Рождественский рассказ

Артэм Григоренц
                Ч Е Л О В Е К А   З А Б Ы Л И
                (рождественский полудокументальный рассказ)

 Судя по самодеятельной армянской театральной труппе в российском областном центре ; нетрудно представить уровень культурных запросов тамошней армянской общины.  Шефствует над коллективом Ашот Барикян, которого там с почтением назвали Еркат, что на армянском означает железо. И не настолько в честь армянского царя Ашота Ерката, сколько в связи с кузнечным делом. Эти он начинал тут свою карьеру, наладив контакт с новоявленными толстосумами. Для их особняков в кузне У Ашота чуть не день и ночь выковывали разные витиеватые оконные решётки, входные двери и ворота – подлинных произведений искусства. Недаром Ашот закончил ереванскую Академию художеств. Помимо художественной обработки металла знает он знает толк в театральном искусстве. Со временем Еркат развил бизнес настолько, что стал главой крупного строительного холдинга.
 Известно, что армяне проживали в ; еще при царе Иване Грозном. Купцы из Айастана привозили сюда, вместе с разными товарами, еще и бродячих канатоходцев–кяндрбазов. Их тепло принимала и щедро одаривала местная публика. Тяга к зрелищам тут живет и по сей день. Поэтому местный театр всегда посещается публикой. А когда в ; возник армянский драмкружок,на его спектакли с стали ходить не только армяне. В репертуаре есть пьесы и на русском языке...
Руководит труппой Радамес, он же Радик Согомонян. Прежде он играл в одном из театров в Армении. Зарплата мизерная, перспектива туманная... По воле судьбы попал в город ; и в поисках работы стал разнорабочим в кузне у Ашота. Вот и родилась у обоих идея организовать народный театральный кружок под режиссёрским руководством Радика. Поначалу дело пошло со скрипом:большинство участников заняты на основной работе, регулярно ходить на репетиции не всегда удаётся, тем не менее, удалось показать публике несколько удачных постановок несложных пьес. Шеф поощрил участников заметными премиями, что и подстегнуло всеобщий энтузиазм.   
 Вдруг стало известно, что в Ереване намечают рождественский фестиваль искусств, Ашот предложил Радику повезти туда труппу…
 Идея вызвала у актёров бурную реакцию. Все взволновались – какую пьесу играть, и, главное, кто поедет на историческую родину, и кто окажется за бортом?! Радик обещал обговорить эти вопросы с шефом.
– Нужно подобрать что-нибудь актуальное... – сказал Ашот – К тому же,спектакль должен увлечь не только армянского зрителя!..
 Радик предложил поставить пьесу живого классика Перча Зейтунцяна «Встать, суд идет!». Произведение посвящено суду над молодым армянином Согомоном Тейлеряном, совершившим в Берлине акт возмездия над Талаат-пашой, который организовал массовое убийсто и гонения армянского мирного населения в 1915 году. Шеф Ашот Еркат охотно поддержал предложение редиссёра.Тем не менее, у актёров возникло сомнение: сумеет ли меценат отправить на фестиваль всех до единого? Чтоб как-то показать причастность к драматургу, многие стали наперебой выдавать о нём свои сведения.
– Перч Зейтунцян учился в Пятигорском институте иностранных языков. – заявила ведущая актриса Армине, она же учительница музыки, - Моя тётка училась курсом младше. Рассказывала, что все девчонки сохли по нему, такой он был симпатяга! Стройный шатен с голубыми глазами. Просто хоть в кино снимай, в главной роли!
– Он и был в кино всегда главным! – сообщил художник Макарян. – По его сценариям снята масса отличных фильмов. «Мое сердце в горах»!
– Перч порядочный человек и большой патриот! – объявил парон Нвер, бывший шеф холодильника. – Родился в Египте и с семьей переехал в Армению. АОДовцы дали ему пост министра культуры. Через год не захотел иметь с ним дело и ушёл в отставку!
 Кто-то из актёров второго плана тоже вставили в тему свои "квадратные пятаки",будто они лично знакомы с господином Перчем, и что он будет рад увидеть их. Но в том не было никакого смысла, поскольку в тот момент позвонил шеф и сообщил, что отправит на фестиваль всю труппу. Мало того, предложил режиссёру привлечь на роли немецких юристов пару актеров из областного драматического театра.
 
…Выступление народного театра из города ; в Ереване прошло больше чем успешно. Эмоциональный накал на сцене и в зале достиг апогея. Актёр, игравший немецкого судью, настолько расчувствовался, что ему стало худо с сердцем. Пришлось даже вызвать скорую.
Среди зрителей была и Астхик Сагоян, десятиклассница одной из продвинутых ереванских школ. Дочь известного художника успешно участвует в школьных театральных постановках. У всех вокруг нет сомнений: ее единственный путь – в театральный институт!
Астхик живёт в одном дворе с Зейтунцяном. Её отец, дружен с ним и даже однажды оформлял некий спектакль по его пьесе.
Переполненная впечатлениями от просмотра спектакля, утром позвонила в дверь Зейтунцяна.

Несмотря на ранний час, парон Перч был уже чисто выбрит, седая шевелюра аккуратно причесана, под мягкой домашней курткой белели выглаженная сорочка и шейный платок.
– О-о! Какие роскошные розы! – воскликнул знаменитый литератор, увидев в руках у Астхик большой пурпурный букет. Опираясь на трость, в последнее время его замучили суставные боли, любезно пригласил войти в гостиную.
– Я еще вчера хотела поздравить вас! Но сколько ни оглядывала зал, вас так и не заметила. – на одном дыхании выпалила Астхик.
– А с чем поздравить? – удивился Зейтунцян и, усадив Астхик в кресло, принялся ставить цветы в высокую вазу. – Сейчас будем пить кофе.
– Нет, нет, спасибо! – занервничала Астхик, изумившись неведению о вчерашнем событии – Кофе я уже пила!
– Ну, что же произошло? В честь чего эти розы?
– Вчера я смотрела вашу пьесу «Встать, суд идет!» в постановке театра из города ;. Сейчас ведь идёт рождественский фестиваль.
– Стало быть, спектакль шел на русском языке? – уточнил писатель.
– Да!
– Замечательно! – оживился Зейтунцян. – Значит, о нашей, общеармянской, проблеме узнает еще больше людей....
– Да.....
– Но почему мне никто не сообщил об этом спектакле?! – вдруг помрачнел Зейтунцян.
– Как?! Я не могла и представить себе, что вы не курсе! – Астхик почувствовала себя виноватой и смущённо засобиралась уходить. – Сегодня воскресенье, у меня занятия в молодежной театральной студии.
– А над чем вы там работаете? – спросил драматург, стараясь сгладить неловкую обстановку.
– Пробуем на зуб Антона Павловича Чехова.
– Чехова?! Замечательно! А ты помнишь слова из его пьесы: «Про меня забыли... Ничего... я тут посижу» – рассмеялся Зейтунцян.
– Конечно! Это сказал Фирс из «Вишневого сада»! – Радостно подхватила Астхик. – Но я уверена, вас вчера забыли только по недоразумению.
– Скорее всего, так и есть! – весело ответил драматург. – Ну, ступай, И еще раз спасибо за эти прекрасные розы с пожеланием счастливого Рождества.
- Спасибо. Вас так же, с наступающим Святым Рождеством!
5.11.2024.


Рецензии