом Туркестана и Туран-замина». Толковый словарь персидского языка «Фарханге Анандрадж», составленный в 1888 г. Мохаммадом Падшахом в Индии, уточняет территорию Турана следующим образом: «И Туран не идентичен Туркестану…Когда эта область была завоевана арабами, стала называться Мавераннахром.11               

          Доподлинно известно, что будущий король Англии Артур и его легендарные рыцари являлись представителями гуннских племен. А сам Артур и его рыцари были из племени сармат. Они были  кочевым народом, живших в Центральной  Азии. В бескрайних степях жили они маленькими кланами в типичных тюркских юртах, верившие в Тенгри, а также в святой дух лошади и мудрость волка. В свое время имя Артур был самым распространенным именем среди тюркских племен, и образовано оно от слов Ар (;r) – «мужчина» + Тур – «повелитель».    Современные историки полагают, что сарматы, захваченные в плен во время войн с римлянами, были легендарными рыцарями короля Артура. Легендарный круглый стол был на самом деле традиционным тюркским воинским собранием – Курултаем. Этот факт стала для истории Запада, как гром среди ясного дня. Прототип тысячи так называемых рыцарей в истории были тюркские рыцари. Эти легендарные воины принесли образ благородного воина – аристократа в Европу. Они остановили зверства Саксов, принесли законность и правопорядок в Британию и наконец, они основали британскую монархию. Это главная причина, почему историю гуннов и их реальную этническую принадлежность пытаются скрыть.

          На протяжении всей истории тюркские народы основывали бесчисленные империи – в Индии, Китае, Персии, Аравии, Европе, от Тихого океана до Атлантики. И во все времена они умирали за идеалы свободы, справедливости и правопорядка народов, среди которых они находились. Без гуннских воинов не было бы ни западного рыцарства и аристократии, не было бы Британской Империи. Некие Скотт Литтлтон и Энн Томас (C. Scott Littleton and Ann C. Thomas) выдвинули т.н. «сарматскую гипотезу», подхваченную впоследствии  Говардом Рейдом. Он утверждал, что вождь бриттов, сражавшийся с саксами, был по своему происхождению  алано-сарматом.  Знаменитый норвежский ученый и путешественник Тур Хейердал пересмотрел устоявшуюся гипотезу о миграции древних людей и выдвинул предположение, что миграция была не с севера на юг – «из варяг в греки» – как считалось ранее, а наоборот – с Абшерона в варяги. Прежде всего следует отметить, что гобустанская наскальная «коллекция» изображений лодок была признана одной из самих древних наскальная изображений. Побывав в Гобустане Хейердал обнаружил рисунки лодок, очень похожие на древние скандинавские корабли. Хейердал утверждал, что лодки изображенные на петроглифах Гобустана идентичны судам предкам древних викингов на которых они ходили вдоль фьордов Норвегии. Он отмечал: “…Такая лодка упоминается в ранних норвежских сагах записанных исландцем Снорре Стурлуссоном ( Snorre Sturlason), до своей смерти в 1241 г. (Снорри, Саги викингов Королей Норвегии Английский перевод:. JM Stenersens Forlag, Осло 1987). Согласно саге королей викингов потомков Одина- иммигранта иерарха, они прибыли на судах называющихся Skithblathnir (Skidbladner), которые могут быть сложены, как ткань. Один пришел из земли “Азер” (“Aser”), и, таким образом, его часто называют «Aзa-Один». Легендарной земле людей, известных как Aзер, дано очень точное расположение в саге Сноррe – к востоку от Кавказских гор и Черного моря. Оттуда, согласно тойтже саги, Один, владелец складной лодки, мигрировал со всем своим народом northwestwardly через Россию, земли Саков (Saxland) и Данию в Швецию, где он умер и похоронен будучи уложенным в огромной погребальной насыпи на Сигтуне. Сага об Aза-Одине на его лодке и его маршрут рассматривается северными историками как миф придуманный в Средние века, хотя они и считают этих людей северными кавказцами. Но, пожалуй, лодка Одина может означать, что земля в действительности лежала в стране Азер у вод Каспийского моря к востоку от Кавказа. И в самом деле, в 5 веке до н.э., греческий историк Геродот описал такие чудесные складные лодки, используемые именно в той области, упомянутые в саге Aзa-Одине как родиной Азер”. Все приведенные информации являются достоверными и отражают ту историческую истину, которую прошел тюркоязычные народы. Но почему то современные историки не хотят освещать всю эту историческую действительность.12
 .
               
                Рафик шейх Гюльбала оглы.
                г. Ширван, февраль 2020 г.               



Список литературы:

1.Золото скифов: какие украшения носили наши предки?
    -predki/.
2.К.Томпиев. «Исторические монограммы». 3.Парфянская империя.   
4.Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Михраниды.
5. История и легенды Алтая. Часть 1.
  https://dmitriyraevskiy.livejournal.com/105649.html.
6.Светлана Червонная. «Пантюркизм и панисламизм в российской истории».
  7.Туран (страна). https://ru.ruwiki.ru/wiki/.
8.Мирфатых Закиев. «Происхождение тюрков и татар».
    ZakievGenesisSumersRu.htm.
9.Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Аратта.
10.Андрей Леонов. «Потомки «туранцев» в европейском этногенезе: от саков до
  фрягов».
11.Туран (страна). https://ru.ruwiki.ru/wiki/.
12.Король Артур был тюрком! О, как! https://serg
  -slavorum.livejournal.com/418098.html.



 


Рецензии