Новогодние Тальцы и синагога 1

Если бы администрация «Тальцов» не решила воспроизвести в натуральную величину синагогу из города Зима, то я в «Тальцы» никогда бы не выбрался. Поэтому, спасибо зиминским «субботникам» за то, что они в 1904 году возвели на берегу Оки в черте села Старая Зима иудейский храм. При Советской власти храм стал сельской администрацией, и приносил местному населению какую-никакую, а пользу. Затем городок при станции Зима, именуемый просто Зимой, разросся, как и село, и оба населённых пункта слились воедино, и вторая администрация больше не понадобилась. Субботникам здание вернуть не додумались, да и нечего культивировать «опиум для народа». Официально, бывший иудейский храм стоял на балансе городской администрации и был её головной болью – под что этот большой дом приспособить, у чиновников не хватало фантазии, а здание требовало капитального ремонта. При коммунистах, на культовую постройку руку никто не поднял, а демократы во всём видели бизнес, и синагогу субботников «пустили с молотка». Брёвна в молельном доме были заготовлены по всем правилам плотницкого искусства – сосны и лиственницы спилили в самые лютые морозы, чтобы «смола не текла», сушили в тени под навесом, чтобы не растрескались, сколько надо выдерживали, доводя до кондиции (до нужной). И только потом, помолясь, возвели синагогу русских иудеев, коими и были субботники. Покопавшись в аналах истории, мне удалось установить, что преобразоваться русским в евреев было делом не простым, но весьма перспективным. Случилось это в эру расцвета крепостного права! И вы сами понимаете, что православный барин никогда не дал бы «добро» на вероотступничество своим крестьянам. А как это могли сделать сами крепостные крестьяне, которые были собственностью барина? Вы представьте – приходят эти крестьяне к барину и говорят: «Ты знаешь, господин, мы тут подумали на досуге, и решили стать иудеями!». Побоище, на этой почве, навечно вошло бы в историю страны… Но этого не случилось, потому что русские крепостные, объявившие себя евреями, по воле Божьей, стали свободными. Только, к воле Божьей, поимел причастность русский император Александр 1-й, к которому напросился на приём авторитетный в высших кругах дворянин. Дворянин этот произнёс пышную речь о том, что существование в цивилизованной стране рабства не приемлемо, тем более что рабы эти – собственно, русский народ. На что царь парировал – крепостные являются частной собственностью, а частная собственность, в цивилизованной стране, священна! Но, не на того нарвался, император расейский! «Если это моя частная собственность – то я могу предоставить своим крестьянам полную свободу! Но первый же жандарм, попавшийся на их пути, должен будет закрыть их в тюрьму и вернуть мне! Так издай же закон, государь, и учреди документ формой своей закрепляющий мою волю на дарование свободы предъявившего бумагу государственным службам.» - сказал один из первых русских демократов. Александр 1-й уважал мнение своих элит – на то он и царь! А почему и не поддержать русских патриотов!? Тем более, что никто от этого не страдает – дело то добровольное! Хочешь бороться с рабством в стране – отпусти своих крестьян, дай им «вольную». А нравится тебе иметь в собственности свои деревеньки с крестьянами, так ради Бога – владей! И оказалось, что умный в Расее того периода, был не только царь – среди освобождённых крестьян нашлись умники «семи пядей во лбу»! Эти умники стали продвигать мысль о том, что, дескать, ныне царь прогрессивный, но – за каждым царём стоят князья, бояре, да дворяне. И этот царь не вечен! А, не дай Бог, помрёт! Кто поручится за то, что следующий царь будет считать «вольную» законным документом и не вернёт ныне вольных крестьян в кабалу? А свободных землепашцев уже набралось под 50 000 душ! Жёны были не в счёт, как и дети. Прибавите к мужикам ещё 50 000 женских душ и по три дитяти на семью (минимум). А это 250 000 вольных россиян! И у них возник вопрос: «Что делать?» ещё до Чернышевского. Внезапно, один мыслитель «от сохи», заявил: «Православная братия! Разве мы не знаем, что иудеи не могут быть крепостными!? Предлагаю, всем свободным русским крестьянам принять веру иудейскую,  соблюдая  их каноны, как Бог положит, а то, ведь еврейских проповедников к нам не допустят! Официально заявим властям, что мы искренне верим в Бога согласно Торе, а в душу никто нам не заглянет! Зато, останемся свободными навсегда!». Сказано – сделано! Среди свободных крестьян началось повальное отречение от веры Православной. Это приобрело форму эпидемии, и следующий монарх вынужден был с этим активно бороться. Он не стал вешать, рубить головы и сажать в тюрьмы - потому что император Всея Руси был не дурнее религиозного философа «от сохи». В русской Сибири, русского населения было «впрочёску», и надо было заселять эти земли русскими людьми – это было бы гарантией того, что новые земли останутся русскими навсегда. И не было лучшего решения проблемы, чем сослать русских иудеев далеко за Урал. Почему этот вариант был лучшим? Так ведь субботники не пили, не курили, почти не матерились, были примерными семьянинами, прирождёнными земледельцами, и скотина у них велась, и птица, и холст добрый ткали, и пасеки держать могли, и рыба у них ловилась, и охотниками они были примерными. И самое главное – отказаться от поездки в Сибирь они не могли, как и каторжники. Вот так и попали субботники в Нижнеудинск, Старую Зиму, а ещё в уездный городок Балаганск и прочие местечки Иркутской губернии. Встретили их тут, как родных – нарезали им земельных участков под «заимки» (хутора). Это настоящим евреям запрещалось проживать в сельской местности и заниматься сельским хозяйством (поэтому они и не могли быть крепостными), а то вся русская деревня работала бы на них, учитывая их бизнес-хватку. А субботники были русскими людьми с неким еврейским колоритом. Зря их в Гражданскую белогвардейцы и бело-чехи попутали с настоящими евреями и стали в Старой Зиме устраивать «еврейские погромы». Субботники организовали свой партизанский отряд под руководством восемнадцатилетнего Давида Пятигорского, и пошли на соединение с партизанским отрядом большевиков и комсомольцев под руководством Ивана Новокшонова.  Тот уже был «в годах» - намедни, ему «стукнуло» двадцать три года. Так создатель первой комсомольской ячейки в Иркутске отклонился от «линии партии» и воевал с колчаковцами и интервентами в одном конном строю с сектантами. Эти боевые действия были так успешны, что противник заключил с Новокшоновым договор о трёхверстовой зоне вдоль железной дороги в районе станции Зима. То есть - православный белогвардейский станционный гарнизон и католики бело-чехи отказались от «еврейских погромов» в Старой Зиме и не грабили местное население прилегающих к станции сёл и деревень, а партизаны не нападали на посты и караулы, не раскручивали стыки на рельсах и не взрывали мосты. Действия нарушителей договора жестоко пресекались. Старо-зиминские субботники, и в Отечественную сражались с фашистами не щадя жизни. И были в нашем городке вполне уважаемыми людьми. Но в 90-х на них «наехали» синие от наколок христиане, разобрали на стройматериалы деревянный иудейский храм и продемонстрировали, что на родине им не рады. Многие уехали тогда в Израиль, кто-то вступил в другие секты, другие приняли Православие, только бы не покидать родных мест. И вот - властями Иркутской области было официально заявлено, что в музее деревянной архитектуры под открытым небом, с красивым названием Тальцы, возведут деревянные храмы всех конфессий, исстари проповедовавших на нашей земле свои мировоззрения о Боге. Каких-то лет пятнадцать не хватило на то, чтобы к истокам Ангары из Байкала увезли разобранную по брёвнышку настоящую деревянную синагогу из Старой Зимы. А теперь, по её чертежам из Зиминского БТИ возвели её копию. И я расстроился тому, что это уже не Зиминская синагога субботников, а просто копия деревянного иудейского молельного дома. Но есть такая наука – логика. Если евреям, как представителям нации, официально разрешалось жить в городах, а в сельской местности, свободно могли проживать лишь русские субботники, то и деревянную синагогу, в Иркутской губернии, строили по утверждённому в Иркутске плану здания именно субботники. Настоящая еврейская синагога есть в Иркутске – и она каменная. Так что – в Тальцах воссоздана заново именно синагога субботников – русских иудеев.


Рецензии
Интересная информация. Спасибо.
О субботниках в Израиле у меня есть два очерка:
1/Потомки царского конюха
2/Русские и немцы в Палестине
Будет время и желание - ознакомтесь.
С новогодними пожеланиями всего наилучшего.

Геннадий Шлаин   31.12.2024 19:30     Заявить о нарушении
Спасибо. С Новым годом!

Старый Мент   31.12.2024 21:01   Заявить о нарушении